Статья "Приобщение дошкольников к шедеврам мирового музыкального искусства как средство формирование личностных качеств дошкольника"
статья
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 622.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья " Приобщение дошкольников к шедеврам мирового музыкального искусства как средство формирование личностных качеств дошкольника"
Автор – Непейвода Н.Г., музыкальный
руководитель МАДОУ «Детской сад № 100» г.Сыктывкар
Музыка – самый эмоциональный вид искусства, она имеет звуковую природу, временный характер, обобщенность образов, тем самым является «искусством чувств» как говорил П. И. Чайковский.
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств не только эстетического воспитания, но и развития личностных качеств детей дошкольного возраста, таких как: умение сопереживать, умение видеть и восхищаться красотой природы, желание помочь, смелость, решительность и т.д.
Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой - это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, о природе, человеке с помощью языка звуков и интонаций.
Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка - могучее средство самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В. А. Сухомлинский.
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.
Систему работы по приобщению детей дошкольного возраста к шедеврам мирового музыкального искусства необходимо осуществлять по следующим направлениям:
1.Опосредованное приобщение, которое возможно осуществлять уже с раннего возраста детей. Это:
- Создание музыкальной развивающей среды в группах (использование качественных аудиозаписей музыкальных произведений без обработки известных композиторов, таких как, Моцарт, П.И.Чайковский, А.Вивальди в режимных моментах – при укладывании спать в тихий час, утром при приеме детей в группу, во время игровой деятельности). Таким образом, дети привыкают к звучанию музыкальных инструментов, классическая музыка становится для детей естественной частью их жизни, откладывается на подсознании. В дальнейшем, в более взрослом возрасте, звучание этих произведений будет ассоциироваться с детством и вызывать светлые и радостные чувства.
- При организации сюжетно-ролевых игр использование различных пьес для детей усиливает эмоциональный эффект от роли, которую на себя берет ребенок. Например, пьеса «Болезнь куклы» П.И.Чайковского из «Детского альбома» или «Колыбельная» А.Гречанинова из «Детского альбома» может помочь ребенку прочувствовать свою роль в сюжетно-ролевой игре «Дочки - матери», вызывая чувство заботы о кукле, тем самым подготавливая в будущем к роли родителей.
- При театрализованной деятельности использование музыки и сказочных образов таких композиторов, как П.И.Чайковский «Щелкунчик», «Пер Гюнт» Э.Грига также помогает детям раскрыть более полно и эмоционально образ своего героя.
- При обучении игре на традиционных и нетрадиционных детских музыкальных инструментах использование известных музыкальных произведений, как музыкальное сопровождение.
- При разучивании танцев для организации утренников, праздников и развлечений использование шедевров музыкальной культуры в соответствии с возрастом детей.
- При проведении интегрированных тематических мероприятий с использованием ИКТ – дополнение видеорядом при прослушивании музыкального произведения. Это эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста, так как дети лучше познают мир всеми органами чувств. Так можно организовать мероприятие, интегрируя образовательные области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», используя пьесы Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», или пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
- Использование музыкальных произведений при создании различных мультфильмов и презентаций на нравственную и нравственно-патриотическую темы с применением ИКТ.
2.Непосредственное слушание (восприятие музыки) на занятиях по музыкальному воспитанию.
В работе с детьми дошкольного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру. Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.
Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по восприятию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно:
- знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, распределяя их по жанрам и видам;
- формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;
- развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;
- воспитание оценочного отношения к музыке и её исполнению, что является проявлением музыкального вкуса; формирование навыка слушания музыки;
- создание фонда любимых детских произведений.
На первом этапе музыкальный руководитель должен пробудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в душе ребёнка. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать её общий характер. Слово педагога, посвящённое музыке, должно быть кратким, образным. Очень важно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также и все последующие пояснения. По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица ребёнка в процессе слушания мы можем судить об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности.
На втором этапе перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Музыкальный руководитель обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки и игровые приёмы обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно слышанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.
На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребёнок начинает узнавать их, что говорит о сформировавшихся представлениях о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь испытать и пережить вызванные ими чувства.
Восприятие музыки в младшей и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмические движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений.
В младшей группе музыкальный руководитель стремится:
- накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение; развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру;
- не отвлекаясь, слушать произведение до конца, запомнить его;
- развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать о чём поётся в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.
В средней группе в процессе слушания педагог должен:
- формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно, до конца, откликаясь на её характер и настроение;
- развивать память, путём узнавания песни, инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов;
- воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её, накапливать музыкальные впечатления;
- содействовать возникновению чувства любви к окружающему средствами музыки.
На занятиях дети в процессе восприятия получают ещё ограниченные сведения, разъясняющие характер произведений, поэтому важно требовать от них точных и конкретных ответов. Систематические упражнения в слушании музыки вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и жизнерадостной. Тематика произведений – самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.
В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методический приём работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей уже более устойчиво, они подготовлены слушать сложные произведения. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Они могут высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами. Дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом.
В старших группах в процессе слушания педагог стремится:
- приучать со вниманием слушать музыку, все эмоции выражать после слушания;
- воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;
- прививать интерес к слушанию народной, классической и современной музыки в исполнении солистов, хора, оркестра;
- приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам и частям;
- развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, различать двух и трёхчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры;
- развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту.
В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное исполнение произведений педагогом, умелое использование слова, игрушек, иллюстраций, картинок, предметов прикладного искусства. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. Во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Для того чтобы углубить впечатления детей, музыкальный руководитель следит за эмоциональной окрашенностью своей речи. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более полных высказываний, оценочных суждений.
Еще одно направление по приобщению детей дошкольного возраста к шедеврам мировой культуры – это работа с семьей в форме различного вида педагогических мероприятий: «музыкальная семейная гостиная», «рождественские посиделки», «в гости к музыке» и др. Это важное направление – приобщая к музыке родителей, мы приобщаем к музыке и детей. Необходимо донести до родителей значение и влияние музыки на развитие детей, показать, как интересно можно рассказать детям о серьезном музыкальном произведении, помочь в подборе репертуара в соответствии с возрастом детей.
Таким образом, насыщая жизнь детей качественной, чистой музыкой, используя при этом различные формы, методы, средства, мы сможем воспитать маленьких, а затем и больших ценителей шедевров музыкального искусства.
Список литературы
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский; - СПб.: Союз,1997.- С.102.
- Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве./ А.В. Запорожец. // Избр. психолог. труды: В 2 т. - М., 1986. -Т. 1. - С. 91-99.
- Костина Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста / Э.П.Костина. – М.: Просвещение, 2004.
- Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций. / Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС,1995 - С.218-219.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990
- Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М.: ВЛАДОС, 2001
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988
- Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы и методы формирования личностных качеств дошкольников
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Воспитание в бытовой повседневной деятельности Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста осуществляется в первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловл...
Статья «Формирование личностных качеств дошкольников средствами художественной литературы»
В статье показано влияние художественной литературы на развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста....
Подвижная игра с правилами – её роль в формировании личностных качеств дошкольника.
подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков....
«Методика приобщения дошкольников к шедеврам мировой музыкальной культуры».
Взаимодействие различных видов искусств на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному и более раннему развитию музыкального восприятия у дошкольников.Эффективность цикла занятий «Встречи в ...
СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА.
Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:социальные акции направлены на формирование активной жизненной позиции ребенка.с помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого к...
Роль музыкального руководителя в процессе формирования личностных качеств дошкольников
Статья на тему: «Роль музыкального руководителя в процессе формирования личностных качеств дошкольников» «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучш...