Практико-ориентированный проект «Сказка в музыке» для детей подготовительной к школе группы
проект (подготовительная группа)
Чтобы вызвать у ребенка эмоции, надо быть в душе тоже ребенком. Я с ними на музыкальных занятиях играю. С ясельной группы большое внимание уделяла образным движениям. На развлечениях использовала игрушки, театр. Из года в год я с ребятами ставила мини спектакли с привлечением родителей. Выступали в других группах. Накопленный опыт дает свои результаты. И вот . В этом году поставили театр-пантомима 2Волк и семеро козлят." В проекте "Муха-цокотуха".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 49.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Ручеек»
Практико-ориентированный проект
«Сказка в музыке»
для детей подготовительной к школе группы
Автор:
музыкальный руководитель
Заиченко Надежда Юрьевна
2021 г Ессентук
Актуальность.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.Влияние и значение сказок детям в дошкольном возрасте, несомненно, она способствует развитию воображения, а это необходимо, в том числе, и для решения ребенком его собственных проблем. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра, а сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Кроме того, использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.
Взаимодействие различных видов искусства (музыка-живопись, музыка- литература, литература-живопись и др.) и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения даёт больше возможностей и открывает новый путь в ходе реализации проектного метода. Особенно популярным становится детский театр. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое и предоставляет для тёплой встречи своё «компромиссное пространство» об общности детской игры и театра говорить излишне. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты и сцены из окружающей действительности.
Сказка в музыке обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром. Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:
- развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
- развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
- дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
- развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок;
- дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Проблема:
В результате промежуточного мониторинга музыкальной деятельности в разделе «Восприятие музыки» выявились проблемы:
- Многие дети никак не реагируют на классическую музыку или делают вид, слушают;
- Недостаточное умение детей, выразить, высказать свои впечатления о музыкальном образе.
Возможные причины: неразвито эстетическое и художественное сознание воспитанников, неспособность к эстетическим переживаниям, беден эмоционально-образный словарь.
Я увидела возможность решить эти проблемы через самую любимую детьми тему по слушанию музыки программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой - «Сказка в музыке» Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.
Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию.
Цель: Формировать основы музыкальной, художественной и эстетической культуры,у детей подготовительной к школе группы на основе темы программы музыкальные шедевры О.П. Радыновой «Сказка в музыке.
Задачи.
Образовательные:
Формировать умение слушать и слышать музыку сопоставлять и сравнивать музыкальные интонации с цветом, светом и поэтическими образами.
Учить детей слышать изобразительные моменты в музыке.
Формировать интерес к классической музыке с помощью ИКТ - технологий.
Формировать интерес к классической музыке через театрализованную деятельность.
Активизировать творческие, музыкальные- исполнительские, актерские способности детей при поставке музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» по мотивам сказки К.И.Чуковского.
Развивающие:
Развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки.
Развивать умение детей в двигательной импровизации передавать музыкальный образ.
Развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок.
Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждать их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации во время постановки музыкального спектакля.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Проект: «Сказка в музыке»для детей подготовительной к школе.
Вид проекта: Практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.
Период реализации: январь-апрель 2021 г. группы.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы (дети 6-7лет);
Воспитатели подготовительной группы;
Музыкальный руководитель;
Методы и приёмы:
наглядные методы: методы ИКТ - технологии (наглядно-зрительный, аудио – визуальный); словесный; практический.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту - комплексная (разные виды деятельности):
НОД, восприятие музыки, музыкально-образовательная деятельность, музыкально-дидактические игры, музыкально – ритмические движения, логоритмика, развитие речи; пение, танцевально-игровое творчество, игра на музыкальных инструментах, изобразительная деятельность, театрализация.
Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемые результаты:
- Сформированность у детей интереса к классической музыке.
- Сформированность у детей эмоционально-оценочного отношения к музыке.
- Развитое музыкальное восприятие, воображение, образная речь детей.
- Развитое образное мышление и творческое воображение ребенка.
- Творческое самовыражение воспитанников в театральной деятельности.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап-январь.
№ | Мероприятие | Цель | Результат | Месяц. Ответственный |
1 | Субъективный опыт детей: «Любим ли мы слушать классическую музыку?» «Какие произведения вы любите слушать?» «Любите ли вы сказки?» «Что вы хотите узнать о сказке в музыке?» «Где мы можем найти информацию?» «Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?». | Уточнить объем знаний в разделе «Восприятие музыки» | В результате промежуточного мониторинга музыкальной деятельности выявилась проблемыв разделе «восприятие музыки»-недостаточное умение детей, выразитель свои впечатления о музыкальномобразе на словесном уровне (беден-эмоционально-образный словарь). Так же задание «показать музыкальный образ в двигательной импровизации» вызывает сложность. | Январь. |
2 | Диагностика | Уточнить объем знаний о разнообразии звукового мира, о музыкальных и шумовых инструментах, выявить уровень развития чувства ритма. | Середина года: Выс.:25 Сред.:65 Низк.:20 | |
3 | Определение задач реализации проекта.Изучение теоретической, методической литературы поданному направлению. Составление перспективного плана мероприятий. | Подобрать теоретический и методический материал по проекту. | Поставлены задачи для реализации проекта. Изучена и подобрана соответствующая литература, интернет ресурсы. Подготовлен перспективный план мероприятий. Создано мультимедийное сопровождение к произведениям по слушанию. | |
4 | Разработка проекта | Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. | Разработан практико-ориентированный проект «Сказка в музыке» с учетом пожеланий детей и родителей. | |
5 | Интервьюирование родителей с целью выявить, насколько часто они читают детям сказки, - определить, обсуждают ли прочитанное. | Знакомство родителей с пп с практико-ориентированным проектом«Сказка в музыке» Выявить потребности и желания родителей сотрудничать по данному направлению. | Вызван интерес родителей К проекту и желание сотрудничать, оказывать помощь в процессе реализации проекта. |
2 этап Основной
Продолжительность: февраль – апрель
№ | Мероприятие | Цель | Результат | Месяц. Ответственный. |
1 | Экскурсия в Березовскую районную центральную библиотеку «Что за прелесть эти сказки!» | Познакомить детей с разнообразием волшебных сказок. | Дети познакомились с разнообразием волшебных сказок, выразили желание их прочитать. | Февраль |
2 | Слушание пьесы «Нянина сказка» П.И. Чайковского. Предоставить в музыкальный уголок группы: «Словарь эмоционально-образного содержания музыки». | Познакомить детей с творчеством композитора П. Чайковского, учить детей определять характер и настроение пьесы, развивать эмоционально-образный словарь. | Дети учатся разнообразно высказываться о музыке. | |
3 | Слушание пьесы «Баба-Яга» П.Чайковского. Демонстрация мультфильма«Баба - Яга» на музыку П. Чайковского | Вызывать эмоциональный отклик на пьесу. Учить детей различать смену настроений музыки, форму произведений. Учить детей самостоятельно подбирать слова, характеризующие музыку, изобразить графически движение Бабы-Яги. | У детей расширился эмоционально-образный словарь, характеризующий характер и настроение произведения. | |
4 | Слушание пьесы Баба – Яга А.Лядова, Баба-Яга П. Чайковского с использованием музыкальных роликов. | Учить детей различать средства музыкальной выразительности, форму произведений, сравнивать пьесы с одинаковыми названиями. Передавать в импровизационных движениях музыкальные образы. | Освоение нового материала. Дети успешно сравнивают пьесы с одинаковыми названиями, передают в двигательной импровизации сказочные образы. | |
5 | Слушание пьесы: «Шествие гномов» Э.Грига. (2 занятия по программе О.П. Радыновой) | Вызывать у детей интерес к культуре скандинавских стран. Познакомить детей с творчеством Эдварда Грига, сказками и легендами народов Норвегии. | Слушание новой пьесы. Дети успешно провели анализ музыкального произведения. Выразили в двигательной импровизации динамические изменения в музыке. Определили части произведения. | |
«Кобольд» Э.Григ Интегрированное занятие. | Прививать детям любовь к слушанию музыки; Развивать воображение детей средствами музыкального искусства. Учить детей самовыражению через движение, умению передавать сказочные образы и характеры танцевальных миниатюр. Учить изображать сказочный образ в рисунке. | Слушание детьми нового произведения, анализ пьесы, изображение фантастического образа в рисунке. | Март | |
6 | НОД «По дорогам сказки с музыкой Эдварда Грига». Тематическое занятие по творчеству Э. Грига в подготовительно к школе группе Слушание:(новое произведение) «Танец Эльфов» Э.Григ | Учить самовыражению через движение, умению передавать сказочные образы и характеры танцевальных миниатюр. Прививать детям любовь к слушанию музыки; Развивать эмоциональную отзывчивость, активный образно-мыслящий слух, чувство ритма, чувство ансамбля, творческую активность детей в импровизации на детских музыкальных инструментах; Развивать воображение детей средствами музыкального искусства. Воспитывать основы музыкальной культуры. | Обобщение и систематизация знаний по данной теме. Дети удачно научились подбирать музыкальные инструменты, характерные сказочному образу, музицировать на них. | Педагоги группы. |
7 | Слушание: «Кикимора» А.Лядова(два занятия) Второе занятие - Интегрированное. В ходе НОД Использовать мультимедиа ролик «Кикимора» автора Ковтун И.В. | 1. Воспитывать любовь детей к классической музыке, развивать художественный вкус. 2. Обогащать музыкальный опыт детей в процессе слушания музыки. 3. Развивать музыкальные способности детей. 4. Учить оценивать музыкальное произведение: жанр, характер, настроение, средства музыкальной выразительности. 5. Учить овладевать музыкальными терминами, расширять представления о жанрах. 6. Развивать у детей активность в сочинении различных импровизаций через движение, слушание. 7. Знакомить с новыми музыкальными инструментами: челеста, английский рожок, флейта-пикколо. 8. Нарисовать рисунок к музыкальному произведению «Кикимора» | Дети познакомились с музыкальными инструментами, характеризующие музыкальные образы и персонажи сказки (некоторые инструменты, являлись новыми для детей); научились различать их музыкальные тембры. Изображать музыкальные образы в двигательной импровизации, выражать свои впечатления от прослушанной сказки в рисунках. Появилось желание слушать сказку вновь. | |
8 | НОД «Сказка в музыке». Проведение музыкальной мультимедийной викторины «Поляна сказок» | Обобщать, закреплять систематизировать знания, полученные в результате восприятия музыки. | Дети успешно прошли тесты и задания викторины. | Апрель |
9 | Выставка рисунков «Сказка в музыке» | Развитие творческих способностей и эмоционально – положительного отношения к сказке в музыке посредством изобразительного искусства. | Предоставление работ для выставки | Апрель |
10 | Концерт воспитанников | Пропаганда музыкального искусства. | Представили своё выступление для дошкольников. | Апрель |
11 | Консультация для родителей. «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки» консультация для родителей. | Провести с родителями просветительскую работу по данной теме. | Родители поняли значимость театральной культуры для развития музыкальности детей. | |
12 | Знакомство со сказкой «Муха-Цокотуха» К.Чуковского | Познакомить детей со сказкой К.Чуковского «Муха-Цокотуха» показать мультфильм по теме, прочитать сказку. | Дети ознакомились со сказкой. | |
13 | Собрание с родителями по поводу подготовки к показу музыкального спектакля «Муха-Цокотуха»помотиваК.Чуковского | Привлечь родителей к созданию костюмов, декораций, театральных атрибутов для показа музыкального спектакля. | Создание родителями и детьми костюмов, декораций, театральных атрибутов для показа музыкального спектакля. | |
14 | Подготовка к показу музыкального спектакля «Муха-Цокотуха»по мотивам К.Чуковского | Работа над музыкальным спектаклем «Муха-Цокотуха». Поэтапный путь введения детей в атмосферу сказки: Шаг 1. Выбор произведения. Шаг 2. Знакомство с музыкальным оформлением спектакля. Шаг 3. Работа над персонажами. Шаг 4. Создание сценического пространства. Шаг 5. Формирование актерского состава (распределение ролей) | Дети проявили творческие, исполнительские, импровизаторские способности в - ходе подготовки музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» по мотивам К.И.Чуковского. | Март-апрель |
Заключительный этап | ||||
1 | Показ музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» Перед родителями | Активизировать творческие, исполнительские - музыкальные способности детей вовремя показа музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» | Спектакль имел успех у зрителей. Дети выразительно играли сказочные образы, замечательно исполняли на музыкальных инструментах пьесы, проявляли певческие и музыкально-ритмические способности. | |
2 | Показ музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» Перед воспитанниками групп. | Активизировать творческие, исполнительские - музыкальные способности детей во время показа музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» по мотивам К.Чуковского. | Спектакль имел успех у зрителей. Дети выразительно играли сказочные образы, замечательно исполняли на музыкальных инструментах пьесы, проявляли певческие и танцевальные способности. | |
3 | Проведение диагностики по итогам проекта | Выявить объем знаний в разделе «Восприятие музыки» | Отмечается положительная динамика в сравнении с серединой года. Выс: 80%, сред.: 20 %,.низк:.-0. | |
4 | Подведение итогов проекта | Обработка и оформление материалов проекта | Презентация проекта перед педагогами. | Музыкальный руководитель. |
Перспективы:
• Участие проекта «Сказка в музыке» во всероссийском конкурсе проектов.
• Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ, на сайтах сетевых педагогических сообществ.
Продукты, произведенные в рамках проекта:
- Подготовлены конспекты НОД.
- Созданы мультимедийные ролики к произведениям по слушанию.
- Созданы музыкально-дидактические мультимедийные викторины и игры.
- Подготовлены рисунки по темам проекта.
- Показ воспитанниками музыкального спектакля «Муха-Цоктуха» по мотивам К.Чуковского.
Результаты проекта:
Цели и задачи проекта реализованы. Сформирован ряд проектных умений.Совместная работа участников проекта способствовала повышению интереса детей к классической музыке. У воспитанников появился опыт накопленных произведений по слушанию музыки, потребность слушать любимые музыкальные произведения не только на музыкальных занятиях, но вне занятий в группе. Эмоционально-образный словарь стал более богатый, дети высказываются о музыкальных произведениях глубоко и обширно. С помощью движений, мимики и жестов могут выразительно показать музыкальный сказочный образ, так же его развитие вмузыке. Во время показа музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» дети показали слаженность в выполнении действий по ходу пьесы. Воспитанники проявили свои актерские и творческие, музыкально-исполнительские способности.
На мой взгляд, детям больше всего понравилась симфоническая сказка «Кикимора» А.Лядова, которую они желают слушать повторно.
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. , «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Радынова О.П., «Музыкальные шедевры». М. «Гном- Пресс».1999
- ЗацепинаС.А., Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 2009 г.
- БуренинаА.И. «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей),С-П. 2000г.
- Коренева, Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М., «Владос», 1999
- Макеева И.П., Чуракова М.Д., Хорева Л.А. Воспитание сказкой. Программа занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Психолого-медико-социальный центр «Феникс» // Сборник практических материалов.- М.: «Планета 2000».
- Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». М. «Владос».1999;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы По теме «Путешествие по «Золотому кольцу» (интеграция ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», ОО «Музыка»)
В рамках методического объединения по теме "Интеграция воспитательно-образовательного процесса" было проведенно открытое занятие "Путешествие по Золотому кольцу России". Цель занятия формировать чувст...
Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной к школе группы « Люблю тебя моя Россия»
Цель: Прививать уважение к традициям своей родины через различные музыкальные жанры. Задачи:Образовательные:Расширить знания детей о природе и красоте русской земли.Познакомить детей ...
Практико-ориентированный проект «Сказка в музыке» Для детей подготовительной к школе группы
Формировать основы музыкальной, художественной и эстетической культуры, у детей подготовительной к школе группы на основе темы программы музыкальные шедевры О.П. Радыновой «Сказка в музыке....
Практико-ориентированный, творческий проект «Театральная жизнь» Для детей подготовительной к школе группе
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 2101 Практико-ориентированный, творческий...
Информационно – практико – ориентированный проект для детей подготовительной к школе группы «В мире часов»
Информационно – практико – ориентированный проект для детей подготовительной к школе группы «В мире часов»...
ПУТЕШЕСТВИЕ ДЕРЕВЯННОЙ ЛОЖКИ- конспект ООД "Музыка"для детей подготовительной к школе группы.
Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры. возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....