Психологическая готовность к школе (Программа для детей 6-7 лет)
методическая разработка (подготовительная группа)

Ляпина Ирина Валерьевна

Психологическая готовность к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_i.v._dorozhka_k_shkole_2020-2021.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по профилактики эмоционально-волевого поведения,  развитию познавательной сферы,  коммуникативных навыков у детей 6-7 лет

подготовительная группа

"Дорожка к школе"»

 

(методическое пособие)

Педагог-психолог:

Ляпина

Ирина Валерьевна

Г.Канск

1. Целевой раздел Программы

Пояснительная записка

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть готов к нему психологически.      

Проблемой психологической готовности к школе, ее изучением, обоснованием критериев готовности к школьному обучению занимались многие психологи, педагоги, физиологи. Интерес к указанной проблеме, по мнению Н.И. Гуткиной объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший, крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.

Программа «Дорожка к школе» позволяет комплексно решать задачи всесторонней психологической подготовки к школе детей, в рамках введения и учета ФГОС НОО.

Последние исследования психологов показали, что о готовности ребенка к школе надо судить не только по его интеллектуальным умениям (умению читать и считать), но также по другим показателям.

Поведенческий показатель,  то есть умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования. Далеко не все дети 6,5 лет достигают соответствующего умения произвольной регуляции поведения, так как это зависти не только от воспитания, но и от темпов созревания коры головного мозга.

Мотивационный показатель, то есть желание ребёнка учиться, принятие на себя  «роли ученика», переход его внутренней позиции от дошкольника к школьнику. Чаще всего ребенок личностно созревает к семи годам: к этому времени игровая  мотивация уступает место учебной, происходит созревание лобных долей мозга, что сказывается и на поведении дошкольника – оно становится более уравновешенным и целенаправленным.

Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведение аналогий, как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель.

Оригинальность программы состоит в использовании  подходов  и технологий в развитии:

  • игровые методы (подвижные, развивающие игры);
  • сказкотерапевтические техники  (проживание детьми ситуаций);
  • музыкотерапия (дополнение музыкальным сопровождением других приемов для усиления их воздействия);
  • интеллектуальные игры и задания;
  • коммуникативные игры.

Цель и задачи программы.

 Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.

Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

Базовые принципы построения программы:

  • систематичность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • развивающий и воспитывающий характер обучения.

Возрастные психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

        Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребёнка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребёнок усваивает определённую систему ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе. На седьмом году жизни ребёнок начинает осознавать своё место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребёнок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребёнок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умения контролировать свои действия и оценивать их результат. Если для маленького ребёнка важен лишь результат, его внимание не концентрируется на способах выполнения действия, то старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребёнок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнивать полученный результат с образцом, увидеть расхождения.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребёнок становится готовым к принятию новой для него роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Планируемые  результаты освоения программы

Предполагается, что в ходе занятий дети дошкольного возраста получат новые теоретические, практические  знания, умения, навыки для развития интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы ребёнка, это  будет способствовать благоприятному прохождению адаптации детей к условиям школьного обучения.

На развивающих занятиях дети должны научиться:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- опосредовать свою деятельность с речью;

- знать правила поведения в школе, обществе;

- замечать и исправлять недостатки собственного поведения;

2. Содержательный раздел Программы

Основное направление работы

На занятиях дети знакомятся со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно общаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективные стратегии поведения в тех или иных школьных ситуациях. В ходе сюжетной линии дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников, эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а также приобретают навыки групповой работы, учатся соблюдать правила игры.

     Программа предназначена для работы с детьми от 6 до 7 лет и включает в себя 18 занятий, которые проводятся один раз в неделю.  

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 4 месяца.

Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут. Оптимальное количество участников 6-12 человек. Структура каждого занятия следующая:

Занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап

- Создание эмоционального настроя в группе;

-упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2.  Мотивационный этап

- Сообщение темы, появление персонажа;

- исходный уровень знаний детей по теме.

3. Практический этап

- Новая информация на основе имеющихся данных;

- задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,   мышления, воображения) и творческих способностей.

4. Рефлексивный этап

- Подведение итогов занятия.

Программа составлена на основе:

 Программа  психологических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик - семицветик». Куражева  Н.Ю;

 Панфилова М.А. «Лесная школа» Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников.

Основные формы работы.  Подгрупповые занятия, включающие сказкотерапию, игровые упражнения (развивающие, релаксационные, графические, пальчиковые и др.), рефлексивно – дидактические игры и творческие задания.

Работа с родителями и педагогами:

Содержание работы с педагогами заключается в оказании им психологической и информационной помощи.        

Приоритетные задачи:

  • Знакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей старшего дошкольного возраста;
  • Обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
  • Помогать создавать условия, способствующие развитию у детей не только познавательной, но и эмоционально-волевой сферы при осуществлении  подготовки к школе.

Формы работы с педагогами: индивидуальные и групповые

- консультации;

- лекции-дискуссии.

Работа с родителями заключается в оказании психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.

Форма работы с родителями: индивидуальные и групповые

- консультации;

- родительские собрания;

- анкетирование.

3. Организационный раздел Программы

Используемый психодиагностический комплект

Основная цель психологического обследования ребёнка «на старте» школьного обучения заключается в выявлении зоны ближайшего развития, а также индивидуально-психологических особенностей, поведенческих характеристик.

Только своевременная диагностика может обеспечить надёжный прогноз дальнейшего развития и обучения ребёнка, а также успешность развивающей работы, приводящей к психологической готовности детей к обучению в школе.

При существовании различных подходов к определению структуры психологической готовности общая точка зрения отечественных учёных на данный вопрос заключается, что это многокомпонентное образование, включающее параметры психического развития, наиболее  существенно влияющее на успешность обучения в школе. Компоненты психологической готовности к школьному обучению:

  • личностно-мотивационный;
  • интеллектуальный
  • эмоционально-волевой
  • социально-психологический

Поскольку психологическая готовность к школе – сложное многокомпонентное образование, то, нет и не может быть  единственной методики, её измеряющей. А также в соответствии с Положением о службе практической психологии в сфере образования, психолог имеет самостоятельно определять комплекс диагностических мероприятий и подбирать необходимый психологический инструментарий. Для этой цели из огромного количества методик были выбраны наиболее информативные, прогностические и вместе с тем удобные для использования.

Интеллектуальная готовность:

  • «Последовательность событий» А.Н. Бернштейн
  • «Парные аналогии»   Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Волевая готовность:

  • Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконин
  • Тест «Запрещенные слова»

Эмоционально-личностная готовность:

  • «Тревожность» Р. Тэммл, М.Дорки, В. Амен
  • «Лесенка»  Н.В. Нижегородцева

Мотивационная готовность:

  • «Беседа о школе» Т.А. Нежнова
  • «Мотивы учения»  М.Р. Гинсбург

Материалы и  пособия

  • настольно-печатные игры;
  • плоскостные персонажи;
  • доска;
  • карандаши;
  • бумага писчая,
  • тетради в клетку (на каждого ребенка);
  • ковер, записи классической, детской  и релаксационной музыки.

Тематическое планирование

п/п

Месяц

Тема

Цели

Материал, оборудование

1

Ноябрь

Занятие 1. Создание «Лесной школы»

 Знакомство детей друг с другом

 Развитие навыков вербального и невербального общения

 Снятие телесного и эмоционального напряжения.

Создание эмоционально положительного климата в группе.

-карандаши

-бланки с заданиями для детей «Домик»

2

Ноябрь

Занятие 2 Смешные страхи

сплочение группы, развитие умения выступать публично.

развитие навыков вербального и невербального общения

снятие телесного и эмоционального напряжения.

развитие эмоциональной сферы, обучение различению эмоции «страх» по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

развитие памяти, внимания,воображения.

-персонажи сказки      

-цветные карандаши

-пиктограмма «Страх» разрезные картинки с пиктограммой «Страх» для каждого ребенка

-фотографии людей, испытывающих страх

-бланки с заданиями для детей

-разрезные картинки

3

Ноябрь

Занятие 3

Игры в школе

развитие коммуникативных навыков

развитие внимания, воображения, памяти

развитие умения выступать публично

развитие мелкой мускулатуры рук

развитие произвольности психических процессов

персонажи сказки цветные карандаши  бланки с заданиями для детей  

4

Ноябрь

Занятие 4

Школьные правила

развитие навыков культурного общения обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию

 развитие внимания, мышления, памяти

развитие мелкой моторики

развитие произвольности психических процессов

- персонажи сказки

-цветные карандаши  

-задания для детей  

-настольно-печатная игра «Что хорошо, что плохо»  

5

Декабрь

Занятие 5 Жадность

развитие эмоциональной и коммуникативной сферы

развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления

развитие мелкой моторики

-персонажи сказки

-карандаши  

-задания для детей

-разрезная картинка для коллективной работы (любая)  

-карточки с изображением животных  

-мешочек с игрушечными фруктами и овощами

6

Декабрь

Занятие 6 Волшебное яблоко (стыд)

развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение

развитие эмоциональной и коммуникативной сферы

развитие внимания, мышления

развитие мелкой моторики

-персонажи сказки

-цветные карандаши  

-бланки с заданиями для детей

-пиктограмма «Стыд», -разрезные картинки с пиктограммой «Стыд» для каждого ребенка  

-мяч, конверт  

-рзрезанная картинка «яблоко»

7

Декабрь

Занятие 7 Школьные оценки

развитие навыков общения детей

развитие мышления (анализ, логическое мышление)

развитие внимания (зрительное, слуховое, распределение)

 развитие произвольности психических процессов.

-персонажи сказки

-цветные карандаши

-бланки с заданиями для детей

-парные картинки из двух наборов детского лото

-мяч

8

Декабрь

Занятие 8 

Игры в школе

развитие навыков общения детей

развитие мышления (анализ, логическое мышление),внимания (зрительное, слуховое, распределение)

развитие ориентировки в пространстве

развитие мелкой моторики

развитие произвольности психических процессов.

-персонажи сказки -цветные карандаши

-бланки с заданиями для детей

-ладошки, вырезанные из синего, красного, желтого картона

-конверт со схемой

9

Январь

Занятие 9 

Правила поведения

развитие эмоциональной и коммуникативной сферы

 развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления развитие мелкой моторики

-персонажи сказки

-цветные карандаши

-бланки с заданиями для детей

-колокольчик  

-предметные картинки

10

Январь

Занятие 10

Подсказка

развитие эмоциональной и коммуникативной сферы

развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления

развитие мелкой моторики

-персонажи сказки

-цветные карандаши  

-бланки с заданиями для детей  

-аудиозапись с веселой и спокойной музыки

11

Январь

Занятие 11

Ябеда

развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии

развитие внимания, мышления, воображения

развитие навыки вербального и невербального общения развитие произвольности психических процессов

-цветные карандаши  

-бланки с заданиями для детей

-аудиозапись с веселой и спокойной музыки

- песня «Настоящий друг»

12

Февраль

Занятие 12

Спорщик

развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии

развитие внимания, мышления, воображения

развитие навыки вербального и невербального общения

развитие произвольности психических процессов

-персонажи сказки

-цветные карандаши

 -бланки с заданиями для детей

-книга с загадками

13

Февраль

Занятие 13

Обида

развитие эмоциональной сферы детей

развитие внимания, мышления, воображения

развитие навыки вербального и невербального общения развитие мелкой моторики

развитие произвольности психических процессов

-персонажи сказки

-цветные карандаши  

-бланки с заданиями для детей

-послание

-зеркало

14

Февраль

Занятие 14

Хвосты

развитие эмоциональной сферы детей

развитие внимания, быстроты реакции

развитие логического мышления, восприятия. развитие мелкой мускулатуры рук

развитие произвольности психических процессов

-персонажи сказки

-цветные карандаши  бланки с заданиями для детей

-стихотворения С.Я.Маршака «О мальчиках и девочках»

-кольцо

15

Февраль

Занятие 15

 Драки

развитие эмоциональной сферы детей

Развитие внимания, мышления, воображения

 развитие навыки вербального и невербального общения  развитие мелкой моторики

  развитие произвольности психических процессов

-персонажи сказки

-цветные карандаши  бланки с заданиями для детей

16

Март

Занятие 16 Дружная страна

развитие эмоциональной сферы детей

развитие внимания, мышления, воображения

развитие навыков вербального и невербального общения

развитие мелкой моторики

развитие произвольности психических процессов

-персонажи сказки

-цветные карандаши  бланки с заданиями для детей

17

Март

Занятие 17

Грубые слова

развитие навыков вербального и невербального общения

развитие мелкой моторики

развитие произвольности психических процессов

развитие эмоциональной сферы детей

развитие внимания, памяти.

-персонажи сказки

-цветные карандаши  бланки с заданиями для детей

- цветок ромашка, сделанный из цветной бумаги.

18

Март

Занятие 18

До свидания, Лесная школа!

Закрепление полученного материала

-персонажи сказки

-цветные карандаши

-листы белой бумаги

19

Март-Апрель

Диагностика

Протоколы

Приложение

Литература:

1.Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: ООО «нациольный книжный центр», 2013. – 72с.+СD (Психологическая служба)

2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2004.

3.Куражева  Н.Ю. «Цветик - семицветик». Программы психологических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников». – СПб: Речь, 2014. – 208с.

4.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психолгов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001. – 256с.

5.Панфилова М.А. «Лесная школа» Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

"ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»

Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:•помочь, не рассердившись;•не кричать, принимать спокойно все так, как есть;•не унижать;•не обижать;•не сравнивать с другими своего...

Отчет по самообразованию "Развитие психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста"

Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов...

Результаты психологического обследования детей МБОУ «СОШ № 2» дошкольные группы (№ 4) По готовности к школе (программа Л.А. Ясюковой)

СправкаПо результатам психологического обследования детейподготовительных групппо программе«Методика определения готовности к школе» (Л.А.Ясюкова) за 2014-2015 учебный год...

«Роль мотивации в психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»

Мотивация – мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие её направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотива...

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ШКОЛУ У СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ДЕТЕЙ, С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ - ЛЕПБУК.

Быть готовым к школе – значит достичь определенного уровня развития мыслительных операций – умений выделять существенное, сходное и отличное, сравнивать явления, находить причины...

Психологическая готовность к обучению в школе детей 6-7 летнего возраста

Старший дошкольный возраст (6 - 7 лет) характеризуется, как пора важнейших изменений в организме ребенка. В данный период происходит активное развитие и совершенствование всех органов и систем, в том ...