Методическая разработка : «Лего - технология как основа развития познавательной активности у дошкольников»
консультация (средняя группа)

Внедрение ЛЕГО- технологии в образовательный процесс ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«Лего - технология как основа развития

                              познавательной активности у дошкольников»

Теоретическая значимость занятий.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципу развивающего образования.

Актуальность Лего - технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:

- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;                                                                                                                       -позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Принципы организации деятельности                                                                   1.Доступность и наглядность изучаемого материала.

2.Систематичность, последовательность обучения и воспитания.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

4.Предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы. Практическая значимость занятий.

Занятия с использованием ЛЕГО -технологии помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Занимаясь с Лего, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей  и, следовательно, планировать деятельность. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Внедрение ЛЕГО- технологии в образовательный процесс ДОУ.

1.Почему мы стали внедрять ЛЕГО – технологию в образовательный процесс детского сада? Важнейшей отличительной особенностью стандартов является системно -деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Используя в образовательном процессе ЛЕГО – технологию можно легко осуществить интеграцию разных видов деятельности. Так, например, в ходе создания коллективной работы по теме «Зоопарк» воспитатель, работающий в логике интегративного подхода, сможет решить задачи не только из образовательной области «Познавательное развитие», но и таких как: «Художественно – эстетическое развитие» - даст возможность детям проявить творческие навыки; «Социально  - коммуникативное развитие» - создаст ситуацию, стимулирующую эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие; «Речевое развитие» - продолжит формировать умения детей работать во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, вступать в диалог, договариваться с партнёром во время совместного строительства и игры, распределять обязанности, организовывать коллективный труд, стимулировать развитие связной речи во время описания своих построек; «Познавательное развитие» - сможет закрепить у детей понятия: величина, цвет, состава числа, прямого и обратного счёта, заняться с детьми изучением геометрического материала, построением логических цепочек, заданиями на чередование.

Обучение от простого к сложному с учётом возраста

-Первый этап работы: Начинать работу следует с исследования деталей конструктора, определение их свойств. (исследовать детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверить опытным путем на прочность и плавучесть, определить с ребятами название каждой формы и способы соединения кубиков(соединение стопкой, внахлест, ступенчатое).

-Второй этап: Выполнить постройки с помощью наглядной модели из крупного конструктора из небольшого количества деталей (3-5) с последующим увеличением деталей.

-Третий этап: Конструирование по схемам.

На следующем этапе, усложняем виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем с использованием различных видов конструктора.

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Основной целью Лего- технологии является формирование пространственной системы познания окружающего мира детей дошкольного возраста, когда ребенок воспроизводит объекты реальности в легкой игровой форме, помогает усвоить сенсорные эталоны, математические величины, геометрические фигуры.

Разнообразие тематик образовательной деятельности с применением конструкторов способствует более полному усвоению материала в интересной созидательно-игровой форме. Постепенно в ходе подобных занятий формируется конструктивное творчество. В группах создана развивающая среда. Она представлена центрами конструирования в каждой возрастной группе с Лего -конструктором и другими видами конструкторов. Также в группах созданы картотеки схем.

В тёплый период времени занятия с Лего - конструктором проводятся на свежем воздухе. На групповых участках установлены столы, где дети играют с мелким выносным конструктором Лего.

Увлекательной формой сенсорного развития детей раннего возраста LEGO-мозаика. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного восприятия необходимо развивать органы чувств с самого рождения. ЛЕГО -мозаика помогает решать следующие задачи:

– развивать у детей сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

– развивать и совершенствовать высшие психические функции (память, внимание, мышление);

– тренировать пальцы кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики.

   Для успешной реализации цели по развитию мелкой моторики в группе оборудован центр   «Лего – мозаика», в котором имеются:

– подобраны конструкторы LEGO;

– схемы-картинки для выкладывания различных предметов.

На первом этапе обучения игре с ЛЕГО-мозаикой знакомим детей с деталями мозаики без игрового поля. Это дает им возможность познакомиться с цветом, с формой деталей. Дети их рассматривают, трогают, перекладывают.

Затем даются детям задания на группировку деталей:

– на красные, синие, зеленые и желтые;

– по количеству (один – много).

Именно на этом этапе обучения дети учатся брать в руку только одну деталь.

Следующий этап обучения игре с мозаикой – это знакомство детей с пространством игрового поля. Знакомство с пространством игрового поля осуществляется в следующей последовательности:

1. Одиночное выкладывание;

2. Выкладывание вплотную друг к другу;

3. Горизонтально-вертикальное выкладывание;

4. Выкладывание «по кругу».

В начале, дети учатся прикреплять детали ЛЕГО к пластине, используя доступные для воплощения сюжетные игры: идет дождь, летят снежинки, кружатся листья, цыплята разбежались и т.п., учим малышей одиночному выкладыванию деталей мозаики в произвольном порядке по всему полю. Сначала предлагаются для игры одноцветные детали (цыплята разбежались, идет дождик), а затем детали разных цветов (кружатся листья желтые, красные).

Когда они научились располагать детали по всему полю, то показываем, как располагать их по-другому – вплотную друг к другу: полянка, клумба (определенное кол-во цветов) и т.п.

Чтобы дети осмыслили происходящее, используем различные игровые приемы: в лужице плавает уточка, бабочка прилетела на цветы, по полянке гуляет мишка, зайчик, котик и т.п.

Далее учим детей видеть части пространства пластины – верх и низ. Для этого используем два способа выкладывания «линейных» объектов:

1. Горизонтальное выкладывание;

2. Вертикальное выкладывание.

Для горизонтального выкладывания: речка, дорожка, ручеек и т.п.

Для вертикального выкладывания: цветочек растет, дорожка и т.п.

Усложняя задание, предлагаем детям для игры сюжеты с цепочками последовательных действий, в которых совмещаются способы горизонтального и вертикального выкладывания: горизонтальный ряд (растет травка), вертикальный ряд (стебелек).

Когда дети осваивают горизонтально-вертикальное выкладывание «линейных» объектов, предлагаем им новый способ расположения деталей – «по кругу» вокруг центра: цветочек, солнышко, мячик и т.п.

Первые сюжетные картинки предлагаем детям только в том случае, когда им не составляет труда располагать детали мозаики вверху и внизу, по горизонтальным и вертикальным линиям. Простейшие узоры, это узоры с чередованием двух цветов в одну линию. При кажущейся простоте, выкладывание очень сложное задание. Выполняя выкладывание, ребенок должен помнить о последовательности чередования и, таким образом, следовать определенному правилу.

Для эффективной работы составлены схемы для ЛЕГО-мозаики. С детьми раннего возраста сначала работа проводится по показу, а затем дети делают работу самостоятельно.

Во время игры с конструктором, предлагаем детям вспомнить ранее изученные потешки, стихи или знакомые сказки. В процессе работы побуждаем детей проговаривать, что они хотят построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.). А также во время игры с LEGO-конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук.

Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Здесь дети действительно встречаются со сказкой, создавая плоскостные силуэты цветов, бабочек, животных.

Наблюдения показали, что дети:

– группируют предметы в соответствии с образцом по цвету, форме, при выборе из четырех предметов.

– отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной игры.

– активно пользуются общепринятыми словами-названиями цвета.

Таким образом, работая над данной темой, убедились, что игры с ЛЕГО – мозаикой способствуют разностороннему, полноценному развитию ребенка.

С детьми во второй младшей группе занятия проводятся с крупным конструктором типа Лего. В основном дети этого возраста выполняют действия по показу. Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, форму, цвет и величину деталей. Называют названия некоторых деталей. В средней группе продолжается работа с конструктором ЛЕГО. Вводится конструирование по замыслу, по образцу. После анализа постройки отводится время для обыгрывания с мелкими игрушками.

В старшей группе приемы организации детской деятельности самые разнообразные: конструирование по схемам, моделям, по заданным условиям. Педагог учит детей планировать этапы создания собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения формирует навыки работы с партнёром и в коллективе. В подготовительной к школе группе главное направление – это усложнение моделей, для выполнения которых, дети объединяться в пары. Основные приемы, используемые в работе с детьми – работа по картинкам, фотографиям с изображением объекта и по замыслу. Например, задание «Ручки – ножки» – постройте этих забавных человечков из Лего-деталей. На выполнение дается 5 минут.

После выполнения задания «Ручки ножки». Предлагается сравнить созданных  человечков.(Измерение частей тела человечков, сравнение полученных результатов, выводы о верности или ошибочности сделанных предположений). Затем предлагаем определить, какой из человечков самый тяжелый, а какой самый легкий. Мнение детей. Проверим предположения.

(Взвешивание человечков, сравнение полученных результатов, выводы о верности или ошибочности сделанных предположений).

Затем идут задания на развитие воображения и творчества: переделать одного из человечков так, чтобы он стал выше, но добавлять детали нельзя.

А теперь переделайте одного из человечков так, чтобы он стал ниже… При этом дети используют математические понятия, сенсорные эталоны, выполняя эти задания: (длинный, длиннее чем, самый длинный, короткий, короче чем, самый короткий, тяжелый, самый тяжелый, легче чем, высокий, выше, самый высокий, широкий, шире, узкий, уже). Важно! При озвучивании заданий детям необходимо пояснять, какое количество деталей можно использовать – определенное или неограниченное или максимальное. Также предлагаются детям задания на отработку первичного измерения «Ширина»? (К одному из собранных человечков прикрепить 10 кирпичиков так, чтобы не сделать его выше. Сравнить этого человечка с оставшимися и т.д.)  

В своей работе используем алгоритм выполнения модели:

1.Создание проблемной ситуации - вхождение в игровую (сюжетную) ситуацию.

2.Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.

3.Объяснение последовательности выполнения.

4.Демонстрация вариативных соединений деталей.

5 Наблюдение натуральных объектов.

6. Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями.

7.Изучение при необходимости схем и чертежей.

8.Анализ и оценка.

В игре с конструктором ребенок развивает:

• Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;

• концентрацию внимания;

• мелкую моторику

• умение следовать образцу;

•пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек;

•добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий,• умение классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; пространственное и воображаемое; способность предвидеть результаты своих действий.

Таким образом, Лего–технология– это вид моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры. Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку познать окружающий мир и осознать свое место в этом мире.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием Лего – технологии.  

 Задачи:                                                                                                        Образовательные:

♦ Закреплять умение создавать постройки из лего – конструктора по заданию, по схеме.

♦ Закреплять умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.

♦ Закреплять  умение выражать свои мысли законченными фразами

Развивающие:

♦ Развивать навыки конструирования из конструктора «Лего».          ♦  Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов.♦  Развивать зрительное и пространственное восприятие.

♦  Развивать представление об окружающем мире, о конструируемых объектах: дома – одноэтажные, двухэтажные, трехэтажные;  названия деталей для создания городского транспорта;                                                ♦ Закрепить знание цвета, счета, форм и название деталей.                                               ♦ Развивать умение детей распределять обязанности при работе в группах.

Воспитательные:♦Воспитывать любознательность, желание использовать конструктивные навыки в самостоятельной деятельности.♦ Воспитывать доброжелательное, отзывчивое отношение к окружающим.

Материалы и оборудование: сундучок, конструктор лего, схемы построек, письмо, королева Лего.

Ход деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Воспитатель вместе с детьми входят в группу.

Воспитатель обращает внимание детей на волшебный сундучок

Дети рассуждают, что может находиться в сундучке

Воспитатель предлагает узнать, что находится  в сундучке, отгадав  загадку:

Разноцветный он и яркий,
Стал бы каждому подарком...
Из него построим дом,
И машину соберем!     (конструктор)

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель предлагает детям отправится в путешествие в необычный город.

Развивающая игра  «Волшебная дорожка»

Дети рассуждают, как можно попасть в город.

Дети выкладывают на полу дорожку из крупногабаритного конструктора (по заданию -  схеме (на экране) как и для игр с блоками Дьенеша).

Воспитатель обращает внимание на письмо (Королева  Лего: Ребята, у нас в городе был ураган, все дома разрушены. Помогите!)

Дети рассуждают как они могут помочь жителям города.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Построй дом»

Дети строят из конструктора разные дома, рассказывают о них,

Какой дом?Для кого построен?

Что делают в доме?

Вы построили красивые дома. Город стал большой. Жителей в нем осталось мало. Они загрустили. Что делать?                                     Задание «Ручки – ножки» – постройте этих забавных человечков из Лего-деталей. На выполнение вам дается 5 минут. Предлагается сравнить созданных  человечков.

Затем предлагаем определить, какой из человечков самый тяжелый, а какой самый легкий. Мнение детей. Проверим предположения. Взвесим!

(Взвешивание человечков, сравнение полученных результатов, выводы о верности или ошибочности сделанных предположений).

Затем идут задания на развитие воображения и творчества: переделать одного из человечков так, чтобы он стал выше, но добавлять детали нельзя.

А теперь переделайте одного из человечков так, чтобы он стал ниже…

Дети рассуждают, что они могут сделать, как  помочь жителям города(сделать ещё человечков)У кого самые длинные ноги; самые короткие ноги.

У кого самые короткие руки, самые длинные руки.

У кого самая длинная шея, у кого короткая шея.

У кого длинные ступни, у кого короткие ступни… и т.д.

Давайте проверим наши предположения. Измерим!

(Измерение частей тела человечков, сравнение полученных результатов, выводы о верности или ошибочности сделанных предположений).

Человечки живут далеко друг от друга и редко будут встречаться. У них в городе нет транспорта. Как же нам помочь лего-человечкам?»Пройдите в «мастерскую» (ленточные столы) – выберите материал, который необходим для работы. Вспомните, благодаря чему постройка получится прочной… (необходимо плотно скреплять кирпичики между собой)

Замечательное путешествие у нас сегодня было. Королева Лего и жители города благодарят  Вас за помощь.

- Ребята, какие есть идеи? Что можно сделать для лего-человечков? (варианты детей). Какой транспорт должен быть и может быть в лего-городе? А для ЛЕГО – человечков что лучше подойдет? Какой транспорт нужен человечкам? (городской) Какой транспорт относится к городскому? (метро, автобусы, вертолеты, велосипеды, мотоциклы, троллейбусы, трамваи). Что общего у трамвая и троллейбуса? Чем отличается машина и мотоцикл? Что общего у всего наземного транспорта? Какие детали нам понадобятся для работы?

Во время конструирования педагог следит и направляет деятельность детей (Что будешь собирать? С чего начнешь? и пр).

После педагог предлагает детям перенести свои работы на площадку-имитацию города (общий стол с домами, деревьями, светофорами и пр.) (Дети обыгрывают самостоятельно постройки).

Литература:

1.А.Бедфорд. Инструкция LEGO 2.Е.В. Фешина Лего- конструирование в детском саду.

3. Л.Г.Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва, 2001г.

4. М.С.Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» «Маска», 2013г.

5.Сайт bricker.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».

В данной материале представлен конспект мастер-класса для детей по работе с ЛЕГО-конструктором "Зоопарк"...

Методическая разработка на тему: « Развитие любознательности, познавательной активности у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий Кьюизенера, Дьенеша, Воскобовича, Венгера».

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности не пассивно созерцающей действительность,а активно преобразующейее, обозначены в ряде исследований и нормативных документах.В конвен...

«Методическая разработка занятия по обучению основам безопасного поведения на дороге с применениеи технологии ГЕОКЭШИНГ».

Методическая разработка занятия по обучению основам безопасного поведения на дороге с применением технологии образовательного гнеокэшинг: «Поиск светофора»....

Мастер-класс «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и у дошкольников»

Мастер-класс «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и у дошкольников»для педагогов дошкольных учреждений...

Методическая разработка «ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП»

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.Внедрение инновационных технологий в обр...