Методическая разработка учебного занятия по хореографии
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.
Методическая разработка рассчитана для детей 3-7 лет, так как именно в этот период ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по хореографии | 30.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга
Структурное подразделение отделения дошкольного образования детей «Лукоморье»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия по хореографии
Разработала: | Сахартова Раиса Герцевна, педагог дополнительного образования |
Санкт-Петербург
2021
- Аннотация
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.
Методическая разработка рассчитана для детей 3-7 лет, так как именно в этот период ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений.
- Содержание
1. Аннотация
2. Введение
3. Основная часть
4. Заключение
5. Список использованных источников
6. Приложения
- Введение:
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
Хореография в детском саду - это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и урок хореографии в детском саду, который обычно проходит под веселую музыку, кажется малышам заманчивым и привлекательным. Хореография в детском саду имеет довольно обширную программу - детей обучают базовым движениям, развивается пластика, грация, координация движений.
Разработанная методика вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки – от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.
Цель методической разработки: приобщить детей к танцевальному искусству, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
4 Общая часть:
4.1. Объем нагрузки.
Методическая рекомендация рассчитана на четыре года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Занятия проводятся согласно расписанию. С целью сохранения здоровья и исходя из требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста:
- во II младшей группе - 15 минут;
- в средней группе - 20 минут;
- в старшей группе - 25 минут;
- в подготовительной группе - 30 минут
Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие - это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
I. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально – подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); танцевально- ритмическая гимнастика.
II. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические и бальные танцы, гимнастика.
III. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.
2.2. Этапы обучения.
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения. Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
Начальный этап | Этап углубленного разучивания | Этап закрепления и совершенствования |
- название упражнения; - показ; - объяснение техники; - опробования упражнений. | - уточнение двигательных действий; - понимание закономерностей движения; - усовершенствование ритма; - свободное и слитное выполнение упражнения. | - закрепление двигательного навыка; - выполнение упражнений более высокого уровня; - использование упр. в комбинации с другими упражнениями; - формирование индивидуального стиля. |
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения. Дети пытаются воссоздать увиденное. При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках.
При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.
Первостепенную роль на занятиях по хореографии играет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают у детей фантазию и воображение.
Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.
Чтобы учебный процесс у детей 3-7 лет был эффективным, на занятиях по ритмике, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Используя игровые упражнения, имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всестороннее решить поставленные задачи. Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если всё занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.
Комплексы игровых упражнений включаются в различные части занятия: в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом.
В работе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа, включаются на занятиях имитационные движения, которые очень ценны для дошкольного возраста.
Занятия по хореографии способствуют развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально- двигательный образ. Формируется эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребёнка. Движения под музыку рассматриваются как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.
Заключение.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.
Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления.
Хореография в детском саду - это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и урок хореографии в детском саду, который обычно проходит под веселую музыку, кажется малышам заманчивым и привлекательным. Хореография в детском саду имеет довольно обширную программу - детей обучают базовым движениям, развивается пластика, грация, координация движений.
Разумеется, занятия хореографией в детском саду не ставит целью превратить детей в профессиональных танцоров и балерин – методические рекомендации предполагают только обучить детей базовым движениям, объяснить понятия танцевальных позиций и обучить первичному пониманию сути танца, разработаны с учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта возрастных особенностей, деятельностного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие личности ребёнка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.
2. Фирилева Ж.Е.Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ Танцевально – игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», 352 с., ил. 2003
4. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. М.: Издательство НЦЭНАС, 2004. – 144 с.
5. Кузнецов В.С. Колодницкий Г.А. Физические упражнения и подвижные игры: Методическое пособие. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2005. – 152 с.
6. Быкава А.И. и Осокина Т.И. Развитие движений у детей в детском саду. М., Академия пед.наук РСФСР, 1968.
7. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с.
Приложение
ПЛАН УРОКА
На примере «Ритмика»
Тема урока: Музыкально-ритмические игры. Движение по кругу в различных темпах.
Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного материала.
Вид урока: тренировочное занятие-игра.
Цель урока: Развитие танцевальных способностей у детей дошкольного возраста средствами игры.
Обучающие цели:
-закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
-умение слушать музыку и выполнять движения в соответствии с ритмом.
Развивающие цели:
- развитие координации движений;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие выносливости и постановки дыхания;
-психологическое раскрепощение учащихся на уроках;
-развитие механической памяти;
-развитие физических данных воспитанников;
-развитие исполнение танцевальных движений;
Воспитательные цели:
воспитание положительных качеств личности;
-воспитание силы воли, выносливости и целеустремленности;
-воспитание умения вести себя в коллективе;
-воспитание чувства ответственности;
-воспитание умения творчески взаимодействовать на уроках с педагогом;
-воспитание умения работать в группе;
Методическое оснащение:
- методы обучения: словесный метод (объяснение, беседа, диалог), наблюдение, практический, игровой.
Особенности занятия:
- структурная гибкость и подвижность занятия;
- сформированная мотивация на получение знаний, умений и навыков;
- обязательность непосредственного взаимодействия обучающихся между
собой и с педагогом.
План:
I этап: организационно-подготовительная часть
- вход в танцевальный зал;
- поклон педагогу;
- обозначение темы и цели урока;
Организация рабочего пространства, создание эмоционального настроя.
- подготовительные упражнения (различные виды шагов и бега)
II этап: основная часть
-игра «Танцуем сидя»;
- партерная гимнастика;
- танцевальные композиции;
III этап: Заключительная часть
-упражнения для рефлексии;
- основное построение для выхода из зала;
-подведение итогов занятия;
- поклон педагогу.
Материально-техническое обеспечение урока:
Хореографический класс с зеркальным оформлением стен;
Специальное помещение для переодевания;
Аппаратура для озвучивания занятий (магнитофон);
Гимнастические коврики.
Особенности занятия:
- подвижность занятия;
- мотивация на получение знаний, умений и навыков;
- взаимодействие обучающихся между собой и с педагогом.
Способы организации деятельности педагога и учащихся: коллективный.
Выполнение детьми групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективистских качеств личности. Твердый регламентированный порядок занятий дисциплинирует детей, приучает их внимательно относиться к процессу музыкально-ритмического воспитания.
Приложение 2
Пример сценария занятия на примере игры на внимание.
1. Вводная часть
- мотивация детей, положительный эмоциональный настрой, подведение к основной части занятия.
2. Основная часть
-разминка по кругу, партерный экзерсис.
- Игра
- Основные этапы занятия – выполнение танцевальных движений, танец «Моряков и морячек».
3. Заключительная часть
- Обобщение, итог занятия
- положительная педагогическая оценка
Ход занятия:
Дети заходят в зал друг за другом, образуя круг.
Разминка по кругу:
«Марш по кругу».
«Ходьба на полупальцах».
«Ходьба на пяточках».
«Шаг с высоко поднятыми коленями».
«Галоп».
«Легкий бег на полупальцах».
«Бег ножки в захлест».
Упражнения на полу
«Утюжок-иголочка» - упражнение для стопы.
«Свечка» - упражнение для ног и спины.
«Коробочка с секретом» - наклоны корпуса к натянутым ножкам.
Игра на внимание.
«Топающая ходьба на всей стопе» - взяли в руки руль и поехали, но при этом соблюдаем ПДД. Стоп, красный свет, дороги нет, желтый подожди, а зеленый в путь спеши. (Педагог называет цвета, а дети в зависимости от цвета выполняют команду).
«Пружинка» - Расправили руки в стороны как крылья, выполняем пружинку, затем с наклонами вправо и влево, затем с поворотом вправо и влево.
Рефлексия.
Обобщение. Итог занятия.
Поклон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия "Первые шаг8и в космос"
методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет с целью ознакомления с первоткрывателями космоса. Направлена на развитие речи детей и расширение кругозора....
Методическая разработка учебного занятия "Лекартсвенно-травяная косметика, растение Алоэ"
Педагог Свирина Татьяна Всеволодовна, педагог дополнительного образования, ЦДОД «Подросток» п. Междуреченский. Программа: Образовательная модифицированная программа по дополнительному образованию...
Методическая разработка учебного занятия по математике во второй младшей группе
ЦЕЛЬ: Тренировать умение различать и правильно называть геометрические фигуры, развивать мыслительные операции. ...
Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.
В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....
"Методическая разработка итогового занятия по хореографии для детей 4-5 лет «Чудеса в Цирке»"
Цель: Закрепление знаний, умений и навыков детей по комплексу изученных упражнений, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движ...
Методическая разработка итогового занятия по хореографии для детей 4-5 лет «Чудеса в Цирке»
Методическая разработка итогового занятияпо хореографии для детей 4-5 лет«Чудеса в Цирке»...
Методическая разработка итогового занятия по хореографии (1 год обучения)
Цели:показать положительные результаты в освоение элементарной лексике русского народного танца;показать положительные результаты в умение строить простейшие рисунки танца (круг, линия, колонна, диаго...