Перспективное планирование опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Кормина Светлана Викторовна

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

В.А Сухомлинский

формирование лексики и грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_veselye_opyty_.ksv_.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Веселые опыты

Сентябрь

Эксперимент «Зачем одуванчику «парашютики?».

Цель: выявить зависимость строения плодов со способом их распространения. Делать вывод, что ветер помогает «парашютикам» (семенам) улететь далеко.

Эксперимент «Какая бывает вода».

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Эксперимент «С водой и без воды».

Цель: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Учить составлять модель зависимости растения от воды. Делать вывод, что растения без воды жить не могут.

Эксперимент«Как из солёной воды добыть питьевую воду».

Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода. Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.

Эксперимент «Способность воды отражать окружающие предметы».

Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Внести  таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Вывод: Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.

Октябрь

Эксперимент «Откуда берётся иней?».

Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Эксперимент «Что есть в почве?».

Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений). Учить пользоваться лупой, делать выводы, что делает почву богатой. Выделить почвы, разные по составу.

Эксперимент «Может ли растение дышать?».

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Учить выдвигать гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат, делать вывод.

Эксперимент «Как устроены перья у птиц?».

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Делать вывод, что перо лёгкое, есть специальная жировая железа, которой птицы смазывают перья, отличается пуховое от махового и служат для сохранения тепла тела.

Эксперимент «Куда делась вода?».

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Делать вывод, что в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде.

Ноябрь

Эксперимент «Воздух».

Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Эксперимент «Вдох – выдох».

Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Эксперимент «Почему дует ветер».

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.

Эксперимент «Почему мячик прыгает высоко».

(Мяч). Посмотрите, какой он большой, упругий, как высоко прыгает. А вот, если в мяче появится дырочка, даже очень маленькая, что произойдёт с мячом?

 ( воздух выйдет из мяча), сможет мяч прыгать? Воспитатель предлагает постучать об пол разными мячами. Какой мяч прыгает лучше? (Большой, где много воздуха).Вывод: Мячик прыгает высоко, потому что в нѐм много воздуха.

Эксперимент «Световой луч».

Цель: понять, что свет – это поток световых лучей; познакомить с тем, как можно увидеть луч света; понять, что  световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и чётким, если источник света ближе к стене, и наоборот.

Декабрь

Эксперимент «Изготовление солнечных часов».

Цель: продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца. Сделать солнечные часы по алгоритму, учиться пользоваться солнечными часами.

Эксперимент « Электричество».

Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством , установить причину возникновения статического электричества. Понять проявления статического электричества и возможность снятия его с предмета.

 Эксперимент «Чудо-причёска».

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Эксперимент «Почему горит фонарик».

Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Эксперимент «Умный нос».

Цель: познакомить с функцией носа, его строением. Определять по запаху предметы.

Январь

Эксперимент «Разноцветные сосульки».

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Эксперимент «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги».

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Эксперимент «Резина, металл, пластмасса и  их качества.».

Цель: узнавать предметы из металла, пластмассы, резины; определять их качества (структуру поверхности, цвет, толщина), свойства (плотность, тепло проводимость, упругость),

Эксперимент «Волшебные стёклышки».

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент «Температура. Как согреть руки»

 Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла).

Февраль

Эксперимент «Стеклянная посуда».

Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Эксперимент «Родственники стекла».

Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Эксперимент «Почему всё падает на землю».

Цель: понять, что Земля обладает силой притяжения.

Эксперимент «Сила тяготения».

Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.

Март

Эксперимент «Две пробки».

Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.

Эксперимент «Упрямые предметы».

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.

Эксперимент «Почему предметы движутся».

Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Эксперимент «Звук, где живёт эхо?».

Цель: понять, как распространяется звуковые волны. Подвести к пониманию возникновения эха.

Эксперимент «Язычок помощник».

Цель: познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Апрель

Эксперимент «Очищение воды»

Цель: дать детям представление об очистке воды, с помощью различных фильтров.

Эксперимент «Как сделать звук громче, тише?».

Цель: выявить причины усиления и ослабления звука.

Эксперимент «На орбите».

Цель: установить, что удерживает спутники на орбите.

Эксперимент «Тёмный космос».

Цель: узнать, почему в космосе темно.

Эксперимент «Вращается земля».

Цель: представить, как Земля вращается вокруг своей оси.

 Эксперимент «На свету и в темноте».

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Развивать умение делать вывод, что растениям без света жить не могут.

Май

Эксперимент «Магниты».

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Эксперимент «Как действуют магниты на предметы».

Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Эксперимент «Необычная скрепка».

Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

Эксперимент «Природные явления»

 Цель: развивать представления детей о различных природных явлениях (грозе, радуге, инее, молния) и стихийных явлениях (наводнении, землетрясении, извержении вулкана). Опыт «Извержение вулкана»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста".

Особенности детского экспериментирования. Примеры экспериментов с предметами и явлениями живой и неживой природы. Примерные схемы проведения опытов. Примерный перспективный план экспериментально...

Методические рекомендации по изучению темы "Опыты и эксперименты" с детьми старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.Любое место в квартире может стать местом для эксперимент...

Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"

Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"...

Организация опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса ипознавательной активности детей старшего дошкольного возрастасредствами экспериментальной деятельности.Задачи:Формироватьэкспери...

Картотека опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста

Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родител...

Мастер – класс для родителей «Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Мастер – класс для родителей «Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»...