Методическая разработка «ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП»
методическая разработка по математике (средняя группа)

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.

Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, развивая мышление и математические способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района

 «Детский сад №2 «Малыш»

               

                  Методическая разработка

          «ТРИЗ-технология как средство развития          творческих способностей дошкольников

в организации ФЭМП»

Выполнила: Мудрова Т.Н.

Кадуй, 2020г

Введение

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.

Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, развивая мышление и математические способности. 

Актуальность: 

Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки" или «услышал - запомнил - повторил – применил». В результате уже в детском саду у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. В результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс.

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период  для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Развитие интелектуальных способностей. Под интеллектуальным развитием понимают - уровень развития умcтвенных споcобностей и операций, имея в виду запаc знаний и развитие познавательных процесcов (память, мышление, воображение) и т.д.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одно из направлений развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Автор ТРИЗ – Альтшуллер Г.С. Он создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей творчеcкое мышление, его гибкость, диапазон, сиcтемность, оригинальность и многие другие качества. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления 

ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество всем». Ее целью является, с одной стороны, развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны, развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремления к новизне. ТРИЗ дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению. А еще, что немало важно, ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Около 30 лет в детских садах России осваивают ТРИЗ. В настоящее время основным вопросом, стоящим перед дошкольным образованием, стал вопрос: Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. Данная педагогическая образовательная форма деятельности в дошкольном учреждении представляет собой универсальную технологию анализа и решения проблем.

Использование педагогами элементов технологии ТРИЗ в процессе организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости, желания самостоятельно мыслить, выходить за рамки конкретной практической задачи. ТРИЗ предусматривает руководство мышлением ребенка в ходе решения задачи. При этом педагог не просто тренирует интеллект и не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели (предлагает, демонстрирует приемы и способы «рассуждения»).

Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.

Используя в своей работе по формированию математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ, можно сделать вывод: дошкольник, овладев умениями: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, успешно справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач, основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.

Литература:

  1. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. 2.
  2. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 20911 3.
  3. Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: № 8 (1988 г.); № 5, 6 (1989 г.); № 1, 2, 3, 5 (1990г.) ;№ 4 (1993г.) ;№ 1 (1994 г.) ;№ 5 (1996 г.) ;№ 11. (1997 г.) ;№ 5, 9 (1998 г.) Журнал «Ребёнок в детском саду»: №1, 2, 4 (2001г.)
  4. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Фурман, В. В. Использование ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста / В. В. Фурман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.4 (102.4). — С. 48-52. — URL:

Интернет ресурс: https://moluch.ru/archive/102/23402/

Конспект открытого занятия

«День рождения Винни Пуха»

Цели: научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,  воспитание у детей качеств творческой личностиспособной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

  Задачи:

   1.Образовательная:

Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 5;

Закрепить способы уравнивания;

Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме);

Учить сравнивать предметы по высоте (росту), обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий, ниже, выше;

Учить сравнивать предметы по размеру: большой, меньше, ещё меньше, самый маленький;

   2.Развивающая:

Развивать умение решать логические задачи;

Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности;

Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать.

   3.Воспитательная:

 Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к изучению математики. 

   4.Речевая:

Выражать свою мысль и правильно выстраивать предложение;

Развивать связную речь;

Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: мягкая игрушка «Винни Пух», плоскостные изображения персонажей мультфильма «Винни Пух» (Ослик Иа, Сова, Кролик, Пятачок), плоскостные изображения геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), игрушечная мебель (стол, диван, кресло, стул, табуретка), игрушечная посуда (чашечки 5 шт. разного размера)

Раздаточный материал: двухполосные карточки, конфеты «Чебурашки», печенье «Листики» (по 5 шт. на каждого ребёнка)

Ход занятия:

   Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте гости! Ой, посмотрите, у нас ещё один гость, к нам пришёл Мишка- Винни Пух. (Обращаюсь к мишке) «Мишка, почему ты пришел к нам такой грустный? Скажи мне на ушко. Ребята, Мишка сказал, что у него завтра День рождения, он пришёл к нам за помощью, ведь к нему придут гости и нужно столько всего приготовить, но он один не может справиться. Ребята, давайте мы поможем Винни Пуху!»
  Дети: «Конечно, да, мы тебе поможем.»

 Дети берут стулья и садятся за столы.

Часть 1. Игровое упражнение «Гости»

   Воспитатель: «Мишка сказал, что он пригласил много гостей, и принес фотографии тех, кто к нему придёт. Давайте посмотрим, кто собирается к Мишке на День рождения.»

   Дети: «Ослик, Сова, Кролик и Пятачок.»

   Воспитатель: «Что нужно сделать, чтобы узнать сколько гостей придёт в гости к Винни Пуху?»

  Дети: «Посчитать. (Считаем вслух) К Винни Пуху придёт четыре гостя (или придёт четверо гостей).»

   Воспитатель: «Как мы будем считать, чтобы узнать, которым по счёту придёт гость?

   Дети: «Первый, второй, третий, четвёртый.»

   Воспитатель: «Кто придёт первым, вторым, третьим, четвёртым?»

   Дети: «Первым придёт Ослик. Второй придет Сова. Третьим-Кролик. Четвёртым-Пятачок.»

   Воспитатель: «Ребята, посмотрите, гости одинакового роста или разного? Кто из гостей самый высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий?»

   Дети: «Ослик самый высокий, Сова ниже, Кролик ещё ниже, Пятачок самый низкий. Ослик выше, чем Сова, Кролик и Пятачок. Сова выше, чем Кролик и Пятачок, но ниже, чем Ослик. Кролик выше, чем Пятачок, но ниже, чем Ослик и Сова. Пятачок ниже, чем Ослик, Сова и Кролик. «(Индивидуальные ответы детей)

Физкультминутка:

  Воспитатель:        «Мишка сладко потянулся,

                                   А потом вперёд нагнулся,

                                   А потом назад прогнулся

                                   И до пола дотянулся

                                   И на лево повернулся

                                   И на право повернулся.

                                   Мишка выполнил разминку

                                   И уселся на тропинку.»

Часть 2. Игровое упражнение «Рассадим гостей»

   Воспитатель: «К Мишке на День рождения придут четыре гостя, а сколько всего друзей сядет за стол?»

   Дети: «За стол сядет пять друзей» (Пересчитываем).

   Воспитатель: «А на чем же гости будут сидеть? На чём можно сидеть?(в ходе ответов выставляю игрушечную мебель на парту) Кому будет удобно сидеть на диване (кресле, стуле, табуретке)?»

   Дети: «Ослику будет удобно сидеть на диване, Сове-в кресле, Кролику-на стуле, Пятачку-на табуретке.»

   Воспитатель: «Куда же сядет Винни Пух?»

   Дети (варианты ответов): «Можно попросить Ослика подвинуться и посадить Винни Пуха рядом на диван. Можно попросить кресло у соседей. Можно посадить Винни Пуха на кровать.»

Часть 3. Игровое упражнение «Расставим чашечки»

   Воспитатель: «Сколько чашек для чая Мишке нужно будет поставить на стол?»

   Дети: «Пять чашек.»

   Воспитатель: «Из какой чашки будет удобней пить чай Ослику, Винни Пуху, Сове, Кролику, Пятачку?»
  Дети: «Ослику и Винни Пуху будет удобней пить из больших чашек, Сове-из чашки, которая меньше, Кролику-ещё меньше, Пятачку-из самой маленькой.»

Часть 4. Игровое упражнение «Угощения к празднику»

  Воспитатель: «Давайте посчитаем сколько угощения нужно приготовить для праздника. У Мишки на празднике будет печенье в виде листиков и конфеты в виде чебурашек. На нижнюю полочку положите столько печенья, сколько гостей сядет за стол. (Дети выкладывают, воспитатель проверяет) Пятачок сказал, что конфету он есть не будет, поэтому положите на верхнюю полочку конфет на 1 меньше, чем печенек. Посмотрите, сколько печенек получилось? А сколько конфет? Поровну у нас печенек и конфет?»

   Дети: «Нет»

   Воспитатель: «Что можно сделать, чтобы печенек и конфет стало поровну?»

    Дети: «Добавить конфету, убрать печеньку.» (Дети выполняют задания)

Часть 5. Игровое упражнение «Найди фигуру»

  Воспитатель: «Ребята, давайте поиграем в одну интересную игру и Мишку научим. Но для этого мы должны вспомнить геометрические фигуры.»

 Воспитатель показывает детям круг, квадрат, треугольник.

   Воспитатель: «Почему вы решили, что это круг (квадрат, треугольник)?
  Дети: «У него нет углов (у квадрата есть четыре стороны и четыре угла, у треугольника- три стороны и три угла).»

   Воспитатель: «Ребята, давайте нарисуем пальчиком круг (квадрат, треугольник) в воздухе. А теперь посмотрите внимательно на нашу группу и попробуйте найти вещи, напоминающие круг (квадрат, треугольник).

  Воспитатель: «Ребята, помогли мы Винни Пуху подготовиться к Дню рождения?»

  Дети: «Да»
 Мишка: «Спасибо вам за помощь, вы мне очень помогли!»

Итог:

Воспитатель: «Ребята, скажите, кому мы сегодня помогали? Какие гости придут к Винни Пуху на День рождения? На чём они будут сидеть? Сколько чашек нужно поставить Мишке на праздничный стол? Какое угощение мы считали? Какой игре мы научили Мишку? Что больше всего вам понравилось делать сегодня на занятии?» (индивидуальные ответы детей)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара- практикума «ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития монологической речи дошкольников».

Настоящая методическая разработка была создана с целью систематизировать знания и совершенствовать умения педагогов в области использования современных технологий развития монологической речи (ТРИЗ, м...

Методическая разработка «Изотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»

Методическая разработка«Изотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»    В последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дош...

ТРИЗ-технология, как средство развития творческих способностей дошкольников

Среди новых  педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях для развития творческих способностей детей, ТРИЗ занимает особое место...

Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей дошкольников логопедической группы" 9.12.2021 г

Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей дошкольников  логопедической группы"...

Методическая разработка «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Методическая разработка   «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

методическая разработка ""Круги Луллий - как средство развития музыкальных способностей дошкольников".

данное методическое пособие содержит в себе актуальность данного пособия, ее изготовление и приминения в образовательном процессе....

Выступление на педсовете ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП

Выступление на педсовете ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП...