Консультация "Формирование коммуникативных способностей дошкольном возрасте"
консультация
Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте
Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.
Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.
С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.
Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.
Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:
- сочувствию и сопереживанию;
- умению представить, что ощущает другой;
- сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
- пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.
Невербальная стадия общения
Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм. Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства.
Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют. Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук. Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.
Коммуникативно-речевая стадия
С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко». В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».
Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».
В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.
В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение.
С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность.
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников.
Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков. Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.
С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.
Заимствование коммуникативных моделей взрослых
Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:
- когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
- как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
- каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.
Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.
Развитие способностей в общении с детьми
Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.
Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых.
Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:
- непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
- отсутствие правил;
- наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.
Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.
Средства развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Для целенаправленного развития коммуникативных способностей специалисты выделяют направления, демонстрирующие наибольший результат:
- любительский театр;
- игровая деятельность.
Развитие способностей коммуникации в театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность помогает детям не только обогатить собственный словарь. Разыгрывая сценки из сказок, превращаясь в одного из персонажей, дошкольник получает возможность посмотреть на окружающий мир другими глазами.
Кроме того, если дошкольник не решается проявить активность в реальной жизни, в условиях театрализованной среды он получает возможность взаимодействовать с другими. Происходит расширение круга общения, нарабатываются навыки коммуникации.
Новые краски, звуки, образы – все это обогащает речь. Во время репетиций ребенок сам не замечает, как начинает более богато интонировать, иначе произносить звуки, более четко проговаривать слова.
Дошкольник, участвуя в театрализованных играх, добивается следующих результатов:
- развивает выразительность речи;
- избавляется от телесных зажимов и раскрепощается;
- развивает артистизм, уверенность при выступлении на публике;
- учится устанавливать контакты с людьми разных возрастов.
Игра как средство формирования коммуникативных способностей
Игра – основной или ведущий тип деятельности у дошкольников, поэтому развитие многих способностей проводится при помощи игровой терапии.
Подвижные игры являются эффективным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются сложности коммуникации.
В подвижных играх уравнивают всех участников, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей.
Сюжетно ролевые игры предоставляют возможность одновременно поддерживать ролевые отношения с позиции своего персонажа, а также реальные отношения в качестве партнеров по игре. Поэтому сюжетная игра является такой благодатной площадкой для развития коммуникативных способностей дошкольников.
Дидактические коммуникативные игры нацелены на формирование конкретных умений и навыков, важных для успешного общения:
- умения устанавливать контакт, то есть располагать к себе;
- освоения мимики и жестов как средств невербального общения;
- умения сопереживать;
- навыков урегулирования конфликтов;
- выразительности речи.
Комбинация обоих методов, систематически применяемая в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе и предупреждает возможные проблемы, связанные с построением взаимоотношений с педагогами и ровесниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-занятие на развитие коммуникативных способностей(средний возраст)
Цель:овладение детьми разнообразных конструктивных способов и средств речевого взаимодействия с окружающими людьми.Программное содержание:-развивать умения детей свободно общаться с взрослыми и детьми...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Современному дошкольнику очень нужны умные руки, потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Действительно, какой совершенный инструмент дала нам природа!...
Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору.
Выступление на заседании МО музыкальных руководителей на тему: "Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору"....
Организация современных игр на развитие коммуникативных навыковтдетей дошкольного возраста.
методическая разработка....
Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русской народной сказки
Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литера...
Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Сегодня народная сказка - это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир....
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детств...