Психодиагностика личностных качеств дошкольника
презентация

Ляпунова Ольга Владимировна

     Проводя исследование личности дошкольника важно подобрать диагностику именно для данного возраста доктор психологических наук, профессор Татьяна Григорьевна Визель предлагает  использовать тест на  тревожность "Выбери нужное лицо",авторами которого являются Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.,  ниже приведена ее презентация "Личность дошкольников" . Профессор предполагает, что стремление к успеху у ребенка дошкольного возраста не может быть врожденным качеством, а складывается и формируется именно в дошкольном возрасте и зависит от многих качеств личности.Она предлагает использовать эту методику как наиболее подходящую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 02._lichnost_doshkolnikov.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика «Выбери нужное лицо» Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопаснос ти человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрица тельного эмоционального опыта , приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях . Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное , беспокойное поведение ребёнка . Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Слайд 2

Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами». Рис. 1. Игра ребёнка с младшими детьми. Ребёнок в данной ситуации играет с двумя малышами. +

Слайд 3

Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или веселое?» Он (она) гуляет со своей мамой и малышом. Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем. Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем.

Слайд 4

Объект агрессии: « Как ты думаешь, какое лицо бу- дет у этого ребёнка: весёлое или печальное?» Рис. 3. Объект агрессии. Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника.

Слайд 5

Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это- го ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается». Рис. 4. Одевание. Ребёнок сидит на стуле и надевает ботинки.

Слайд 6

Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) иг- рает со старшими детьми». Рис. 5. Игра со старшими детьми. Ребёнок играет с двумя детьми, которые старше его по возрасту.

Слайд 7

Укладывание спать в одиночестве: «Как ты дума- ешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать». Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве. Ребёнок идёт к своей кроватке, а родители не замечают его и сидят в кресле спиной к нему.

Слайд 8

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной». Рис. 7. Умывание. Ребёнок умывается в ванной комнате.

Слайд 9

Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это- го ребёнка: весёлое или печальное?» Рис. 8. Выговор. Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то.

Слайд 10

Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?» Рис. 9. Игнорирование. Отец играет с малышом, а более старший ребёнок стоит в одиночестве.

Слайд 11

Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?» Рис. 10. Агрессивное нападение. Сверстник отбирает игрушку у ребёнка.

Слайд 12

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки». Рис. 11. Собирание игрушек. Мать и ребёнок убирают игрушки.

Слайд 13

Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это- го ребёнка: весёлое или печальное?» Рис. 12. Изоляция. Двое сверстников убегают от ребёнка, оставляя его в одиночестве.

Слайд 14

Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со свои- ми мамой и папой». Рис. 13. Ребёнок с родителями. Ребёнок стоит между матерью и отцом.

Слайд 15

Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест». Рис. 14. Еда в одиночестве. Ребёнок сидит один за столом.

Слайд 16

ПОЯСНЕНИЯ Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Так, например, рис. 1 (игра с младшими детьми) рис. 5 (игра со старшими детьми) и рис. 13 (ребёнок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску. Рис .3 ( объект агрессии), рис. 8 (выговор), рис . 9 (игнорирование),рис. 10 ( агрессивное нападение) и рис. 12 ( изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску. Рис. 6 (укладывание в постель в одиночестве), рис. 7 (умывание), рис. 11 ( собирание игрушек) и рис. 14 (еда в одиночестве) имеют двойной эмоциональный смысл , который может быть как положительным, так и отрицательным. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования. Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

Слайд 17

Количественный анализ состоит в следующем. Вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально негативных выборов к общему числу рисунков. По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы: 1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%. 2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%. 3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы формирования личностных качеств дошкольников

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Воспитание в бытовой повседневной деятельности Нравственное воспитание детей младшего дошкольного воз­раста осуществляется в первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловл...

Опытно–экспериментальная деятельность - средство развития интегративных интеллектуальных и личностных качеств дошкольника

Статья раскрывает значение и особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в  ходе работы   по  формированию   познавательной  активности...

«Проектная деятельность как эффективная форма развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольников»

Данная работа содержит материал для педагогов и родителей по проектной деятельности  дошкольников ( значение, виды, формы. содержание проектов и т.д.)...

Статья «Формирование личностных качеств дошкольников средствами художественной литературы»

В статье показано влияние художественной литературы на развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста....

Подвижная игра с правилами – её роль в формировании личностных качеств дошкольника.

подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков....

Статья "Приобщение дошкольников к шедеврам мирового музыкального искусства как средство формирование личностных качеств дошкольника"

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, ...