Использование подвижных игр в разных видах деятельности младшего дошкольного возраста
статья

Коршунова Ольга Григорьевна

Чтобы сделать ребёнка умным, рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает,

 действует, бегает – пусть находится

в постоянном движении»

 Ж. – Ж. Руссо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pi.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование  подвижных игр

в разных видах деятельности младшего дошкольного  возраста"

«Чтобы сделать ребёнка умным, рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает,

 действует, бегает – пусть находится

в постоянном движении»

 Ж. – Ж. Руссо.

        Одной из главных задач реализации ФГОС является:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обогащение двигательного опыта и развитие физических качеств, тем самым формируя начальные представления о здоровом образе жизни.

Для решения этой задачи, рассмотрим один из видов двигательной деятельности – подвижные игры.

       Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. Это не удивительно, ведь в играх воспитывается коллективизм, проявляются такие ценные качества, как сила, выносливость, ловкость и сообразительность

  Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.

Игры классифицируются

- по принципу организации детей — игры одиночные и командные;

- по возрастному принципу – для младшего, среднего, старшего дошкольного возраста;

- по степени подвижности ребенка в игре –это игры с малой, средней, большой подвижностью;

- по видам движений - игры с бегом, прыжками, лазаньем, метанием ;

- по содержанию – это подвижные игры с правилами , сюжетные и без сюжетные игры ;.

            Малышей привлекает в игре процесс действия: бежать, догонять, бросать и т.д. важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения подвижной игры зависит от нашего  умения  заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущую роль выполняем сами или поручаем наиболее активному ребенку. Важно помнить, что водящий делает вид, что ловит детей, чтобы не испугать их. В работе с малышами   используются разнообразные подвижные игры:

- Это сюжетные игры, которые имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т.д.

   -  Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования. («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.)

         Нужно  следить за образным выполнением детьми действий, напоминать, чтобы они использовали всю площадку, летели красиво, эмоционально имитировали движения, действовали по возможности по сигналу, напоминаем детям об игровом образе. Для оживления игры используются  атрибуты: головные уборы с изображением птичек, руль автомобиля и т.д. к концу года можно поручить роль автомобиля более активному ребенку.

        В нашей работе, очень популярны игры с текстом. При проведении таких игр нужно  выразительно читать текст, иллюстрируя его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети , слушая стараются подражать его движениям. («Заяц», «Поезд» ).

        Самые любимые, ещё с первой младшей группы, это  игры-забавы — «ладушки». «коза рогатая» , « карусели», «гуси- летят»,

        Подвижные игры которые  проводятся отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.). Малышей необходимо учить играть. Существенным моментом, влияющим на ход игры, является это правильное объяснение правил игры.. Оно дается детям эмоционально, выразительно, используется образный сюжетный рассказ, способствующий лучшему перевоплощению ребенка в игровой образ. Играя  вместе с детьми, выполняя одновременно главную и второстепенную роль, следим за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учим малышей действовать сообща.    Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям. Это повышает их двигательную активность. Одну и ту же игру повторяем без изменений 2—3 раза, затем в нее включаются новые правила и новые движения, изменяются условия проведения. Вариативное содержание знакомой игры усиливает ее воспитательную ценность. Постепенно мы приучаем малышей выполнять в игре ответственные роли (назначая на роль, необходимо соблюдать очередность).

         При выполнении детьми игрового упражнения надо объяснять  и показывать  его, останавливаясь на тех моментах, которые вызывают затруднения у большинства. В этом возрасте ребенок может повторить игровое упражнение лишь в общих чертах.

 А недостаток двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Поэтому детям в течение дня необходима двигательная деятельность, в том числе и подвижные игры.

         Подвижные игры можно использовать не только на прогулке, но и в других видах деятельность. Игре, как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводиться много времени: до завтрака, во время утреннего приема, во время непосредственно - организованной деятельности, в перерывах между различными видами деятельности, после дневного сна, на всевозможных прогулках.

          Подвижные игры во время утреннего приёма способствуют созданию положительного психологического микроклимата, дружеских взаимоотношений между детьми на целый день. Большей частью это игры малой и средней подвижности, хороводные, направленные на воспроизведение имитационных движений, проговаривания потешек: «Затейники», «Где мы были - мы не скажем, а что делали, покажем», «Карусели», «Паучок», «Заинька», «Море волнуется…». Этими и многими другими играми мы и дети встречают ребенка, показывают, как они ждали его, чтобы начать игру, в них нет соперничества, нет отрицательных эмоций, что влияет на хорошее психологическое самочувствие всех участников воспитательного процесса.

        В непосредственно образовательной деятельности то же есть место подвижной игре, несмотря на то, что в группе зачастую нет возможности организовать полноценную подвижную игру - физкультминутки.  В коммуникативной деятельности   разучиваем слова русских народных игр, потешек, повторяют диалоги «Заинька, походи, серенький, походи, вот так этак походи, вот так этак походи…и т.д.» Дети знакомятся с поэтичностью, красотой, напевностью родной речи, приобщаются к истокам народной культуры 

         В познавательной деятельности тоже допустимо проведение дидактических подвижных игр: «Найди свой цвет», «Найди свою форму». Особенно целесообразны для концентрации внимания игры :  «Поймай звук», «Летает, не летает», «Карлики-великаны», и т.п.  Организовывать  образовательную деятельность детей так, чтобы была возможность менять виды деятельности, давать детям задания на ковре, стоя, за столом и т.д.

          На прогулке  планируем подвижные игры в соответствии с прошедшими занятиями. Если они были связаны с длительным сохранением статической позы, то  организуем  игры большой подвижности, которые будут способствовать снятию мышечного напряжения и повышению двигательной активности всех детей в группе: «У медведя  во бору», «Лохматый пес», «Воробушки и кот», «Ловишки» и т.д. Если занятия были насыщены двигательной активностью детей, мы начинаем прогулку играми средней подвижности, когда не все дети задействованы в основном движении, тем самым дать больше нагрузку тем ребятам, которые не были активны во время занятия: «Мышеловка», «Кот и мыши», «Пустое место» (с ленточкой, платочком, колокольчиком), «Шишки, желуди, орехи, «Третий лишний» и т.д. В конце прогулки обязательно проводим  игры, чтобы собрать детей, настроить их на окончание прогулки. Игры в круге, звеньях, можно с мячом «Вышло солнышко из-за речки», «Мяч капитану», «Тоннель», «Ручеёк» и т.д.

         После сна организуем игры на внимание, способствующие быстрому пробуждению детей, хороводные, которые настраивают на доброжелательный лад.

          Одним из самых любимых уголков в группе является центр двигательной активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть: коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия); мячи; обручи; скакалки; кегли; шнуры длинные и короткие; мешочки с грузом; ленты разных цветов;  атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики, тренажеры для дыхания и др.  Оборудование подобрано с учетом программных задач и возрастных особенностей развития детей.    Некоторое оборудование было сделано нами совместно с родителями. Мы  наполняем развивающую среду в группе и на прогулке так, чтобы мы  могли организовать подвижные игры: маски, различные атрибуты: повязки, ленточки, медальоны, спортивное оборудование, проводят беседы о безопасности во время подвижных игр. Подобрана картотека игр соответствующие  возрасту, направленных на закреплении е основных видов движений. На занятиях по физическому развитию и в индивидуальном сопровождение используем алгоритмы, схемы.

         Таким образом, систематическое планирование и грамотно организованная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплять здоровье дошкольников.

         Большую роль в формировании отношения ребёнка к подвижным играм играет семья. Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребёнком, тем быстрее он развивается. Родители не только организуют игру, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам даёт возможность лучше узнать своего ребёнка, стать его другом. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной   помощи:

-рекомендовать  родителям в домашних условиях проводить простейшие игры с мячом, подвижные игры на прогулке.

- помочь мне   в оформлении   физкультурного уголка ( книжки- малышки  "Мячик", " Утренняя гимнастика", стенгазеты "Мы  играем дома", мешочки для метания).

      Для просвещения родителей проводились консультации по темам:

« Значение подвижных игр», « Зимние забавы». Представлена для ознакомления картотека подвижных игр,  которые можно проводить  в домашних условиях.

       Мероприятия, проводимые нами, учат родителей играть с детьми в подвижные игры дома, на улице во время прогулок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция игры в разные виды деятельности детей младшего возраста

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет ...

Самообразования по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пол...

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Стендовый доклад по обобщению опыта развития инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности младших дошкольников с учетом гендерного развития...

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....