Методическая разработка на тему: « Развитие любознательности, познавательной активности у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий Кьюизенера, Дьенеша, Воскобовича, Венгера».
методическая разработка (средняя группа) на тему
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности не пассивно созерцающей действительность,а активно преобразующей
ее, обозначены в ряде исследований и нормативных документах.
В конвенции о правах ребенка провозглашается одно из приоритетных
направлений образования:
- развитие личности, талантов, умственных и физических
способностей ребенка в их самом полном объеме (с. 29 ).
И, как показали многочисленные, фундаментальные и прикладные
исследования педагогов – психологов, дошкольный возраст
обеспечивает общее развитие, которое создает фундамент для
приобретения в дальнейшем:
- любых знаний и навыков;
- освоение сложных видов деятельности;
- вхождение в общественные процессы;
- развитие специальных способностей.
В концепции содержания непрерывного образования
(дошкольное и начальное школьное звено) говорится:
«ведущей» целью подготовки к школе должно быть:
формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:
- любознательности, активности;
- самостоятельности;
- произвольности;
-творческого самовыражения и др.
Достичь этих целей возможно только средствами развивающего обучения.Основоположником развивающего обучения, по праву считается И. Песталоцци. Он считал, что основной целью развивающего обучения является умственное развитие ребенка:
- возбуждение ума детей к активной деятельности;
- развитие их познавательных способностей;
-выработка у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий;
- накопление разнообразных знаний, умений;
- овладение речью.
Это развитие мыслительных операций: памяти, внимания,
воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx | 64.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
« Развитие любознательности, познавательной
активности у детей дошкольного возраста
с использованием игровых технологий
Кьюизенера, Дьенеша, Воскобовича, Венгера».
Выполнила:
воспитатель высшей категории,
Ястребова Л.И.
2016 год.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет возрастные характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Эти характеристики включают такие качества личности как:
- компетентность,
- креативность (творческие способности);
- любознательность (исследовательский интерес);
- инициативность (самостоятельность, свобода, независимость);
- ответственность;
- произвольность.
Учеными доказано, что именно на этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем.
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности не пассивно созерцающей действительность,а активно преобразующей
ее, обозначены в ряде исследований и нормативных документах.
В конвенции о правах ребенка провозглашается одно из приоритетных
направлений образования:
- развитие личности, талантов, умственных и физических
способностей ребенка в их самом полном объеме (с. 29 ).
И, как показали многочисленные, фундаментальные и прикладные
исследования педагогов – психологов, дошкольный возраст
обеспечивает общее развитие, которое создает фундамент для
приобретения в дальнейшем:
- любых знаний и навыков;
- освоение сложных видов деятельности;
- вхождение в общественные процессы;
- развитие специальных способностей.
В концепции содержания непрерывного образования
(дошкольное и начальное школьное звено) говорится:
«ведущей» целью подготовки к школе должно быть:
формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:
- любознательности, активности;
- самостоятельности;
- произвольности;
-творческого самовыражения и др.
Достичь этих целей возможно только средствами развивающего обучения. Основоположником развивающего обучения, по праву считается И. Песталоцци. Он считал, что основной целью развивающего обучения является умственное развитие ребенка:
- возбуждение ума детей к активной деятельности;
- развитие их познавательных способностей;
-выработка у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий;
- накопление разнообразных знаний, умений;
- овладение речью.
Это развитие мыслительных операций: памяти, внимания,
воображения.
Отечественные психологи и педагоги (А.В.Запорожец,
А.П. Усова, Н.Н.Подъяков) разработали принципы,
содержание и методы умственного развития детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить эффект обучения, его влияние на развитие умственных способностей, развитие любознательности, познавательной активности..
Результаты исследований показали, что оосновы развития умственных
способностей является овладение ребенком действиями замещения и
наглядного моделирования.
Замещение – это использование при решении разнообразных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, знаков и символов.
Сначала замещение возникает в игре (например, когда ребенок
использует в качестве куска мыла «кубик» и т.п.).Позднее не только
предметы являются заместителями предметов, но и сам ребенок, беря на
себя роль « доктора» в сюжетно-ролевой игре «больница»)
Игровое замещение-это начало большого пути, ведущего к исаользованию математических знаков и символов при решении задач.
Ребенку нужно уметь выделять отношения между объектами,
их количеством. В задачах на пространственную ориентировку,
ориентировку на листе бумаги, расположение предметов в
пространстве, отношение предметов к другим (сзади, спереди, слева,
справа и т.д.), в системе пространственных координат.
Такие отношения могут выражаться либо словесно, либо с помощью
наглядной модели: определенных символов, знаков, планов, чертежей
и схем.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что в решении
сложных познавательных задач участвует образное моделирование
проблемной ситуации.
В исследованиях Л.С. Выготского (1982 г.), А.В.Запорожца
(1986г.), Н.Н. Подъякова (1977 г.), Л.А. Венгера (1986 г.)
получены данные о том, что преимущественно образный характер
мышления дошкольников позволяет предполагать о том, что
решение ими когнитивных задач базируется в основном на
образных механизмах. В работах В.П. Зинченко(1971 г.) подчеркивается роль зрительных манипуляций, как заместителей действий с
реальными объектами.
Указывается на их участие в процессе мышления.
По мнению В.В. Давыдова: «основное в образовании дошкольника - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить
и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства:
условного заместителя, модели. Активность детского мышления
является главной предпосылкой сознательного отношения к
приобретению твердых глубоких знаний, установлению разумных
отношений в коллективе. При обучении детей математике,
родному языку, ознакомлению с природой, окружающим миром и развитие сенсорной культуры.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности.
В зависимости о т отношения личности к деятельности активность
может иметь разные уровни, разный характер.
Как показывают исследования А.Н. Голубевой, наибольший интерес
к умственной работе у детей проявляется в возрасте 4-5 лет.
После 4-5 лет дети любят рассуждать, спорить, подбирать слова
в рифму, сравнивать разные предметы или явления между собой.
К старшему дошкольному возрасту, ребенок становится
«почемучкой». У него формируется вопросительное отношение
к окружающему миру. Поэтому педагогу необходимо, в соответствие
с возрастными особенностями детей, создать условия для развития
умственных действий:
- выделения и сравнения признаков различных предметов и явлений
сериации и классификации (предлагают подобрать предметы по форме, цвету и величине);
- разложить в порядке возрастания, убывания одного или нескольких
признаков;
- выделить из набора картинок: мебель, посуду, одежду и т.п.;
- собрать пирамидку, матрешку и т.д.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие
ребенка. Они возбуждают его к самостоятельному расширению и
углублению знаний в интересующей области.
Под влиянием любознательности и познавательных интересов
развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства
ребенка, его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности.
Развитие познавательных интересов является начальным этапом
мыслительной деятельности.
Познавательный интерес – избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая
приносит удовольствие.
Устойчивый познавательный интерес – признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы
с детьми.
Любознательность – ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.
Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л,И. Божович и д.р.), подлинный познавательный интерес является основой
учебной деятельности,так как:
- интерес способствует формированию прочных и глубоких
знаний,
- развивает и повышает качество мыслительной деятельности,
активность в учении;
- благоприятствует формированию способностей.
Возможно ли развивать любознательность детей – дошкольников?
Большинство авторов отмечают, что надо поддерживать формирование
интересов детей, предоставить каждому ребенку равные возможности
для освоения сфер жизнедеятельности. Удовлетворять и направлять
любознательность ребенка, способствовать появлению потребности
в новых знаниях. (С.Л. Рубенштейн, Л.С. Выготский, А.н. Леонтьеа,
А.В. Запорожец , В.В. Давыдов, К. Роджерс).
М. Лисина отмечает, что процесс познавательной активности строится
с учетом «внутреннего состояния готовности к познавательной
деятельности, к поиску впечатлений, реализующих в познавательных
действиях и операциях».
Познавательная активность-это стремление к наиболее полному
познанию предметов и явлений окружающего мира.
В процессе познавательной деятельности с детьми обеспечиваются
возможности для реализации возрастного потенциала и проявления
индивидуальности каждого ребенка.
Необходимо учить не просто усваивать материал, а познавать мир,
вступать с ним в активный диалог, искать ответы на свои вопросы,
не останавливаться на достигнутом этапе.
Активизация познавательной деятельности дошкольников предполагает
определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний.
Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно
на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на
каком-то одном.
Стимулирует, активизирует познание, прежде всего педагог.
Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных
приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания.
Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего
обучения детей дошкольного возраста: через постоянную
организацию условий для интенсивной познавательной
дятельности к привычной познавательной активности,
а затем – к внутренней потребности в самообразовании.
Развитие познавательной мотивации детей дошкольного
возраста осуществляется через личностно значимую
деятельность, организованную с применением на занятиях
специальных приемов и методов обучения, в частности:
- постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение
( мотив-цель);
- поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель);
- показ конечного результата деятельности (взаимоконтроль,
взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка);
- использование вариативных, а не шаблонных способов
действия в процессе выполнения задания.
Кроме того, повышению мотивации дошкольников способствуют
также условия соревнования, творческие задания, игры по
правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на
занятиях и в быту. Большое внимание должно уделяться
формированию своего «Я» у каждого ребенка, что способствует
развитию самосознания, самоуважения, рефлексии и полноценному
становлению личности ребенка в конечном итоге.
Показателями активности, которые необходимо развивать
у детей дошкольного возраста могут быть:
- инициативность,
- энергичность;
- интенсивность;
- размах, широта, масштаб результатов (характеристика деятельности);
- добросовестность;
- интерес, любознательность (положительное отношение к
деятельности);
- самостоятельность;
- саморегуляция;
- осознанность деятельности;
- воля, упорство в достижении цели;
- настойчивость;
- доведение дела до конца;
- целеустремленность;
- целенаправленность;
- творчество.
Ребенок познает окружающий мир через игру.
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру
в дошкольном возрасте как деятельность ведущую, в процессе
которой возникают психические новообразования.
Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором
все психические процессы протекают наиболее активно.
Она выявляет индивидуальные способности ребенка.
Позволяет определить уровень его знаний и представлений.
В ситуации игры ребенку понятна сама необходимость
приобретения новых знаний и способов действия.
В игре ребенок решает свои собственные задачи, он стремится
научиться тому, что он еще не умеет.
Уже в раннем возрасте ребенок имеет наибольшую вожможность
именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности быть
самостоятельным, по своему усмотрению общаться со
сверстниками, выбирать игрушки; использовать разные предметы,
преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом
игры, ее правилами. Игровые правила доводят до сознания детей
замысел игры, игровые действия и обучающую задачу.
Стадия игры:
- на первой стадии взрослому необходимо воспитать желание
играть со сверстниками (важный момент в формировании
социальной активности). Развивается общение, на основе
которого формируются качества: товарищество, дружелюбие,
взаимопомощь, соперничество.
Одна из первых отечественных педагогов дошкольного
воспитания Е.И. Тихеева заявила о новых подходах к игре,
которые несут в себе обогащающую и развивающую
направленность. Она предусмотрела в них формирование
мыслительных операций (сравнение, класссификации, общения,
а также развитие речи, памяти, внимания, коммуникативных
умений).
В советское время, в 80-е годы система развивающих игр
была создана педагогами-психологами Л.А. Венгер, А.П. Усовой,
В.Н. Аванесовой и др.
В последнее время поиски ученых(З.Н. Богуславская,Н. Дьяченко,
Н.Е. Веренс и др.) идут в напрвлении создания серии игр для
полноценного развития детского интеллекта, которые
характеризуются гибкостью и инициативностью мыслительных
процессов, переносом концентрации умственных действий
на новое содержание.
З.А. Михайлова считает, что интеллектуальная деятельность
во время игры, основанная на активной мыслительной
деятельности, поиске способов действий, уже в дошкольном
возрасте при соответствующих условиях может стать
привычкой для детей.
- На второй стадии ребенок учится выполнять игровую
задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются
качества: честность, целеустремленность, настойчивость,
способность преодолевать неудачу, умение радоваться
своему успеху и успеху товарищей.
- На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами
игры проявляет творчество, занят поисками самостоятельных
действий. Он должен выполнять действия, содержащиеся в игре:
угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно
справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость,
способность ориентироваться в обстановке. Ребенок,
усвоивший игру, должен стать ее организатором и ее активным
участником. С таким ребенком другие дети охотно вступают
в игру.
Каждому этапу игры соответствуют определенные задачи:
- Сначала воспитатель заинтересовывает ребенка игрой,
создает радостное ожидание нового.
- Затем воспитатель выступает в роли равноправного
партнера
- На третьем этапе роль воспитателя заключается в оценке
детского творчества при решении игровых задач.
Оценка носит доброжелательный характер, но не принижает
значение детской инициативы, целеустремленности, трудолюбия
и активности.
- Заинтересовать ребенка новой игрой помогают следующие
приемы: беседа, использование считалок, загадок, обращение
к детям: «Хотите поиграть в эту игру?» или: «Хотите поиграть
в новую игру?».
-« Вспомните, в какую игру мы играли вчера? Или «Вспомните, как
называлась новая игра?» «Давайте опять поиграем в нее?» и т.п.
Использование развивающего обучения способов познания
окружающего мира и интегрированных ребенком позволяет
позволяет педагогам полнее раскрыть индивидуальные
возможности детей.
- Технологический аспект направления деятельности
педагога предполагает широкий выбор в использовании
разнообразных игр, игровых технологий:
- Это решение проблемных ситуаций,
- Дискуссий;
- Экспериментирование;
- Проекты;
- Творческие задания;
- Психологические этюды.
Ведущими выступают игровые технологии, создающими
согласно Л.С. Выготскому условия для спонтанно-реактивной
деятельности детей.
Отбор технологического инструментария идет по принципу
«целостного воздействия» на ребенка. Занимательность в
задачах разной сложности привлекает внимание детей,
активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к
предстоящему поиску решений.
Для развития познавательных интересов, познавательной
активности и любознательности у детей, в своей работе я
использовала игровые технологии «Развивающих игр» Л.А.
Венгера, В. Воскобовича, Кьюизенера, Дьенеша через
образовательную область «познавательное развитие» и в
самостоятельной деятельности детей.
Опыт моей практической работы в дошкольном учреждении
показал,что использование игровых технологий занимает
существенное место в развитии у детей познавательной
активности и любознательности.
Задачи познавательного развития занимают центральное
место. Целестное представление о мире – основа интеллектуального
развития детей. В представлениях ребенка отражаются
разные объекты и действия с ними. Оперируя этим, дети
постепенно познают мир таким, каким он есть.
Развитие мыслительной деятельности идет через умственное
развитие. Познавательное же развитие можно сравнить со
спиралью, которая должна расширяться и углубляться.
Цель моей практической работы состоит в создании
условий для развития познавательной активности и любознательности
детей.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы трудное - сделать
привычным, привычное – легким, легкое – приятным.
Для развития любознательности детей следует:
- поддерживать формирование интересов,
- предоставить каждому ребенку равные возможности для
освоения сфер жизнедеятельности.
Сначала игровые технологии используются как отдельные
игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом
процессе.
Начиная с 2- 3х лет, их основная задача – это формирование
Эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю,
умение видеть в воспитателе доброго, всегда готового
придти на помощь человека, интересного партнера в игре.
Первые игровые ситуации носят фронтальный способ,
чтобы ни один ребенок не был обделен вниманием.
Это игры типа «Хоровод», «Выдувание мыльных пузырей»,
«Догонялки».
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий
является то, что игровые моменты проникают во все виды
детской деятельности: труд и игра, учебная деятельность
и игра, повседневная трудовая деятельность, связанная с
выполнением режима и игра; игра как метод обучения;
в качестве самостоятельных технологий для освоения
понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более
обширной технологии;
в качестве занятия или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
как технология свободной деятельности.
Игра – более результативное средство обучения дошкольников.
обучающая задача, поставленная в игровой форме имеет то
преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама
необходимость приобретения новых знаний. Игровые
действия всегда включают в себя обучающую задачу.
Это является личным успехом для каждого ребенка в
игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.
Решение обучающей задачи требует от ребенка активных
умственных и волевых усилий, это дает ребенку удовлетворение.
Игровая технология строится как целостное образование,
охватывающее определенную часть образовательного процесса
и объединенного общим содержанием, сюжетом, персонажем.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному
содержанию обучения, помогает активизировать учебный
процесс, осваивать ряд учебных элементов. Обучение в форме игры
должно быть интересным и занимательным.
Свою работу я построила на принципах:
- Развивающего обучения( индивидуальный подход к каждому
ребенку).Целью этого принципа является создание предметно-
пространственной развивающей среды, которая учитывает возрастные
и индивидуальные особенности детей.
Мной были подобраны игры, которые помогали развитию
мыслительных операций (сравнению, анализу, обобщению).
Это игры типа: «Украсим елку бусами», «Логический поезд»;
«Логические фигуры», «На что это похоже» Л.А. Венгер,
игры Дьенеша. А также авторские игры, типа: «Радуга»,
«Цветные полянки».
- Научности и доступности. Предоставляю детям научные
достоверные знания (о свойствах и качествах предметов,
их взаимосвязях) в доступной для детей форме, от «простого
к сложному», от «близкого к дальнему», от «известного
к неизвестному».
Большинство игр имеет разную степень сложности,
Например, игры «Как пройти к зайке», «Кто сегодня именинник»
сначала предлагались детям в упрощенных вариантах.
- Активности и результативности. Учить детей решать задачи
не только быстро, но правильно.
- Осознанности и осмысленности. Принимать, понимать
знания, участвовать в их усвоении.
- Наглядности, Умение задействовать в образовательном
процессе все анализаторы ребенка.
Мой практический опыт по развитию у детей любознательности,
познавательной активности формировался в течение 3-х лет
через использование игровых технологий.
Свою работу я начала с детьми 3-х летнего возраста
(воспитанники второй младшей группы). Зная особенности их
мышления(наглядно-действенное), сначала я предложила им
использование «волшебных» палочек Кьюизенера..
Это яркий и привлекательный материал для малышей.
Он состоит из разноцветных параллелепипедов и кубов.
Все палочки отличаются друг от друга по величине и по цвету.
Чтобы привлечь внимание детей к «палочкам», я использовала
Игровой прием с «чудесным мешочком» (поместив их внутрь).
Вопрос «Хотите посмотреть, что там лежит?» заинтересовал
детей, они с удовольствием согласились и ждали встречи с
новым. Во время действий детей с палочками я использовала
прием «похвалы», который очень важен для малышей.
Выкладывая из палочек разноцветные коврики, выстраивая
лесенку, ребенок знакомится с логическими понятиями:
- сериации (по принципу возрастания или убывания признака),
- состава числа из единиц (старший дошкольный возраст);
- сравнение предметов (используя способы приложения и
наложения) по длине, высоте, толщине;
- деление целого на части;
- измерение (используя условную мерку).
Вниманию детей был предложен красочный альбом
«Дом с колокольчиком». Этот альбом-игра с яркими иллюстрациями
и подробными комментариями.
Знакомство с альбомом начали с подробного рассматривания
иллюстраций, с эмоционального комментария содержания
картинок, отмечая детали. Детям предлагалось ответить на
вопросы: «Узнали ли вы сказку?», «Какие сказочные герои
изображены?», «Что они делают?». Обращали внимание на
выразительность. С первых страниц альбома ребенок попадает
в мир любимых сказок «Дюймовочка», «Три медведя», «Красная
шапочка». Выкладывая перед собой какую-либо конструкцию,
по сказке «Дюймовочка», ребенок сам попадает в сказочный
мир и «прячет» в цветке маленькую героиню от злой жабы.
А в сказке «Красная шапочка» украшает платье девочки.
При этом они отвечают на вопрос, «Какого цвета нам нужны
палочки, чтобы украсить платье «Красной Шапочки»?
Задание: найди палочки такого же цвета. Но сначала ребенку надо
показать, как накладывать палочки на рисунок. Затем предложить
выполнить это задание самостоятельно.
Малыш в игровой форме учится: различать цвета, сравнивать
предметы по количеству и величине, ориентироваться
на плоскости, у ребенка развивается абстрактное мышление.
Самое главное, что ребенок чувствует себя «творцом»,
позволяя самому «дорисовать» картину художника. Для этого
достаточно подобрать палочки по цвету и наложить на картинку.
Для детей младшего дошкольного возраста важно, чтобы игры
находились в доступном для них месте и в нужном количестве.
В моей группе «волшебные» палочки лежат на невысоких
полочках в контейнерах. Малышам удобно пользоваться ими.
Детям среднего возраста, помимо палочек Кьюизенера были
были предложены блоки Дьенеша.
Это универсальная развивающая игра. Детям очень нравится
играть с блоками. Игры с логическими блоками позволяют:
- познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов,
- развивать пространственные представления;
- развивать логическое мышление, представление о множестве,
операции над множествами (сравнение, классификация,
абстрагирование, кодирование декодирование информации).
- усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры
мышления;
- развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их,
обобщать, объяснять сходства и различия объектов,
обосновывать свои рассуждения.
- развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
- воспитывать инициативу, самостоятельность, настойчивость
в достижении цели;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию;
- способности к моделированию и конструированию.
Это игры типа «Подбери по цвету», «Магазин», «Украсим елку
бусами», «Архитекторы», «Город геометрических фигур»,
«Логический поезд».
В играх с блоками ребенок может быть «художником»,
«продавцом», «архитектором», украсить новогоднюю
елку, угостить печеньем мишек-сладкоежек и т.д.
Детям очень нравится использовать в играх карточки
со свойствами предметов- символы цвета, формы,
величины.Например, символ цвета- клякса красного, синего,
желтого цвета.Символ толщины- толстый и худой человек.
Символ формы- рисунок геометрических фигур,
четырехугольника, квадрата, круга, треугольника.
Усложнение- символы отрицания (т.е. какой-нибудь
символ черкнут). С помощью карточек можно задать
ребенку свойства блока, а он должен его найти и наоборот-
ребенок подбирает карточки со свойствами к блоку.
Данные карточки используют и в других настольных играх.
Комплект игр «Страна блоков и палочек» предполагает
Использовать вместе логические блоки Дьенеша и палочки
Кьюзенера, что дает дополнительную возможность для
развития творческих способностей у детей. В данных играх
выделены этапы обследования объемных фигур блоков
и палочек:
- зрительное восприятие,
- способы тактильных ощущений;
- поисковые действия детей.
Для развития познавательных интересов интеллектуального
развития детей (в старшем дошкольном возрасте) использовала
игровые технологии «Развивающих игр» Венгера, Воскобовича,
Кьюизенера, блоки Дьенеша.
Технология Л. А. Венгера направлена на то, чтобы
обучить детей действиям замещения и наглядного
моделирования через игру.
Начиная со второй младшей группы и заканчивая
подготовительной я предлагала детям последовательно
последовательно усложнающиеся игры на замещение
и наглядное моделирование. Эта система игр включалась
во все виды детской деятельности. Данные игры группируются
следующим образом:
- игры на замещение предметов,
- игры на анализ строения предметов;
- игры на выделение пространственных отношений;
- игры на использование логических отношений;
- игры на создание новых образов.
Первый тип заданий предполагает использование детьми
различного рода «заместителей», обозначающие разные
предметы. На этом этапе у детей формируется как умение
выполнять действие замещения, так и умение подбирать к
заместителям соответствующие к ним предметы.
К этому же типу заданий относятся и загадки.
Три последующих типа заданий направлены на усвоение
детьми действий наглядного моделирования.
В двух из них при помощи наглядных моделей (схем, планов,
чертежей) обозначаются пространственные отношения
между предметами или их частями.
Третий тип заданий способствует освоению логических
операций. Он требует группировки объектов или их
расположения по определенному принципу на основе
выделения и учета существенных признаков.
Наконец, особую группу представляют собой задания,
в которых обозначения предметов при помощи заместителей
(знаков и символов) и использование наглядных моделей
служит основой создания новых образов. Они также
требуют замещения и наглядного моделирования.
Но при решении задач на воображение, самостоятельного
придумывания рисунков, рассказов, сказочных событий и т.п.
все задания на развитие воображения допускают самые
различные варианты решений. Поэтому при проведении
игр, особенно на первых этапах, положительно оценивала
все ответы детей, которые хоть в какой-нибудь степени
«говорили» о самостоятельности ребенка.
Большое значение имеет систематичность проведения игр.
В старшем дошкольном возрасте дети не только используют
предложенные им заместители предметов, но и сами их
придумывают. Они учатся применять все более сложные
наглядные модели (чертежи, планы, схемы).Расширяется
пространство, в котором дети должны ориентироваться.
От придумывания отдельных предметов и ситуаций они
переходят к созданию целостных сюжетов, выраженных
в рассказе или рисунке. В старшей группе следуют игры,
направленные на формирование и совершенствование
умений обозначать при помощи разнообразных заместителей.
Например, в игре «Придумай сам» я предлагала детям
самостоятельно подобрать предметы для игры (например,
кубик, шишка, лоскуток и пр.) и пофантазировать, как
можно поиграть с этими предметами? В игре «Разноцветные
цепочки» дети учились размещать предметы в соответствии
с расположением их заместителей.
Для развития пространственных отношений проводила игры
с использованием наглядных моделей, например, «Кукла Маша
купила мебель», «Куда спрятался жучок», «Как пройти к зайке»,
когда детям предлагалась схема пути по лесу.
Для детей подготовительной к школе группы использовала
тот же тип игр, что и для старших: на обозначение
отдельных предметов, анализ их строения, на ориентировку
в пространстве, на создание новых образов. Также вводила
игры на умение логически мыслить и самостоятельно
использовать различные знаки и символы.
При формировании умения анализировать строение
предмета детям предлагались задания, развивающие
способность мысленно воссоздать строение предмета по его
контурному изображению.Например, «Отгадай фигуру»,
«Пирамидки», «Подбери детали» и др.
Что касается заданий на ориентировку в пространстве, то
перед старшими дошкольниками ставила довольно
сложные задачи, предлагалось большое пространство, в котором
ребенку необходимо сорентироваться и с большим
количеством предметов. Проанализировать разное
расположение планов и схем пути. На данном этапе
использовала игры, типа: «Куда спрятался жучок»,
«Секреты», ( когда ребенку предлагался перевернутый
план на 180 градусов и ему необходимо этот план
« перевернуть» в уме), в игре «Водители» (ребенок
ориентируется по схеме пути и знакомится с дорожными
знаками) и др.
Задания на создание новых образов способствует
развитию у детей воображения, умение придумывать
различные ситуации и сюжеты - это игры: «Волшебные
картинки и «Перевертыши».
Перед детьми старшего дошкольного возраста ставятся
задачи на выполнение основных логических действий:
классификации (отнесение предмета к группе по
определенному признаку) и сериации (размещение
предметов в заданной последовательности).
Выполнение данных действий способствуют формированию
у детей основ логического мышления, необходимого
для успешного обучения в школе.
В овладении операциями отношений классификации и
сериации есть общие подходы поэтапного освоения:
-1 этап – это знакомство с наглядными моделями,
их образами с помощью предметных картинок,
-2 этап – введение условных обозначений предметов,
их признаков, множеств родов и отношений между
ними;
-3 этап – самостоятельное овладение детьми
условными моделями и использование их на новом
содержании (сначала в заданной проблемной ситуации,
затем по собственному замыслу).
Отношения сериации – это отношения между объектами,
упорядоченными по степени интенсивности какого-либо
признака: цвета, формы, величины, силы, доброты и т.д.
Классификационные отношения более сложные.
Это ролевые отношения соподчинения или подчинения,
когда одно понятие входит в другое.
Моя работа с детьми по овладению сериационными
отношениями началась с умения строить сериационные ряды
из полосок и кружков, разных по величине. Например, когда
дети подбирали «дома» для животных, то картинки они
выкладывали в ряд: от самой большой до самой маленькой.
На втором этапе работы с сериационными отношениями
я ввела только условные обозначения предметов и явлений.
С детьми договаривались: «А что это может быть и как
обозначить это знаком?» Например, при знакомстве с
транспортом в качестве заместителей предметных картинок
выступали полоски разных величин, широкие и узкие,
короткие и длинные, быстрые и медленные (для обозначения
скорости).
После действия с условными заместителями, вводится
их графическое обозначение. На этом этапе дети уже не
выкладывали сериационный ряд, а изображали его графически.
Например, при выборе веселых и грустных выражений
лица, они рисовали грустное лицо самой короткой
линией, а самое веселое – длинной.
Знакомство с классификационными отношениями шло
по тем же этапам, что и при знакомстве с отношениями
сериации. На первом этапе дети использовали предметные
картинки, на втором – их условные заместители и на
третьем, уже графическое обозначение понятий.
Дети классифицировали виды спорта, одежды,животных,
растения и т.д.
Усвоению классификационных отношений способствовали
Игры, типа «Ждем гостей», «проектировщики и строители»,
«Шоферы», «Сравни между собой», «Логический поезд»,
«Логический экран», «Я начну, а вы продолжите».
Развивающие игры создают микроклимат для
развития творческих возможностей интеллекта детей.
Они разнообразны по содержанию, очень динамичны
и включают излюбленные детьми манипуляции с
игровым материалом, который способен удовлетворить
потребности каждого ребенка.
В практике своей работы широко использую и
авторские игры по формированию у детей логических
отношений: сериации и классификации.
Это такие игры, как «Разноцветная полянка», «Шахматка».
«Веселые соседи», «Детский сад», «На швейной
фабрике», «Гостиница» и «Компьютер».
Непременным условием для развития творчества
детей является содержательная и обогащенная
различным материалом предметно-пространственная
развивающая среда. В своей группе я старалась организовать
среду так, чтобы она побуждала детей к взаимодействию
с ее элементами.
В силу познавательной активности детей, окружающая их
предметная среда выступает для них, как источник
саморазвития и самообразования. Это еще и возможность
реализации приобретаемых на занятиях способов
деятельности. Развивающую игру (в моей группе) можно
найти в любом игровом центре. Игры располагаются на
удобных открытых полочках, соответствуют возрасту
детей. Сам материал яркий, красочный, соответствует
предъявленным к нему требованиям (эстетичный,
доступный, безопасный, разнообразный и в достаточном
количестве).
Взаимодействие детей проявляется при организации
в группе игротеки, где дети могут обмениваться разными
знаниями и умениями при выборе игр, в соблюдении
правил игры, в подборе материала, во взаимной помощи
и сотрудничестве.
В правильно организованной среде, ребенок - дошкольник
активно включается в познавательную творческую
деятельность, в игровую ситуацию. У него развивается
воображение, любознательность, умственные и
художественные способности, коммуникативные навыки.
Для того, чтобы работа была успешной, я активно
взаимодействую с родителями воспитанников. Без этого
социального партнера невозможно добиться положительных
результатов в развитии детей, в формировании познавательной
активности и любознательности. Для этого использую
следующие формы работы:
- Организация творческих выставок,
- Экскурсии;
- Психологические тренинги;
- Дни открытых дверей;
- Наглядно-информационный блок;
- Праздники и развлечения и т.д.
На родительских собраниях рассказываю родителям, с чем
и как, в какие игры играем с детьми, которые помогают
развивать познавательную активность и интересы детей.
Также активно использую папки-передвижки,газеты,
книгу добрых дел (для отзывов и благодарностей родителям)
Игровая технология, как деятельность наиболее успешно
решает задачи умственного развития, так как в ней всегда
присутствуют задачи и правила, выполнение которых помогают
не только достичь высокого уровня развития игровых
умений и замыслов, но и упражнять детей в применении
знаний и практического опыта, развивает эмоционально-
волевой компонент личности, умение общаться со взрослым
и со сверстниками.
Таким образом, формирование любознательности у
дошкольников успешно осуществляется в процессе
использования игровых технологий. Это возможно при
условии систематического использования занимательного
материала, как на занятии, так и в самостоятельной
деятельности ребенка. При этом, взрослому важно обеспечить
детскую активность и самостоятельность в процессе поиска
решения.
Комплексное использование игровых технологий
разной целевой направленности помогает подготовить ребенка
к школе. С точки зрения формирования мотивации и
эмоционально-волевой готовности к школе, каждая
игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми,
с другими детьми для ребенка является «школой
сотрудничества», в которой он учится радоваться успеху
сверстника и спокойно переносить свои неудачи;
регулировать свое поведение в соответствии с социальными
требованиями; одинаково успешно организовывать групповые
и подгрупповые формы сотрудничества.
Проблемы формирования интеллектуальной готовности
к школе решают игры, которые развивают у ребенка
элементарные математические представления, знакомят его
со звуковым анализом слов, готовят руку к письму,
развивают элементарные логические представления.
Итак, игровые технологии тесно связаны со всеми
сторонами образовательной и воспитательной работы
с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»....
План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...
Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"
Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...
Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»...
Картотека игр на развитие познавательных процессов у детей раннего возраста с использованием игровых технологий Фрёбеля, Дьенеша, Кюизенера, Монтессори
Опыт работы по созданию системы игр для сенсорного развития детей 2-3 лет с использованием игровых технологий Ф.Фрёбеля, Дьенеша, Кюизенера, Монтессори...
Творческий проект на тему: «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича (подготовительная группа)
Творческий проект на тему: Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича (подготовительная группа)...
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "друдлы"»
Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Проще говоря, загадка в визуальной форме. Суть техники «друдлы» заключается в том, что предлагается опи...