"Ознакомление детей подготовительной группы с жанрами живописи"
проект (подготовительная группа)
Последние несколько лет большое внимания уделяется вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. На сегодняшний день в связи с Федеральным Государственным Стандартом дошкольного образования возникла необходимость взглянуть на прежний опыт с современной позиции. А именно: художественно-эстетическое развитие детей, как образовательная область, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Ознакомление детей подготовительной группы с жанрами живописи" | 51.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
"Ознакомление детей подготовительной группы с жанрами живописи"
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, специалисты.
Вид проекта: творческий, кратковременный
Сроки реализации: месяц
Разработчики: Катрич В.С, Обухова О, И.
Аннотация проекта.
Последние несколько лет большое внимания уделяется вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. На сегодняшний день в связи с Федеральным Государственным Стандартом дошкольного образования возникла необходимость взглянуть на прежний опыт с современной позиции. А именно: художественно-эстетическое развитие детей, как образовательная область, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Изучению проблему воздействия искусства на личность ребенка в целях формирования ее эстетического вкуса, мировоззрения посвящены многочисленные исследования в области педагогики и психологии. Отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие в своих научных работах доказали, что детям дошкольного возраста доступно восприятие произведений искусства. С их точки зрения, дети способны воспринимать не только содержание произведений, но и средства выразительности. Причем, восприятие художественного образа носит эмоционально-насыщенный характер, ребенок с присущей его возрасту непосредственностью, принимает участие в действиях героев, переживая их радости и печали.
В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное – эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Одним из наиболее любимых жанров в работе с дошкольниками является пейзаж.
Цель проекта:
Формирование художественно-эстетического развития воспитанников при знакомстве с жанрами живописи.
Задачи:
1.Обогатить представление детей о жанрах живописи «пейзаж», «натюрморт», «портрет», «жанровая живопись».
2. Знакомить детей с понятиями «колорит», «линия горизонта», «композиция».
3.Развивать устойчивый интерес к изучению произведений изобразительного искусства разных жанров.
4.Способствовать развитию творческих способностей, умения применять средства выразительности в процессе изображения предметов, явлений, и состояний окружающего мира.
5. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, вкусы при знакомстве с произведениями изобразительного искусства.
6.Развитие навыков изобразительной деятельности дошкольников в процессе приобщения детей к пейзажной живописи;
7.Развитие детского художественного творчества.
Конечным результатом проекта является создание книги с иллюстрациями из различных жанров живописи.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный:
- составление учебно-тематического плана, работы мероприятий, игр, и других видов детской деятельности;
- приобретение наглядно - иллюстративного материала, художественной литературы;
- разработка конспектов НОД по ознакомлению детей с жанрами живописи, составление схем, моделей, мнемотаблиц, экспонатов мини-музея;
- систематизация материала по реализации проекта.
2. Основной:
- формы работы с детьми:
- Наблюдения за природой осенний период времени;
- игры по закреплению знаний о жанрах живописи;
- беседы, рассказы;
- просмотр презентаций о жанрах живописи;
- составление выставок репродукций картин известных художников;
- подбор иллюстраций;
- подбор музыкальных произведений по содержанию репродукций;
- посещение музеев.
- формы работы с семьями воспитанников
выставки,
творческие задания,
экскурсии,
совместные мероприятия
3. Итоговый:
Обработка и оформление материалов проекта.
Презентация на тему "Чудный мир живописи"
Перспективное планирование
Недели | Тема, цель | Формы организации |
Тема :"В мастерской художника" Формировать представления детей о работе художника, о инструментах, которые он использует в работе. | 1. Интерактивное занятие НОД по знакомству с профессией художник. Дать детям понятие слов: холст, бумага (на чем рисуют художники); масляные, акварельные, гуашевые краски, простые и цветные карандаши, пастельные мелки, уголь (чем можно рисовать); мольберт, палитра, кисти, шпатель (прочие приспособления для художника). Д/и «Назови инструмент художника» Организация самостоятельной деятельности (рисование на выбранную тему) | |
Тема: «Золотая осень» Цель: Формировать представления детей о пейзажной живописи | 1. Наблюдение за изменениями в природе осенью. 2. Развитие речи – «Подбери слова: Осень какая?» 3. Рассматривание произведений изобразительного искусства И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», И. Грабарь «Осенний день» 4. Беседа: «Что такое пейзаж?» — формировать представление об особенностях пейзажной живописи. 5. Дид. Игра «Найди часть картины с изображением пейзажа» 6. Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень». | |
Тема: «Краски осени» Цель: Дать представление о средствах выразительности «композиция», «колорит», «линия горизонта» | 1. Познавательная игра «Выдели краски осени», «Каких красок не встретишь осенью» 2. Д.и. – «Найди по описанию картину» 3. Продуктивная деятельность (рисование)- «Береза в нарядном платье» — формировать умение изображать деревья, ствол, изогнутые ветви (нетрадиционная техника – «оттиск» (печать листом дерева). 4. Составление описательного рассказа по картине – знакомство с понятием «композиция». 5. Наблюдение на улице за панорамой – знакомство с «линией горизонта». 6. Продуктивная деятельность (рисование) — «Наряды осени» — обучать составлению композиции пейзажа 7. Продуктивная деятельность — «Осенний лес» — познакомить детей с новой техникой рисования «пуантилизм» (точечное рисование). | |
Тема: «Осень без плодов и ягод не бывает» Цель: Продолжить формировать представление детей о жанрах живописи «натюрморт», «жанровая живопись» | 1. Рассматривание произведений изобразительного искусства:- Е.В. Зуев «Дары лесов»- М.С. Сарьян «Осенние цветы»- И. Грабарь «Груши на зеленой драпировке» 2. Беседа «Что можно изображать в натюрморте» 3.РР — загадки об овощах. 4. Продуктивная деятельность (лепка) «Семейство лисичек» — учить передавать форму грибов. 5. Познавательная игра: «Составь натюрморт» Знакомство с понятием «Композиция». 6. Продуктивная деятельность (аппликация) «Астры в вазе» 7. Рассматривание и обсуждение по картине К.С. Петровича-Водкина «Яблоки на красном» 8. РР – составление описательного рассказа по картине (Обучать выделять композиционный центр, расположение предметов); 9. «Дары осени» — Рассматривание и обсуждение композиции в натуре. 10. Игра: «Ждем гостей. Накроем стол» — обучать составлять композицию натюрморта. Обсуждение расположения предметов (ближе, дальше, что чего загораживает) 11. Продуктивная деятельность (рисование) «Красные яблоки на зеленом» — учить передавать расположение предметов – ближе, дальше. 12.Дид. Игра: — «Чего не бывает в натюрморте» — «Какие овощи и фрукты похожи на фигуру..» — «Угадай на ощупь», «Что спереди, что сзади» 13. Продуктивная деятельность (аппликация) «Фрукты в вазе»; 14. Продуктивная деятельность (рисование) «Дары осени» — продолжить обучать составлению композиции, передавать частичную загороженность предметов. 15. Беседа «Труд взрослых осенью» 16. Продуктивная деятельность (рисование) цветными карандашами «Уборка урожая». | |
Тема: «Поздняя осень» Цель: Формировать умение выделять и использовать средства выразительности при изображении поздней осени, подбирать подходящие краски. | 1. ЧХЛ Н.А. Некрасов «Перед дождём» 2. Наблюдение на прогулке за небом, деревьями, погодой. Определение и выделение «красок» поздней осени. 3. РР – «Сочини 5 предложений о поздней осени», «Подбери слова: поздняя осень какая?» 4. Рассматривание репродукций картин И. Левитан «Осень», Шумейко А.А. «Поздняя осень» 5. Рассматривание и обсуждение 2ух работ И. Левитана «Золотая осень» и «Осень» — развивать аналитико-синтетические способности детей через использование приема сравнения. 6. Игровое упражнение «Что разное, что одинаковое?» 7. Продуктивная деятельность (рисование) «Осеннее дерево под ветром и дождем» | |
Тема: «От зернышка к караваю» Цель: «Продолжить развивать творческие способности детей при составлении композиции натюрморта при работе с соленым тестом». | 1.Рассматривание произведений искусства Бортников Н.Ф. «Хлеб», А. Каняшин «Пироги с калиной», В. Стожаров «Хлеб, соль, братина». 2. ЧХЛ – С. Погореловский «Вот он – хлебушко душистый». 3. Разучивание стихотворений И.А. Бунина «Урожай». 4. РР – Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе. 5. Продуктивная деятельность (лепка) — панно «Коми блюда» — продолжить формировать представление о натюрморте, закрепить умение составлять композицию из элементов, вылепленных из соленого теста. | |
Тема: «Портретная живопись». Цель: Знакомить с искусством портретного изображения людей. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (румяная, мечтательная, задумчивая, перламутровые, сильный смелый, отважный, серьезный). | 1.Рассматривание работ А. Пластова «Дети», Суздальцева «Анюта», А. Архипов «Девушка с кувшином», В. Серов «Девушка, освещенная солнцем», «Девочка с персиками» 2. Составление описательного рассказа по картине с помощью опорной мнемотаблицы. — Обогащение активного словаря воспитанника (портрет, автопортрет, профиль, анфас, фас, жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглаза , голубоглазая, кареглазая и т.д.) 3. Речевая игра- настроение: «Какое настроение бывает у мамы, как его изобразить? Какой смайлик подходит?» 4.Продуктивная деятельность (рисование) – «Моя мама красавица» — учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида (цвет волос, глаз), соблюдать пропорции, форму. Вызвать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма мамы. 5. Продуктивная деятельность «Папин портрет» — продолжить учить передавать характерные особенности внешнего вида мужчины, соблюдать пропорции, форму, передавать в рисунке настроение. |
Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью.
Пояснение– широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете.
Сравнение– повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
Акцентирование деталей– усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том, что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. Тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.
Ознакомление дошкольников с живописью проходят поэтапно.
Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога
Структура искусствоведческого рассказа:
1. Сообщение названия картины
2. Сообщение фамилии художника
3. О чём написана картина
4. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
5. Как оно изображено (цвет, построение, расположение)
6. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали.
7. Что красивого показал своим произведение художник
8. О чём думается, что вспоминается
Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.
Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.
Например:
– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?.
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»
Второй этап
Задачи:
1. Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
2. Выделять выразительные средства,
3. Формировать умения «читать» картины,
4. Мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению. Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.
Например:
- О чём картина?
- Почему думаете так, расскажите?
- Как бы вы назвали картину?
- Почему именно так?
- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
- Как он изобразил это в картине?
- Какое настроение вызывает картина?
- Отчего возникает такое настроение?
- Что хотел сказать художник своей картиной?
Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.
Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.
Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».
Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Например:
1. «Что изменилось на картине между людьми и предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)
2. «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»
3. «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
Например:
– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?
На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются разнообразные вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения
Структура постановки вопросов:
- Что понравилось на картине?
- Почему она понравилась?
- Чем она понравилась?
Третий этап:
Задачи:
1. Формирование творческого восприятия картины.
2. Сравнение изображенного с личным опытом.
3. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.
Приём водится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.
Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли.
Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
– Что будет написано вокруг главного, какими красками на каком фоне?
– Что будет особенно красивым?
– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?
Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.
Требования к отбору картин.
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.
* актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления.
* произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе.
* единство в восприятии содержания (что изображено) и средств. выразительности (как выражено содержание)
* колористическое решение (цветовой контраст).
* композиционное решение.
* эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.
Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Ожидаемые результаты:
1.Дети различают жанры живописи, их особенности, помнят имена художников, названия некоторых произведений;
2.Применяют средства выразительности при изображении различных жанров;
3.Видят и понимают разнообразие и красоту природы в различное время года. Возникает потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства;
4. Дети проявляют устойчивый интерес к произведениям изобразительного искусства, испытывают удовольствие и радость от встречи с ними.
Список изучаемой литературы по данной теме:
1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие/ Под. ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»»,2016. – 400с.
2. Вербенец А.М. Интеграция сенсорного развития и художественно-эстетического образования дошкольников: проблемы и направления//Детский сад: теория и практика.2013. №12. С.38-60
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа группа(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 216с., перераб. и доп.
4. Василенко М.Ю. «Оригами и рисование для дошкольников: Дополнительные программы». – М:ТЦ Сфера, 2018. – 128с.
5. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015. – 240с.
6. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. Парциальная программа – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2014. – 208с.
7. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. Парциальная программа – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2014. – 208с.
8. Леонова Н.Н. Кружковая работа летом с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128с.
9. Комарова Т.С. Развитие художественного творчества дошкольников//Детский сад: теория и практика.2017. №5. С.36-54
10. Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников натюрморт, пейзаж, портрет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
11. Чистоусова В.Б. Развитие творческой активности детей 6-7 лет в процессе работы с пластическим материалом//Детский сад: теория и практика.2017. №5. С.90-96
12. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112с: цв.вкл.
Приложение 1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1.«Художественный салон»
-Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне»
репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.
Правила. Картина «продается» в том случае, если ребенок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести, а также ответить на вопросы: «О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное?
Почему картина тебе понравилась?».
Купивший большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
2.«Выставка картин»
- Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по
содержанию и жанру,оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения размещены таким образом? Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красиво показал художник в
своем произведении и каким образом?
Правила: Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине а также верно ответивший на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
3.«Найди ошибку»
.-Педагог в рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины.
Перед началом игры детям дается установка:
–смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
Правила: Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре –составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Дидактические игры и для ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПЕЙЗАЖОМ.
1. «Из чего состоит пейзаж»
Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях т частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.
Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.
2. «Собери пейзаж»
Цель: Закрепит знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.
По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, и т.д.)
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
3. «Жанр живописи»
Цель: Закрепить знания о изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж)
4. «Части суток»
Цель: Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относится предложенные пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку. с которой ассоциируется та или иная часть суток.
Материал: репродукции с пейзажами, которые ярко выражают, част с уток.; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневы оттенки).
5. «Времена года»
Цель: Закрепит знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. Закрепит знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов
Используйте в игре художественные тексты о временах года
ЗИМА
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога….
ВЕСНА
У второго – синее
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.
ЛЕТО
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная,
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.
ОСЕНЬ
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам!
6. «Перспектива»
Цель: Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линий горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние. большие)
7. «Картина»
Цель: Учить общению, выбору партнёра по симпатии.
Каждый задумывает персонажа для картины. Педагог сообщает: «Я солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи , кто ты?» Они берутся за руки и второй ребёнок приглашает другого, так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.
8. «Найди ошибку»
Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры даётся установка смотреть и слушать внимательно, т.к. в рассказе будет допущена ошибка. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.
Примерный искусствоведческий рассказ по картине И.И.Левитана «Летний вечер. Околица»
Перед вами фоторепродукция картины Исаака Ильича Левитана «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о летнем вечере на окраине русской деревушки (нет описания изображённых объектов на картине). В центре картины лес в лучах солнца (ошибочное описание композиционного центра). Весь передний план картины уходит в тень, преображая краски леса (отсутствует описание леса).
9.«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.
Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.
10. «Подзорная труба»
Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.
Материал: репродукция картины, альбомный лист.
Описание игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.
11..«Да – нет» Цель: учить детей пространственной ориентировке, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трёхмерное пространство) .
Задача ребёнка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
12.«Что было, что будет? »
Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАТЮРМОРТОМ
1. «Из чего состоит натюрморт»
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепит знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.
Отбирать те карточки, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов. цветов, ягод и т.д.
2. «Составь натюрморт»
1вариант
Цель: Закрепит знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету.
(праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и.т.д.)
Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов)
2вариантЦель: Научить составлять композицию для натюрморта з реальных предметов (посуда, ткани, цветы, и т.д.)
3. «Жанр натюрморт»
Цель: Закрепит знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках.
Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный натюрморт.
Материал: репродукции картин по разным жанрам.
4. «Симметричные предметы»
Цель: Дать понятие «симметричности предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности и асимметрии, сложив неправильно части предметов.
Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов,
разрезанные пополам.
5. «Мозаика – натюрморт»
Цель: Собрать натюрморт из разрезанных частей.
6. «Натюрморт»
Цель: Стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.
Детям показывают натюрморт, предлагаем внимательно рассмотреть его и после слов «Раз. два, три – говори!» – назвать красный или жёлтый фрукт и дотронуться до него волшебной палочкой.
7. «Говорящие предметы»
Цель: Освоение детьми навыков общения.
Детям показывается репродукция натюрморта, на котором много предметов: ваза, цветы, и т.д.
Далее предлагается выбрать понравившегося героя со словами: «Кто будет вазой?» и т.д. Когда все роли разобраны, педагог говорит: «Хозяева ушли из дома, а предметы ожили и стали говорить между собой»
8. «Дострой изображение»
Цель: развитие воображение у детей
Детям раздаются альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках. Дети достраивают изображения, дорисовывают его.
9. «Измени и посмотри»
Цель: показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.
Материал: репродукция картины (натюрморт) .
Описание игры: При рассматривании натюрморта воспитатель изменяет цветовое сочетание предметов путём наложения цветовых пластин идентичной с ними формой. Дети отмечают наиболее красивое сочетание цвета и объясняют, какие чувства возникают от различного сочетания красок в натюрморте.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОРТРЕТОМ
1. «Составь портрет сказочного героя»
Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под. Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.
2. «Определи и найди жанр портрета»
Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснить свой выбор. Предложите составить описательный рассказ.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет. натюрморт, пейзаж).
3. «Узнай по профилю»
Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характеру.
Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.
4. «Семейный портрет»
Цель: Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т.д.
Материал: 6 портретов , разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
5. «Придумай и собери портрет»
Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.
6. «Найди недостаток в портрете»
Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.
7. «Выставка картин»
Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержание и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану:
– почему эти произведения размещены таким образом
– какое произведение понравилось и почему
– что особенно красивого показал художник в своём произведении, и каким образом
8. «Художественный салон»
Дети рассматривают в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся.Приобрётший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.
Правила: Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести, а также ответить на вопросы: «О чём рассказывается в произведении? Какое в нём передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?»
«Купивший» большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.
Г.Гладков
ПЕЙЗАЖ
Если видишь на картине, нарисована река,
Живописные долины и дремучие леса,
Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.
Нарисованным быть может или север, или юг.
И любое время года мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем: называется пейзажем
ПОРТРЕТ
Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,
Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, пап или мам, может, дедушка и я
Нарисованы в картине. может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет,
Что красивая картина называется портрет!
НАТЮРМОРТ
Если видишь на картине чудо вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А ещё и так бывает, нарисована там дичь.
В завершение положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт.
И поэтому картина называется – натюрморт!
Структура рассказа воспитателя по картине:
1. Сообщение названия картины
2. Сообщение фамилии художника
3. О чём написана картина
4. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
5. Как оно изображено (цвет, построение, расположение)
6. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали.
Вопросы для рассказа детьми
- О чём картина?
- Почему думаете так, расскажите?
- Как бы вы назвали картину?
- Почему именно так?
- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
- Как он изобразил это в картине?
- Какое настроение вызывает картина?
- Отчего возникает такое настроение?
- Что хотел сказать художник своей картиной?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.
В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...
Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем.
Перспективный план разработан для ознакомления детей с родным городом. Он поможет распределить работу по месяцам и систематизировать свою работу....
Ознакомление детей подготовительной группы с народной культурой в национальных традициях
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...
Ознакомление детей старшей группы с пейзажной живописью
Ознакомление детей старшей группы с пейзажной живописью...
Выступление на тему: "Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с жанром живописи - натюрморт"
Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство и, в частности живопись. А одним из интереснейших и своеобразных жанров живописи - натюрморт....
Консультация "Ознакомление детей старшей группы с жанром живописи- натюрморт"
Консультация "Ознакомление детей старшей группы с жанром живописи- натюрморт"...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»...