Особенности организации педагогической диагностики
статья
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений по музыкальной деятельности, основанная на методе наблюдения, и включающая: педагогические наблюдения, специально организованные музыкально-дидактические игры, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогическийх действий с целью их дальнейшей оптимизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_pedagogicheskoy_diagnostiki.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 65 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Тема: «Особенности организации педагогической диагностики»
(статья)
Составитель:
Музыкальный руководитель:
Ермолаева Н.И.
Санкт-Петербург
2021г.
Особенности организации педагогической диагностики
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений по музыкальной деятельности, основанная на методе наблюдения и включающая:
- Педагогические наблюдения, специально организованные музыкально-дидактические игры, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- Детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
- Карты развития ребенка;
- Различные шкалы индивидуального развития.
Система оценки качества дошкольного образования:
- Учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным
образованием со стороны семьи ребенка;
- Исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы организации;
- Исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;
- Способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;
- Включает, как оценку педагогами Организации собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной организации;
- Использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в организации, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.
Инструментарий для педагогического мониторинга детского развития – карты наблюдения
Педагогическая диагностика в детском саду
Педагогическая диагностика музыкального руководителя детского сада преимущественно направлена на изучение музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.
Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно мало формализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
- Музыкальных способностей ребенка
- Интересов, предпочтений, склонностей ребенка
- Личностных особенностей ребенка
Принципы педагогической диагностики:
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил:
- Соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям
диагностируемых;
- Фиксация всех проявлений личности ребенка;
- Сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей;
- Перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики;
- Постоянный самоконтроль педагога за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:
Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы:
- не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления
закономерностей развития;
- учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного
становления ребенка;
- обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных
условиях педагогического процесса.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.
Этот принцип раскрывается:
- в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);
- в безопасности для испытуемого применяемых методик;
- в доступности для педагога диагностических процедур и методов;
- во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений
(разумной конфиденциальности результатов диагностики).
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
К методам педагогической диагностики следует отнести формализованные и мало формализованные методы.
Формализованные методы: тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты.
Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что малоформализованные методы очень трудоемки. Только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности организации педагогического процесса с детьми с нарушением зрения».
В данном методическом материале рассматриваются особенности педагогической и профилактической работы с детьми в детсом саду "Морозко", имеющими нарушения зрения....
Организация педагогической диагностики в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребёнка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая д...
Особенности организации педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО
В консультации отмечены важные моменты организации пед. процесса в соответствии с требованиями с ФГОС ДО...
Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении...
Организация педагогической диагностики
Организация педагогической диагностики...
Особенности организации педагогической диагностики в детском саду
Для педагога важно замечать положительные качества в развитии ребенка в первую очередь, а потом уже определять и решать проблемы....
Организация педагогической диагностики
материал...
- Мне нравится (4)