"Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников"
статья по теме
В этой статье описан опыт работы воспитателей с родителями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Чтобы быть конкурентоспособными и востребованными на рынке образовательных услуг, коллективы ДОУ ищут свои пути сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Предлагаю опыт работы по реализации задачи «Создание единого пространства развития ребенка в детском саду и семье».
Основная цель – формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, который характеризует доверительные отношения педагогов, специалистов и родителей, активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как полноправных партнеров.
Работа воспитателя не будет полноценной, если у него не будет контакта с родителями детей. Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?
Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как родительские гостиные, тренинги по запросам родителей, совместные выставки и вернисажи; клубы по интересам, встречи в «читальном зале», совместное творчество детей, родителей и педагогов, направленные на формирование у родителей теоретических знаний и практических навыков в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Основной коллективной формой общения с родителями остается родительское собрание. Групповое собрание - это действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада с казенными словами, что не вызывает интереса со стороны родителей и большинство из них перестают посещать собрания. Поэтому педагоги стараются проводить собрания в нетрадиционной форме: «Круглый стол», «Педагогическая гостиная», «Деловая игра», «Мастер-класс», где родителям показывают занятия с участием их детей, приглашают специалистов (логопедов, психологов, учителей, врачей и т. д.) и др. Явка родителей на такие собрания существенно повышается, ведь каждому родителю интересно посмотреть на своего ребенка в необычной обстановке или же услышать от специалистов ответы на волнующие их вопросы.
Традицией стало проведение общих родительских собраний в форме устного журнала «Детский сад со всех сторон». Журнал состоит из нескольких страниц, по длительности каждая занимает 10-15 минут, таким образом, общая продолжительность составляет не больше 40-60 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени представляет значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями; просмотром видеосюжетов, творческими выступлениями детей; выставками рисунков, поделок, книг. Вот примерный план проведения устного журнала в детском саду.
Устный журнал «Детский сад со всех сторон»
Вариант № 1
1-я страница «Творческая гостиная»:
- «Театральный час в детском саду» - выступление руководителя театральной студии «Гном»;
- сказка «Первая Травка» (показывают дети средней группы);
- «Эстетическое воспитание детей средствами живописи» - выступление воспитателя изостудии, показ детских работ.
2-я страница «Дети и дорога»:
- « Совместная работа дошкольного учреждения и ГИБДД по обучению детей безопасному поведению на улицах города» - выступление инспектора ГИБДД;
- выступление детской агитбригады (старшая группа).
3-я страница «Здоровье детей в наших руках»:
- лекция-беседа «Профилактика простудных заболеваний» (врач-педиатр детской поликлиники).
4-я страница «Скоро в школу»:
- «Нарушение речи детей – причины и профилактика» (учитель-логопед средней школы).
- мастер-класс «Обучение детей составлению рассказов» (воспитатель детского сада).
Вариант № 2
1-я страница «Творческая гостиная»:
- обзорная экскурсия по детскому саду (просмотр родителями оформления и оборудования физкультурного зала, музыкального зала, кабинета педагога-психолога, изостудии, бассейна);
- посещение выставки поделок из природного материала «Талантливый родитель»»;
- презентация «Работа ДОУ по приоритетному направлению (художественно-творческое развитие детей)» (заведующий).
Выступление детей второй младшей группы. Танец «Погуляем»
2-я страница «Здоровье детей в наших руках»:
- «Организация двигательной активности детей в детском саду» - выступление старшего воспитателя о значении двигательной активности для здоровья детей и знакомство родителей с различными формами работы по данной теме.
Выступление детей средней группы. Частушки «Дуняшки».
- «Осторожно, грипп!» - рекомендации для родителей врача-педиатра о профилактике гриппа.
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Как мужик корову продавал» (дети старшей группы).
3-я страница «А как у вас?»:
- семейный мастер-класс по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах.
Выступление детей старшей группы. Агитбригада.
4-я страница «Скоро в школу»:
- «Поговорим о школе» - выступление завуча средней школы.
Такая форма проведения общих родительских собраний повышает посещаемость родителей до 78 %.
Несколько лет назад в нашем дошкольном учреждении был организован клуб для родителей «Содружество». Заседания клуба осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обуславливается интересами и запросами родителей: «Скоро в школу», «Обеспечение безопасности детей на улицах города», «Здоровье детей – в наших руках» и др. Данная форма общения устанавливает между педагогами и родителями доверительные отношения. Педагоги осознают значимость семьи в воспитании ребенка, а родители – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
Доброй традицией стало проведение Дней открытых дверей, где родителям наряду с другими мероприятиями, предлагаются открытые занятия и организованная деятельность детей по различным направлениям программы. Мы стараемся вовлечь родителей в педагогический процесс. Родители, наблюдая деятельность педагогов, сами участвуют в играх, занятиях и т.д.
Традицией стало проведение в детском саду тематической недели «Безопасная дорога» и выпуск газеты для родителей « Дорога без опасности». В газете представлены рубрики «Информбюро», где сообщаются данные статистики по г. Губкину и Белгородской области по детскому дорожно-транспортному травматизму; «Калейдоскоп», где педагоги рассказывают, как они знакомят детей с дорожно-транспортной средой посредством целевых прогулок, экскурсий, занятий. В рубрике «Школа для родителей» родители делятся семейным опытом обучения ребенка правилам безопасного поведения на улицах города, а в рубрике «Литературная радуга» дети рассказывают, как они переходят дорогу.
Ежегодно в рамках городского месячника безопасного движения организуется агитпробег детей детского сада, их родителей и педагогов, которые движутся с плакатами по запланированному маршруту. На время агитпробега движение на улице перекрывается сотрудниками ГИБДД. Во время этой акции к нашему шествию присоединяются прохожие и жильцы близлежащих домов. Родители с удовольствием участвуют в агитпробеге, так как за последнее время интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города возросла и не все водители соблюдают правила дорожного движения.
Большое значение в нашем детском саду уделяется наглядно- информационному методу работы с родителями. В каждой группе красочно оформлены родительские уголки. В уголках размещаются папки передвижки с рубриками «Родительский час», «Копилочка мудрых советов», «Советы бывалого» с консультативной санитарно-просветительской и педагогической информацией. В рубрике «Хороши, малыши!» педагоги еженедельно сообщают родителям об умениях и достижениях каждого ребенка. Также в родительских уголках воспитатели размещают фотографии с организацией различных видов деятельности, режимных моментов; организуют выставки творческих работ детей, консультации с разнообразной тематикой. В группах оформлены постоянно действующие фотовыставки «Жили-были», «Хорошо у нас в саду», «Вот мы какие». Каждый год к праздникам 8 Марта и Дню защитника Отечества оформляются фотовыставки «Мама – солнышко мое», «Маму я люблю, милую мою», «Лучшие мгновения с мамой», «Вместе с мамой», «Папы всякие нужны, папы всякие важны», «Мои папуля и дедуля – лучшие на свете», «Мужчины в нашей семье», «Самый, самый, самый…».
Оборудована общая фотовыставка «Главней всего погода в ДОУ!» и галерея-выставка творческих работ взрослых и детей «Калейдоскоп фантазий».
Ежегодно проводится выставка «Талантливый родитель», на которой представляются совместные работы родителей и детей: поделки из природного материала, из дерева, вышивки и др.
Удачной формой работы с родителями стало привлечение родителей к подготовке и проведению совместных детских праздников и развлечений. Прежде всего, это сближает между собой родителей группы и вызывает положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Так в детском саду прошла «Книжкина неделя». В одном из конкурсов принимали участие и родители. Они должны были вместе с детьми оформить книжку-малютку. По правде сказать, воспитатели не очень надеялись на то, что родители найдут время для изготовления книжки. Каково же было удивление педагогов, когда почти все дети принесли в садик книжки-малютки: «Сказка про рыбку», «Моя любимая бабушка», «Моя семья», «Любимые игрушки», «Сочинялки», «Домик в деревне», «Девичьи секреты», «Еду,еду…», «Наши друзья» и др. В книжках были и рисунки, и наклейки, и рассказы собственного сочинения, и стихи, и фотографии. Творчеству детей и их родителей не было предела. Как потом признавались родители, их так увлек творческий процесс составления книжки, что они просиживали с детьми все вечера.
В ДОУ организована творческая мастерская «Чародейка» для родителей, где собираются мамы-рукодельницы и шьют детские костюмы к утренникам, помогают педагогам в оформлении музыкального зала и групповых комнат к праздникам. В костюмы, сшитые руками мам, ребята особенно любят наряжаться – ведь при их изготовлении мамами было проявлено столько выдумки и фантазии, что нигде интереснее костюма не увидишь и не купишь ни за какие деньги.
С этого года был организован адаптационный центр «Улыбка» для вновь приходящих детей, который работает апрель и май месяц перед непосредственным набором детей в 1-ю младшую группу. Чтобы адаптация прошла безболезненно, педагог-психолог на базе детского сада проводит с детьми элементарные занятия по развитию речи, рисованию, лепке, формированию элементарных математических представлений, используя красивые игрушки, красочные картинки, книжки, пособия. Будущие воспитатели также знакомятся с этими детьми, играют с ними. На занятиях присутствуют и родители, поэтому ребенок чувствует себя спокойно и уверенно рядом с мамой. Дети, которые посещали адаптационный центр «Улыбка», очень быстро адаптировались к жизни в детском саду, не плакали, ведь рядом с ними находились не чужие, а уже знакомые им люди. Родители спокойно оставляли малышей с воспитателями и радовались, что их ребенок бежит в садик с удовольствием.
Рассмотренный опыт продуктивного общения ДОУ и семьи отражает лишь часть возможных форм совместной работы. Эффективное взаимодействие педагогов и родителей характерно для многих дошкольных учреждений. Такие ДОУ не испытывают трудностей по установлению контакта с родителями. Их опыт способен помочь другим учреждениям организовать и у них результативное сотрудничество с семьей.
Используемая литература:
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.: АРКТИ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является со...
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период
Чтобы период адаптации детей проходил легче, детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, увере...
Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»
Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»...
"Эффективные формы сотрудничества педагога с семьями воспитанников"
В помощь молодым специалистам...
Программа взаимодействия с родителями «Инновационные формы сотрудничества воспитателя с семьями воспитанников подготовительной группы по календарно-тематическому планированию в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Сегодня в нашем обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует инновационных ресурсов. Одним из ос...
Консультация для педагогов на тему: Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период
Наряду с различными педагогическими проблемами, требующими своего изучения и решения, одной из основных является проблема социально-педагогической адаптации детей в дошкольных образовательных учрежден...