Психологическая готовность к обучению в школе детей 6-7 летнего возраста
статья

Пшенникова Юлия Константиновна

Старший дошкольный возраст (6 - 7 лет) характеризуется, как пора важнейших изменений в организме ребенка. В данный период происходит активное развитие и совершенствование всех органов и систем, в том числе развитие и дифференцировка разных отделов центральной нервной системы. Быстро развиваются все сферы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к обучению в школе детей 6-7 летнего возраста

Старший дошкольный возраст (6 - 7 лет) характеризуется, как пора важнейших изменений в организме ребенка. В данный период происходит активное развитие и совершенствование всех органов и систем, в том числе развитие и дифференцировка разных отделов центральной нервной системы. Быстро развиваются все сферы: физическая, эмоционально – эстетическая, интеллектуальная.

Развитие познавательных и мыслительных психических процессов (внимания, мышления, воображения, памяти, речи), является характерной особенностью данного возраста.

Внимание. Если в течение дошкольного возраста доминирующим у детей считается непроизвольное внимание, то к окончанию дошкольного возраста постепенно развивается произвольное внимание. Ребенок начинает его осознанно устремлять и удерживать на конкретных предметах и объектах.

Память. Также к концу дошкольного возраста происходит развитие и слуховой и произвольной зрительной памяти. Память приступает выполнять главную роль в организации психических процессов.

Развитие мышления.  Наиболее высокого уровня к концу дошкольного возраста достигает развитие наглядно-образного мышления и постепенно развивается логическое мышление, что оказать содействие в формировании способности ребенка выделять основные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сопоставления, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому оказывают содействие разные игры, внезапные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

К концу дошкольного возраста психическое развитие и становление личности ребенка непосредственно связаны с развитием самосознания. У детей 6 - 7 летнего возраста развивается самооценка на основе осознания успешности собственной деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, похвалы взрослых и родителей. Ребенок способен осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Правильная самооценка показывает уровень готовности ребенка к школе.

У детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание собственного социального «я» и появление на этой основе внутренних позиций.

В качестве важного новообразования в формировании психической и личностной сферы ребенка 6 - 7 летнего возраста считается соподчинение мотивов. Понимание мотива «я должен», «я смогу» понемногу начинает превалировать над мотивом «я хочу».

 Ребенок данного возраста пытается самоутвердиться в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают разные сферы.

Постижение своего «я» и появление на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста пробуждает новые потребности и стремления. Игра, являющаяся ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста, не может до конца приносить удовлетворение ребенку, возникает необходимость выйти за рамки собственного детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», а это является одним из главных итогов и особенностей личностного и психического развития ребенка 7 летнего возраста.

Во многом, успешность обучения зависит от уровня подготовки ребенка к школьному обучению.

Мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность являются составными компонентами психологической готовности к обучению ребенка в школе.

Мотивационная готовность к школе характеризуется степенью формирования познавательного интереса, осмысленным желанием учиться и устремлением добиваться успехов в учении. Однако познавательная активность в данный период имеет мерцающий характер, то есть во время занятий дети часто проявляют пассивность, но при включении игровых ситуаций демонстрируют высокий уровень познавательной деятельности.

Социально – личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», которая предполагает конкретный круг обязанностей. Социально-личностная подготовленность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенную степень развития самосознания. У детей в этот период «делового сотрудничества» хорошо развито умение слышать и слушать, четко выполнять инструкции педагога.

Кроме того, социально-личностная готовность включает сформированность у детей коммуникативных навыков и качеств, требуемых с целью общения и взаимодействия с ровесниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к обучению в школе является значимой предпосылкой успешности обучения, так как сопряжена с формированием познавательной активности и мыслительных психических процессов - умением обобщать, сопоставлять предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе существующих сведений. Наглядно - образное мышление - основной вид мышления в старшем дошкольном возрасте, но формируется наглядно- логическое мышление.

Важнейшей составной частью психологической готовности ребенка к обучению в школе, считается эмоционально-волевая готовность, включающая в себя сформированность конкретных навыков, умение управлять собственным поведением, эмоциональную устойчивость, развитость навыков произвольной регуляции внимания. Главным новообразованием является произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевых качеств.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: умение ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия и исполнять его, проявлять волевое усилие при необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия. Все это помогает развивать такие волевые качества, как дисциплинированность, организованность, активность, восприимчивость требований взрослых [13, с.73].

Ознакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, которые необходимы будущему первокласснику

Общая эрудиция.

Первокласснику необходимо обладать знаниями и представлениями об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника и т.п.), знаниями о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

Математические знания.

Ребенок должен знать:

-  цифры и знаки «+» и «-»;

-  смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;

-  количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

-  знать простые геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

-    читать числа до 10.

-    считать до 10 (прямой и обратный счет);

-  решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;

-    решать примеры в пределах 10.

Требования к уровню устной грамотности.

Ребенок должен знать:

-  средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

-   ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

 Ребенок должен уметь:

-  устно уметь пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

-   обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

-   четкое произношение всех звуков родного языка;

-  умение ребенка говорить, изменяя динамику, тихо - громко - тихо, изменяя темп речи: быстро - медленно - быстро;

-  употреблять в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

-  должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

-  ребенок должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

-  ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

-  уметь своими словами объяснять смысл пословицы, стихотворения.

Требования к уровню грамматических навыков:

-   развитость мелкой моторики пальцев рук;

-  умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

-   умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.

Требования к уровню развития мышления и воображения:

-   умение выполнять действие.

-  умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

-  умение построить простые умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Цель работы: выявить, раскрыть и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе....

Отчет по самообразованию "Развитие психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста"

Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов...

«Роль мотивации в психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»

Мотивация – мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие её направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотива...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...