Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС
презентация

Биткина Татьяна Юрьевна

«Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости исполняемой  работы, возможность доставлять радость другим
».

В.А.Сухомлинский

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС МБДОУ «Детский сад №67 «Крепыш» Воспитатель Биткина Т.Ю.

Слайд 2

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости исполняемой работы, возможность доставлять радость другим ». В.А.Сухомлинский

Слайд 3

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества; - развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Слайд 4

Компоненты трудовой деятельности 2- 4 года 5-7 лет Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент. Необычность действия, привлекательное оборудование, желание действовать как взрослые Порадовать близкого человека, стремление сделать что-то полезное Цель - это то, к чему надо стремиться. Ставит цель взрослый в совместной с ребенком деятельности. Способны самостоятельно поставить цель труда. Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Развитие трудовой деятельности. У детей сформирован определённый трудовой опыт, но и развиваются обобщенные трудовые умения. Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу. Осуществляется взрослыми в совестной деятельности с ребёнком. Способность самостоятельно планировать свою деятельность в доступных видах труда. Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. Не могут увидеть и оценить результат своих действий. Они увлекаются самим процессом. Не завершают начатое дело до конца. Г лавным компонентом трудовой деятельности является результат.

Слайд 5

Основные виды труда в детском саду: Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Труд в природе - в уголке природы, в цветнике, на огороде. Ручной труд - изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву .

Слайд 6

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам 1-я младшая группа 2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовитель- ная группа Начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслу-живание Продолжается формирование у детей желания к посильному труду. Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания. Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата . Сформирован- ные навыки и умения совершенствуются.

Слайд 7

1 младшая группа ( 2-3 года) Вид труда Овладение трудовой деятельности Самообслуживание Под контролем взрослого развивать у детей навыки мытья рук. Формировать навык пользования индивидуальными предметами. Обучать детей порядку одевания и раздевания. Во время еды правильно пользоваться ложкой. Хозяйственно-бытовой труд Чтение художественной литературы, рассматривание картинок, игры- потешки с куклами, игры со строительным материалом. Игровые образовательные ситуации: «Угости Мишу чаем», «Укладывание Маши спать», «Одень куклу на прогулку» и т.п. Труд в природе Игровые образовательные ситуации по ознакомлению с растениями (трава, дерево, цветы)

Слайд 8

2 Младшая группа (3-4 года) Вид труда Овладение трудовой деятельности Самообслуживание Соблюдение последовательности действий при мытье рук и умывании. Знать своё полотенце и пользоваться им. Самостоятельно одеваться в правильной последовательности, прибегая к помощи взрослых в трудных случаях(застёгивание, завязывание), знать свои вещи, не путать с одеждой других детей, следить за опрятным внешним видом, замечать красоту выстиранной выглаженной одежды и радоваться ей. Во время еды умело пользоваться столовыми приборами, своевременно пользоваться салфеткой, не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу. Хозяйственно-бытовой труд Игровые образовательные ситуации: « Мишка моет посуду»; « Накорми куклу Катю»; «Одень куклу на прогулку». Выполнение элементарных поручение. После игры убирать на место игрушки, строительный материал. Формирование умений, необходимых для дежурства по столовой (со второй половины года); помогать накрывать стол к обеду ( раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), ставить салфетницы на стол и т.п.) Труд в природе Рассматривание иллюстраций к книгам, предметных, сюжетных картинок. Образовательные ситуации: «Мытье комнатных растений», «Посадка лука», «Ознакомление с растениями».

Слайд 9

Средняя группа (4-5 лет) Вид труда Овладение трудовой деятельности Самообслуживание Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Закреплять умение пользовать расческой, носовым платком. Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывая рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды. Хозяйственно-бытовой труд Учить основным (базовым процессом): сервировка стола; мытье игрушечной посуды; вытирание пыли со стульев; стирка салфеток. Образовательные ситуации: «Как об обуви заботиться», «Путешествие в страну одежды», «Путешествие в страну посуды» и т.п. Экскурсии на кухню, в прачечную. Труд в природе Образовательные ситуации: « Мытье комнатных растений», «Посадка лука», «Посадка крупных семян», «Ознакомление с растениями». Экскурсии (природоведческие в разные времена года) в виде презентации. Наблюдение за работниками ДОУ. Презентации по ознакомлению с трудом взрослых.

Слайд 10

Старшая группа (5-6 лет) Вид труда Овладение трудовой деятельности Самообслуживание Формировать привычку следить за чистотой тела, самостоятельно чистить зубы. Следить за чистотой ногтей, опрятностью прически. При кашле и чихании закрывать рот и нос. Аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдая порядок. Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом. Хозяйственно-бытовой труд Дежурство по столовой, занятиях. Образовательные ситуации: «Наше дежурство», «Приготовление бутербродов», «Как заботиться о своей одежде (обуви)», «»Праздник в детском саду». Экскурсии на кухню, в прачечную. Труд в природе Образовательные ситуации: «Дежурство в уголке природы»(беседа с показом приемов работы); «Уход за комнатными растениями и первая подкормка их»; «Посадка семян гороха, лука, петрушки»; «Беседа о труде людей осенью(зимой, весной, летом)». Экскурсии (природоведческие в разные времена года) в виде презентации. Презентации по ознакомлению с трудом взрослых. Реализация проектов. Ручной труд Навыки ручного труда формируются как на занятиях по конструированию, так во время самостоятельной деятельности. Дети обучаются способами работы с разными материалами: бумагой, картоном, природным материалом.

Слайд 11

Подготовительная группа (6-7 лет) Вид труда Овладение трудовой деятельности Самообслуживание Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальными полотенцами, чистить зубы, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расчёской, следить за своим внешним видом. Быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определенной последовательности, следить за чистотой одежды и обуви. Правильно пользоваться столовыми приборами есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом, полоскать рот после еды. Хозяйственно-бытовой труд Дежурство по столовой, занятиях. Образовательные ситуации: «Наше дежурство», «Приготовление бутербродов», «Как заботиться о своей одежде (обуви)», «Праздник в детском саду», «Учимся следить за своим внешним видом». Экскурсии на кухню, в прачечную. Труд в природе Образовательные ситуации: « Ознакомление с комнатными растениями»; «Пересадка комнатных растений»; «Черенкование растений»; «Уход за комнатными растениями и первая подкормка их»; «Беседа о труде людей осенью(зимой, весной, летом)». Экскурсии (природоведческие в разные времена года) в виде презентации. Презентации по ознакомлению с трудом взрослых. Реализация проектов. Ручной труд Навыки ручного труда формируются как на занятиях по конструированию, так во время самостоятельной деятельности. Дети обучаются способами работы с разными материалами: бумагой, картоном, природным материалом, тканью, деревом.

Слайд 12

Как часто организовывать трудовую деятельность? самообслуживание ежедневно Ручной труд еженедельно Хозяйственно-бытовой труд еженедельно 20-25 мин Труд в природе (на участке, в группе) ежедневно 10-15 мин до 20 мин Так участвуя то в одном, то в другом виде труда, дошкольни­ки получают возможность ежедневно трудиться.

Слайд 13

ДОЗИРОВКА ТРУДА Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 4-5 лет 15-20 минут Дети 3 - 4 лет 10 - 15 минут Дети 6-7 лет 20-30 минут Для того чтобы не допустить перегрузки, производить смену действий через 10-15 минут

Слайд 14

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА поручения дежурства коллективный труд

Слайд 15

ПОРУЧЕНИЯ - возложение на ребенка конкретного зада­ния, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу. . ОСОБЕННОСТИ ПОРУЧЕНИЙ : всегда исходят от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, кон­кретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значе­ние имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста; дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключа­ется элемент требования, с помощью которого малыш приучается дей­ствовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правиль­ностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца; предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; дают возможность воспитателям повседневно, систематичес­ки приобщать детей к посильному труду; создают в группе деловую атмосферу.

Слайд 16

СОДЕРЖАНИЕ ПОРУЧЕНИЙ: В младшей группе носят индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, по­мочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с про­гулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.; В старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), да­ются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада)и др.

Слайд 17

ДЕЖУРСТВА — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности, предполагающий обязательное выполнение ребёнком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурств происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение: - ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. - позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, понимание необходимости своей работы для всех, - формируют у детей желание потрудиться ради других, - формируют проявление заботливого отношения к своим товарищам, к животным и растениям, - воспитывает умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Слайд 18

Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. ВИДЫ ДЕЖУРСТВ, КОТОРЫЕ ВВОДЯТСЯ ПОСТЕПЕННО: Дежурства по столовой (2-ая мл. группа вторая половина года), Дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа, 2-я половина года). Дежурства по уголку природы (старшая группа). Наблюдая работу дежурных следует обратить внимание на умение детей : во второй младшей группе: действовать при помощи взрослых, на желание включаться в труд самостоятельно, без помощи окружающих ; в средней группе: на умение детей начинать дежурить без напоминаний, работать в определенной последовательности, не отвлекаться, доводить начатое дело до конца; в старшей и подготовительной группах : на умение самостоятельно распределять обязанности, последовательно выполнять все необходимые действия, соблюдать в работе все правила гигиены (мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и т. д.).

Слайд 19

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД -общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы Широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА ДЕТЕЙ: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформления зала к празднику и т.д. Обычно коллективный труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате – во вторую половину дня.

Слайд 20

Способы объединения детей в труде Труд рядом используется, начиная с младшей группы ; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно ре­шаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого вни­мания к делу, умение доводить его до конца; Общий труд - один из видов коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участни­ков; Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать се­бя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедить­ся в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности / Совместный труд , его особенностями являются: Наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети ока­зываются в зависимости друг от друга); Неодновременное включе­ние детей в процесс деятельности; Каждая из предложенных опе­раций имеет некоторую законченность; Представляет большие воз­можности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Слайд 21

Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна: обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Слайд 22

Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях». Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками

Слайд 23

Вывод: Только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. «Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства" К. Д. Ушинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

«Воспитание ценностного отношения дошкольника к труду в МБДОУ с учетом ФГОС ДО»Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется це...

Современные формы трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Консультация для педагогов на тему "Современные  формы трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО...

Консультация «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС»

1.      Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.2.      Развитие профессиональных качеств педагогов по...

Тематический контроль «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Тематический контроль «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

«Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС».

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель ре...

Семинар для педагогов «Современный подход к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС Центр трудовой деятельности в младшей группе

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следу...