РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАНО - ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26
Педагогический проект
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализовано – игровой деятельности».
Воспитатель: 1 кв.к.
Носонова Г.О.
2021г.
1.Актуальность
Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.
Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений лучше всего закрепляется в процессе театрализованных игр. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Проблемы коммуникативных способностей традиционно находятся в центре внимания отечественных педагогов. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.
По мнению Т. И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:
1. в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
2. развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
3. происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
4. активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;
5. совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
6. развивается эмоционально - волевая сфера;
7. происходит коррекция поведения;
8. развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
9. стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
10. участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.
- Методическое обоснование
Театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Театрализованная деятельность включает в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры - драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей.
Театрализованная деятельность строится по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Во время театрализованной деятельности необходимо:
- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
- в заключение различными способами вызывать у детей радость.
Методика работы с детьми в средней группе.
Педагог заинтересовывает дошкольников содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его. Затем спрашивает у детей, понравилось ли оно им или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях и повторно выразительно читает ребятам.
Работа над ролью:
- Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.), и вновь выразительно читает произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
- Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
- После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
- Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой котенок – веселый или грустный, как он выглядит?» и т. п.).
Надо дать детям возможность как можно более естественно поиграть в Дюймовочек, Золушек и т. п.
Цель подобной деятельности должна быть такова: театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развитии фантазии и воображения, отработки речевых и поведенческих навыков.
Театральная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театральная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.
III. Цель
Формирование коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста через вовлечение их в театрализованную деятельность.
IV. Задачи:
- Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
- Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
- Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
- Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
- Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые;
- Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
- Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.
V. Новизна проекта.
При организации театрализованной деятельности требуется значительная подготовительная работа, в частности для разработки сцены, на которой будет разворачиваться сказочное действие. Как правило, сцена организуется на одном – двух столах, а основным материалом для создания ландшафта, на котором будет разворачиваться сказка, выступают ткани разных цветов и разнообразный природный материал.
Большое внимание должно быть уделено куклам, персонажам спектакля, выразительности их образов. Все куклы для театра в изготавливаются детьми из пластилина. Важным условием при создании театральной куклы является ее прообразность, избегание внешней детальной проработанности, но, вместе с тем, хорошая продуманность внутреннего персонажа. Аналогичное требование предъявляется и к театральному ландшафту. Его простота и выразительность, а также характерная цветовая гамма, понятные ребенку, будят его воображение, позволяют неосознанно проникать в моральную суть сказки. Прообразные куклы оставляют также достаточно большое поле для деятельности детского воображения.
VI. Участники проекта.
-воспитанники средней группы
-воспитатель
-родители
Характеристика возрастных психологических особенностей воспитанников, на которых направлен данный проект
У детей пятого года жизни уже достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилось регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Могут обыгрывать свои поделки. Дети становятся более внимательными к процессу восприятия умений и навыков.
VII. Сроки реализации.
Проект рассчитан на один год.
Реализация проекта осуществляется:
- в образовательной деятельности
-в совместной деятельности педагога и детей;
-в совместной деятельности с семьей.
Общая нагрузка проекта программы равна 300 минутам в данной возрастной группе, что составляет 10% от общего объема основной общеобразовательной программы.
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю во второй половине дня через кружковую работу.
VIII. Ожидаемые результаты
В результате работы у детей:
- Сформирован устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
- Имеются представления об окружающей действительности, о предметах и явлениях, окружающих их;
- Сформирована диалогическая речь;
- Сформирован навык использования разных форм взаимодействия между детьми;
- Сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- Сформировано умение импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые;
- Развито представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
- Сформировано умение проявлять инициативу и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.
Этапы:
1.Подготовительный
• Создание рабочей группы.
• Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
•Изучение современных требований к содержанию и организации театрализованной деятельности дошкольников.
• Анализ состояния театрально-игровой деятельности детей.
• Анкетирование родителей.
• Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
• Определение личного вклада каждого участника проекта.
•Подготовка материальной и методической базы (аудиотехника для музыкального оформление спектаклей; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации.
• Разработка критериев эффективности проекта.
2.Основной этап.
Показ театрализованных представлений для детей и родителей.
3.Заключительный этап.
Анализ достигнутых результатов по реализации проекта, проведение мониторинга освоения проекта.
Выводы. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.
Распространение опыта. Предоставление презентации проекта в ДОУ педагогическому сообществу.
Востребованность проекта.
Проект может быть использован в условиях детских садов.
Используемые источники.
1. «Театр сказок» Л. Поляк, «Детство-Пресс», г. Санкт – Петербург, 2008 г.
2. «Веселый театр» А.П. Розанова, «Детгиз», 1960 г.
3. «Теремок» М.А. Кац, М. – 1984 г.
4. «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» М.В. кратова, Н.Б. Дубинина, г. Тамбов, 1995 г.
5. «Секреты кукольного театра» Н.А. Ян, ТОИПКРО, г. Тамбов, 2004
6. Додокина Н.В., Евдакимова Е.С. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей», М.: Мозайка-Синтез, 2008 г.
7. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
8. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
9. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 г.
10. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
Информационные ресурсы
http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.
http://www.detskiysad.ru/ - Портал Детский сад.Ру. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.
http://www.solnet.ee/sol/001/s_ds.html - детский портал
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности
http://vospitatel.resobr.ru/ - Сайт журнала «Старший воспитатель»
http://www.detskiysad.ru/rech/411.html - Интересный литературный материал
Темы образовательной деятельности (кружка)
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Спектакли разыгрываются самостоятельно детьми. Импульс к такой игре, своеобразной детской художественно – творческой деятельности, ребенок получает от целого ряда совместных занятий с воспитателем и, в первую очередь, от кукольных спектаклей, показываемых взрослыми. Маленький спектакль проводится перед свободной игрой. Один спектакль показывают в течение недели, текст – обычно ритмизированная сказка или стихотворение, сценой становятся стол, колени воспитателя или строится игровой ландшафт на полу. Первые дни воспитатель показывает и рассказывает сам, затем кто-либо из детей хочет помочь.
Дети, благодаря развитой способности к подражанию, а также простоте выразительных театральных средств, используемых самими воспитателями, многое перенимают из просмотренных кукольных спектаклей. Так, зачастую, перенимается сам сказочный сюжет. Вместе с тем, дети часто и охотно импровизируют, легко сочиняя свои собственные истории. Благодаря этому происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает различными речевыми формами, использует и прозаическую и стихотворную речь. Нередко, в детских сказках отражается душевное состояние ребенка, что помогает воспитателям понять причины его поведения, личностные проявления. Дети «проигрывают» семейные конфликты, обиды, это является для них своеобразной терапией.
Такие спектакли устраиваются детьми во время свободной игры, то есть тогда, когда ребенку предоставляется большое пространство для самовыражения в тех видах деятельности, которые он выбирает сам по своему желанию.
Для того, чтобы кукольный спектакль такого рода мог состояться, в распоряжении детей должно быть достаточное количество природного материала, лоскутков ткани разнообразного цвета и фактуры и, конечно, сами театральные куклы.
Совместная деятельность с семьей
Работа над данной темой очень увлекает и родителей. Элементы театрализации входят в жизнь некоторых семей. Родители вместе с детьми готовят праздничные домашние спектакли. Например, спектакль-подарок ко дню рождения или к приезду бабушки. Традиционными стали родительские спектакли к Рыцарскому, Рождественскому и Новогоднему, групповым праздникам. Родители активно принимают участие в работе мастерских, где мы, осваивая различные рукоделия, делаем новые атрибуты и кукол для домашнего и группового театра.
Самостоятельная деятельность детей
Cказки можно не только слушать и показывать, но и сочинять самим. Маленькие спектакли-импровизации после лепки, рукоделия с тем, что сделали сами дети, помогает оживить образ, наполнить смыслом свою работу. Дети становятся более уверенными в жизни, так как они понимают, что всё, что им нужно для игры, они могут создавать сами. В дальнейшем они в своей работе стараются более тщательно передать образ, работают над деталями. Например, в лепке чаще стали лепить не только персонаж, но и окружающие его атрибуты. Дети стали объединять свои усилия, создавая коллективные композиции, договариваясь о том, что каждый будет лепить. Это говорит о более высоком уровне социально-нравственного развития детей.
Мониторинг навыков театрального творчества
Содержание мониторинга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности.
Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности....
«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрализовано-игровой деятельности».
Рекомендации для педагогов...
Практико-ориентированный проект «Развитие речевой и эмоционально-волевой сферы детей с ТНР посредством театрализовано-игровой деятельности с использованием фольклора»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида» Октябрьский район,630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96т/ф 2694...
Консультация для родителей "Развитие речи посредством театрализовано - игровой деятельности"
Известно, что движение – это жизнь. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, попешки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, м...
Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности
Театр - это волшебный край в которомребенок радуется играя, а в игре онпонает мирГ. И. Мерзлякова...
Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...
Описание опыта работы Тема: "Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализовано-игровой деятельности"
Описание опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар Беспалько Оксаны Михайловны Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков...