Консультация "Нравственное воспитание детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Работая в направлении «Нравственное воспитание» с детьми раннего возраста для начала необходимо поставить перед собой цель: Создать условия для обеспечения гармоничного развития личности с первых лет жизни ребенка посредством приобщения к духовно нравственным идеалам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Нравственное воспитание дошкольников»
Подготовила: Демьянова А.А., воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад
№6 г. Шебекино Белгородской области»
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», В. Г. Белинский.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Известно, что основой нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие.
Работая в направлении «Нравственное воспитание» с детьми раннего возраста для начала необходимо поставить перед собой цель: Создать условия для обеспечения гармоничного развития личности с первых лет жизни ребенка посредством приобщения к духовно нравственным идеалам.
Выделить для себя следующие задачи:
- Формировать опыт правильного поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии друг к другу, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.
- Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.
- Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, вместе радоваться красивым игрушкам.
- Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой «спасибо», «пожалуйста»
- Знакомить детей с основами труда посредством сказок.
Период раннего детства, время, когда малыши воспринимают больше не разумом, а чувствами нельзя пропустить. Важно именно сейчас дать представления о добре, научить детей жить в любви и гармонии друг с другом.
Известно, что в раннем возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Ведь игра является не только ведущей деятельностью, но и представляет собой отражение детьми окружающий жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственностью каждого поступка, воспитывает хорошие манеры.
В работе с детьми используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетные игры. Проводим такие игры и упражнения ("Ласковые дети", "Ладушки", "Назови себя" ).
Большую роль в развитии нравственных качеств малышей играет целенаправленно организованная предметно-развивающая среда.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание нравственного и физического развития ребенка.
Помещение нашей группы условно подразделено на пять направлений, что позволяет использовать это помещение наилучшем образом. В каждой из которых содержится достаточное количество материалов для познания и игровой деятельности.
Социально – коммуникативное развитие.
Созданы условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин». Во время таких занятий как «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела», «Домик для медвежонка», «Дружная семейка», «Оденем куклу на прогулку» в малышах развиваются позитивные эмоции и воспитываются гуманные чувства. Ведь забота об игрушках, как о носителях человеческих качеств учит детей быть добрыми, чуткими, вежливыми. Поэтому, и на занятиях, и в играх обязательно демонстрируем воспитанникам, как общаться с другими людьми, употреблять важные вежливые слова приветствия и благодарности. Хотя эти слова и не могут иметь в раннем возрасте большого значения при общении с другими детьми, позже они сыграют важную роль в общении со взрослыми, а со временем станут необходимы малышам для игр с другими детьми, чтобы попросить о чем-то или договориться об очередности в игре.
Познавательное развитие.
Уголок строительно–конструктивных игр. Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.
Физическое развитие.
Уголок оснащенный физкультурным инвентарём, что позволяет воспитанникам упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности
Уголок сенсорного развития.
Дидактические пособия, которые здесь представлены доступны для детей, они яркие, разнообразные , а также они полифункциональные т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.
Речевое развитие.
В уголке ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться.
Нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений. Первые художественные произведения, с которыми знакомим ребенка – это сказки.
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и вместе радоваться, а это главный добродетель в человеке, без которого человек не человек. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.
Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; «Теремок» учит дружить; «Колобок» послушанию (Колобок не послушал дедушку с бабушкой, ушел от них. Лиса его и съела.), а еще учит не доверять незнакомым; в сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.
Любимые и знакомые сказки потешки, прибаутки обыгрываем при помощи различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный.
Художественно – эстетическое воспитание.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности, открывают при этом свою душу, испытывая ту радость, которую доставляет им созидание.
Музыкальные инструменты, изобразительные средства –формируют творческую деятельность ребенка. С детьми играем в такие музыкальные игры, как "Кто в гости пришёл?», «Угадай, на чем играю», «Что звучит», «Оркестр», «Нарисуем цветок для мамочки», «Вот какие у нас цыплята», «Вкусное угощение для бабушки», «Колобок покатился по лесной дорожке», у детей проявляется и закрепляется определенное отношение к окружающей действительности.
С раннего возраста мы знакомим ребёнка с фольклорными произведениями. Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают, но и передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил. Потешки мы используем во всех режимных процессах.
Центр «Песка и воды»
Играя с песком и водой дети учатся трудолюбию и терпению. Помимо этого, развитию мелкой моторики, координаций движений. Игры доставляют малышам удовольствия и радость.
Уголок «Уединения» Каждому ребёнку необходимо свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями.
Важнейшим фактором в нравственном воспитании детей является познание окружающей среды, знакомство с природой и животным миром, с которыми малыши знакомятся не только на занятиях, но и во время прогулок и игровой деятельности.
Трудовое воспитание в ребенке – важное средство всестороннего развития личности, ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к достойной трудовой деятельности, заботиться о своих близких, уважать труд других людей. Ребенок он уже способен убрать за собой игрушки, положить на место вещи, поставить стульчик, полить комнатные растения, оказать посильную помощь друг другу, сделать подарок к празднику для папы и мамы.
Взаимосвязь с родителями: беседы, консультации для родителей, рекомендации для домашнего чтение сказок, потешек.
Родители вместе с детьми совершают полезные и добрые дела по улучшению условий пребывания детей в детском саду. Принимают участие в изготовление: новогодних подделок, подделок к тематическим неделям, участие в традиции детского сада в осенней ярмарки. Эти формы работы являются самыми эффективными формами взаимодействия ребёнка с родителями и воспитателями. Родители и другие члены семьи по-новому видят своего ребёнка. В условиях двухсторонних эмоциональных контактов формируется понимание и любовь ребёнка к родителям, родителей к своему малышу.
Таким образом, воспитание нравственности – процесс длительный и сложный. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей и педагогов групп раннего возраста: "Проблемы воспитания детей раннего возраста".
Деловая игра для родителей детей раннего возраста....
«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»
О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...
Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»
"Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»...
Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»
Данная консультация поможет родителям выстроить работу по формированию у их деток знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире в домашних условиях....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Проект в группе раннего развития «Гендерное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности»
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девоче...
Воспитание доброты как необходимое условие нравственного воспитания детей раннего возраста
В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессии и враждебности. Искажение нравственного сознания, эмоционально-волевая и душевная ...