Консультация нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ролевую игру
консультация на тему

Жданова Нина Дмитриевна

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Нравственное воспитание   детей дошкольного возраста через ролевую игру»

                                           Выполнила: воспитатель

                                                                   Жданова Н.Д.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ролевую игру»

 «Дети должны стараться делать счастливыми своих товарищей.

Это правило должно быть первым и последним словом всякого воспитания».

Роберт Оуен.

Как же мы понимаем нравственное воспитание у детей? Это одна из сложнейших задач в воспитании ребёнка. Потому что, от формирования его нравственного качества будет зависеть его дальнейшее становление человеком. Именно нравственность включает в себя добрату, любовь, уважение, сочувствие. Чтобы ребёнок не потерял все эти качества, мы -взрослые, уже с малых лет должны воспитывать нравственные качества детей.

«Все начинается с детства», — так говорил авторитетный психолог детских душ, писатель С. Михалков. Родители и воспитатели, обязаны помощь ребёнку сделать правильный, достойный выбор поведения.

Мы наблюдаем как дети кушают, их физическое и интеллектуальное развитие. Но кроме всего этого, мы должны обратить внимание на то, каков он в коллективе, как ведет себя со сверстниками, отзывчив он или жесток, общителен или замкнут.

Нравственное воспитание — это процесс непрерывный и всеобъемлющий. Наши дети не будут слушать лекции по данной теме. Поэтому следует искать наиболее понятные и интересные ребенку формы общения. В этом нам помогут художественная детская литература, фольклор (сказки, стихи, потешки, доверительные беседы, ролевые игры, игры-забавы — то есть все, что делает детскую жизнь счастливой и наполненной.

Чтение художественной литературы, детям необходимо. В плане нравственного воспитания, многое дают произведения, написанные именно для детей. Но в настоящее время, очень мало времени уделяется этим произведениям. Нашу жизнь полностью окружило телевидение. Конечно, и там можно найти очень много интересного в воспитании ребенка: мультфильмы, познавательные передачи. Но мы не должны забывать, те произведения, на которых уже воспитывалось огромное количество людей.

Положительное воздействие на ребенка оказывает фольклор. С самого рождения мы начинаем их знакомить с колыбельными песьнями, потешками. Через народную сказку — прелестную, волшебную, умную и опытную, ребенок усваивает основные представления о добре и зле, скупости и щедрости, смелости и трусости, то есть приобретает некий эталон, образец для подражания.

Большую помощь воспитателю в нравственном воспитании детей оказывают сюжетно-ролевые игры. Во время этих игр, дети раскрывают свои определенные качества, у них появляется дружелюбные отношения между собой. Во время таких игр, воспитатель и взрослый обязательно должны наблядать за ребенком. В некоторых моментах, у детей проявляется агрессия, злоба. Мы должны урегулировать такой момент, чтобы в дальнейшем такого не было.

Именно, медленными поступками, воздействиями, мы формируем у детей нравственные качества. Только обоюдная работа, может дать положительный результат, и мы сможем воспитать настоящего Человека.

Многие исследователи детских игр отмечают силу и подлинность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями: заботу, теплоту, нежность мамы, ответственность шофера или доктора и т. д. В коллективных играх проявляются общественные чувства детей (дружбы, товарищества). Ребенку доставляют радость достижение в игре результата, преодоление трудностей. В подвижных играх дети получают радость от ритма движений, их согласованности, от сознания проявленной ловкости, смелости, от достигнутого успеха. В играх, требующих сообразительности, находчивости, смекалки, радость носит интеллектуальный характер. В большинстве игр проявляются эстетические эмоции, вызываемые привлекательностью используемых игрушек, красотой игровых движений, элементами художественного творчества. А. С. Макаренко писал о радости в игре как радости «творчества, радости победы, радости эстетической, радости качества».

В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель: накормить дочку, полететь в космос, запятнать играющих, увернуться от «ловишки» и т. д.

Цели не являются постоянными. Н. К. Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных целей дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.

Для реализации своих игровых целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.

В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основным является своеобразие мотивов. Игра это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. По мере становления личности ребенка происходит развитие игры.

Свобода и самостоятельность ребенка проявляются: а) в выборе игры или ее содержания, б) в добровольности объединения с другими детьми, в) в свободе вхождения и выхода из игры и т. д. В играх разного вида свобода и самостоятельность детей проявляются по-разному. Однако для играющего она «субъективно абсолютна» и несовместима ни с какой внешней необходимостью.

На самостоятельность детей в игре как на специфическую особенность указывал еще К.Д. Ушинский: «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка...». По мнению К. Д. Ушинского, особый интерес ребенка к игре, глубина воздействия ее на ребенка связаны с самостоятельностью ребенка: «Для дитяти игра — действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»[7] .

Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами, заключенными в игре.

Общие особенности игры как деятельности своеобразно проявляются в играх разного вида, сочетаясь с особенностями, присущими данному виду игры.

Большое своеобразие представляют и игры каждого ребенка, т. к. на них оказывает воздействие то окружение, в котором он живет (жизнь взрослых, детского коллектива, отношение взрослых к его играм и т. д.); в них отражается своеобразие личности ребенка, его индивидуальность (потребности, интересы, опыт и даже тип нервной деятельности) и т. д.

Однако наличие общих черт игровой деятельности позволяет определить общие пути и приемы руководства играми детей.

Игра как деятельность ребенка или группы детей не остается неизменной. По мере роста и развития дети переходят от игр со скрытыми правилами (творческих) к играм с открытыми правилами (играм с готовым содержанием и правилами). Этот переход от одного вида игры к другому обнаруживается лишь как общая тенденция: оба вида длительно сосуществуют в жизни детей, меняется лишь их соотношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста через общение с природой.

Работая над проблемой развития воспитательного воздействия природы на ребенка, раскрытию его духовного мира, мы пришли к выводу, что эффективность этой работы напрямую зависит от оптимизации методов и...

"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В статье рассматривается подход к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....

Семинар-практикум «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся...

Презентация проекта «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА»

Данный материал к проекту "Духовно- нравственное воспитангие детей дошкольного возраста через формы фольклора" Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дет...

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ "БОЖЬЕЙ ТРОПОЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА"

Практическое пособие «БОЖЬЕЙ ТРОПОЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА» составлено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через работу с ро...