«Моделирование игрового пространства в группе ДОО с учётом требований ФГОС»
статья
Ребенок находится в детском саду весь день и поэтому необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_model.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Голушко Ю.В. воспитатель
ГБДОУ детский сад №71 Центрального района
Санкт-Петербурга
«Моделирование игрового пространства в группе ДОО с учётом требований ФГОС»
РППС ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования разработаны требования к развивающей предметно - пространственной среде, которая должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста. Предметно-игровое пространство групп создано с учетом возрастных возможностей и интересов детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей предметно-развивающая среда создана с учетом интересов мальчиков и девочек.
Ребенок находится в детском саду весь день и поэтому необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Целями организации предметно-развивающей среды является:
• помощь в определении личностных интересов ребёнка
• развитие способности искать и находить пути взаимодействия с педагогом и другими детьми (если в младших группах ребята всё больше играли сами с собой, то в среднем дошкольном возрасте происходит «всплеск» желания взаимодействия с другими, а также тенденция творчески отражать полученные впечатления, например, в рисунках, лепке);
• формирование навыка оценивания своих и чужих поступков, чувств.
Задачами оформления окружающего детей пространства является:
• наличие в предметно-развивающей среде достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с тем опытом, который уже есть у ребят (игры в магазин, семью, цирк и т. д., а также бросового материала (коробок, ваты, лоскутов ткани, палочек и пр.) для реализации задуманных сюжетов;
• обеспечение достаточного количества предметов и материалов, познание которых осуществляется через разные органы чувств — калейдоскопы, шумовые коробочки, книги и пр. (так малышам средней группы будет проще найти на волнующие их в 4–5 лет вопросы «что это», «почему» и «для чего»);
• включение в предметно-развивающую среду игр на счёт, сравнение предметов по дифференцированным признакам (цвету, форме, назначению, сборку целого из частей (пазлы, головоломки);
• введение в работу средств, необходимых для проведения опытов (забав с песком, глиной, красками, светом и пр.);
• расширение набора книг, рабочих тетрадей (с заданиями для подготовки руки к письму, справочной литературы, а также по возможности технических средств обучения (фильмоскоп, мультимедийный проектор, компьютер).
В свете требований ФГОС ДО предметно-развивающая среда должна соответствовать возрастным особенностям детей; быть многофункциональной и открытой, содержательно-насыщенной, с незамкнутой системой функционирования; доступной, безопасной, а также способствовать формированию активного, познавательного отношения к окружающей среде.
Принципы организации предметно-развивающего пространства:
(подбор средств, задействованных для всестороннего психофизического развития каждого ребёнка в группе, должен отвечать определённым принципам.)
-Насыщенность
Предполагает подбор материалов и оборудования в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью (у детей 3-5 лет сюжетно - ролевая).
Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно если речь идёт о детях средней группы, которые делают всё более уверенные шаги на пути взаимодействия с окружающим миром. В РППС есть уголок уединения, предметы индивидуального пользования, персональные предметы и игрушки (сокровищницы, семейные фотоальбомы, стенды добрых дел. В среде имеются алгоритмы выполнения деятельности от задумки до результата (рисование, лепка, игра, конструирование и др.) для мальчиков и девочек с вариантами выбора.
-Трансформируемость и полифункциональность
Пространство группы включает: рабочую зону, зону активной деятельности и спокойной деятельности. В младшей (и средней) группе в начале года педагог сам организует пространство в соответствии с задачами и содержанием ОП, учит детей организовывать пространство группы для совместной активной деятельности, находить место для индивидуальной спокойной деятельности (или небольшой группы, для уединения. Для этого в среде предусмотрены разделители (невысокие ширмы, перегородки, коврики, заборчики, маркеры среды.
Полифункциональные объекты РППС стимулируют взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность; обеспечивают развитие игровой деятельности, интеграцию разных видов детской деятельности.
Иными словами, в зависимости от задачи образования на конкретном этапе и часто изменяющихся интересов детей, средства предметно-развивающей среды могут переставляться, заменяться. Так, например, куклы из игрового пространства могут использоваться в «познавательном» для того, чтобы продолжать обучать малышей одеваться и раздеваться самостоятельно. Кроме того, как уже отмечалось, в пространстве группы должны быть предметы, которые не имеют жёстко закреплённого назначения, бросовый материал, применимый в разных видах активности.
-Вариативность
РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом детей, их интересами и социальным опытом. Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат.
Объекты отражают культурно-художественные региональные традиции, особенности природы, труда и быта, историю родного края и т. д. (фото, картины, презентации, книги, видеофильмы, литературные произведения, коллекции, гербарии, инструменты и пр.)
-Доступность
В группе подбираются и используются специальные методические пособия, специальное оборудование и дидактические материалы для детей с индивидуальными потребностями, связанными с жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
-Безопасность
Элементы предметно-развивающего пространства должны быть безопасны в использовании (без острых или мелких деталей, отсутствие стеклянных игрушек и т. д.). Кроме того, материалы должны быть исправны.
Содержание среды:
Поскольку окружающее пространство призвано сопровождать любую активность малышей, то оно включает необходимое количество материалов и оборудования для обеспечения всех основных видов деятельности конкретной возрастной группы:
• познавательно-исследовательской;
• игровой;
• продуктивной.
Правильно созданная предметно - пространственная среда позволяет развивать социальные и психологические характеристики личности ребёнка: инициативность, самостоятельность, право выбора, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, творческие способности, чувство собственного достоинства, способности к принятию собственного решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая ср...
Методическая разработка на тему:"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".
Материал о структуре здоровьесберегающего пространства....
Статья "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".
Здоровьесберегающее пространство в группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....
Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС
Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты.По мнен...
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
В статье говорится о созданиии здоровьесберегающего ,конфортного для детей пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС...
Статья на тему: "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"
Статья на тему: «Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС»...
Моделирование игрового пространства в группе ДОО с учетом требований ФГОС ДО.
О создании развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО....