Духовно-нравственное воспитание детей с учетом региональных особенностей
статья на тему

Баркова Марина Петровна

Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет и трудится. С каждым годом воспитание бережного и уважительного отношения к культурному наследию в Белгородской области становится более значимым, и элементы национально–регионального компонента вносят весомый вклад в этнокультурное  и духовное воспитание детей, что является залогом успеха в формировании гуманной, духовно развитой личности. Воспитатель хочет видеть своих воспитанников нравственно-здоровыми, добрыми, милосердными, сострадательными, любящими свое Отечество и готовыми жить и трудиться на его благо. Системные включения национально-регионального и духовно-нравственного компонента в воспитательную работу – дает возможность построить воспитание на прочном абсолютно-целостном фундаменте и придать ему высший смысл. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_barkova.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Баркова М.П.,Соловцова Г.В.

                                                воспитатели МБДОУ «Детский сад

                                                    общеразвивающего вида № 16 «Дюймовочка»,

                                         г. Губкин Белгородская область

Духовно-нравственное воспитание детей с учетом

региональных особенностей

        Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет и трудится. С каждым годом воспитание бережного и уважительного отношения к культурному наследию в Белгородской области становится более значимым, и элементы национально–регионального компонента вносят весомый вклад в этнокультурное  и духовное воспитание детей, что является залогом успеха в формировании гуманной, духовно развитой личности. Воспитатель хочет видеть своих воспитанников нравственно-здоровыми, добрыми, милосердными, сострадательными, любящими свое Отечество и готовыми жить и трудиться на его благо. Системные включения национально-регионального и духовно-нравственного компонента в воспитательную работу – дает возможность построить воспитание на прочном абсолютно-целостном фундаменте и придать ему высший смысл.

Одной из основных задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому национально-региональный компонент в настоящее время стал очень острой и актуальной темой в воспитании [5].

        О важности патриотического воспитания на основе приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Проблема приобщения детей к народной художественной культуре непосредственно связана с национальной основой формирования личности, поэтому главная задача – способствовать возрождению, сохранению и развитию народной культуры нашего края, нашей малой Родины. Современный уровень знаний наших детей об историческом прошлом Белгородчины предполагает изучение и осмысление народного искусства, как части культуры России. Перспективы возрождения края, сохранение народного художественного творчества, передача его будущему поколению – это и есть главная и актуальная задача работы. Искорки творческого ремесла, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий, взрослый интерес к творчеству. Наша задача – приобщать детей к искусству как можно раньше. Они должны чувствовать себя участниками продуктивной, результативной, творческой деятельности, созидателями полезных красивых предметов [1].

Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие области требуют активных форм и методов обучения: игры-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, мастер - классы, различные творческие работы сделанные руками детей. Широко используются современные технические средства обучения (компьютер, телевидение, видеофильмы). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию своего народа. Учитывая, что на Белгородской земле многое связано с историей Отечества (южный рубеж от набегов половцев, Великая отечественная война – Курская дуга, город Первого салюта), с русской культурой (Радищев), мы раскрываем детям красоту родного края не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. У ребенка есть возможность сравнить то, что есть, с тем, что было – Настоящим жить – прошлым дорожить. «Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня [3].

Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование знаний о родном городе, крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному         наследию.
        При использовании в работе материала национально-регионального компонента в духовно-нравственном воспитании важно придерживаться определённых принципов:

  • систематичность; 
  • доступность;
  • наглядность;
  • разнообразность материала;
  • связь материала в воспитательной работе;
  • взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.

Непосредственно образовательная деятельность познавательного, художественно-эстетического цикла знакомит дошкольников с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале и, тем самым, помогает зажечь искру любви и интереса к жизни своего народа. Система занятий в игротеке включает не только разучивание детьми новых разнообразных народных игр, но и активное знакомство с истоками народной культуры: традициями, обрядами, трудом людей, календарными праздниками Белгородской области. Приобщая детей к народной культуре и традициям, воспитываем в них любовь и уважение к родителям и родственникам, посёлку, городу, своему народу, к стране в целом, а также чувство гордости за родной край. Для этого используется цикл  занятий, объединенных общей  темой «Путешествие по Белгородской области», для проведения которых оформлена карта - схема. Вместе с главными героями  мы «путешествуем» по карте, знакомим детей с достопримечательностями родного края.

Цикл познавательных занятий предусматривает ознакомление детей с флорой и фауной родного края, его природными богатствами, знакомство детей с историей, достопримечательностями Белгорода и  родного города. Специальные занятие, посвящены ознакомлению детей с культурно - историческим ансамблем п. Прохоровка и Холковского монастыря.         Незабываемое впечатление на детей оказывают проведение таких календарных праздников, как Покрова, Святки, Пасха, которым предшествует предварительна работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дошкольники с огромным желанием качаются на качелях, катают «крашенки», поют песни, водят хороводы, рассказывают пословицы, поговорки. Педагоги ДОУ должны воспитывать у дошкольников чувство прекрасного. А прекрасное – это, прежде всего культурное наследие нашего народа [1].                                                                                                Ещё великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, изучение родного края, но и изучение родного языка, поэтому важно включать на мероприятиях отрывки из художественной литературы поэтов и писателей Белогорья, содержащие материал о природе и о животных родного края. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии дошкольников, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.  Использование музыкального сопровождения способствует созданию определенной эмоциональной обстановки, практическое завершение данных мероприятий может варьироваться: написание рисунка, создание проекта, разучивание или инсценировка произведения и т.д. [4].

Таким образом, система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, позволяет воспитывать патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, которое способствует формированию навыка и внутренней работы над собой. Человек не в силах изменить мир, но он в силах изменить себя. Это и есть цель духовно-нравственного воспитания, с использованием национально-регионального компонента.

Список литературы

  1. Концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области», Белгород,2006;
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол №2 (12)- П-4 от 21мая 2003г. //Управление ДОУ, 2005, №1;
  3. Левчук Д.Г., Потаповская О.М., Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы.-2-е изд., доп. – М., Планета 2000, 2003. – (Серия «Духовно-нравственное воспитание: системный подход»);
  4. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования   (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...