Организация опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_eksperiment.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Формировать представления о правильной организации экспериментирования.
- Уточнить знания педагогов о наполняемости центра экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показывать связи между живым и неживым в природе, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете.
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Формы работы опытно-экспериментальной деятельности:
1. непосредственно-образовательная деятельность;
2. плановые эксперименты;
3. дидактические игры;
4. беседы;
5. наблюдение и труд;
6. работа в лаборатории.
Формы организации детей :
1. индивидуальная,
2. групповая (с подгруппой)
3. фронтальная (со всей группой)
Структура проведения игры – экспериментирования:
1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; подведение итогов, вывод;
3. Фиксация результатов;
4. Вопросы детей.
Последовательность детского экспериментирования.
педагогам представить слова:
-выдвижение гипотезы,
-проверка предположения,
-целеполагание,
-проблемная ситуация,
-формулировка вывода,
-новая гипотеза
Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д. ; дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д. ; пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. ; стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемо; ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д. ; вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. ; воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям. Ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их
На 5-м - 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. В этом возрасте детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например «Почему этот платочек высох быстрее?» (потому что он был на батарее); «Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему». Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей, узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: учатся договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Так же дети в ходе деятельности учатся задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?
После каждого эксперимента следует приучать детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, «Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней». Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.
Считаю – это эффективный метод, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме – сказки. Так, к примеру, в лаборатории может жить Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?».
В нашей группе создан уголок, в котором находится разнообразное оборудование:
емкости различных форм и размеров, пипетки, шприцы, увеличительные стекла, трубочки, измерительные приборы, вата, пенопласт, поролон, губки и т. д.
объекты неживой и живой природы: камешки, шишки, ракушки, листья, веточки, желуди, каштаны и т. д.
различные материалы: ткань, бумага, резина, стекло, магниты и т. д.
В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, проявляется интерес к поисково – исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста".
Особенности детского экспериментирования. Примеры экспериментов с предметами и явлениями живой и неживой природы. Примерные схемы проведения опытов. Примерный перспективный план экспериментально...
Методические рекомендации по изучению темы "Опыты и эксперименты" с детьми старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.Любое место в квартире может стать местом для эксперимент...
Перспективное планирование опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенк...
Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"
Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"...
Картотека опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родител...
Мастер – класс для родителей «Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Мастер – класс для родителей «Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»...