Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для родителей | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей
«Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Составила и провела: Зеленцова Светлана Алексеевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5»
Цель: Мотивировать родителей на организацию детского экспериментирования в домашних условиях.
I часть: Введение в тему.
1.1. Теоретическое обоснование.
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного «почемучки»? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состарится». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда Ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
1.2. Экспериментируем в детском саду.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непрерывная образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п. Мы реализуем Программу «Маленький исследователь» и приглашаем Вас присоединиться к нам.
1.3. Как организовать экспериментирование дома?
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания.
Необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2.Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта.
3.Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объяснить – почему так получилось? Доступными для ребёнка словами.
При проведении эксперимента важна безопасность Вас и Вашего ребёнка. Любое место в квартире может стать местом для опыта либо эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.?
Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Кухня – это место, где ребёнок «мешает» родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу?
Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
II часть. Практическая.
Сегодня я хочу познакомить Вас с серией несложных опытов и экспериментов для детей среднего и старшего дошкольного возраста, которые мы сейчас проведем вместе и вместе сделаем выводы, как мы это делаем с детьми. А Вы можете провести их, либо другие варианты дома всей семьёй.
«Спрятанная картина»
Материалы: Светло-жёлтый мел, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс:
Жёлтым мелом нарисовать птицу на белой бумаге.
Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Жёлтая птица исчезла. Почему?
Вывод: Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
«Мыльные пузыри»
Материалы: Жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте в чашку воды и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку.
У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему?
Вывод: Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
«Подводная лодка»
Материал: Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую, яйцо, соль.
Процесс:
Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0, 5 л воды)
Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно, подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, Вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
«Цветы лотоса»
Материал: Бумага, таз с водой.
Процесс:
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками.
При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.
А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз.
Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
«Чудесные спички»
Материал: 5 спичек.
Процесс:
Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек.
Наблюдайте.
Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Вывод: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
III часть: Рефлексия.
(Обсуждение с родителями: Что понравилось и удалось? Чем? Что изменить либо добавить?)
Заключение.
Таким образом, экспериментирование - это наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования - вести детей вперёд ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научится самостоятельно определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы, что важно в современном образовании на любой его ступени, начиная с дошкольного.
Спасибо за внимание! Удачи Вам в вопросах образования своих детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста".
Особенности детского экспериментирования. Примеры экспериментов с предметами и явлениями живой и неживой природы. Примерные схемы проведения опытов. Примерный перспективный план экспериментально...
Методические рекомендации по изучению темы "Опыты и эксперименты" с детьми старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.Любое место в квартире может стать местом для эксперимент...
Перспективное планирование опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенк...
Организация опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса ипознавательной активности детей старшего дошкольного возрастасредствами экспериментальной деятельности.Задачи:Формироватьэкспери...
Картотека опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родител...
Мастер – класс для родителей «Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Мастер – класс для родителей «Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»...