Детям о П.И. Чайковском (к 180-летию со дня рождения композитора)
методическая разработка (подготовительная группа)
Детям о П.И. Чайковском (к 180-летию со дня рождения композитора)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detyam_o_chaykovskom.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детям о П.И. Чайковском
/к 180-летию со дня рождения композитора/
Цикл бесед о творчестве композитора. Конспект итогового тематического занятия.
Музыкальный руководитель: Черникова И. Б.
Много лет назад на Урале, в небольшом городе Витебске, родился мальчик, и назвали его
Петей. С самого детства Петя очень любил музыку. Он долго не знал, что будет музыкан-
том, но музыка преследовала его, как тень… Петя чувствовал, что только через неё он
сможет рассказать о любви к людям, Родине, к родной природе. В звуки Петя вкладывал
всю свою душу, все переживания, всё то, что он увидел в жизни и о чём мечтал. А когда
мальчик вырос, он стал очень известным композитором Петром Ильичом Чайковским.
У Петра Ильича был любимый племянник Володя Давыдов, по прозвищу Боб. Ему и
был посвящён «Детский альбом». Боб ещё не учился в школе, любил поиграть и послу-
шать разные истории, сказки. Пётр Ильич и написал такую музыку, в которой Боб мог
узнать свои любимые занятия, а так, как он умел играть на пианино, то и исполнять её он
мог сам.
В этой музыке есть добрые и злые герои, есть весёлые и грустные настроения. Вы
здесь найдёте и сказки, и игры, узнаете новые истории о кукле и много, много другого.
«Марш деревянных солдатиков»
«Жили-были двадцать пять оловянных солдатиков. Все они родились от одной матери –
старой оловянной ложки, а значит, приходились друг другу родными братьями. Были они
красавцы писаные, мундир синий с красным, ружьё на плече, взгляд устремлён вперёд…
Так начинается сказка о «Стойком оловянном солдатике». А у Боба солдатики были дере-
вянные. Ну, подумаешь, какая разница? Эти тоже были красивыми, бравыми и они так –
же умели ходить, чётко выстукивая своими деревянными ножкми, как барабанщики па-
лочками: раз – два! Раз – два! Очень легко и уверенно идут солдатики. Музыка весело,
как будто с удовольствием, подыгрывает им. Не беда, что они только деревянные, легче,
чем те, в сказке. Они такие же смелые, они пойдут также в огонь ради красавицы балери-
ны или куклы. Только сгореть им легче… ведь они деревянные. Поэтому и марш у них
не всамделишный - лёгкий – идут - то маленькие, деревянные солдатики.
«Баба – Яга»
Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья, как трещат и ломаются сучья?
Это летит Баба-Яга. Нос крючком, губы торчком, глаза горят, а в волосах ветер свистит.
Куда несётся старая? На какие злые дела?
«Мужик на гармонике играет»
Бывают такие мастера, которые берутся делать не известные им вещи и дела. Пирожник
начинает шить сапоги, а сапожник печь пироги...Вот и наш мужичок взял в свои грабас-
тые, растопыренные руки гармонь и заладил понравившийся ему мотив. Нескладная му-
зыка, да тешит игрока! Так и тянет он свою бесконечную разудалую песню.
«Итальянская песенка»
Музыка переносит нас в Италию. Пётр Ильич Чайковский любил путешествовать. Нрави-
лась ему солнечная, приветливая страна, где поют чудесные песни. Поют и взрослые, и
дети, поют дома и на улице. Дети бедняков на улицах и во дворах зарабатывают себе на
жизнь. Пётр Ильич Чайковский встречал в Италии таких детей. Песня одного маленького
певца ему понравилась и композитор использовал её для фортепианной пьесы, которая ,
под названием «Итальянская песенка», вошла в «Детский альбом».
«Полька»
А вот полька. Польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка с большим бантом в
косичках и надутыми от стараний, губами. Легко проскакал зайчик, а за ним заспешил
усатый охотник в огромных сапогах. Но заяц не боится охотника – ведь это всё только
карнавал и только в праздник охотник и зайка танцуют вместе.
«Неаполитанская песенка»
В Италии спеть для кого-нибудь песню, всё равно, что сделать этому человеку подарок.
Берёт парень гитару, становится под окно девушки и поёт ей вечернюю песню-серенаду.
Такую серенаду услышал Пётр Ильич Чайковский в городе Неаполе, написал к ней сопро-
вождение и включил её в «Детский альбом».
«Песня жаворонка»
П.И.Чайковский очень любил гулять по полям и лесам, слушать пение птиц. В его твор-
честве для детей много картин, изображающих природу. Одна из пьес «Детского альбома»
так и называется «Песня жаворонка». Музыка её звонкая, прозрачная. Она напоминает
птичье щебетанье. Когда поют жаворонки, кажется, что всё небо залито песнями. Жаво-
ронка и не видно в небе, только песня его слышится где-то в вышине. То она стремитель-
но спускается вниз, к земле, то снова поднимается вверх. Мелодия этой пьесы ещё больше
напоминает пение жаворонка, когда она исполняется на флейте. Ведь флейта звучит
очень звонко и высоко.
«Старинная французская песенка»
Пётр Ильич любил народные песни и танцы. И не только русские. Он много ездил по раз-
ным странам, побывал во Франции, Германии, Италии. И везде композитор прислушивал-
ся с интересом к музыке, которая звучала вокруг него. Мелодию этой песенки он услышал
во Франции. Точно неизвестно, кто её исполнял. Говорят, эту мелодию пела старушка,
которая слышала её от своей бабушки. В песне старушка вспоминала свою молодость.
Петру Ильичу эта песенка очень понравилась. Он записал мелодию, а потом использовал
её для фортепианной пьесы, которая вошла в «Детский альбом».
«Немецкая песенка»
Немецкая песенка совсем другого характера. Это песня-танец. Она напоминает вальс.
Его танцевали парами, кружась. На сильную долю танцующие крепко ударяли ногой
об землю.
«Болезнь куклы»
В «Детском альбоме» П.И Чайковского есть пьесы о детских играх и об игрушках.
Одна из них «Болезнь куклы». Из названия видно, что музыка этой пьесы печальная, медленная. Девочке грустно, что её любимая кукла заболела.
У меня есть кукла - хороша собой! Целый день лежала на окне она –
Красивые ботинки, бантик голубой. Сильно простудилась и теперь больна.
«Камаринская»
Это русская народная плясовая песня весёлого, шутливого характера. Вы можете
услышать её в исполнении на народном инструменте. Под впечатлением этой пес-
ни П.И.Чайковский написал пьесу «Камаринская» для фортепиано и включил её
в «Детский альбом».
Пётр Ильич Чайковский написал много опер и музыку к балетам: «Щелкунчик», «Лебе-
диное озеро», «Спящая красавица».
В опере на протяжении всего спектакля действующие лица / солисты, хор / не говорят, а
поют в сопровождении симфонического оркестра.
В балете артисты выражают свои мысли и чувства танцевальными движениями, жестами,
мимикой.
Но главное действующее лицо и в опере, и в балете – это музыка. Поэтому эти спектакли
показывают в музыкальном театре или, как его ещё называют, в театре оперы и балета.
Спектакли театра оперы и балета отличаются от спектаклей драматического театра. Здесь
спектаклем руководит дирижёр. За дирижёрской палочкой внимательно следит весь кол-
лектив, все участники спектакля: оркестр, солисты, артисты балета /если это балет/ и опе-
ры /если это опера/.
Оперы и балеты Петра Ильича Чайковского известны во всём мире. Музыка отдельных
номеров часто звучит в концертах по радио и телевидению.
Итоговое, тематическое занятие, посвящённое творчеству П.И.Чайковского.
Цель: - учить детей узнавать знакомые произведения, вспомнить их названия;
- эмоционально откликаться на знакомые образы;
- обобщить знания детей о творчестве П.И.Чайковского;
- воспитывать умение творчески слушать новые произведения П.И.Чайковского.
Ход занятия: входят в зал дети под музыку «Вальса» из «Детского альбома» и занимают свои места.
Музыкальный руководитель: Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом.
В удивительно наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдоль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведёт нас за собой.
Звучит фрагмент пьесы «Апрель» / альбом «Времена года»/.
- Прозвучало музыкальное произведение, которое П.И.Чайковский назвал «Апрель». Сегодня мы будем слушать музыку П.И.Чайковского и говорить о нём, потому что в эти апрельские дни весь мир отмечает День рождения этого великого композитора. Музыке он учился в Петербурге. Позже он переехал в Москву и занялся педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов, сочинял музыку. Давно нет П.И. Чайковского,
но память о нём жива. В Москве есть улица и концертный зал, которые носят имя великого композитора, есть и город Чайковский. В нашей стране проводится конкурс имени Чайковского, на который приезжают музыканты из разных стран. С нами всегда его музыка. Дня не проходит, чтобы по радио или телевидению, в концертном зале или в театре не звучали произведения Петра Ильича. Его музыка радует и волнует людей всего мира. Она всегда искренна, всегда правдива.
Ребята, слушайте музыку П.И. Чайковского, любите её. Она сделает вас добрее, духовно богаче и чище. Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожно, осторожно –
Не спугнуть бы нам его.
-Послушайте произведение «Сладкая грёза», помечтайте, пофантазируйте.
Дети слушают пьесу «Сладкая грёза»
- Пётр Ильич, проявляя глубокий интерес к жизни детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор. Мы сегодня будем слушать произведения из «Детского альбома», музыку к сказке «Снегурочка», фрагменты из балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Льётся музыка рекой,
Вьётся нотною строкой.
Снова звуков половодье
Захлестнуло всё вокруг.
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук.
Их волна, крутя, кружит,
Но сдержать не может, нет.
В царство кукол, в мир игрушек
Мы плывём за ними в след.
- А теперь давайте послушаем пьесу, которая вам уже знакома.
Звучит пьеса «Новая кукла»
- Ребята, как называется это произведение? /ответ детей/. А теперь прозвучит «Марш деревянных солдатиков».
Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков».
- А вот марш из балета «Щелкунчик» иного характера. Весёлый и шутливый он отражает мир беззаботного и счастливого детства. Щелкунчик – забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Девочка Маша – героиня балета – получила его в подарок от фокусника в канун Нового года и радостно марширует вокруг праздничной ёлки – всё это
вы услышите в музыке.
Звучит марш из балета «Щелкунчик».
- Звенят колокольчиками песни-сказки,
Таинственные мелодии.
Какие созвучия, какие краски –
Совсем небывалые, вроде бы.
Травой они шуршат под ногою,
Звездой в озёрах качаются –
То вдруг обернутся Бабой Ягою,
А то вдруг - спящей красавицей.
- Давайте послушаем «Вальс» из балета «Спящая красавица».
Звучит «Вальс» из балета «Спящая красавица».
- Ребята, при исполнении вальса движения должны быть мягкими, плавными, кружения
не торопливыми, руки – нежными, ласковыми. Давайте послушаем ещё один вальс. А
называется он «Наталия – вальс».
Исполняется пьеса «Наталия – вальс».
/ при повторном исполнении дети берут ленты, искусственные цветы, лёгкие, прозрачные платки и импровизируют движения вальса /.
- Пётр Ильич много путешествовал: он был во Франции, Италии, в Америке и Германии, слушал там народные песни, запоминал их, обрабатывал, записывал. Послушайте «Старинную французскую песенку».
Звучит «Старинная французская песенка».
- А теперь давайте послушаем «Немецкую песенку».
Дети слушают «Немецкую песенку
/ можно предложить детям подыграть на треугольниках, румбах, бубнах /.
- И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, игры, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть.
И, по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней - полусказкой
Нас, шутя, развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить!
/ перед прослушиванием следующего музыкального произведения раздать детям народные шумовые инструменты: колотушки, трещётки, бубенцы, деревянные ложки и т.д., и предложить подыграть, импровизируя /.
В исполнении сводного оркестра звучит «Камаринская».
Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит
И будет долго, долго ещё звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали, звенеть, искриться радугой-дугой,
Как будто нам жар-птицу в руки дали и напоили всех «живой водой»…
Такой могучей, сказочною силой порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце негасимой, как океан, безбрежною она…
Так каждый день с волненьем будем ждать, когда мы дверь
В страну мелодий ключом скрипичным отомкнём опять!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Поездка на ярмарку» по Детскому альбому П.И.Чайковского для детей старшей и подготовительной группы
Конспект занятия «Поездка на ярмарку»по Детскому альбому П.И.Чайковскогодля детей старшей и подготовительной группы...
Детям о произведении П.И.Чайковского «Детский альбом»
Беседы по слушанию музыки...
Конспект занятия: Знакомство с фортепианной пьесой П.Чайковского "Октябрь". Занятие для детей подготовительной группы.
Занятие проводилось с детьми подготовительной группы. В прошлом году дети слушали несколько пьес из "Детского альбома". Основная цель этого занятия, продолжить знакомство с творчеством П.И.Чайков...
Тематический вечер для детей старшей группы П. И. Чайковский "Детский альбом"
Тематический вечер для детей старшей группы «Детский альбом» П. И. ЧайковскогоТематический вечер для детей старшей группы «Детский альбом» П. И. Чайковского...
Конспект занятия,посвященного дню рождения Петра Ильича Чайковского, для детей подготовительной группы
Данный конспект можно использовать как развлечение для детей старшего дошкольного возраста...
Тематическое занятие, посвящённое П.И. Чайковскому(для детей подготовительной группы)
Конспект занятия с презентацией по закреплению знаний музыки П.И. Чайковского для старших дошкольников....