Статья на тему: "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста".
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Особенности детского экспериментирования. Примеры экспериментов с предметами и явлениями живой и неживой природы. Примерные схемы проведения опытов. Примерный перспективный план экспериментальной деятельности для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_eksperimenty_dlya_ns.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Анохина Галина Павловна
Воспитатель, высшая квалификационная категория,
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Статья
«Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста».
Ребенок – прирожденный исследователь. Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сам. Исследовательская работа помогает ребенку логически мыслить, обобщать, делать выводы. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.
телефон 99650367032
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности, развитие инициативности, внимания, памяти, воображения.
Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда – в воду; воды – в лёд и т.д.), такие явления природы, как снегопад, гроза, град, иней, туман и т.д. вызывают у детей особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование, как и игровая деятельность, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается, как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными.
За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
Особенности детского экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова.
Мною составлен примерный перспективный план экспериментальной деятельности для детей старшей группы.
Октябрь | «Как обнаружить воздух в помещении» «Воздух есть во всех предметах» «Что плавает- что тонет» «Где больше песка , в ложке или кружке» |
Ноябрь | «Свойство почвы» «Свойство твердых веществ и жидкостей» «Как спрятаться бабочкам» «У кого какие клювы» |
Декабрь | «Что лучше руки или ноги» «Родственники стекла» «Свойства воды, глины и песка» «Чем пахнет воздух» |
Январь | «Обнаружение воздуха в разных объектах» «Запустить спутник» «Дневные звезды» «День- ночь» |
Февраль | «Обнаружение воздуха в разных объектах» «Как снег становиться водой» «Снежные узоры на стекле» «Далеко-близко» |
Март | «Иней» «Цветные льдинки» «Далеко- близко» «Сосульки»: |
Апрель | «Дуем- играем» «Почему не падают деревья» «Как расселяются семена» «Как с гуся вода» |
Май | «Вода источник жизни» «Выращиваем лук» «Чем можно измерять» «Образование радуги» |
В процессе экспериментальной деятельности я придерживаюсь следующей примерной схемы проведения опыта:
- Постановка проблемы (познавательные задачи). Задача ставится педагогом, но иногда сами дети могут предложить задачу. Задача должна быть четко сформулирована, понятна детям.
- Поиск пути решения проблемы. В процессе обсуждения дети высказывают суждения, предположения. Выбирают способ решения.
- Проведение опыта. По ходу эксперимента необходимо вспомнить с детьми, что мы хотим узнать, что мы для этого сделали, что получилось.
- Обсуждение итогов и формулировка выводов.
Если эксперимент кратковременный, то результат обсуждаем сразу.
В начале экспериментальной деятельности важно заинтересовать детей. Например, предложить рассмотреть подготовленные для эксперимента материалы. При знакомстве со свойствами воздуха предложить определить, что находиться в банке? После ответов детей, что там ничего нет, предложить манипуляции с пакетами. Дети убеждаются, что в пакетах есть воздух. Он занимает место. Знакомство с другими свойствами воздуха продолжается. Для осознания нового материала, закончив эксперимент, я обычно спрашиваю:
- что нового вы узнали?
- для чего нужна информация, полученная в данном исследовании?
- людям, какой профессии могут понадобиться данные сведения и для чего?
Все эксперименты должны быть безопасны для детей. Для фиксации наблюдений могут служить зарисовки, схемы, лепка объектов, рассказы детей о том, что увидели. Это развивает наблюдательность, обогащает представления детей. Однако не следует увлекаться фиксированием результатов эксперимента. Это является дополнительной нагрузкой для ребенка. Не все дошкольники способны осознать смысл этой процедуры.
Так знакомя с защитными свойствами снега, мы проводили следующий опыт: Одну бутылку с водой закапывали в снег, а другую оставляли на поверхности. (Количество воды в бутылках было одинаковым). Дети убедились, что на поверхности вода замерзла гораздо быстрее. Проведение данного опыта позволяет объяснить, для чего необходимо укрывать снегом в сильный мороз корни деревьев и кустарников. Зачем снег из города везут на поля. Почему в народе говорят: «много снега, много хлеба»
В процессе детского эксперимента не следует четко придерживаться заранее намеченного плана. Дети часто предлагают еще свои варианты эксперимента, мы меняем ход опыта. Дети дошкольного возраста не могут действовать молча, они проговаривать все, что они делают. При проведении экспериментов ребята могут вслух высказывать свои предположения, догадки и т.д.
При планировании экспериментов педагоги должны помнить о недопустимости опытов, приводящих к гибели, например, растений. Мы должны воспитывать устойчивый интерес к природе, гуманное отношение к растениям и животным. Но детское экспериментирование имеет свои особенности. Дети в ходе опытов испытывают радость познания, напряженность поиска, горечь сомнений, радость первых самостоятельных находок. Но у разных детей склонность к экспериментированию развита по-разному. Одни с удовольствием занимаются этим видом деятельности, а другие почти безразличны.
Примеры наиболее интересных опытов.
Опыт: «как достать яйцо?»
На столе ваза. В вазе яйцо из «киндер-сюрприза». Около вазы лежат магнит, деревянная палочка, кружка. Дети при помощи опытнических действий приходят к мысли, что с помощью кружки надо налить воды. Тогда яйцо всплывет.
Опыт: «почему гаснет свечка?»
Одну зажженную плоскую свечку накрываем пластиковой бутылкой с обрезанным дном и закрытым горлышком. Другую такую же свечку, накрываем пластиковой бутылкой с открытым горлышком. Первая свечка через короткое время гаснет. Этот опыт доказывает, что для горения нужен воздух. Такой эксперимент целесообразно провести, во время бесед по пожарной безопасности.
Очень хорошо стимулируют умственную активность детей экологические игры.
Например, при чтении рассказа А.Н. Толстого «Умная галка», можно предложить детям опыт с камушками. Дети убедятся, что галка действительно умная. Любят дети игру-соревнование «Кто быстрее перельет воду». Воду следует переносить из полной банки в пустую с помощью коктейльной трубочки, зажимая и отпуская отверстие сверху. Вместо трубочки можно использовать пипетку. Время замечаем по песочным часам.
Большой интерес вызывает у детей решение проблемы раскрашивания рисунка без красок. На стол выкладываются листы из раскрасок. А вместо красок свекла, морковь, укроп, базилик, петрушка, ягоды малины, смородины... Детям необходимо придумать, чем раскрасить рисунок, и проверить, когда краски получаются более яркими.
Из предложенных вариантов каждый педагог может выбрать для себя наиболее интересный.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.
Список литературы:
- Батяшева Л.П. « Поисково-исследовательская деятельность в ДОУ»
- Воронкевич О.А. «Перспективный план по формированию экологической культуры у дошкольников»
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»
- Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
- Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе»
- http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=95273
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по изучению темы "Опыты и эксперименты" с детьми старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.Любое место в квартире может стать местом для эксперимент...
Перспективное планирование опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенк...
Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"
Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"...
Организация опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса ипознавательной активности детей старшего дошкольного возрастасредствами экспериментальной деятельности.Задачи:Формироватьэкспери...
Картотека опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родител...
Мастер – класс для родителей «Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Мастер – класс для родителей «Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»...