Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русской народной сказки
консультация (младшая группа)
Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы.
Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать текст . В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: заяц не выше волка, ворона не должна походить на воробья и т.д.
Сказка будит любознательность и воображение ребёнка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также эмоции и желания других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Нет необходимости каждый раз читать ребенку новую сказку. Дети охотно встречают , прочитанное ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, волнуется вместе с героями.
Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русской народной сказки | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №42 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Консультация для родителей
«Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русской народной сказки.»
Воспитатель: Левунина О.В.
Санкт-Петербург
2020
Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы.
Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать текст . В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: заяц не выше волка, ворона не должна походить на воробья и т.д.
Сказка будит любознательность и воображение ребёнка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также эмоции и желания других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Нет необходимости каждый раз читать ребенку новую сказку. Дети охотно встречают , прочитанное ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, волнуется вместе с героями.
Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.
В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запоминающимися ему словами и предложениями.
В возрасте 4-5 лет детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное - основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.
В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5-6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту, они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети могли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы.
При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения. Глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.
Чтение художественных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться волшебством слова, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.
Художественная литература является универсальным средством в познавательном развитии ребенка, выводя его за пределы непосредственного воспринимаемого, погружая его в возможные мира с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них. Тексты различных произведений позволяют эмоционально схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений. Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции: расширяет представления о мире (явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически действенном опыте); поможет осваивать такие средства восприятия мира, как временные и причинно-следственные связи событий; освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах; формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сценке с представлениями о них.
Литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Список литературы:
1. Глебова Л. С. Педагогический энциклопедический словарь. – М. : Большая энциклопедия, 2003.
2. Горбушина Л. А. Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М. : Просвещение. 1983.
3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-Пресс. 2003.
4. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. Т. С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Сегодня народная сказка - это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир....
«Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детств...
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Русские народные сказки пришли к нам из глубины времен с важной задачей передать знания детям, которые как губка впитывают буквально всё, что видят, с чем соприкасаются. Поэтому так важно показа...
"Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки".
Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста. ...
Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»
Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...
Консультация- «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Чтобы ребёнок полостью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка....