"Ознакомление детей подготовительной группы с жанрами живописи"
проект (подготовительная группа)

Пронина Виктория Сергеевна

Последние несколько лет большое внимания уделяется вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. На сегодняшний день в связи с Федеральным Государственным Стандартом дошкольного образования возникла необходимость взглянуть на прежний опыт с современной позиции. А именно: художественно-эстетическое развитие детей, как образовательная область, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта:

"Ознакомление детей подготовительной группы с жанрами живописи"

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, специалисты.

Вид проекта: творческий, кратковременный

Сроки реализации: месяц

Разработчики: Катрич В.С, Обухова О, И.

Аннотация проекта.

Последние несколько лет большое внимания уделяется вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. На сегодняшний день в связи с Федеральным Государственным Стандартом дошкольного образования возникла необходимость взглянуть на прежний опыт с современной позиции. А именно: художественно-эстетическое развитие детей, как образовательная область, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Изучению проблему воздействия искусства на личность ребенка в целях формирования ее эстетического вкуса, мировоззрения  посвящены многочисленные исследования в области педагогики и психологии. Отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие в своих научных работах доказали, что детям дошкольного возраста доступно восприятие произведений искусства. С их точки зрения, дети способны воспринимать не только содержание произведений, но и средства выразительности. Причем, восприятие художественного образа носит эмоционально-насыщенный характер, ребенок с присущей его возрасту непосредственностью, принимает участие в действиях героев, переживая их радости и печали.

В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное – эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Одним из наиболее любимых жанров в работе с дошкольниками является пейзаж.

Цель проекта:

Формирование художественно-эстетического развития воспитанников при знакомстве с жанрами живописи.

Задачи:

1.Обогатить представление детей о жанрах живописи «пейзаж», «натюрморт», «портрет», «жанровая живопись».

2. Знакомить детей с понятиями «колорит», «линия горизонта», «композиция».

3.Развивать устойчивый интерес к изучению произведений изобразительного искусства разных жанров.

4.Способствовать развитию творческих способностей, умения применять средства выразительности в процессе изображения предметов, явлений, и состояний окружающего мира.

5. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, вкусы при знакомстве с произведениями изобразительного искусства.

6.Развитие навыков изобразительной деятельности дошкольников в процессе приобщения детей к пейзажной живописи;

7.Развитие детского художественного творчества.

Конечным результатом проекта является создание книги с иллюстрациями из различных жанров живописи.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный:

- составление учебно-тематического плана, работы мероприятий, игр, и других видов детской деятельности;

- приобретение наглядно - иллюстративного материала, художественной литературы;

- разработка конспектов НОД по ознакомлению детей с жанрами живописи, составление схем, моделей, мнемотаблиц, экспонатов мини-музея;

- систематизация материала по реализации проекта.

2. Основной:

- формы работы с детьми:

  • Наблюдения за природой осенний период времени;
  • игры по закреплению знаний о жанрах живописи;
  • беседы, рассказы;
  • просмотр презентаций о жанрах живописи;
  • составление выставок репродукций картин известных художников;
  • подбор иллюстраций;
  • подбор музыкальных произведений по содержанию репродукций;
  • посещение музеев.

- формы работы с семьями воспитанников

выставки,

творческие задания,

экскурсии,

совместные мероприятия

3. Итоговый:

Обработка и оформление материалов проекта.

Презентация на тему "Чудный мир живописи"

Перспективное планирование

Недели

Тема, цель

Формы организации

Тема :"В мастерской художника"

Формировать представления детей о работе художника, о инструментах, которые он использует в работе.

1. Интерактивное занятие НОД по знакомству с профессией художник. Дать детям понятие слов: холст, бумага (на чем рисуют художники); масляные, акварельные, гуашевые краски, простые и цветные карандаши, пастельные мелки, уголь (чем можно рисовать); мольберт, палитра, кисти, шпатель (прочие приспособления для художника).

Д/и «Назови инструмент художника»

Организация самостоятельной деятельности (рисование на выбранную тему)

Тема: «Золотая осень»

Цель: Формировать представления детей о пейзажной живописи

1. Наблюдение за изменениями в природе осенью. 

2. Развитие речи – «Подбери слова: Осень какая?»

3. Рассматривание произведений изобразительного искусства

И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», И. Грабарь «Осенний день»

4. Беседа: «Что такое пейзаж?» — формировать представление об особенностях пейзажной живописи.

5. Дид. Игра «Найди часть картины с изображением пейзажа»

6. Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень».

Тема: «Краски осени»

Цель: Дать представление о средствах выразительности «композиция», «колорит», «линия горизонта»

1. Познавательная игра «Выдели краски осени», «Каких красок не встретишь осенью»

2. Д.и. – «Найди по описанию картину»

3. Продуктивная деятельность (рисование)- «Береза в нарядном платье» — формировать умение изображать деревья, ствол, изогнутые ветви (нетрадиционная техника – «оттиск» (печать листом дерева).

4. Составление описательного рассказа по картине – знакомство с понятием «композиция».

5. Наблюдение на улице за панорамой – знакомство с «линией горизонта».

 6. Продуктивная деятельность (рисование) — «Наряды осени» — обучать составлению композиции пейзажа

7. Продуктивная деятельность — «Осенний лес» — познакомить детей с новой техникой рисования «пуантилизм» (точечное рисование).

Тема: «Осень без плодов и ягод не бывает»

Цель: Продолжить формировать представление детей о жанрах живописи «натюрморт», «жанровая  живопись»

1. Рассматривание произведений изобразительного искусства:- Е.В. Зуев «Дары лесов»- М.С. Сарьян «Осенние цветы»- И. Грабарь «Груши на зеленой драпировке»

2. Беседа «Что можно изображать в натюрморте»

3.РР —  загадки об овощах.

4. Продуктивная деятельность (лепка) «Семейство лисичек» — учить передавать форму грибов.

5. Познавательная игра: «Составь натюрморт» Знакомство с понятием «Композиция».

6. Продуктивная деятельность (аппликация) «Астры в вазе»

7. Рассматривание и обсуждение по картине К.С. Петровича-Водкина «Яблоки на красном» 

8. РР – составление описательного рассказа по картине (Обучать выделять композиционный центр, расположение предметов);   

9. «Дары осени» — Рассматривание и обсуждение композиции в натуре. 

10. Игра: «Ждем гостей. Накроем стол» — обучать составлять композицию натюрморта. Обсуждение расположения предметов (ближе, дальше, что чего загораживает)

11. Продуктивная деятельность (рисование) «Красные яблоки на зеленом» — учить передавать расположение предметов – ближе, дальше.

12.Дид. Игра: — «Чего не бывает в натюрморте»

 — «Какие овощи и фрукты похожи на фигуру..»

 — «Угадай на ощупь», «Что спереди, что сзади»

13. Продуктивная деятельность (аппликация) «Фрукты в вазе»; 

 14. Продуктивная деятельность (рисование) «Дары осени»  — продолжить обучать составлению композиции, передавать частичную загороженность предметов.

15. Беседа «Труд взрослых осенью»

16. Продуктивная деятельность (рисование) цветными карандашами «Уборка урожая».

Тема: «Поздняя осень»

Цель: Формировать умение выделять и использовать средства выразительности при изображении поздней осени, подбирать подходящие краски.

1. ЧХЛ Н.А. Некрасов «Перед дождём»

2.  Наблюдение на прогулке за небом, деревьями, погодой. Определение и выделение «красок» поздней осени.

3.  РР – «Сочини 5 предложений о поздней осени», «Подбери слова: поздняя осень какая?»

4. Рассматривание репродукций картин И. Левитан «Осень», Шумейко А.А. «Поздняя осень»

 5. Рассматривание и обсуждение 2ух работ       И. Левитана «Золотая осень» и «Осень» — развивать аналитико-синтетические способности детей через использование приема сравнения.

6. Игровое упражнение «Что разное, что одинаковое?»

7. Продуктивная деятельность (рисование) «Осеннее дерево под ветром и дождем»

Тема: «От зернышка к караваю»

Цель: «Продолжить развивать творческие способности детей при составлении композиции натюрморта при работе с соленым тестом».

1.Рассматривание произведений искусства Бортников Н.Ф. «Хлеб», А. Каняшин «Пироги с калиной», В. Стожаров «Хлеб, соль, братина».

2. ЧХЛ – С. Погореловский «Вот он – хлебушко душистый». 

3. Разучивание стихотворений И.А. Бунина «Урожай».

4. РР – Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе.

5. Продуктивная деятельность (лепка) — панно «Коми блюда» — продолжить формировать представление о натюрморте, закрепить умение составлять композицию из элементов, вылепленных из соленого теста.

Тема: «Портретная живопись».

Цель: Знакомить с искусством портретного изображения людей. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (румяная, мечтательная, задумчивая, перламутровые, сильный смелый, отважный, серьезный).

1.Рассматривание работ А. Пластова «Дети», Суздальцева «Анюта», А. Архипов «Девушка с кувшином», В. Серов «Девушка, освещенная солнцем», «Девочка с персиками» 

2. Составление описательного рассказа по картине с помощью опорной мнемотаблицы.    — Обогащение активного словаря воспитанника (портрет, автопортрет, профиль, анфас, фас, жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглаза , голубоглазая, кареглазая и т.д.)

3. Речевая игра- настроение: «Какое настроение бывает у мамы, как его изобразить? Какой смайлик подходит?»

4.Продуктивная деятельность (рисование) – «Моя мама красавица» — учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида (цвет волос, глаз), соблюдать пропорции, форму. Вызвать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма мамы.

5. Продуктивная деятельность «Папин портрет» — продолжить учить передавать характерные особенности внешнего вида мужчины, соблюдать пропорции, форму, передавать в рисунке настроение.

Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью.

Пояснение– широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете.

Сравнение– повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Акцентирование деталей–  усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том, что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

 Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. Тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя. 

 Ознакомление  дошкольников с живописью проходят поэтапно.

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

1. Сообщение названия картины

2. Сообщение фамилии художника

3. О чём написана картина

4. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

5. Как оно изображено (цвет, построение, расположение)

6. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали.

7. Что красивого показал своим произведение художник

8. О чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

 Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

 Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

       Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Второй этап

Задачи:

1. Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

2. Выделять выразительные средства,

3. Формировать умения «читать» картины,

4. Мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению. Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

- О чём картина?

- Почему думаете так, расскажите?

- Как бы вы назвали картину?

- Почему именно так?

- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

- Как он изобразил это в картине?

- Какое настроение вызывает картина?

- Отчего возникает такое настроение?

- Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать  приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

      Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

       Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

1. «Что изменилось на картине между людьми и  предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

2. «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

3. «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

    Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:

– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

            На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются разнообразные вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

      Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

- Что понравилось на картине?

- Почему она понравилась?

- Чем она понравилась?

Третий этап:

Задачи:

1. Формирование творческого восприятия картины.

2. Сравнение изображенного  с личным опытом.

3. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.

       Приём водится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

         Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

     Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли.

         Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

        Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

          Необходимо  обучать  детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

                 Требования к отбору картин.

     Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.

* актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления.

* произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе.

* единство в восприятии содержания (что изображено) и средств. выразительности (как выражено содержание)

* колористическое решение (цветовой контраст).

* композиционное решение.

* эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

      Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

                                                     Ожидаемые результаты:

1.Дети различают жанры живописи, их особенности, помнят имена художников, названия некоторых произведений;

2.Применяют средства выразительности при изображении различных жанров;

3.Видят и понимают разнообразие и красоту природы в различное время года. Возникает потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства;

4. Дети проявляют устойчивый интерес к произведениям изобразительного искусства, испытывают удовольствие и радость от встречи с ними.


Список изучаемой литературы по данной теме:

1.        Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие/ Под. ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»»,2016. – 400с.

2.        Вербенец А.М. Интеграция сенсорного развития и художественно-эстетического образования дошкольников: проблемы и направления//Детский сад: теория и практика.2013. №12. С.38-60

3.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа группа(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 216с., перераб. и доп.

4.        Василенко М.Ю. «Оригами и рисование для дошкольников: Дополнительные программы». – М:ТЦ Сфера, 2018. – 128с.

5.        Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015. – 240с.

6.        Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. Парциальная программа – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2014. – 208с.

7.        Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. Парциальная программа – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2014. – 208с.

8.        Леонова Н.Н. Кружковая работа летом с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128с.

9.        Комарова Т.С. Развитие художественного творчества дошкольников//Детский сад: теория и практика.2017. №5. С.36-54

10.        Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников натюрморт, пейзаж, портрет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.

11.        Чистоусова В.Б. Развитие творческой активности детей 6-7 лет в процессе работы с пластическим материалом//Детский сад: теория и практика.2017. №5. С.90-96

12.        Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет.  Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112с: цв.вкл.


 

         Приложение 1

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ

1.«Художественный салон»

 -Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне»

репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.

Правила. Картина «продается» в том случае, если ребенок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести, а также ответить на вопросы: «О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное?

Почему картина тебе понравилась?».

Купивший большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.

2.«Выставка картин»

- Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по

содержанию и жанру,оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения размещены таким образом? Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красиво показал художник в

своем произведении и каким образом?

Правила: Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине а также верно ответивший на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».

3.«Найди ошибку»

.-Педагог в рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины.

Перед началом игры детям дается установка:

–смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.

Правила: Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре –составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.


Дидактические игры и для ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПЕЙЗАЖОМ.

1. «Из чего состоит пейзаж»

Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях т частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.

       Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.

2. «Собери пейзаж»

Цель: Закрепит знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.

        По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, и т.д.)

Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.

3. «Жанр живописи»

Цель: Закрепить знания о изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.

        Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж)

4. «Части суток»

Цель: Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относится предложенные пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку. с которой ассоциируется та или иная часть суток.

Материал: репродукции с пейзажами, которые ярко выражают, част с уток.; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневы оттенки).

 

5. «Времена года»

Цель: Закрепит знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме.  Закрепит знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.

         Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов

 

Используйте в игре художественные тексты о временах года

ЗИМА

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога….

ВЕСНА

У второго – синее

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

ЛЕТО

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.

ОСЕНЬ

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

6. «Перспектива»

Цель: Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линий горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние. большие)

7. «Картина»

Цель: Учить общению, выбору партнёра по симпатии.

       Каждый задумывает персонажа для картины. Педагог сообщает: «Я солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи , кто ты?» Они берутся за руки и второй ребёнок приглашает другого, так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.

8. «Найди ошибку»

                Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры даётся установка смотреть и слушать внимательно, т.к. в рассказе будет допущена ошибка. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.

Примерный искусствоведческий рассказ по картине И.И.Левитана «Летний вечер. Околица»

          Перед вами фоторепродукция картины Исаака Ильича Левитана «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о летнем вечере на окраине русской деревушки (нет описания изображённых объектов на картине). В центре картины лес в лучах солнца (ошибочное описание композиционного центра). Весь передний план картины уходит в тень, преображая краски леса (отсутствует описание леса).

9.«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.

Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

10. «Подзорная труба»

Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.

Материал: репродукция картины, альбомный лист.

       Описание игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.

11..«Да – нет» Цель: учить детей пространственной ориентировке, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

  Материал: репродукция картины.

       Описание игры: ведущий загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трёхмерное пространство) .

Задача ребёнка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.

12.«Что было, что будет? »

Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

Материал: репродукция картины.

Описание игры: ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

                         

                          ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАТЮРМОРТОМ

1. «Из чего состоит натюрморт»

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепит знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.

   Отбирать те карточки, на которых изображены элементы,  присущие только жанру натюрморта.

Материал: разнообразные картинки с изображением предметов. цветов, ягод и т.д.  

2. «Составь натюрморт»

1вариант

Цель: Закрепит знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету.

(праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и.т.д.)

Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов)

2вариантЦель: Научить составлять композицию для натюрморта з реальных предметов (посуда, ткани, цветы, и т.д.)

3. «Жанр натюрморт»

Цель: Закрепит знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках.

  Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный натюрморт.

 Материал: репродукции картин по разным жанрам.

4. «Симметричные предметы»

Цель: Дать понятие «симметричности предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности и асимметрии, сложив неправильно части предметов.

Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов,

разрезанные пополам.

5. «Мозаика – натюрморт»

Цель: Собрать натюрморт из разрезанных частей.

6. «Натюрморт»

Цель: Стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.

Детям показывают натюрморт, предлагаем внимательно рассмотреть его и после слов «Раз. два, три – говори!» – назвать красный или жёлтый фрукт и дотронуться до него волшебной палочкой.

7. «Говорящие предметы»

Цель: Освоение детьми навыков общения.

Детям показывается репродукция натюрморта, на котором много предметов: ваза, цветы,  и т.д.

Далее предлагается выбрать понравившегося героя со словами: «Кто будет вазой?» и т.д. Когда все роли разобраны, педагог говорит: «Хозяева ушли из дома, а предметы ожили и стали говорить между собой»

8. «Дострой изображение»

Цель: развитие воображение у детей

        Детям раздаются альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках. Дети достраивают изображения, дорисовывают его.

9. «Измени и посмотри»

Цель: показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.

Материал: репродукция картины (натюрморт) .

Описание игры: При рассматривании натюрморта воспитатель изменяет цветовое сочетание предметов путём наложения цветовых пластин идентичной с ними формой. Дети отмечают наиболее красивое сочетание цвета и объясняют, какие чувства возникают от различного сочетания красок в натюрморте.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОРТРЕТОМ

1. «Составь портрет сказочного героя»

Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под. Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.

2. «Определи и найди жанр портрета»

Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснить свой выбор. Предложите составить описательный рассказ.

      Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет. натюрморт, пейзаж).

3. «Узнай по профилю»

Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характеру.

     Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.

4. «Семейный портрет»

Цель: Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т.д.

    Материал: 6 портретов , разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).

5. «Придумай и собери портрет»

Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.

Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.

6. «Найди недостаток в портрете»

Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

         Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.

       Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.

7. «Выставка картин»

          Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержание и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану:

– почему эти произведения размещены таким образом

– какое произведение понравилось и почему

– что особенно красивого показал художник в своём произведении, и каким образом

       

 

8. «Художественный салон»

Дети рассматривают в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся.Приобрётший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.

     Правила: Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести, а также ответить на вопросы: «О чём рассказывается в произведении? Какое в нём передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?»

        «Купивший» большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.

 

             

                                             Г.Гладков                

                   ПЕЙЗАЖ

Если видишь на картине, нарисована река,

Живописные долины и дремучие леса,

Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.

Нарисованным быть может или север, или юг.

И любое время года  мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем: называется пейзажем

                               ПОРТРЕТ

Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,

Или, может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,

Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.

В нарисованной картине это главное лицо.

Может, пап или мам, может, дедушка и я

Нарисованы в картине. может, вся моя семья.

Догадаться тут несложно, неуверенности нет,

Что красивая картина называется портрет!

                         

                         НАТЮРМОРТ

Если видишь на картине чудо вазу на столе,

В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.

А ещё и так бывает, нарисована там дичь.

В завершение положим спелых персиков и слив.

А ещё в картине может нарисованным быть торт.

И поэтому картина называется – натюрморт!

Структура  рассказа  воспитателя по картине:

1. Сообщение названия картины

2. Сообщение фамилии художника

3. О чём написана картина

4. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

5. Как оно изображено (цвет, построение, расположение)

6. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали.

Вопросы для рассказа детьми

- О чём картина?

- Почему думаете так, расскажите?

- Как бы вы назвали картину?

- Почему именно так?

- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

- Как он изобразил это в картине?

- Какое настроение вызывает картина?

- Отчего возникает такое настроение?

- Что хотел сказать художник своей картиной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.

В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...

Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем.

Перспективный план разработан для ознакомления детей с родным городом. Он поможет распределить работу по месяцам и систематизировать свою работу....

Ознакомление детей подготовительной группы с народной культурой в национальных традициях

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Ознакомление детей старшей группы с пейзажной живописью

Ознакомление  детей  старшей группы с  пейзажной живописью...

Выступление на тему: "Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с жанром живописи - натюрморт"

Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство и, в частности живопись. А одним из интереснейших и своеобразных жанров живописи - натюрморт....

Консультация "Ознакомление детей старшей группы с жанром живописи- натюрморт"

Консультация "Ознакомление детей старшей группы с жанром живописи- натюрморт"...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»...