Аналитический отчет за 2012–2017
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет за 2012–2017
Введение
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.
ФГОС дошкольного образования – новый документ для сферы дошкольного образования. Принципы, лежащие в основе Стандарта, ориентируют педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, на уважение личности ребенка, учет его потребностей, возможностей, желаний в образовательном процессе. Таким образом, современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.
Главная задача, которая ставится перед системой дошкольного образования новыми стандартами - помочь ребенку в становлении его личности.
Таким образом,я обозначила проблему: недостаточно оптимальные условия в педагогическом процессе для воспитания успешного ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Все выше сказанное определило цель моей педагогической деятельности - обеспечение, начиная с младшего дошкольного возраста, целостного и всестороннего развития детей, общей эрудиции, воспитание нравственных идеалов, как основы поведения ребенка, развитие речи ребенка, как средство свободного общения со взрослыми и детьми.
Были поставлены задачи: (представлены на слайде).
1. Аналитическая часть
В межаттестационный период (2012-2017гг.)опиралась на нормативно- правовые документы: (представлены на слайде).
Организацию педагогической работы строю в соответствии с основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования ДОУ, с учетом «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Разработала и успешно реализовала рабочую программу на 2015-2016 учебный год в 1 младшей группе, во 2 младшей группе (приложение).
Так же в работе применяла парциальные программы: И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду»; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой.
Одним из целевых ориентиров ФГОС является: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
Проанализировав несколько методик меня заинтересовала одна из нетрадиционных форм работы с детьми Су-джок терапия. В переводе с корейского языка Су-кисть, Джок-стопа.
Известному педагогу принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Су-джок – это колючие шарики, с двумя массажными кольцами, различной окраски.
Данный вид массажа не только полезен но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.
Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только логопедам и педагогам в детском саду, но и дома самими родителями.
Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга. Все движения шариком сопровождаются в соответствии с текстом стихов или потешек.
Также использую массаж пальца эластичным кольцом.
Су-Джок шары используются при обучении детей разным видам деятельности.Использую такие игровые управжнения как: «Разложи шарики по цвету», «найди все синие «(красные, желтые, зеленые) «Сделай разноцветные шарики» (Сине-красный, зелено-желтый) и т. д.
Чтоб начать использовать данную технологию,мною был разработан педагогический проект: «Использование технологии су - джок в развитии мелкой моторики рук детей раннего возраста»; подобрана картотеку игр пальчиковой гимнастики с использованием су –джок в разных видах детской деятельности. Провела открытое занятие с детьми 1 младшей группы для педагогов ДОУ и родителей воспитанников.Цель занятия: практическое использование детьми шариков су-джок в образовательной деятельности.
Шарики су-джок систематически применяю как в игровой деятельности с детьми, так и в образовательной и самостоятельной.
С целью повышение уровня компетентности в вопросах речевого развития детей с помощью технологии Су –Джок провела мастер-класс: «Играя, развиваем речь» для педагогов и родителей.
Задачи: (представлены на слайде).
На педагогических советах ДОУ представила опыт работы по темам: «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием методики су-джок» (2015г., «Играя пальчиками - развиваем речь» (2016г.).
Эффективность данных результатов: положительная динамика речевого развития; индивидуальный подход к каждому ребенку; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях.
Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное, поэтому совместно с родителями оформили центр речевого развития. Где расположены пособия и игры для сенсорного развития.
Для развития мелкой моторики было оформлено игровые пособия массажные коврики и мячики разного размера; игрушки-шнуровки, объемные и плоскостные игрушки-застежки; занимательные игрушки из разноцветных прищепок; логопедические альбомы с упражнениями для губ и языка, картотеки пальчиковых игр, физминуток и мнемотаблиц,
Бизиборд включает в себя: различные замки и задвижки, прищепки двух видов, выключатель, розетка, телефонная трубка с барабаном, силуэты цифр от 1 до 10, у каждого ребенка есть свое окошечко при открывании створки, он находит свое фото
Для эффективности работы по развитию речи в комплексе использую в режимных моментах, в индивидуальной и групповой работе с детьми,в качестве физминуток:
• пальчиковая гимнастика,
• артикуляционная гимнастика;
• массаж ладоней пластмассовыми, резиновыми, теннисными разноцветными шариками и мячиками и кольцами Су-Джок;
• прищепочный массаж;
• массаж шестигранными карандашами;
• элементы логоритмики;
• мини-роботы "Bee-Bot";
К концу учебного года, было выявлено, что практически 80 % детей использовали речь как средство общения друг с другом.
На следующем этапе работы столкнулись с такой проблемой: когда раздали стихи к новогоднему утреннику, услышали от родителей такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами!». И здесь мы, проанализировав несколько методик, остановились на мнемотехнике.
Мнемотехника оказывает большую помощь при заучивании стихов.Мнемотаблицы использую для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Для оказания помощи родителям в этом вопросе, провели мастер-класс «Использование мнемотаблиц для заучивания стихов» и дали родителям задания вместе с ребенком нарисовать мнемотаблицу к стиху.
Затем была составлена картотека мнемотаблиц по стихам к новогоднему утреннику, а далее картотека пополнилась мнемотаблицами для заучивания программных стихов,такие как: «Огуречик, огуречик», «Кораблик» А. Барто, «Как у нашего кота», и т. д., Использовали как готовые мнетаблицы, так и сами рисовали вместе с детьми.
Итогом проделанной работы стало: все дети успешно рассказали стихи к новогоднему утреннику. В последующем мнемотаблицы стали использовать на занятиях по развитию речи, при заучивании программного стиха дети с удовольствием использовали мнемотаблицы, которые были составлены при помощи взрослых.
Таким образом,использование мнемотаблиц: облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей; развивает творческое познание детей; словарный запас выходит на более высокий уровень.
Поделилась опытом работы по данному на правлению сначала на педагогическом совете ДОУ: «Использование мнемотехники для связной речи дошкольников» (2017г.).
А затем приняла участие в педагогических чтениях – «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников» 2017 – (сертификат).
Одними из принципов ФГОС ДО являются: поддержка разнообразия детства; сохранение его уникальности и самоценности; реализация всех программных задач прежде всего в форме игры. Игра - является ведущим видом деятельности детей. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.Поэтому в своей работе для развития познавательной активности детей я широко использую игровые технологии: Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Из своих наблюдений я сделала вывод, что дети научились активно мыслить, творчески подходить к решению задач, идти от простого к сложному. У воспитанников повысился уровень логического и образного мышления, пространственной геометрии.
В 2013 –2014 учебном году разработала и реализовала программу по дополнительному образованию детей: «Развивайка» для детей старшего дошкольного возраста, основной технологией реализации программы были игровые технологии Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
К концу реализации программы у детей повысился интерес к занимательной математике, развивалось логическое мышление, память, внимание, творческие способности, формировались умений работать в коллективе.
Исходя из интересов и потребностей воспитанников, вовлекая их в творческую проектную деятельность, я решаю задачи развития, исследовательской деятельности детей. Проекты были краткосрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие совместные с родителями, групповые и индивидуальные.
Совместно с родителями и детьми мы реализовали следующие проекты: «Огород на окне», «Безопасная дорога для тебя и для меня», «Улицы родного города».Особенно интересно прошли:
Проект «Моя семья».Цель проекта: Формирование у детей первоначальных представлений о семье.
Продукт проекта:
• Оформление родителями кубик.
• Выставка детских работ.
• Совместный спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья.
Проект «День космонавтики».Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о космосе.
Продукт проекта:
• Самодельная книга «Планеты космоса».
• Открытое занятие по конструированию «Ракета».
• Космическая ракета своими руками.
• Изготовление плаката «Планеты».
• Совместная выставка детских работ на тему «Космос».
Проект «Разноцветный апрель».Цель: Закрепить знания детей в названии цветов (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности. Дать понятие – «разноцветный».
Проведение серии тематических разноцветных недель с детьми, (каждая неделя имела свой цвет):
- «Красная неделя»
- «Синяя неделя»
- «Желтая неделя»
- «Зеленая неделя»
- консультации для родителей.
Продукт проекта:
- Тематический альбом «Разноцветный апрель».
- Оформление стенда для родителей по теме проекта.
Реализация основного этапа деятельности проходила через все виды детской деятельности: сюжетно – ролевые и дидактические игры, чтение художественной литературы, трудовая деятельность, познавательно - исследовательская, образовательная деятельность и др. Каждый вид деятельности соответствовал цвету недели.
По итогам реализованных проектов была составлена картотека мультимедийных презентаций. Использование метода проекта позволило развить познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
Итог:принимала участие в работе городских педагогических чтений с обобщением опыта работы по темам: «Проектировочная деятельность» отборочный этап городских педагогических чтений - 2014» - (сертификат).
Стимулировать активность детей и участвовать в освоении новых знаний помогают мне информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ благотворно позволяет погрузить детей в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным.
Поэтому очень интересно прошли открытые интегрированные занятия в детском саду для воспитателей ДОУ с применением мультимедийных презентаций: «Космос», «Путешествие по сказкам», «Смешарики» и использование звуковых эффектов позволил сделать образовательный процесс более ярким, эмоциональным, качественным. В презентации включала занимательные вопросы, картинки, игры, музыкальные зарядки для глаз.
Мои наблюдения показали, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы значительно повышается. Дети стали лучше воспринимать изучаемый материал. Движения, звук надолго привлекали внимание детей.
В 2016-2017 учебном году посещала педагогический клуб «Мульстудия», где проходили практические занятия по составлению мультфильмов. На итоговом занятии представили снятый совместно с детьми мультфильм «Прогулка в детском саду», для построения сюжета мультфильма использовали лего - конструктор», получили сертификат.
На городском методическом объединении выступила с темами: «Мультимедийная дидактическая игра «Путешествие по сказкам»» - (сертификат, 2017г.); «Создание мультимедийной презентации «Мир животных» - (сертификат, 2017г.).
Одним из важных условий ФГОС является организация предметно-развивающей среды:
Поэтому я постаралась рационально использовать каждый сантиметр свободного пространства.
С целью формирования социальной мотивации воспитанников, мной подобран богатый ассортимент атрибутов для сюжетных игр и театрализованных представлений. Игровая зона создает условия для творческой деятельности детей, развития фантазии,.
Для формирования познавательной мотивации, я оформила уголок природы, для того что бы дети имели более наглядное представление о многообразии природного мира.
Здесь же у меня находится центр экспериментирования,оснащенный: емкостями для воды, песка, камешками, шариками, ракушками и многим другим. Здесь мы проводим простейшие опыты, где дети развивают свое мышление.
С целью профилактики детского травматизма и основ безопасной жизнедеятельности создан уголок ОБЖ. Собрана коллекция песен, стихов по правилам дорожного движения, пожарной безопасности. Активно использую ИКТ для демонстрации обучающих фильмов и презентаций.
Совместно с воспитанниками и родителями приняли участие в конкурсах детского сада: «Организация развивающей предметно- пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС»-(грамота-2 место, 2015 г.); конкурс «Лучший зимний участок»- (грамота-1 место,2016г.).
Особое внимание уделяю укреплению здоровья детей,используя современные здоровьесберегающие технологии: различные виды закаливания, физкультминутки, динамические паузы, корригирующую гимнастику после сна. Для всех видов гимнастик подбираю картотеки в соответствии с возрастом. Организую совместно с родителями развлечения («В стране здоровья», 2015 год, традиционным стали физкультурные праздники («Мама, папа, я – спортивная семья», 2016г. ,2017г., дни здоровья. Для развития физических качеств детей в группе мной создан физкультурный уголок, который оснащен традиционным и нетрадиционным оборудованием.
Также включаю для просмотра мультимедийные презентации «личная гигиена человека», «Как правильно умываться» с обучающими заданиями.
Благодаря систематической работе, использованию нетрадиционных методов и средств оздоровления воспитанников в группе снизилась заболеваемость.
Личным примером показываю детям, что здоровье это залог успеха. В2016г. принимала активное участие в спартакиаде среди дошкольных образовательных организаций. Где заняла 1 место по дартсу и 2 место по легкоатлетическому кроссу. А по итогам конкурса команда детского сада заняла 2 место.
Вовлекая детей в творческую деятельность, активно взаимодействую с музыкальным руководителем, Использую музыкотерапию во всех видах детской деятельности.
Традиционным стали такие досуги,как: «День матери», «День пожилого человека», «День именинника». С целью формирования интереса к музыке я оформила в группе уголок музыкального развития.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, поэтому для развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В соответствии с тем, что во ФГОС уделяется особое внимание по взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания ребенка.
В своей работе использую нетрадиционные формы общения с родителями:семинары практикумы: «Домашняя игротека развивающих игр с детьми»; деловые игры,мастер классы: «Творческие лаборатории». Провожу родительские собрания,по темам исходя из проблемы: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье» «Вот они, какие дети», «Как играть с детьми дома», «Воспитание здорового ребенка», «Культура поведения». На родительских собраниях использую анкетирование родителей по вопросу собрания, презентации деятельности детей, показ фотографий. На таких встречах представляю родителям презентации «Наш день в детском саду», «Наши достижения» и др.В группе организую совместные выставки и конкурсы для родителей и детей: «Осенняя фантазия», «Зимушка – зима», «Папа может», «Великая пасха», и др.
Для родительского уголка систематически веду подбор тематических материалов и консультаций по темам: «Растим детей патриотами», «Игры для познавательной активности», «Как сохранить здоровье детей», «Развиваем речь ребенка дошкольника», «Чем заниматься с ребенком дома», «На прогулке летом», «На прогулке зимой», «Вечерние игры с ребенком», «Советы по воспитанию детей», «Безопасность дошкольника в ваших руках». Подобранный материал, оформляла в виде ярких, красочных буклетов, мини журналов, консультаций.
В группе имеется тетрадь отзывов и предложений, в которой после каждого посещения открытых мероприятий, родители оставляют свои отзывы и предложения. На основании которых, планируется следующая форма открытого мероприятия.
Нетрадиционные формы общения помогают сблизить детей и родителей, воспитателей и родителей, выполняют огромную роль в повышении психолого – педагогической культуры родителей, способствуют изменению их взглядов на воспитание ребенка в условиях семьи
Участвовала в работе городских методических объединениях с обобщение опыта работы по темам: «Формы работы с родителями детей раннего возраста» - (сертификат участника, 2016г.); «Формы партнерского взаимодействия детского сада с семьей» - (сертификат участника, 2016г.).
Проанализировав работу с родителями, я увидела положительную динамику уровня активности родителей, вовлечённости родителей в педагогический процесс.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств.
Совместно с родителями дошкольников созданы макеты улиц, достопримечательностей города, собраны коллекции, фотоальбомы, созданы видео -презентации.
В данном направлении разработан цикл экскурсий по родному городу.
Мы посетили достопримечательности нашего города - Мемориал, памятник Бабушкина и Севастьянова, фонтан, площадь Дворца Культуры Металлург. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
В 2016г. приняла участие в конкурсе научно - методических разработок «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» - (сертификат участника);
Свою работу активно направляю на развитие творческого потенциала воспитанников.Мои воспитанники успешно участвуют в конкурсах:
- 2013 год: городской смотр – конкурс на лучшую организацию работы по безопасности дорожного движения «Зеленый огонек» - (грамота за участие); городской конкурс видеоархивов источников нецентрализованного водоснабжения «Родники. Природа. История» (грамота-2 место); городской конкурс «ЭкоКолобок» Номинация «Семейный проект» - (грамота 1- место); городской конкурс «Вода - источник энергии» (грамота-1 место); городская выставка декоративно- прикладное искусства «Мамин праздник» (грамота-2 место);
- 2014 год: городской конкурс рисунков и фотографий «Вода - источник энергии» (свидетельство за участие); городской конкурс «Юная модница» (грамота за участие); городской конкурс «Спортивный детский сад» (грамота за участие);
-2015 год: городской конкурс «Птичий дом», номинация «Сказочный дворец» - (диплом за участие); городской конкурс «Волшебная кисточка», в рамках проекта «Открытая книга» - (диплом за участие);
-2016 год: городская выставка совместного творчества взрослых и детей «Нетрадиционные техники рисования» - (сертификат участника);
-2017 год: городской конкурс «Юная модница» - (диплом в номинации «Неповторимый STYLE»); фестиваль самодельных мультфильмов «Жар-птица», где был представлен мультфильм созданный совместно с детьми «Прогулка в детском саду» - (сертификат участника); городская выставка технического творчества - (сертификат участника); городской конкурс «Светлячок»-(грамота-3место); городской конкурс «Спасибо деду за победу»-(диплом за победу в номинации «Оригинальная творческая работа»).
Для полноценного и качественного решения программных задач 2 раза в год провожу педагогическую диагностику, что позволяет скорректировать содержание образовательной программы.
Анализ результатов деятельности показал стабильные результаты освоения образовательной программы воспитанниками.
В ходе проведения педагогической диагностики было выявлено, что у одного воспитанника недостаточно сформирован уровень освоения образовательной программы, в связи с медицинскими показаниями, поэтому для него была разработана карта индивидуального развития (приложение).
Приняла участие в городском методическом объединении с темой: «Мониторинг развития детей раннего возраста по программе «От рождения до школы» - (сертификат участника, 2016г.).
С успехом использую Интернет-ресурсы для поиска необходимой информации, в организации непосредственно образовательной деятельности детей, а также обмена опытом с коллегами.Изготовленный мною материал в электронном виде выкладываю на официальном сайте детского сада: https://1690.maam.ru, и личном блоге http://www.maam.ru/users/557918: презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам»; конспект спортивного досуга «Папа, мама, я — спортивная семья»; отчеты: городской конкурс «Светлячок», «День защитника Отечества», оформление участка «Зимняя сказка»;доклады: «Использование мнемотехнических таблиц для развития речи дошкольников», «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»; мастер-класс «Играя, развиваем речь», Проект «День космонавтики», Экскурсия к памятнику герою.
Также являюсь активным слушателем вебинаров: «ИКТ - компетентность», «Внедрение примерной образовательной программы». Выпускаем статьи в газеты.
2. Проектная часть
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.
ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Исходя из выше изложенного определила цель на следующий межаттестационный период: вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений, через создание семейного клуба.
В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи: (представлены на слайде).
Заключение.
Как показала практика использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Сегодня государством поставлена задача,подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
На мой взгляд, поставленные мной задачи, были реализованы в полном объеме. Все намеченные мероприятия были выполнены. Таким образом, анализ моей деятельности позволяет сделать вывод, что произошел рост моей интеллектуально-педагогической, коммуникативной и информационной компетентности. Повысилось качество образовательного процесса, улучшилась предметно-пространственная среда группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога 2012-2017 г.г.
ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД воспитателя (по обучению детей татарскому языку) высшей кв. категории на 2012-2017 годах Камаловой Аиды Дамировны МБДОУ №7 «Рябинушка» города Набережные Челны
индивидуальный план на 2012-2017 уч.г....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД воспитателя (по обучению детей татарскому языку) высшей квалификационной категории на 2012-2017 годах КАМАЛОВА АЛСУ ИМАМОВНА МБДОУ №7 «Рябинушка», г. Набережные Челны Респу
индивидуальный план на 2012-2017 уч.г....
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Горшковой Людмилы Александровны на 2012-2017 год
В настоящее время для развития социально адаптированной личности, очень важно: в каких условиях живет ребенок, как влияет на него его окружение, как организован процес...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МБДОУ №208 2012 – 2017 учебный год
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МБДОУ №208 2012 – 2017 учебный год...
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» ...
Аналитический отчет за 2012 - 2017 год
Отчет о работе воспитателя Мордвиновой Е.И. за 2012 - 2017 год...