Практико-ориентированный проект «Сказка в музыке» для детей подготовительной к школе группы
проект (подготовительная группа)

Заиченко Надежда Юрьевна

Чтобы вызвать  у ребенка эмоции, надо быть в душе тоже ребенком. Я с ними на музыкальных занятиях играю. С ясельной группы большое внимание уделяла образным движениям. На развлечениях использовала игрушки, театр. Из года в год я с ребятами ставила мини спектакли с привлечением  родителей. Выступали в других группах. Накопленный опыт дает свои результаты.  И вот . В этом году поставили театр-пантомима 2Волк и семеро козлят." В проекте "Муха-цокотуха".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx49.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Ручеек»

Практико-ориентированный проект

 «Сказка в музыке»

для детей подготовительной к школе группы

Автор:

музыкальный руководитель

Заиченко Надежда Юрьевна

2021 г Ессентук

Актуальность.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.Влияние и значение сказок детям в дошкольном возрасте, несомненно, она способствует развитию воображения, а это необходимо, в том числе, и для решения ребенком его собственных проблем. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра, а сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.    

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Кроме того, использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.

           Взаимодействие различных видов искусства (музыка-живопись, музыка- литература, литература-живопись и др.) и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения даёт больше возможностей и открывает новый путь в ходе реализации проектного метода. Особенно популярным становится детский театр. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое и предоставляет для тёплой встречи своё «компромиссное пространство»  об общности детской игры и театра говорить излишне. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты и сцены из окружающей действительности.

Сказка в музыке обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром. Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:

  • развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
  • развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
  • дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
  • развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в  инсценировании сказок;
  • дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.

Проблема:

В результате промежуточного  мониторинга  музыкальной деятельности в  разделе «Восприятие музыки» выявились проблемы:

  • Многие дети никак не реагируют на классическую музыку или делают вид, слушают;
  • Недостаточное  умение детей, выразить, высказать  свои впечатления о музыкальном образе.

Возможные  причины: неразвито эстетическое  и художественное сознание воспитанников,  неспособность к эстетическим переживаниям, беден эмоционально-образный словарь.

Я увидела возможность решить  эти проблемы  через самую любимую детьми  тему по слушанию музыки программы «Музыкальные шедевры»  О.П. Радыновой - «Сказка в музыке» Сказка  – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.

Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию.

Цель:  Формировать основы музыкальной, художественной и эстетической культуры,у детей   подготовительной к школе группы на основе темы программы музыкальные шедевры О.П. Радыновой  «Сказка в музыке.

Задачи.

Образовательные:

Формировать умение слушать и слышать музыку сопоставлять и сравнивать музыкальные интонации с цветом, светом и поэтическими образами.

Учить детей слышать изобразительные моменты в музыке.

Формировать  интерес к классической музыке с помощью  ИКТ - технологий.

Формировать интерес к классической музыке через театрализованную деятельность.

Активизировать творческие, музыкальные- исполнительские, актерские  способности детей  при поставке музыкального  спектакля «Муха-Цокотуха» по мотивам сказки К.И.Чуковского.

Развивающие:

Развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки.

Развивать умение детей в двигательной импровизации передавать музыкальный образ.

Развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок.

Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждать их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации во время постановки музыкального спектакля.

Воспитывать  доброжелательное отношение друг к другу.

Проект: «Сказка в музыке»для детей подготовительной к школе.

Вид проекта: Практико-ориентированный,  групповой, долгосрочный.

Период реализации: январь-апрель 2021 г. группы.

Участники проекта:

Дети подготовительной  группы (дети 6-7лет);

Воспитатели подготовительной группы;

Музыкальный руководитель;

Методы и приёмы:

наглядные методы: методы ИКТ - технологии (наглядно-зрительный, аудио – визуальный); словесный; практический.

  Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту - комплексная (разные виды деятельности):

НОД, восприятие музыки, музыкально-образовательная деятельность, музыкально-дидактические игры, музыкально – ритмические движения, логоритмика, развитие речи; пение, танцевально-игровое  творчество, игра на музыкальных инструментах, изобразительная деятельность, театрализация.

Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предполагаемые  результаты:

  • Сформированность  у детей интереса к классической музыке.
  • Сформированность у детей  эмоционально-оценочного отношения к музыке.
  • Развитое музыкальное восприятие, воображение, образная речь детей.
  • Развитое образное мышление и творческое воображение ребенка.
  • Творческое самовыражение воспитанников в театральной деятельности.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап-январь.

Мероприятие

Цель

Результат

Месяц.

Ответственный

1

Субъективный опыт детей:

«Любим ли мы слушать классическую музыку?»

«Какие произведения вы любите слушать?» «Любите ли вы сказки?»

«Что вы хотите узнать о сказке в музыке?»

«Где мы можем найти информацию?»

«Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?».

Уточнить объем знаний в разделе «Восприятие музыки»

В результате промежуточного мониторинга  музыкальной деятельности выявилась проблемыв  разделе «восприятие музыки»-недостаточное  умение детей, выразитель свои впечатления о музыкальномобразе  на словесном уровне (беден-эмоционально-образный словарь). Так же задание  «показать  музыкальный образ  в двигательной импровизации»

вызывает сложность.

Январь.

2

Диагностика

Уточнить объем знаний о разнообразии звукового мира, о музыкальных и шумовых инструментах, выявить уровень развития чувства ритма.

Середина года:

Выс.:25

Сред.:65

Низк.:20

3

Определение   задач  реализации проекта.Изучение теоретической, методической литературы поданному направлению.

Составление перспективного плана мероприятий.

Подобрать теоретический  и

 методический материал по проекту.

Поставлены задачи для реализации проекта.

Изучена и подобрана соответствующая литература, интернет ресурсы.

Подготовлен перспективный  план мероприятий. Создано мультимедийное сопровождение к произведениям по слушанию.

4

 Разработка проекта  

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Разработан практико-ориентированный проект

«Сказка в музыке» с учетом пожеланий детей и родителей.

5

Интервьюирование родителей с целью выявить, насколько часто они читают детям сказки,

- определить, обсуждают ли прочитанное.

Знакомство родителей с пп

с практико-ориентированным

проектом«Сказка

в музыке»

Выявить

потребности и желания

родителей

сотрудничать по

данному направлению.

Вызван интерес родителей

К проекту и желание сотрудничать, оказывать

помощь в процессе

реализации проекта.

2 этап Основной

 Продолжительность:  февраль – апрель

Мероприятие

Цель

Результат

Месяц. Ответственный.

1

Экскурсия  в Березовскую районную центральную библиотеку

«Что за прелесть эти сказки!»

Познакомить детей с  разнообразием волшебных сказок.

Дети познакомились с разнообразием волшебных сказок, выразили желание  их прочитать.

Февраль

2

Слушание пьесы «Нянина сказка» П.И. Чайковского.

Предоставить в музыкальный уголок группы:

«Словарь эмоционально-образного содержания музыки».

Познакомить детей с творчеством композитора П. Чайковского, учить детей определять характер и настроение пьесы, развивать эмоционально-образный словарь.

Дети учатся разнообразно высказываться о музыке.

3

Слушание пьесы «Баба-Яга» П.Чайковского.

Демонстрация  мультфильма«Баба - Яга» на музыку П. Чайковского

Вызывать эмоциональный отклик на пьесу.

Учить детей различать смену настроений музыки, форму произведений.

Учить детей самостоятельно подбирать слова, характеризующие музыку, изобразить графически движение Бабы-Яги.

У детей расширился эмоционально-образный словарь, характеризующий характер и настроение произведения.

4

Слушание пьесы Баба – Яга А.Лядова, Баба-Яга П. Чайковского с использованием музыкальных роликов.

Учить детей различать средства музыкальной выразительности, форму произведений, сравнивать пьесы с одинаковыми названиями.

Передавать в импровизационных движениях музыкальные образы.

Освоение нового материала. Дети успешно сравнивают пьесы с одинаковыми названиями, передают в двигательной импровизации сказочные образы.

5

Слушание пьесы:  

 «Шествие гномов» Э.Грига.

(2 занятия по программе О.П. Радыновой)

Вызывать у детей интерес к культуре скандинавских стран.

Познакомить детей с творчеством Эдварда Грига, сказками и

легендами народов Норвегии.

Слушание новой пьесы. Дети успешно провели  анализ музыкального произведения.

Выразили в двигательной импровизации динамические изменения в музыке.

Определили части произведения.

«Кобольд» Э.Григ

Интегрированное занятие.

Прививать детям любовь к слушанию музыки;

 Развивать воображение детей средствами музыкального искусства.

Учить детей самовыражению через движение, умению передавать сказочные образы и характеры танцевальных миниатюр. Учить изображать сказочный образ в рисунке.

Слушание детьми нового произведения, анализ пьесы, изображение фантастического образа в рисунке.

Март

6

НОД  «По дорогам сказки с музыкой Эдварда Грига». Тематическое  занятие по творчеству Э. Грига в подготовительно к школе  группе

Слушание:(новое произведение)

«Танец Эльфов»

Э.Григ

Учить самовыражению через движение, умению передавать сказочные образы и характеры танцевальных миниатюр.

 Прививать детям любовь к слушанию музыки;

Развивать эмоциональную отзывчивость, активный образно-мыслящий слух, чувство ритма, чувство ансамбля, творческую активность детей в импровизации на детских музыкальных инструментах;

Развивать воображение детей средствами музыкального искусства.

 Воспитывать основы музыкальной культуры.

Обобщение и систематизация знаний по данной теме.

Дети удачно научились подбирать музыкальные инструменты, характерные сказочному образу, музицировать на них.

Педагоги группы.

7

Слушание: «Кикимора» А.Лядова(два занятия)

Второе занятие - Интегрированное.

В ходе НОД Использовать мультимедиа ролик «Кикимора» автора Ковтун И.В.

1. Воспитывать любовь детей к классической музыке, развивать художественный вкус.

2. Обогащать музыкальный опыт детей в процессе слушания музыки.

3. Развивать музыкальные способности детей.

4. Учить оценивать музыкальное произведение: жанр, характер, настроение, средства музыкальной выразительности.

5. Учить овладевать музыкальными терминами, расширять представления о жанрах.

6. Развивать у детей активность в сочинении различных импровизаций через движение, слушание.

7. Знакомить с новыми музыкальными инструментами: челеста, английский рожок, флейта-пикколо.

8. Нарисовать рисунок к музыкальному произведению «Кикимора»

Дети познакомились с музыкальными инструментами, характеризующие музыкальные образы и персонажи сказки (некоторые инструменты, являлись новыми для детей);

научились различать их музыкальные тембры.

Изображать музыкальные образы в двигательной импровизации, выражать свои впечатления от прослушанной сказки в рисунках.

Появилось желание слушать сказку вновь.

8

НОД «Сказка в музыке».

Проведение музыкальной  мультимедийной викторины

 «Поляна сказок»

Обобщать, закреплять  систематизировать знания, полученные в результате восприятия музыки.

Дети успешно прошли тесты и задания викторины.

Апрель

9

Выставка рисунков «Сказка в музыке»

Развитие творческих способностей и эмоционально – положительного отношения к сказке в музыке посредством изобразительного искусства.

Предоставление работ для выставки

Апрель

10

Концерт

воспитанников

Пропаганда музыкального искусства.

Представили своё выступление для дошкольников.

Апрель

11

Консультация для родителей. «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки»

консультация для родителей.

Провести с родителями просветительскую работу по данной теме.

Родители поняли значимость театральной культуры для развития музыкальности детей.

12

Знакомство со сказкой «Муха-Цокотуха» К.Чуковского

Познакомить детей со сказкой К.Чуковского  «Муха-Цокотуха» показать мультфильм по теме, прочитать сказку.

Дети ознакомились со сказкой.

13

Собрание с родителями по поводу подготовки к показу музыкального спектакля «Муха-Цокотуха»помотиваК.Чуковского

Привлечь родителей к

созданию костюмов, декораций, театральных атрибутов для показа музыкального спектакля.

Создание родителями и детьми костюмов, декораций, театральных атрибутов для показа музыкального спектакля.

14

Подготовка к показу музыкального спектакля «Муха-Цокотуха»по мотивам К.Чуковского

Работа над музыкальным спектаклем «Муха-Цокотуха». Поэтапный путь  введения детей в атмосферу  сказки:

Шаг 1. Выбор произведения.

Шаг 2. Знакомство с музыкальным оформлением спектакля.

Шаг 3. Работа над персонажами.

Шаг 4. Создание сценического пространства.

Шаг 5. Формирование актерского состава (распределение ролей)

Дети проявили творческие, исполнительские, импровизаторские  способности в - ходе подготовки музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» по мотивам К.И.Чуковского.

Март-апрель

                                                         Заключительный этап

1

Показ музыкального спектакля «Муха-Цокотуха»

Перед родителями

Активизировать творческие, исполнительские - музыкальные способности детей  вовремя показа музыкального  спектакля «Муха-Цокотуха»

Спектакль имел успех у зрителей.

Дети выразительно играли сказочные образы, замечательно исполняли на музыкальных инструментах пьесы, проявляли певческие и музыкально-ритмические способности.

2

Показ музыкального спектакля «Муха-Цокотуха»

Перед воспитанниками групп.

Активизировать творческие, исполнительские - музыкальные способности детей  во время показа музыкального  спектакля «Муха-Цокотуха» по мотивам К.Чуковского.

Спектакль имел успех у зрителей.

Дети выразительно играли сказочные образы, замечательно исполняли на музыкальных инструментах пьесы, проявляли певческие и танцевальные способности.

3

Проведение диагностики по итогам проекта

Выявить объем знаний в разделе «Восприятие музыки»

Отмечается положительная динамика в сравнении с серединой года.

Выс: 80%, сред.: 20 %,.низк:.-0.

4

Подведение итогов проекта

Обработка и оформление материалов проекта

Презентация проекта перед педагогами.

Музыкальный руководитель.

Перспективы:

•        Участие  проекта «Сказка в музыке» во всероссийском конкурсе проектов.

•        Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ, на сайтах сетевых педагогических сообществ.

Продукты, произведенные в рамках проекта:

  • Подготовлены конспекты НОД.
  • Созданы мультимедийные ролики к  произведениям по слушанию.
  • Созданы музыкально-дидактические мультимедийные викторины и игры.
  • Подготовлены рисунки по темам проекта.
  • Показ воспитанниками музыкального спектакля «Муха-Цоктуха» по мотивам К.Чуковского.

Результаты проекта:

Цели и задачи проекта реализованы. Сформирован ряд проектных умений.Совместная работа участников проекта способствовала повышению интереса детей к классической музыке. У воспитанников  появился опыт накопленных произведений по слушанию музыки, потребность слушать любимые музыкальные произведения не только на музыкальных  занятиях, но вне занятий в группе. Эмоционально-образный словарь стал более богатый, дети высказываются о музыкальных произведениях глубоко и обширно. С помощью движений, мимики и жестов могут выразительно показать музыкальный сказочный образ, так же его  развитие вмузыке. Во время показа музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» дети показали слаженность в выполнении действий по ходу пьесы. Воспитанники проявили свои актерские и творческие, музыкально-исполнительские способности.

На мой взгляд, детям больше всего понравилась симфоническая сказка «Кикимора» А.Лядова, которую они желают слушать повторно.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. , «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
  3. Радынова О.П., «Музыкальные шедевры». М. «Гном- Пресс».1999
  4. ЗацепинаС.А., Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 2009 г.
  5. БуренинаА.И.  «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей),С-П. 2000г.
  6. Коренева, Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М., «Владос», 1999
  7. Макеева И.П., Чуракова М.Д., Хорева Л.А. Воспитание сказкой. Программа занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Психолого-медико-социальный центр «Феникс» // Сборник практических материалов.- М.: «Планета 2000».
  8. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». М. «Владос».1999;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы По теме «Путешествие по «Золотому кольцу» (интеграция ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», ОО «Музыка»)

В рамках методического объединения по теме "Интеграция воспитательно-образовательного процесса" было проведенно открытое занятие "Путешествие по Золотому кольцу России". Цель занятия формировать чувст...

Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной к школе группы « Люблю тебя моя Россия»

Цель: Прививать  уважение к традициям своей родины  через различные музыкальные жанры. Задачи:Образовательные:Расширить знания детей о природе и красоте русской земли.Познакомить детей ...

Практико-ориентированный проект «Сказка в музыке» Для детей подготовительной к школе группы

Формировать основы музыкальной, художественной и эстетической культуры, у детей подготовительной к школе группы на основе темы программы музыкальные шедевры О.П. Радыновой «Сказка в музыке....

Практико-ориентированный, творческий проект «Театральная жизнь» Для детей подготовительной к школе группе

                ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 2101 Практико-ориентированный, творческий...

Информационно – практико – ориентированный проект для детей подготовительной к школе группы «В мире часов»

Информационно – практико – ориентированный проект для детей подготовительной к школе группы «В мире часов»...

ПУТЕШЕСТВИЕ ДЕРЕВЯННОЙ ЛОЖКИ- конспект ООД "Музыка"для детей подготовительной к школе группы.

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры. возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....