План самообразования
материал (старшая, подготовительная группа)

Дошкольный период – это самый благоприятный период для развития устной речи, именно в нем закладывается фундамент для письменных форм речи. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста очень актуальна, поэтому я выбрала эту тему для своего самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2020-2021.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка»

План работы по самообразованию по теме:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель

        Габышева К.В.

Дудинка 2020г.

Актуальность проблемы развития речи

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Цели и задачи  

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить методическую, справочную литературу, издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
  • памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
  • итоговое занятие по развитию речи;

Срок: реализации

с 1 сентября 2020 по 30мая 2020года

Участники:

  • Воспитатели.
  • Дети подготовительной группы «Звездочки»
  • Родители.

План работы по самообразованию

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат

1

Анализ проблемы.

сентябрь

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей.

2

Проведение мониторинга по развитию речи.

Определение проблем в речевом развитии детей.

3

Изучение литературы по теме.

сентябрь - октябрь

Повышение компетентности.

4

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

октябрь

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

5

Освоение  и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей.

на протяжении года

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Использование метода проектов, как средство речевого развития.

6

Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

7

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Углубление сотрудничества  родителями.

10

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

Повышение педагогической компетентности родителей.

11

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

апрель

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

12

Выступление на педсовете  по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

май

Презентация итогов работы по самообразованию.

Перспективное планирования по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Форма работы

Задачи

Сроки

1

Мониторинг дошкольников по развитию речи

Определение проблем в речевом развитии детей

Сентябрь

2

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

Обучение связному последовательному пересказу

с наглядной опорой в виде графических схем ,отображающих

последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного

пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Октябрь

3

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Формировать умение детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;

формировать анализ, синтез; развивать умения детей составлять

связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и

активизировать словарный

запас детей.

ноябрь

4

Работа с загадками.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Декабрь

5

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний;

Январь

6

Работа над развитием речи через театрализованную

деятельность. Инсценирование сказок: «Теремок», «Кошкин дом».

Развитие правильной литературной речи и произношения у детей; формирование у ребенка цельной картины мира, понимания того, что он живет в социуме; преподнесение правил безопасности в доступной форме.

Февраль

7

Заучивание стихотворений

Формировать умения детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей

Март

8

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной,

выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Апрель

9

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. Выступление на педсовете  по теме.

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

Май

.

Список использованной литературы:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа. М, 2015.

3. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы .СПб, 2012.

4. Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет. М, 2016..

5.Т.А.Антропова «Игровые упражнения для развития речи детей 5-7 лет с ОВЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2019.

6.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

7.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...