Методическая разработка к проекту "Классическая музыка - детям". П.И.Чайковский цикл "Времена года".
проект (подготовительная группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель:
Обобщить знания детей о музыке из цикла «Времена года» композитора П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.
Задачи:
- дать представление о П. И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека;
- вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года»;
- побуждать детей к активному восприятию музыки;
- научить определять характер и настроение прослушанной музыки;
- развивать музыкальные и творческие способности детей, умение использовать знакомые движения в импровизированном танце;
- научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.
- развивать творческое воображение, воспитывать интерес к аналитической деятельности.
- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.
- учить детей воплощать в художественной форме свои представления о временах года;
- развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия между детьми;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход мероприятия.
Дети входят, свободно располагаются в музыкальном зале. Звучит музыка «Святки» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы сегодня с вами попали не просто в музыкальный зал – мы сегодня проведём вечер в музыкальной гостиной. Здесь нас снова ждёт встреча с музыкой, поэзией и живописью.
А как зовут композитора, фотографию, которого мы видим?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Ведущий: Имя этого композитора мы слышим с самого детства. Загадочный Щелкунчик, нежная девушка-лебедь Одетта, спящая красавица герои его опер и балетов сопровождают нас всю жизнь, а вспомните пьесы из «Детского альбома».
Дети: Марш деревянных солдатиков, Кукла, Новая кукла, Зимнее утро…
Ведущий: Чайковский рос в музыкальной семье, где музыку любили и очень почитали, в доме устраивались музыкальные вечера. Любуясь красотой природы, он стремился передать свои настроения в музыке.
Музыка, которую мы сегодня будем слушать из известного альбома «Времена года» - это название должно быть вам знакомо. Может быть, вы вспомните, почему так называется этот альбом?
Ответы детей.
Ведущий: Правильно! П. И. Чайковский очень любил природу и изобразил в своей музыке не только зиму, весну, лето и осень, но и каждый месяц в отдельности и объединил эти музыкальные пьесы одним названием: «Времена года». В альбоме 12 небольших пьес, столько, сколько месяцев в году. А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Первой к нам зима идет,
Новый год она ведет.
За зимой второй весна,
Говорят: весна красна.
Третьим лето - все в цветах
И с малиной на кустах.
А четвертой осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Ведущий: А какие пьесы, которые мы с вами слушали из альбома «Времена года» вы можете назвать?
Ответы детей.
Ведущий: Сегодня мы с вами послушаем не все пьесы из этого альбома, а только те, о которых вы уже имеете представление. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Угадай-ка». А поможет нам в этом волшебная шкатулка. Итак, я открываю нашу волшебную шкатулку, и что же там лежит?
Ведущий достаёт из шкатулки снежинку.
Мы будем говорить про зиму.
Вечер зимний в небе синем
Звезды яркие зажег.
Ветви сыплют снег пушистый
На подсиненный снежок.
Сказка тихо в дверь стучится.
Ты впусти ее, дружок!
Ведущий: Ребята, какая погода на улице зимой?
Дети: Холодно, морозно.
Ведущий: А как мы можем согреться в такой мороз?
Дети: Прийти домой.
Ведущий: Совершенно верно, только в наших современных домах тепло от батарей. А в то время, когда жил композитор, тепло в доме становилось от печки или уютного камина, который в ту пору назывался «камелёк». Представьте же себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки.
Прослушивание пьесы « У камелька» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Ведущий: Ребята, а поэт очень известный поэт С. Есенин красиво описал зиму в стихах, послушайте.
1. Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
2. Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
Ведущий: А вот еще пьеса зимнего месяца – февраля. Называется она «Масленица». Вспомните, как недавно в нашем саду мы тоже провожали Масленицу. Каждый знает, что такое масленица. Это веселый, яркий, шумный праздник. Народ провожает зиму. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. А мелодия «Масленицы» немного напоминает народную пляску.
Ведущий: Вот и я вам сейчас предлагаю послушать пьесу «Масленица».
Ведущий: Ребята, давайте заглянем в шкатулку, что ещё за сюрприз нас поджидает.
Загадка из волшебной шкатулки.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (Весна)
Ведущий: Ну, вот прошла зима и после долгого зимнего сна начинает пробуждаться природа. Мартовский воздух еще холодный, солнечные лучи ярко блестят на белом снегу. Вся природа в ожидании тепла. Что за звонкие птичьи трели слышатся высоко в небе? Кто так радостно щебечет и купается в теплых лучах весеннего солнышка? Вспомните, какую пьесу слушали мы с вами из «Детского альбома»?
Дети: «Песенку жаворонка».
Ведущий: Правильно. Это жаворонок – маленькая серенькая птичка чудесными трелями своей песенки напоминает нам о приходе весны. Природа марта отражена в музыке П. И. Чайковского в пьесе «Песнь жаворонка». А сейчас я предлагаю вам послушаем стихотворение Василия Андреевича Жуковского «Жаворонок».
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Прослушивание «Песня жаворонка».
Ведущий: О весне написано очень много стихов, песен.
1. Искрится солнце в лужицах,
Купается в ручьях,
Идет оно по улицам
На тоненьких лучах,
2. А воробьи чирикают,
Усевшись на сосну,
Смотрите-ка, смотрите-ка,
Весна-то на носу.
3. Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Ведущий: Ребята, а что еще происходит с приходом весны.
Дети: Весной тает снег, прилетают птицы из жарких стран, солнышко греет сильнее, появляются проталины, а на них появляться подснежники…
Ведущий: Давайте посмотрим в нашу волшебную шкатулку, что там ещё есть.
Достаёт подснежник.
Ведущий: Вы угадали, весна нас радует первыми весенними цветами – подснежниками. Подснежник тревожно и радостно протягивает навстречу солнышку свои трепетные лепестки. Вот он выглядывает из-под тающего снега и качает головкой на легком, весеннем ветерке. Он такой хрупкий и нежный. Давайте послушаем стихотворение про этот цветок.
Поглядите! Поглядите!
Всё кругом белым-бело.
И не думайте, что снова
Много снега намело.
И не думайте, что снова
К нам краса зима пришла.
Это просто очень много
Я подснежников нашла.
Это просто лес весенний
Дарит первые цветы.
Я, конечно, очень рада.
Рад, наверное, и ты!
Ведущий: Ребята, посмотрим, что ещё есть у нас в волшебной шкатулке. Здесь опять загадка, послушайте:
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться. (Лето)
Дети: Лето.
Ведущий: Наконец-то наступило долгожданное лето. Пришло чудесное время года – июнь. Солнышко не жалеет своего тепла и ласкает всех своими лучами. Давайте послушаем стихотворение про лето.
Занялася заря.
Скоро солнце взойдет!
Слышь! Чу! Соловей
Щелкнул где-то, поет.
И все ярче, светлей
Переливы зари,
Словно пар над рекой
Поднялся, посмотри.
Над рекой наклонясь,
Что-то шепчет камыш.
А кругом на полях
Непробудная тишь.
Ведущий: И вот деревья принарядились в зеленые наряды, в голубом небе плывут пушистые, легкие облачка. Сколько цветов, бабочек, стрекоз – все кружится в веселом, радостном хороводе. Как чудесно летним теплым вечером плыть в лодке по водной глади и слушать нежную песню. Волны мягко касаются лодки, как будто гладят ее. Широко и привольно льется чудесная мелодия песни, наполняя душу счастьем и покоем. Как замечательно назвал П. И. Чайковский эту пьесу – «Баркарола». Слово «баркарола» пришло к нам из Италии, и означает оно «песня в лодке». Сейчас мы прослушаем пьесу «Баркарола».
Ведущий: Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. Посмотрим, что ещё нам приготовила волшебная шкатулка (осенний листок).
Ведущий: И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Ведущий: Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется «Осенняя песнь».
Ведущий: Но перед тем как закрыть последнюю страницу музыкального альбома П. И. Чайковского «Времена года», я предлагаю вам вспомнить, как в течение всего этого периода мы с вами не только слушали прекрасную музыку, но и много рисовали.
Как жаль, что мы покинем этот светлый зал.
Но музыка в душе у нас осталась.
Чайковский так о многом нам сказал,
И радовались, слушая ее и вновь печалясь.
Пленительные звуки влекли нас за собой.
В душе мы навсегда оставим эти чувства.
И никогда нам не забыть, друг мой,
Чудесный мир волшебного искусства.
Ведущий: Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. П. И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.
Сегодняшний вечер в музыкальной гостиной окончен. До свидания!
Дети уходят из музыкального зала под музыку «Святки» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка беседы-концерта для детей младшего возраста "Музыка детских мультфильмов"
Методическая разработка беседы-концерта для детей младшего возраста "Музыка детских мультфильмов"...
Методическая разработка: Технология развития у детей дошкольного возраста интереса к музыке и ее компонентам
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." (с) В.А. Сухомлинский...
Методическая разработка конспекта занятия для детей младшей группы «Времена года»
Цели:• Формировать начальные представления о временах года;• Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года;• Развивать интерес к окружающей природе; акти...
методическая разработка по музыкальному развитию детей." Дружно шагаем по музыке"
laquo;Дружно шагнём в мир музыки»методическая разработка из опыта работы о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей Пояснительная записка.Приобщение д...
Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего возраста «Путешествие в страну Музыки с весёлыми нотками»
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка. Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста по слушанию музыки с использованием мультимедиа-аппаратуры «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
Знакомство с творчеством русского композитора М.П.Мусоргского на примере некоторых пьес из цикла «Картинки с выставки»....