Методическая разработка к проекту "Классическая музыка - детям". П.И.Чайковский цикл "Времена года".
проект (подготовительная группа) на тему

Лебедева Наталья Эдуардовна

" Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda_chaykovskiy.docx21.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель:

Обобщить знания детей о музыке из цикла «Времена года» композитора П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.

Задачи:

- дать представление о П. И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека;

- вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года»;

- побуждать детей к активному восприятию музыки;

- научить определять характер и настроение прослушанной музыки;

- развивать музыкальные и творческие способности детей, умение использовать знакомые движения в импровизированном танце;

- научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.

- развивать творческое воображение, воспитывать интерес к аналитической деятельности.

- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

- учить детей воплощать в художественной форме свои представления о временах года;

- развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия между детьми;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход мероприятия.

Дети входят, свободно располагаются в музыкальном зале. Звучит музыка «Святки» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы сегодня с вами попали не просто в музыкальный зал – мы сегодня проведём вечер в музыкальной гостиной.  Здесь нас снова ждёт встреча с музыкой, поэзией и живописью.

А как зовут композитора, фотографию, которого мы видим?

Дети: Петр Ильич Чайковский.

Ведущий: Имя этого композитора мы слышим с самого детства.  Загадочный Щелкунчик, нежная девушка-лебедь Одетта, спящая красавица герои его опер и балетов сопровождают нас всю жизнь, а вспомните пьесы из «Детского альбома». 

Дети: Марш деревянных солдатиков, Кукла, Новая кукла, Зимнее утро…

Ведущий: Чайковский рос в музыкальной семье, где музыку любили и очень почитали, в доме устраивались музыкальные вечера. Любуясь красотой природы, он стремился передать свои настроения в музыке. 

Музыка, которую мы сегодня будем слушать из известного альбома «Времена года» - это название должно быть вам знакомо. Может быть, вы вспомните, почему так называется этот альбом?

Ответы детей.

Ведущий: Правильно! П. И. Чайковский очень любил природу и изобразил в своей музыке не только зиму, весну, лето и осень, но и каждый месяц в отдельности и объединил эти музыкальные пьесы одним названием: «Времена года». В альбоме 12 небольших пьес, столько, сколько месяцев в году. А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Первой к нам зима идет,

Новый год она ведет.

За зимой второй весна,

Говорят: весна красна.

Третьим лето - все в цветах

И с малиной на кустах.

А четвертой осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Ведущий: А какие пьесы, которые мы с вами слушали из альбома «Времена года» вы можете назвать?

Ответы детей.

Ведущий: Сегодня мы с вами послушаем не все пьесы из этого альбома, а только те, о которых вы уже имеете представление. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Угадай-ка». А поможет нам в этом волшебная шкатулка. Итак, я открываю нашу волшебную шкатулку, и что же там лежит?

Ведущий достаёт из шкатулки снежинку.

Мы будем говорить про зиму.

Вечер зимний в небе синем

Звезды яркие зажег.

Ветви сыплют снег пушистый

На подсиненный снежок.

Сказка тихо в дверь стучится.

Ты впусти ее, дружок!

Ведущий: Ребята, какая погода на улице зимой?

Дети: Холодно, морозно.

Ведущий: А как мы можем согреться в такой мороз?

Дети: Прийти домой.

Ведущий: Совершенно верно, только в наших современных домах тепло от батарей.  А в то время, когда жил композитор, тепло в доме становилось от печки или уютного камина, который в ту пору назывался «камелёк». Представьте же себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки.

Прослушивание пьесы « У камелька» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Ведущий: Ребята, а поэт очень известный поэт С. Есенин красиво описал зиму в стихах, послушайте.

1. Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Сто звоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

2. Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Ведущий: А вот еще пьеса зимнего месяца – февраля.  Называется она «Масленица». Вспомните, как недавно в нашем саду мы тоже провожали Масленицу.  Каждый знает, что такое масленица. Это веселый, яркий, шумный праздник. Народ провожает зиму. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. А мелодия «Масленицы» немного напоминает народную пляску.

Ведущий: Вот и я вам сейчас  предлагаю послушать пьесу «Масленица».

Ведущий: Ребята, давайте заглянем в шкатулку, что ещё за сюрприз нас поджидает.

Загадка из волшебной шкатулки. 

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает? (Весна)

Ведущий: Ну, вот прошла зима и после долгого зимнего сна начинает пробуждаться природа. Мартовский воздух еще холодный, солнечные лучи ярко блестят на белом снегу. Вся природа в ожидании тепла. Что за звонкие птичьи трели слышатся высоко в небе? Кто так радостно щебечет и купается в теплых лучах весеннего солнышка? Вспомните, какую пьесу слушали мы с вами из «Детского альбома»? 

Дети: «Песенку жаворонка».

Ведущий: Правильно. Это жаворонок – маленькая серенькая птичка чудесными трелями своей песенки напоминает нам о приходе весны. Природа марта отражена в музыке П. И. Чайковского в пьесе «Песнь жаворонка». А сейчас я предлагаю вам послушаем стихотворение Василия Андреевича Жуковского «Жаворонок».

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Прослушивание «Песня жаворонка».

Ведущий: О весне написано очень много стихов, песен.

1. Искрится солнце в лужицах,

Купается в ручьях,

Идет оно по улицам

На тоненьких лучах,

2. А воробьи чирикают,

Усевшись на сосну,

Смотрите-ка, смотрите-ка,

Весна-то на носу.

3. Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Ведущий: Ребята, а что еще происходит с приходом весны.

Дети: Весной тает снег, прилетают птицы из жарких стран, солнышко греет сильнее, появляются проталины, а на них появляться подснежники…

Ведущий: Давайте посмотрим в нашу волшебную шкатулку, что там ещё есть.

Достаёт подснежник.

Ведущий: Вы угадали, весна нас радует первыми весенними цветами – подснежниками.  Подснежник тревожно и радостно протягивает навстречу солнышку свои трепетные лепестки. Вот он выглядывает из-под тающего снега и качает головкой на легком, весеннем ветерке. Он такой хрупкий и нежный. Давайте послушаем стихотворение про этот цветок.

 Поглядите! Поглядите!

Всё кругом белым-бело.

И не думайте, что снова

Много снега намело.

И не думайте, что снова

К нам краса зима пришла.

Это просто очень много

Я подснежников нашла.

Это просто лес весенний

Дарит первые цветы.

Я, конечно, очень рада.

Рад, наверное, и ты!

Ведущий: Ребята, посмотрим, что ещё есть у нас в волшебной шкатулке. Здесь опять загадка, послушайте:

Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться. (Лето)

Дети: Лето.

Ведущий: Наконец-то наступило долгожданное лето.  Пришло чудесное время года – июнь. Солнышко не жалеет своего тепла и ласкает всех своими лучами. Давайте послушаем стихотворение про лето.

Занялася заря.

Скоро солнце взойдет!

Слышь! Чу! Соловей

Щелкнул где-то, поет.

И все ярче, светлей

Переливы зари,

Словно пар над рекой

Поднялся, посмотри.

Над рекой наклонясь,

Что-то шепчет камыш.

А кругом на полях

Непробудная тишь.

Ведущий: И вот деревья принарядились в зеленые наряды, в голубом небе плывут пушистые, легкие облачка. Сколько цветов, бабочек, стрекоз – все кружится в веселом, радостном хороводе. Как чудесно летним теплым вечером плыть в лодке по водной глади и слушать нежную песню.  Волны мягко касаются лодки, как будто гладят ее. Широко и привольно льется чудесная мелодия песни, наполняя душу счастьем и покоем. Как замечательно назвал П. И. Чайковский эту пьесу – «Баркарола». Слово «баркарола» пришло к нам из Италии, и означает оно «песня в лодке». Сейчас мы прослушаем пьесу  «Баркарола». 

 Ведущий: Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. Посмотрим, что ещё нам приготовила волшебная шкатулка (осенний листок). 

Ведущий: И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом.

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

Ведущий: Чайковский очень любил осень.  Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется «Осенняя песнь».

Ведущий: Но перед тем как закрыть последнюю страницу музыкального альбома П. И. Чайковского «Времена года», я предлагаю вам вспомнить, как в течение всего этого периода мы с вами не только слушали прекрасную музыку, но и много рисовали. 

Как жаль, что мы покинем этот светлый зал.

Но музыка в душе у нас осталась.

Чайковский так о многом нам сказал,

И радовались, слушая ее и вновь печалясь.

Пленительные звуки влекли нас за собой.

В душе мы навсегда оставим эти чувства.

И никогда нам не забыть, друг мой,

Чудесный мир волшебного искусства.

Ведущий: Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. П. И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.

Сегодняшний вечер в музыкальной гостиной окончен. До свидания!

Дети уходят из музыкального зала под музыку «Святки» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка беседы-концерта для детей младшего возраста "Музыка детских мультфильмов"

Методическая разработка беседы-концерта для детей младшего возраста "Музыка детских мультфильмов"...

Методическая разработка: Технология развития у детей дошкольного возраста интереса к музыке и ее компонентам

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." (с) В.А. Сухомлинский...

Методическая разработка конспекта занятия для детей младшей группы «Времена года»

Цели:• Формировать начальные представления о временах года;• Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года;• Развивать интерес к окружающей природе; акти...

методическая разработка по музыкальному развитию детей." Дружно шагаем по музыке"

laquo;Дружно шагнём в мир музыки»методическая разработка из опыта работы о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей Пояснительная записка.Приобщение д...