Разработка методики занятий по хореографии
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кошевая Людмила Никоноровна

Разработка методики  занятий по хореографии

с   детьми   дошкольного возраста  4 - 7 лет 

Методика занятий рассчитана на 1 год обучения старшего дошкольного возраста  4- 7лет.

В этот период среди основных задач педагогов можно выделить:

-развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости) ;

-развитие танцевальных данных  (выворотности , гибкости, координации движений);

- изучение танцевальных движений  и  элементов;

-развитие   ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;

-воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Разработка методики  занятий по хореографии

с   детьми   дошкольного возраста  4 - 7 лет

Составитель: Кошевая Л. Н. педагог дополнительного образования МБДОУ № 24 г.  Усть-Лабинск.

 

Методика занятий рассчитана на 1 год обучения старшего дошкольного возраста 4- 7лет.

В этот период среди основных задач педагогов можно выделить:

-развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости) ;

-развитие танцевальных данных  (выворотности , гибкости, координации движений);

- изучение танцевальных движений  и  элементов;

-развитие   ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;

-воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

В основу обучения детей старшего дошкольного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идёт о том, чтобы сделать игру ограниченным компонентом занятия. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к занятию, к работе. Поэтому педагогу очень важно внимательно отнестись к подбору репертуара для детей старшего дошкольного возраста, постоянно его обновлять, меняя с учётом времени и особенностей обучения детей. Задачей педагога является   воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, пониманию прекрасного.  

1. Методика проведения занятий

Продолжительность занятий  30 минут, в зависимости 5-6лет возраст детей.

Занятие состоит из 3-х частей:

Вход в танцевальный зал.

 Поклон.

1-ая часть.

Разминка – от5 до 10 минут.

Задачи этого раздела занятия, является овладение правильной постановкой корпуса головы, рук, ног, развитие координации движений необходимых для исполнения танцев, правильная постановка дыхания. Разминка заставляет детей не только «разогреть» мышцы, и психологически подготовиться к занятию.

Основой занятия является 2-ая часть.

2-ая часть занятия непосредственно разучивание нового танцевального материала.

3-я часть занятия: повторение и закрепление пройденного ранее материала, постановка и репетиция танца.

2.Содержание работы по возрастам.

                                 

2.1. Средняя группа (от 4 до 5 лет)

В процессе   занятий, полученные ранее понятия расширяются и закрепляются. Формировать навык двигаться ритмично в соответствии с характером музыки. Совершенствовать движения.

Основное положение - пятки вместе, носки врозь (первая позиция ног).

Узкая дорожка (шестая позиция ног).

Широкая дорожка (вторая позиция).

Исходные позиции рук.

Внизу –обе руки опущены, вниз кисти направлены внутрь, но не соприкасаются, локти слегка округлены (подготовительная позиция). Впереди-руки подняты впереди корпуса немного выше пояса. Они должны быть несколько пригнуты (первая позиция)

Вверху – руки максимально подняты вверх с округлыми локтями, кисти направлены внутрь близко одна к другой (третья позиция)

В стороны – плечи и руки составляют одну прямую линию, чуть -чуть округло согнуты в локте (вторая позиция)

«Поясок» - ладони на талии, большие пальцы – сзади, остальные впереди.

Плечи и локти слегка отведены назад.

«Матрёшка» - руки «полочкой», указательный палец правой руки делает «ямочку» на одноимённой щеке. Левая ладонь поддерживает локоть правой руки и чуть отведена вперёд (на весу).

«Юбочка» - большим, указательным и средним пальцами (щепотью) обеих рук взять края юбочки и развести руки в стороны- вверх.

За спиной – руки соединены за спиной чуть ниже талии. Ладонь левой руки тыльной стороной лежит в правой ладони. Пальцы слегка сжаты, плечи и локти сведены назад.

Позиции рук в парах.

«Стрелка» - руки соединены в позиции «вперёд». От величины угла меняется название «стрелки»: узкая, широкая.

«Качели» - руки соединены в позиции «вверх». Ладонь девочки подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика.  «Звёздочка» (трое и больше детей) – стоят друг за другом, соединив одноимённые руки в позиции «вверх» двигаться как бы догоняя друг друга. «Лодочка» - руки соединены в позиции «в стороны». Они раскрыты на уровне груди.

Движения рук.

«Ветерок» - плавные перекрёстные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.

«Крылья» - плавные маховые   движения   руками,   разведёнными в стороны. Следует помнить, что при подъёме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

«Моторчик» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони крутятся одна вокруг другой. Быстро или медленно.  

Хлопки.

«Ладушки» - хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной) выполняются свободными не напряжёнными, согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг другу.

«Блинчики» - на «раз» - удар правой ладонью по левой, на «два» - наоборот (кисти расслаблены), с поворотом кисти. Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.

«Тарелочки» - младший возраст – «отряхни ладошки».

«Бубен» - левая ладонь опорная (как бы крышка бубна), пальцы правой руки ударяются по ней. Опорную руку менять. Удар сильный.

«Ловим комариков» - лёгкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.

Хлопки в парах.

«Стрелка» - ладони согнуты,  в  локтях  ( впереди ) руки идут навстречу рукам партнёра. Хлопок выполняется на середине расстояния между детьми. «Большой бубен» - поочерёдно один из партнёров держит открытыми ладони согнутых в локтях или вытянутых вперёд рук, а другой ударяет по ним своими ладонями.

Виды шага.

   Спокойная ходьба (прогулка) – шаг начинается с носка вытянутой правой ноги, носок развёрнут в сторону. Амплитуда и длинна шага небольшая. Движения   рук, произвольное (могут быть в любой позиции).  Спокойная ходьба (прогулка) – шаг начинается с носка вытянутой правой ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой позиции).

   Шаг на всей ступне (топающий) – исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают. Руки можно поставить на пояс.     Высокий шаг – нога не выносится вперёд, а  сгибается  в колене и поднимается вверх под углом 90о. Носок максимально оттянут вниз (или ступня параллельна полу) «утюжком». Это шаг на месте или с продвижением вперед (в образе петушка, лошадки).

    «Крадущийся шаг» – это «пружинка» с продвижением на подушечках и низких полу пальцах (образ куклы, балерины и т.д.)

    «Пружинящий шаг» – это «пружинка» с продвижением на всей ступне.

   «Семенящий шаг» (плавающий) – плавный хороводный шаг с продвижением вперед (назад) на носках. При его выполнении сгибаются только подъемы ног.

Веселая зарядка.

Дети стоят в линиях:

Все хлопают в ладоши 8 раз.

Открыв руки в стороны, делают с правой ноги 8 шагов вперед.

Положив руки на талию, делают 8 шагов назад.

8 раз подпрыгивают на обеих ногах.

фигура

Слегка присев, делают два хлопка в ладоши справа и два хлопка слева.

Положив руки на талию, 4 раза качают головой вправо и влево.

Постепенно поднимая руки, поворачивают кисти от себя и к себе.

 Положив руки на талию, 8 раз подпрыгивают на обеих ногах.  

  Перестроения

Круг.

Змейка.

Полукруг.

Линия.

Из большого круга маленький и наоборот.

Репертуар

Танец «Колесики».

танец «В гости к   Колобку».

 Ожидаемые результаты   средней   группы.                                       

 К концу года дети средней группы могут овладеть рядом знаний и навыков: притопывать попеременно двумя ногами и одной, двигаться под музыку ритмично с предметами, игрушками и без них. Уметь исполнить фигуры (круг, змейка, линия, полукруг, из большого круга маленький.), уметь исполнить танец без подсказки педагога.

2.2. Старшая группа (от 5 до 6 лет) Продолжать развивать у детей внимание, творческие способности, чувство ритма, совершенствовать движения   изученные ранее. Познакомить с русским хороводом, пляской.

Подготовительные упражнения (разминка) 

1 полу выворотная позиция ног (пятки вместе, носки развернуты).

6 поз. (носки и пятки соединены).

2 поз. (стопы ног стоят параллельно на небольшом расстоянии).

Подъем рук через верх и опускаем вниз.

То же с вращением кистей в одну и другую сторону.

Подъемы и опускание плеч поочередно и синхронно.

Круговые движения плечами вперед и назад.

Движение рук «волна».

Поворот головы направо налево.

Простые беговые шаги.

Шаги на полу пальцах.

Шаги с вытянутого носка.

Шаги на пятках.

Шаги с высоко поднятыми коленями.

Приседание и выпрямление ног.  

Перенос веса тела с одной ноги на другую.

 Шаг в сторону с приставкой.

Прыжки по 6 позиции.

Мелкий бег на полу пальцах.

Наклоны корпуса вперед, вниз, вправо, влево.

Упражнения на развитие умений самостоятельно находить свое место в зале. Перестроения:

-круг, полукруг;

-колонна по одному, по два, по четыре;

-шеренга;

-воротца;

-змейка;

-звездочка;

-круг в круге;  

-корзиночка.

 

Первоначально ребёнка необходимо научить ритмичным движениям под музыку. Развивать эстетические чувства детей. Формировать положительное отношение к труду. В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно проявляется в танце. Так же необходимо научить, правильно понимать и пользоваться каждой частью своего тела. Для этого есть целый набор   различных   движений.

Схема движений.

Основное положение – ноги вместе, руки вдоль туловища. Плечи вверх- вниз на два счёта.

Основное положение – руки на поясе.  Полуприседание (деми плие)

Ходьба на месте, отрывая пятки от пола.

Основное положение- руки на поясе, нога на носок на пяточку вперёд (реливе)

-Круговые движения туловища «восьмёрочка», наклоны вправо и влево (порде бра)

Повороты стопы.

«Фонарики» - поднять правую руку вверх вращая, затем левую. руку. Вместе опустить.

«Ветерок» - руки поднять вверх и плавно покачивать.

Наклоны головы: вперёд-назад.

Мягкие прыжки на месте по позициям (1,2,3,6 соте)

Прыжки с хлопками над головой.

«Ладушки» - хлопки ладонями впереди или за спиной выполняются свободными, ненапряженные, согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг-другу.

Ожидаемые результаты старшей группы

К концу года дети старшей группы должны овладеть рядом навыков и знаний: знать позиции ног, позиции рук, позиции рук в парах, прыжки, подскоки, хлопки. Выступать на утренниках.

Репертуар:

танец «Менуэт»;                                                                            танец«Кадриль».

2.3 Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

 Задачи:

Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм. Продолжать формировать навыки танцевальной деятельности: развивать координацию движений, пластику, эмоциональную выразительность, осанку, развивать воображение.

Позиции рук в парах.

«Плетень» - руки соединены крест – накрест.

«Бантик» - то же, но локти округлены и приподняты вперед – вверх, руки не напряжены.

«Вертушка» - одноименные руки соединены в позиции «вверх»

 

Виды шага.

   Шаг с притопом на месте – на «раз» делают шаг на месте левой ногой  и рядом с правой; на «два» - притоп правой ноги впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» - шаг на месте правой ставя ее рядом с левой, на «два» - притоп левой впереди правой; все повторяется сначала.

Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).

    Переменный шаг – в основе шага – хороводный шаг. На «раз» и «два» длинные поочередные шаги с носка правой (лев) ноги. На «раз» и «два» три коротких поочередных шага с носка другой ноги. На «и» пауза. Следующий шаг начинается с носка левой ноги

    Боковое «припадание – на «раз» боковой шаг с носка правой ноги, колено сгибается (как-бы маленькое приседание). На «два» носок другой ноги приставляется к пятке опорной сзади, одновременно колено правой ноги выпрямляется.

Элемент «припадания» можно выполнять и на месте в «точке» или с поворотом вокруг своей оси («часики»), так же с продвижением в сторону.

    Шаг окрестный вперед – назад («косичка») – хороводный шаг, только шаги ставятся не под углом 45о вправо или влево, а накрест перед правой или левой. При движении этим шагом назад левая нога ставится сзади правой ноги и наоборот.

 Танцевальные движения.

 «Качалочка» - исходное положение - ноги вместе. Затем правая нога выносится чуть вперед и как бы толкает левую ногу назад, затем снова выносится вперед, а левая возвращается на место. Движения повторяются непрерывно.

«Веревочка» - на «раз» - прыжок – «точка» на левой ноге, одновременно другая нога ставится сзади и скользящими движениями носка по полу выносится вперед. На «два» - все повторяется с правой ноги. Этот прыжок можно выполнять как на месте, так и с продвижением вперёд.

 «Ковырялочка»-правую (левую)ногу согнуть в колене  и поставить в сторону на носок  невыворотно  (пяткой вверх ) , одновременно слегка  согнуть колено левой(правой) ноги.  Вытягивая  прямую  правую (левую) ногу поставить  ее на пятку . Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.  

 

Четвертные повороты.

Четвертные повороты выполняются по 4-м точкам: вправо, назад, влево, исходное положение.

Координация движений (упражнения)

- спираль;

- маятник;

- выпады.

 Перестроения

-Змейка  

-Круг

-Два круга

-Круг в круге  

-Линия

-Две линии

Расческа (обмен линиями)

 -звездочка    

-колонна  

2 колонны

 

Ожидаемые результаты подготовительной группы.

К концу года дети могут: выполнять движения разминки, танцевальные комбинации, уметь импровизировать Должны знать правила правильной   постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку. Иметь навык легкого шага с носка, выворотность ног, уметь правильно открыть и закрыть руки на талию, чувствовать характер музыки выполнять танцевальные движения:

«пружинка», «три притопа», «ковырялочка», «елочка», «распашонка», «топотушк». Основной шаг с носка, чередование   основного шага с подскоком,  боковой галоп, притоп  с  чередованием   (полупальцы).   Исполнять программные танцы на праздниках и других мероприятиях.

   

  Репертуар:

 - Кубанская пляска «Молодычка»;

- Танец « Вальс»;

-Флэшмоб  «Любимые наши мамы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД танцевального кружка "Волшебная страна-хореография"

Тема: «Волшебная страна - хореография»Цель: Приобщать детей к миру хореографии как к виду  искусства....

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду на занятиях хореографией в соответствии с ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду на занятиях хореографией в соответствии с ФГОС ДО»«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здор...

Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016

Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для  для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....

"Методическая разработка игр для занятий по хореографии"

В данной методической разработке предложены игры, которые используются на занятиях по хореографии с детьми 6-8 лет....

"Методическая разработка итогового занятия по хореографии для детей 4-5 лет «Чудеса в Цирке»"

Цель: Закрепление знаний, умений и навыков детей по комплексу изученных упражнений, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движ...

Методическая разработка по хореографии

Танцевальные сюжетно образные игры являются отличным средством для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Движение - одно из средств воспитания,которое жизненно необходимо в ра...

Методическая разработка учебного занятия по хореографии

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ре...