Поддержка инициативы и повышение мотивации родителей воспитанников к участию в образовательном процессе ДОУ через совместное планирование РППС
статья (подготовительная группа)

Кузнецова Ольга Сергеевна

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Стоит отметить, что реализация требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде можно осуществлять путем согласованных действий педагогов и семьи, построенных на основе социального партнёрства.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития решается нами в трех направлениях:

  • Самообразование педагога — ознакомление с современными формами взаимодействия, сотрудничества с родительской общественностью и применение их на практике (круглый стол, практикум, акции, волонтёрство и т.д.).
  • Повышение педагогической культуры родителей.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Для успешного выстраивания партнёрских отношений с родителями мы придерживаемся таких принципов взаимодействия:

  • открытость детского сада для семьи (сайт детского сада, сайт педагога).
  • доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  • индивидуальный подход — необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
  • партнёрство, а не наставничество — позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли, принесет положительные

результаты.

создание активной развивающей среды в ДОУ.

  • тщательная подготовка — любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить.

  На родительских собраниях мы уделяем большое значение предметно-развивающей среде. Раскрываем ее возможности и значимость в жизни детей дошкольного возраста. Предлагаем родителям быть непосредственными участниками, создающими предметно-развивающею среду. Объясняя назначение зон развития, раскрывая их цели и задачи, мы непосредственно вовлекали родителей в этот процесс.

В свободное время родители с детьми рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы по просьбам воспитателей и не только. Совместные работы оказались очень разнообразными, интересными, творческими. Многие поделки и пособия пополнили предметно-пространственную среду в группе. В физкультурном центре у нас есть мешочки, сшитые руками мамы Егора из песка и ткани. Использование нестандартного физкультурного игрового оборудования позволяет совершенствовать моторные умения и навыки ребенка, накопления им двигательного и творческого опыта.

Родители охотно откликаются на наши призывы.  Принимают участие в ежегодных выставках поделок, рисунков; пополняют игровые зоны в группе.

- уголок физического развития – папа Владика сделал из полипропиленовых труб небольшие ворота для игр в футбол; мама Егора сшила мешочки с песком и дорожки для ходьбы.

- уголок музыкального развития – руками родителей сделаны маракасы из бутылочек из-под йогурта, куда насыпали разную крупу.

- патриотический уголок – мама Полины нарисовала герб города Борисоглебск, мама Мирославы принесла книги про Борисоглебск, мама Андрея принесла открытки про достопримечательности города.

- уголок театрализации – очень большую помощь оказали родители по образованию этого уголка - сделали куклы, а также заламинировали много полумасок.

- Уголок ряженья – родители сделали стойки, сшили костюмы для игр.

- Уголок сюжетно – ролевых игр – папы сделали из полипропиленовых труб каркас для игр в «Корабль», «Машина» и т.д.

С помощью родителей пополняем:

- центр искусства и творчества

-  центр строительства

           - уголок природы

- уголок дежурства.

Был создан новый элемент развивающей предметной среды - лаборатория. Она создавалась для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности, что способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Большую помощь в ее создании оказала мама Григория (пробирки, лупы и т.д.).

Очень большое внимание уделялось родителями и воспитателями детскому и взрослому волонтёрству в нашей группе. Раз в неделю мы участвовали в различных акциях. Например, акция «С миру по книжке», проведенная совместно с Центральной Городской Библиотекой Им.В.Кина. Окружная добровольческая акция по пропаганде здорового образа жизни "Флэш - моб с родителями и детьми "Веселая зарядка" в рамках Всероссийской акции «Будь здоров». Наша волонтерская команда часто участвовала в различных акциях, которые приурочены по правам ребенка в РФ. Одна из них проводилась под названием "Защитим детство от насилия". Получили Сертификат победителя акции Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.

В преддверии празднования Нового года и Рождества наши родители и дети - волонтеры участвовали в Общегородской благотворительной акции «Праздничная открытка», организованной отделом образования и молодежной политики Администрации БГО совместно с отделом религиозного образования и катехизации Борисоглебской епархии. Все открытки были переданы в МБУДО БЦВР и были вручены ветеранам и пожилым людям на новогодних праздниках. Участвовали в проекте «Мы вместе» совместно с центром САМ: в преддверии 9 мая доставили продуктовые наборы и поздравления пожилым людям домой.

Родители участвуют в различных конкурсах, акциях. Получаем различные дипломы и подарки для группы.

В целях стимулирования детей мы использовали звёздочки в отдельные кармашки с фотографией ребенка. «Чем больше дарим добрых дел, тем больше солнышек сияет». А в торжественной обстановке родители награждаются дипломами и подарками.  Сколько же радости и гордости за своих родителей мы видим в глазах ребятишек, когда им вручают дипломы и призы.

Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду, объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании и развитии детей. Поэтому мы продолжаем сотрудничать с родителями наших воспитанников, добиваемся, чтобы игрушка сегодня становилась не только источником игровой деятельности малышей, но и открывала возможности для воспитания взрослых. Ведь, прежде чем принести свою поделку или игрушку в детский сад, они всей семьей ее обыгрывают, заинтересовывают ребенка игрой, обсуждают, в какие игры будет играть этой игрушкой с товарищами.     Согласитесь, что в наше время у большинства родителей, по разным причинам, немного свободного времени для общения со своими детьми. А в процессе совместной игры происходит сближение взрослого и ребенка, познание друг друга, формирование ребенка как личности. Так как через игру можно сформировать у ребенка характер, волевые качества, заложить нравственные основы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Список литературы:                 

  1. Зацепина М. Б. Работа с родителями – залог благополучия дошкольника // Педагогическое образование и наука. 2011. №6. С. 37 – 42.
  2. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая среда в ДОУ: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобр-науки РФ. Москва: Сфера, 2015. – 96 с.

4. Шавшаева Л. Ю., Самсоненко Л. С. Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с родителями дошкольников в условиях внедрения ФГОС // Развитие родительских компетенций. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Том I. Часть II. Москва: Спутник, 2015. С. 249-253

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.

Выступление на 3 городских Рождественских чтениях г. Нижневартовск Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процес...

Проект. ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ через СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ ИГР

Актуальность проекта. Взаимодействие семьи и детского сада является важнейшим направлением всестороннего развития ребенка. Только при активном участии родителей и педагогов можно добиться положи...

Мониторинг участия педагогов, воспитанников, родителей воспитанников группы "Любознайки" в образовательных проектах, конкурсах.

Мониторинг участия педагога,воспитанников, родителей воспитанников группы "Любознайки" в образовательных проектах, конкурсах за период 2015г.-2018г....

Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»

Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»...

Опыт работы воспитателя по вовлечению родителей воспитанников группы в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.

В материале представлена система работы воспитателя по вовлечению родителей воспитанников в деятельность ДОУ....