Сотрудничество ДОУ и семьи
консультация
Предварительный просмотр:
Сотрудничество ДОУ и семьи.
План:
- Сотрудничество – как основа взаимодействия современного д\с и семьи.
- Этапы сотрудничества ДОУ с семьей.
- Задачи ДОУ в работе с семьей.
- Условия успешной работы с семьей.
- Типичные ошибки организации общения с родителями.
- Планирование работы с семьей.
- Сотрудничество – как основа взаимодействия современного д\с и семьи.
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок.
Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает сомнений. В последние годы к ДОУ предъявляются повышенные требования. Раньше государство всячески подчеркивало социальную функцию ДОУ – освобождение матери-работницы для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы ДОУ в качестве важнейших показателей фигурировали данные о заболеваемости детей (а, значит, вынужденной нетрудоспособности матери).
Возрастание роли образования в современном обществе меняет отношение к ДОУ. Теперь во главу ставится педагогическая функция – как воспитывать, чему учить, успешность подготовки к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию ЖОУ должно искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит пед. коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.
Поэтому в основе взаимодействия современного ДОУ и семьи лежит сотрудничество (общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).
Педагоги, так как они профессионально подготовлены и понимают необходимость преемственности в воспитании детей должны быть инициаторами в установлении контактов.
- Этапы сотрудничества ДОУ с семьей.
В основе сотрудничества лежит доверительно-деловой контакт. И.А. Карпенко, В.А. Петровский предполагают следующие этапы установления доверительно-делового контакта с родителями:
- установление первых доверительных отношений.
Педагог создает положительный образ ребенка и транслирует его родителям. Т.е. в общении педагог обращает внимание на положительные качества личности ребенка. Это способствует появлению установки в общении с родителями на взаимопонимание, доброжелательные отношения.
- Сообщение родителям знаний по детской психологии и педагогике.
Т.е. знание особенностей физического, психического развития ребенка, особенности, общения со сверстниками, взрослыми, особенности разнообразных видов деятельности.
На этом этапе педагог начинает постепенно знакомиться с проблемами семьи в воспитании ребенка и формирует тем самым установку к сотрудничеству.
- Знакомство с проблемами семьи в воспитании ребенка.
Здесь активны сами родители, которые сообщают о поведении, привычках ребенка.
Важно вызвать у родителей желание, потребность выяснить причины того или иного поведения ребенка, потребность в поощрении ребенка.
- Совместная деятельность педагога и родителей.
Направлена на совместные исследования, наблюдения развития личности ребенка.
На основе совместной деятельности (например, изучение общения ребенка), взрослые пересматривают, изменяют общение с ребенком.
- Задачи ДОУ в работе с семьей.
- Установление единства в воспитании детей, которое обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения ЗУНов, способствует росту авторитета взрослых.
Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе ДОУ.
- Педагогическое просвещение родителей.
Т.е. оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребенке, закономерностях его развития, путях воздействия на него с целью гармоничного развития личности. Наряду с теоретическими знаниями, родители получают некоторые методические знания и умения, например, как отвечать на вопросы детей, как разговаривать с ребенком, меры поощрения и наказания.
Во многих странах создаются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры родителей.
- Изучение и распространение опыта семейного воспитания.
Накопление фактов, свидетельствующих о положительном опыте воспитания детей в лучших семьях. Можно провести собрание, конференцию по обмену опытом семейного воспитания.
- Ознакомление родителей с жизнью и работой д\с.
Родители должны ясно представлять себе, что такое д\с, как организована жизнь детей, чем заняты дети, требования, которые к ним предъявляются и т.д.
Можно организовать целенаправленные консультации по ознакомлению с д\с, можно показать жизнь ДОУ наглядно. Главное – уверенность в том, что родители знают и понимают работу д\с.
- Условия успешной работы с семьей.
- Целенаправленность в работе с семьей.
Любое мероприятие должно быть направлено на достижение определенной цели (н-р, стенд, «Как одевать ребенка весной»)
- Планомерность и систематичность в работе с семьей, т.е. непрерывность, последовательность усложнения и расширение круга проблем, единство и взаимодействие физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
- Дифференцированный подход в работе с семьей, т.е. конкретизация общих требований и рекомендаций семье с учетом возможностей, условий, уровня пед. культуры родителей.
- Открытость ДОУ для родителей, например привлечение родителей и других членов семьи к образовательной работе ДОУ.
- Уверенность родителей в хорошем отношении педагога к ребенку, т.е. необходимо, чтобы родители чувстывовали компетентность педагога и ценили его личностнеы качества.
- Культура общения, тактичность и взаимопонимание, т.е. недопустимость нравоучений, нотаций и бестактности по отношению к родителям.
- Типичные ошибки организации общения с родителями.
- Разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям, в результате одни из них общаются с педагогом чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются (воспитатели иногда даже не замечают этого)
- Родители чаще интересуются тем, что и как ел ребенок, реже - его успехами. Вместе с тем, зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития, пути формирования его личности.
- Воспитатели обращаются к роителям в случаях негативного повеления ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакт с педагогами вообще, поскольку каждое их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией.
- Воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.
- Воспитатели не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы.
- Значительное время занимает общение воспитателей с родителями на отвлеченные темы.
- Не всегда правильно воспитатели выбирают стиль общения с родителями.
Чтобы избежать данных ошибок, необходимо:
- Сбалансировать частоту общения воспитателя с родителями всех детей.
- Планировать содержание общения с каждой семьей, его цели и ожидаемые результаты.
- Обеспечить ежедневную информированность родителей о жизни детей в детском саду, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке.
- Работать над формированием стиля общения с родителями.
- Добиваться того, чтобы беседы касались развития и здоровья детей (если родители задают вопросы, касающиеся оплаты услуг д\с, качества работы сотрудников, высказывают какие – либо претензии, то адресуйте их старшему воспитателю или заведующей).
- В общении с родителями придерживаться следующих правил:
А) в любое время родители и близкие родственники могут придти в группу и находится там, сколько считаю нужным.
Б) родители могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время.
В) воспитатель должен выполнять все просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребенка.
Г) все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с соглавия родителей.
- Планирование работы с семьей.
Работа с семье может быть подразделена на: ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.
В каждой группе должен существовать свой план работы с родителями с указанием сроков.
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в д\с и поддержание контакта с семьей.
Для этой цели, прежде всего, служит стенд для родителей.
Содержание постоянного информационного стенда:
- Программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медики).
Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т.д.
- Характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы.
- План мероприятий для родителей на месяц.
- Режим дня.
- Сека занятий.
- Ф.И.О. воспитателей, заведующей, старшего воспитателя, психолога, медицинского работника, логопеда, специалистов-предметников, время, когда они принимают родителей.
- Правила внутреннего распорядка для родителей.
- Меню.
- Ежедневный отчет о жизни группы:
Цель: дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей в течение дня.
Это нужно для того, чтобы они могли:
- поговорить с ребенком об этих событиях,
- сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, поддерживать эмоциональную связь с ребенком,
- при желании продолжить работу над той\иной темой в семье.
Данный документ является частью отчетной документации воспитателя.
О каждодневных режимных процессах необходима точная информация, в том числе:
- комплекс упражнений утренней гимнастики, проводимой в течение недели,
- тема и краткое содержание каждого занятия, что конкретно дети узнали или сделали,
- чем занимались на прогулке,
- что читали, какой фильм смотрели.
- в отдельных случаях уместно краткое (в 1-2 предложениях) обоснование того, почему было проведено то или иное занятие, экскурсия, например, стоит объяснить в чем ценность пальчиковых игр.
Объем описания 1 дня – 1 страница разборчивым почерком (сокращения не допускаются). Желательно также иметь в группе подшивку наблюдений за каждым ребенком. В течение смены 1 воспитатель наблюдает за 1-2 детьми, второй воспитатель также. Т.о. в течение недели можно охватить 20 детей. Информация должна быть достоверной, полезной, краткой.
Примерная форма дневника наблюдений за детьми:
Дата ___________ Педагог _____________________
Ф.И. ребенка ________________________________
Настроение утром, в течение дня___________
С кем и во что играл ________________________
Самостоятельно занимался _____________________________
Конфликты ______________________________
На занятиях _______________________
Как ел ____________________________
Как засыпал _________________________
Проблемы для обсуждения ______________________________
Предложения родителей _________________
Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребенка. Для этого нужно составить график бесед. Это означает планировать на вечер бесед с 4 родителями (важно, чтобы время педагога не занимали постоянно одни и те же и не отвлекали разговорами на посторонние темы).
Темы и цели бесед должны быть отражены в планах работы и соответствовать результатам обследования детей и семей, проведенного в начале года.
Ежемесячные мероприятия – это совместные праздники, педагогические гостиные, дискуссионные клубы и т.д. Главная задача таких мероприятий – установление доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного с родителями творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система сотрудничества детского сада, семьи и школы
Система сотрудничества детского сада, семьи и школы позволяет решать следующие задачи:1. Установить контакты между детским садом, семьей и школой, по вопросам воспитания детей старшего дошкольного воз...
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».
На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного ...
"Сотрудничество доу с семьей"
Контрольная работа "Сотрудничество ДОУ с семьей" включает в себя темы: "Роль современной семьи", "Задачи работы ДОУ с семьей" и др....
"Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников"
В этой статье описан опыт работы воспитателей с родителями воспитанников....
Организация работы по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является со...
Инновационный проект "Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи"
Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к своб...
презентация "Сотрудничество ДОУ с семьей"
лишь в тесном сотрудничестве, можно достич наибольших результатов по воспитанию детей....