Организация педагогической диагностики
материал
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Педагогическая диагностика – это основа для осуществления педагогического мониторинга, который является обязательным условием развития образовательной деятельности.
Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направлено на реализацию таких функций, как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогический мониторинг определяется как форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности образовательной системы, являющаяся основой для прогнозирования ее развития. Педагогический мониторинг предполагает отслеживание параметров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга в специально созданных образовательных условиях. В целом мониторинг представляет собой специально разработанную целенаправленную, осуществляемую длительно и планомерно систему действий.
Осуществление мониторинга позволяет реализовать следующие функции, раскрывающие характеристики образовательной деятельности:
1. Изучение состояния образовательной системы для получения оперативной информации о ее специфике. Тем самым может быть обеспечена корректировка этой системы в направлении совершенствования.
2. Своевременное выявление изменений в образовательной системе, а также факторов, которые их вызвали.
3. Предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности.
4. Прогнозирование процессов развития образовательной системы.
5. Обеспечение полноты реализации и оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности.
6. Получение информации об эффективности педагогических воздействий.
7. Оптимизация управления качеством образовательной деятельности.
Этапы мониторинга:
1. Определение цели, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей, являющихся критериями изменений состояния объекта, подлежащего данному исследованию.
2. Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам мониторинга. На данном этапе выявляются условия реализации образовательных технологий, определяются способности, интересы и другие индивидуальные особенности детей в отношении к этим условиям, создается основа для рефлексии педагогом собственной профессионально-педагогической деятельности.
3. Анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание.
4. Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности и развитию образовательной системы.
Главная цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в конкретной дошкольной организации.
Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач: во-первых, индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); во-вторых, оптимизации работы с группой детей.
В данных требованиях ФГОС ДО раскрываются функции педагогической диагностики, а именно:
– диагностико-аналитическая: выявление причинно-следственных связей в образовательной деятельности между созданными образовательными условиями и эффективностью педагогического воздействия;
– экспертно-оценочная: изучение уровня профессиональной компетентности педагога;
– регулирующая: создание объективной основы для изменения условий образовательной деятельности, поиска ресурсов для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей;
– пропедевтическая: исследование рисков, профилактика дидактогений.
Предмет педагогической диагностики составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями; индивидуальным опытом ребенка, опытом его деятельности и общения; условиями его образования.
Принципами педагогической диагностики выступают:
– принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его взросления, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования;
– принцип доступности диагностических методик и процедур для применения образовательной деятельности без разрушения ее «естественной ткани взаимоотношений» педагога и ребенка;
– принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка.
В качестве основного метода, наиболее органично вписывающегося в образовательную деятельность в условиях ДОО, является включенное наблюдение, которое может дополняться педагогом изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении и особенностей их ребенка.
Наблюдение осуществляется педагогом повседневно, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполнением иных профессиональных функций. Подобное наблюдение за ребенком педагог осуществляет в естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является отсутствие противопоставления повседневного педагогического общения с ребенком и диагностического общения.
Для осуществления включенного педагогического наблюдения педагогу необходимо обладать педагогической зоркостью, то есть отдавать себе отчет в том, что он может и должен заметить в проявлениях развития детей. Прежде чем наблюдать, необходимо изучить те показатели, которые характеризуют разные уровни эффективности педагогических воздействий по каждой образовательной области и ее содержательным направлениям.
Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год – в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также планируют индивидуальную работу по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «групп риска». В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные обсуждаются и интерпретируются, выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути для их минимизации. Таким образом, определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами.
Процедура педагогической диагностики.
1-й шаг. Педагоги совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации. Данные показатели составят для педагога схемы наблюдения за детьми.
2-й шаг. Педагоги, работающие в данной возрастной группе, коллегиально под руководством старшего воспитателя соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. Уровни определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями уровней: высокого, среднего, низкого и низшего. Если не все критерии совпадают, то выделяют промежуточные уровни: низший/низкий, низкий/средний, средний/высокий. Каждый последующий уровень определяет для ребенка «зону ближайшего развития». Составляют индивидуальные профили эффективности педагогических воздействий для каждого ребенка. Данные по группе детей систематизируют и отражают в таблицах.
3-й шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как с конкретными детьми, так и с группой детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателя по теме: "Организация и проведение педагогической диагностики".
"Ты не должен любить обезумевшую стаю птиц! Ты вовсе не должен воздавать любовью за ненависть и злобу. Ты должен тренироваться и видеть истинно добрую чайку в каждой из этих птиц и помочь им увидеть т...
Организация педагогической диагностики в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребёнка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая д...
Организация педагогической диагностики
Организация педагогической диагностики...
Доклад на педсовете «Педагогическая диагностика: особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС ДО»
На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами ...
Особенности организации педагогической диагностики в детском саду
Для педагога важно замечать положительные качества в развитии ребенка в первую очередь, а потом уже определять и решать проблемы....
Особенности организации педагогической диагностики
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений по музыкальной деятельности, основанная на методе наблюдения, и включающая: педагогические ...
на 1 категорию Критерий I. «Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией» 1.1. Организация оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста (педагогической диагностики)
Критерий I. «Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией» 1.1. Организация оценки индивидуального развития детей ...