Картотека статей по проблемам детской психологии
статья
В данной картотеке указаны статьи из различных педагогических журналов по проблемам детской психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_statey_po_problemam_detskoy_psihologii.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека статей по проблемам детской психологии
- Особенности развития воображения у дошкольников из семей с одним ребенком или двумя детьми
Журнал «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» 12/2015
Раздел: научный поиск (Стр. 104-108)
Автор: А. Якшина
Аннотация. Л.С. Выготский выделял воображение как центральное новообразование дошкольного возраста, определяющее развитие ребенка в этот период. Изучение психологических особенностей развития воображения имеет немалое значение для оказания адекватной психологической помощи детям. Од‐ ним из условий развития воображения является сиблинговая позиция дошкольника (сиблинг – наличие братьев/сестер), т.е. особый опыт общения в семье. В статье приведены результаты исследования уровня развития воображения у детей с разными сиблинговыми позициями; описаны психологические траектории развития воображения в разные периоды дошкольного возраста; даны рекомендации по организации развивающей работы в детском саду.
Ключевые слова. Воображение, дошкольный возраст, семья, сиблинги.
- Исследование социально‐ коммуникативного развития старших дошкольников в различных образовательных средах
Журнал «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» 02/2015
Раздел: научный поиск (Стр.119-122 )
Автор: С. ЖУРАВЛЕВА
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты социально‐ коммуникативного развития старших дошкольников, представлена программа экспериментального исследования этого процесса. Описаны содержательные эмпирические факты, характеризующие социально‐ коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в различных образовательных средах, предложены психолого‐ педагогические условия социально‐ коммуникативного раз‐ вития старших дошкольников в организации дополнительного образования.
Ключевые слова. Социально‐ коммуникативное развитие старших дошкольников, социальный интеллект, развивающая образовательная среда.
- Выбор ребенка в кризисный период трех лет
Журнал «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» 04/2015
Раздел: научный поиск (Стр. 107-113 )
Автор: П. АРАПОВА
Аннотация. Статья посвящена актуальной психолого‐ педагогической проблеме – выбору ребенка в кризисе трех лет. Это период появления позиции «Я сам», первый опыт самостоятельного выбора. Для приобретения ребенком позитивного опыта выбора родителям необходимо знать сущностные признаки возрастного кризиса; принимать негативную симптоматику как данность возрастного кризиса; оказывать развивающую помощь.
Ключевые слова. Возрастной кризис, кризис трех лет, позиция «Я сам», негативная симптоматика кризиса трех лет, выбор, моделирование ситуаций выбора, первый опыт самостоятельного выбора.
- Формирование самооценки у детей
Журнал: «Дошкольный мир» 11/2014
Раздел: Растем, развиваясь
Автор: Оксана Стази
Аннотация. Статья посвящена теме формирования самооценки у детей. Не секрет, что самооценка существенно влияет на качество жизни человека: люди с завышенной самооценкой имеют проблемы в личностных взаимоотношениях, с заниженной – пасуют перед трудностями и довольствуются малым. Только человек с адекватной самооценкой способен достичь гармонии в отношениях с окружающими, добиться жизненных успехов и чувствовать себя счастливым.
- Создание комфортной психологически безопасной среды в образовательном учреждении в рамках инклюзивного подхода
Журнал: «Психология образования» 02/2011
Рубрика: Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Автор: Вяткина В.Б.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы педагога в рамках инклюзивного подхода в образовании. Обозначены основные элементы педагогической профессиональной компетенции, которыми должен обладать педагог для создания благоприятной психологической среды в классе.
К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства
Журнал: «Психологическая наука и образование» 01/2010
Рубрика: Психология развития
Автор: Слободчиков И.М., Самуйлова О.И.
Аннотация. Рассматривается динамика развития «образа Я» в онтогенезе как составной части «Я-концепции». Отмечаются факторы, влияющие на формирование различных сторон «образа Я». Особо рассматривается процесс формирования самооценки ребенка как следствия совокупного отношения к нему. Проводится соотносительный анализ развития «образа Я» и интеллектуального развития в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: самосознание, самооценка, Я-концепция, семилетний возраст, образ Я.
Адаптационный период ребенка-первоклассника
Журнал: «Психологическая наука и образование» 05/2010
Рубрика: Психология развития
Автор: Косенкова Ю. В.
Аннотация. Работа посвящена изучению особенностей переживания адаптационного периода ребенком-первоклассником. На основании теоретического анализа проблемы перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту поставлена проблема описания внутренних эмоциональных переживаний ребенка в первые недели и месяцы пребывания в школе. Для экспериментального исследования этой проблемы разработана оригинальная проективная методика, основанная на сравнении рисунков детей по смежным темам. Применение этой методики позволило выявить особенности эмоционального отношения к школе как общевозрастного фактора. В результате сбора эмпирических данных и их анализа удалось выявить характерные особенности эмоционального отношения к школе и описать специфику адаптационного периода первоклассников. Исследование остро ставит проблему эмоционального благополучия детей в школе и может стать стартовой точкой широкого спектра работ в области изучения особенностей эмоционального состояния детей-школьников.
Ключевые слова: адаптация, переживание, школьник, школьная адаптация, проективные рисуночные тесты, принцип парности.
Исследования зоны ближайшего развития ребенка в отечественной и зарубежной психологии
Журнал: «Культурно-историческая психология» 04/2011
Рубрика: Проблема развития
Автор: Башмакова С.Е.
Аннотация. Статья представляет собой аналитический обзор исследований зоны ближайшего развития (ЗБР). Выделены основные направления отечественных и зарубежных исследований, проведен анализ концепции скаффолдинга — американского воплощения идеи ЗБР. Показано, что несмотря на тесную связь ЗБР и скаффолдинга, эти понятия нельзя считать идентичными: скаффолдинг — зона инициативы взрослого, его обучающего воздействия, подстроенного под индивидуальные возможности ребенка, ЗБР — пространство сотрудничества ребенка и взрослого, созданное инициативой ребенка с помощью взрослого. В статье делается вывод, что при всей широте и глубине имеющихся исследований проблема взаимосвязи индивидуальных стратегий деятельности ребенка в ЗБР с развитием его интеллектуальных способностей остается малоизученной. Именно эта проблема является наиболее важным аспектом дальнейшего изучения ЗБР не только с точки зрения видов помощи, оказываемой взрослым ребенку, но с точки зрения типов стратегий освоения ЗБР ребенком.
Ключевые слова: зона ближайшего развития, интеллектуальное развитие, обучение, взаимодействие, стратегии освоения зоны ближайшего развития.
Память в учебной деятельности школьника
Журнал: «Культурно-историческая психология» 02/2010
Рубрика: Проблема развития
Автор: Репкина Н.В.
Аннотация. В статье предлагается один из возможных подходов к развитию представлений о памяти человека, опирающийся на результаты ее изучения в обучении с позиций деятельностной концепции, внутренняя логика которой потребовала перехода к исследованию памяти в рамках реальной учебной деятельности. При этом на первый план выступила связь памяти не с психологической структурой действия, а с процессами саморегуляции субъекта, прежде всего с целеполаганием. Будучи рефлексивным по своей природе, целеполагание обусловливает соответствующий характер всех мнемических процессов. Тем самым, по мнению автора, основной функцией памяти оказывается не простое сохранение или селекция и осмысление опыта, а его рефлексивная организация непосредственно в процессе накопления. Теоретическая правомерность и практическая перспективность такого понимания памяти подтверждается полученными автором материалами экспериментального и массового обучения, направленного на развитие школьника как субъекта учебной деятельности.
Ключевые слова: непроизвольная память, память, произвольная память, развивающее обучение, рефлексивная память, рефлексия, субъект, цель, целеполагание, учебная деятельность.
Причины проявления агрессии в детском возрасте
Журнал: «Культурно-историческая психология» 02/2010
Рубрика: Проблема развития
Автор: Фомиченко А.С.
Аннотация. Статья посвящается анализу возможных причин проявления детской агрессии. Рассматривается влияние семейных, индивидуальных, школьных факторов. Выделяются условия семейного воспитания, которые способствуют возникновению и закреплению агрессивных проявлений. Значимыми оказываются следующие моменты: снисходительное отношение родителей к проявлениям агрессивности своих детей и строгость наказания. Выявляется взаимосвязь между просмотром сцен насилия, жестокости и эротики на телеэкране и агрессивного поведения детей. Рассматриваются характеристики личности ребенка, которые определяют вероятность того, станут ли определенные дети агрессорами или жертвами. Особое внимание уделяется влиянию школы на становление детской агрессивности. Подчеркивается актуальность и важность изучения данного вопроса, возможность применения знаний для прогнозирования и своевременной коррекции агрессивного поведения на ранних этапах онтогенеза.
Ключевые слова: детская агрессия, семейное воспитание, сверстники, телевидение, школьные факторы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Проблема детской жадности".
Материал для родителей (советы,рекомендации)...
Статья. " Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения. Народные,фольклорные,хороводные игры"
Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Игра – это с...
Библиографический справочник по проблемам специальной детской психологии.
Библиографический справочник по проблемам специальной детской психологии....
Статья "Эффективные способы преодоления проблемы жадности и лживости у детей дошкольного возраста. Советы детского психолога родителям".
Статья раскрывает возможности мультипликации и психотерапевтических сказок в преодолении проявлений жадности и лживости у малышей....
Статья: Детский психолог и детский психиатр: в чём разница?
Работая в детском саду, иногда приходится слышать такие фразы: «Ой, а что этот мальчик (девочка) ходит к психологу? Он же вроде нормальный?». И после этого на бедного ребёнка ложится пласт...