Консультация для педагогов
консультация (младшая группа)

Гордиевская Елена Викторовна
Консультация для педагогов
Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста в период адаптации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_organizatsiya_rpps.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДС №6 «БУРАТИНО»

Консультация для педагогов

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста в период адаптации.

        

МЕГИОН 2020Г.

Пока ребенок не ходит в дошкольное учреждение, он находится в темном контакте с близкими взрослыми, чувства которых созвучны его собственным чувствам.

При поступлении в детский сад, ребенок на какое – то время расстается с близкими людьми, поэтому в период адаптации к новым условиям важно обеспечить ему эмоциональный комфорт.

Можно выделить два основных фактора комфортного привыкания к детскому саду: создание предметно – развивающей среды и благоприятное для ребенка взаимодействие с новыми взрослыми.

Необходимо оформить среду таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов деятельности малыша: от активных до требующих сосредоточенности и тишины.

Самостоятельная двигательная активность в этом возрасте связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Поэтому в  создании предметно – развивающей  среды важная роль отводится игрушке, которая зачастую выполняет функцию стабилизации эмоционального состояния детей.

Какие игрушки необходимо иметь в группе в адаптационный период?

Особенности жизненного тонуса малыша, его настроения и эмоционального состояния тесно связаны с двигательной активностью. Поэтому в группе и на прогулке должно быть достаточное количество игрушек, организующих динамичное освоение мира. К ним можно отнести велосипеды, большие машины, всевозможные каталки (простые и шумовые), мячи разных размеров, тележки и т.п. Хорошо иметь  качалки (качели) на одного или несколько детей, горки, сухой бассейн с шариками и др.

Игрушки желательно расставлять в разных уголках групповой комнаты: на полу, на полке, на горке и под ней. Доставая их, ребенок вынужден двигаться, прилагать усилия. Это снимает эмоциональное напряжение, отвлекает от неприятных мыслей.

Однако не всем детям интересны двигательные игрушки. В большей степени они актуальны для мальчиков, имеющих опыт их использования.

Для некоторых детей важна так называемая  «сюжетная атрибутика», причем в раннем возрасте игровые наборы спальни или, например, кухни одинаково привлекают как мальчиков, так и девочек.

Обязательно нужны куклы, которых можно укладывать спать, кормить, купать и одевать. По размеру и облику они должны быть похожи  на настоящих младенцев. Особое значение имеет лицо куклы. Оно не должно быть злым, некрасивым. Детям этого возраста необходимы куклы с нарисованными глазами, короткой стрижкой, мягкими руками и ногами.

Многочисленные исследования показали: чем натуральнее игрушки, изображающие  продукты деятельности человека (инструменты, машины, домашнюю утварь), чем точнее они воспроизводят «всамделешные» вещи, тем больше нравятся ребенку.

Но  с игрушками, изображающими животных, дело обстоит иначе. Точная копия животного меньше привлекает ребенка, чем искажённая определенным образом. Голова должна быть большая и круглая, конечности укороченные, нос приплюснут, уши большие и оттопыренные, глаза смотрят вперед, живот большой и округлый. В таком исполнении дети одинаково хорошо принимают  и мышь, и зайца, и  собаку, и тигра.

Также нужны в детском саду звучащие игрушки и инструменты.

Важно так организовать предметно – развивающую  среду, чтобы дети могли играть там, где им удобно.

Очень часто малыши, только начинающие посещать детский сад, напряжены и готовы расплакаться не потому, что  мамы нет рядом, а потому, что их пугает ещё не освоенное пространство. Они боятся неизвестности: «А что там за дверью?». Обеспечить устойчивое эмоциональное состояние можно за счет проведения мини-экскурсий, путешествий по группе и за её пределы.

В период привыкания к детскому саду хорошо зарекомендовал себя и такой прием: если малыш приходит в группу со своей игрушкой, например с плюшевым зайцем, то целесообразно сосредоточить внимание не на ребенке, а на игрушке: «Смотрите, кто к нам пришел?» сначала можно показать «зайцу» игрушки, затем провести и познакомить его с группой, малыша захватывает  такая ситуация, и он может с легкостью расстаться с мамой.

Расширяя узнаваемое пространство детского сада, мы снимаем значительную долю тревожности и страхов ребенка.

Особая роль в период адаптации ребенка отводится игре  и игровым приемам, требующим общения с другими детьми. Это всевозможные хороводы, игры в поезд, «ниточку – иголочку» и т.п., в которых  необходимо взяться за руки или положить руки на плечи впереди стоящего. Такие игровые действия желательно сопровождать музыкой или предложить детям их озвучить.

Необходимо, что бы в группе были в наличии привлекательные, разнообразные и очень простые в использовании материалы для изобразительной и конструктивной деятельности.

В возрасте 2-3 лет исследовательские действия ребенка встроены в предметно-манипулятивную деятельность. Поэтому предметы для познавательно-исследовательской деятельности должны быть яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка (наборы объемных геометрических фигур, вкладыши с основными формами, крупные цветные мозаики, пирамидки, шнуровки и т. д.).

Также в повседневной жизни группы раннего возраста организуются наблюдения за растениями уголка природы, дети привлекаются к выполнению индивидуальных поручений.

Рекомендуется наличие комнатных растений, календаря природы, наглядного иллюстративного материала, материала для развития трудовых навыков.

Работа с детьми,  которые  еще только привыкают к дошкольному учреждению, чрезвычайно сложна и эмоционально затратна. Поэтому воспитатель должен заранее быть готов к тому, что игра может не у всех детей вызвать однозначный отклик. Очень многих ещё надо будет «разбудить» и ввести в этот притягательный мир. Однако именно игровая деятельность наиболее эффективно обеспечивает позитивный эмоциональный настрой детей на привыкание  в коллективе, на выстраивание положительных отношений со сверстниками в группе, на формирование желания посещать детский сад.

Список использованной литературы:

1.Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. "Игры и занятия с детьми до 3  х лет.

2. Печора К.Л., Панютина Г.Н. Голубева Л.Г. "Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

3. Поиск информации в сети интернет.

МБДОУ ДС №6 «Буратино» Е. В. Гордиевская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...