Перспективный план
материал (старшая группа)

Габидуллина Олеся Валерьевна

Перспективное планирование

«Игры с камешками МАРБЛС

 в старшей группе детского сада»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt.docx54.56 КБ

Предварительный просмотр:


Перспективное планирование

«Игры с камешками МАРБЛС

 в старшей группе детского сада»

составила

воспитатель

Габидуллина Олеся Валерьевна

Аннотация.

Система работы с камешками МАРБЛС учитывает возрастные особенности детей 5-6 лет, лексические темы по формированию предметных представлений  в старшей группе, включает интеграцию всех образовательных областей. Использование возможно в любом виде деятельности педагога: во время совместной или индивидуальной работы,  во время непосредственной образовательной деятельности, при проведении интегрированного досуга, а так же, как рекомендуемая игра для родителей с детьми.  Играя, ребенок лучше усваивает программный материал, удовлетворяет свои эмоциональные потребности и, в то же время, приобретает навыки, необходимые в дальнейшей жизни. 

Цель: развитие сенсорного восприятия, зрительных функций, мелкой моторики, воображения, речи

Задачи.

Коррекционные

  1. Формировать:
  • умение определять предмет по силуэтному изображению,
  • умение ориентироваться на горизонтальной плоскости,
  • определять местонахождение одного предмета относительно другого предмета
  1. Развивать:
  • прослеживающую функцию глаз,
  • функцию фиксации взора,
  • сенсорное восприятие
  • слуховое внимание
  • цветовосприятие,
  • поисковую функцию глаз.
  1. Повышать:
  • остроту зрения.
  1. Способствовать:
  • развитию внимания и памяти.

Образовательные

  1. Обогащать:
  • активный словарь детей
  1. Развивать:
  • связную речь,
  • умение правильно называть предметы,
  • коммуникативные навыки (общение со взрослым и сверстниками).
  • умение различать цвета, находить цвет по образцу, словесному обозначению
  1. Закреплять:
  • формирование понятий по лексическим темам
  • названия основных цветов и их оттенков.
  • названия материалов
  1. Формировать умение:
  • анализировать,
  • обследовать предмет,
  •  выслушивать ответы сверстников, 
  • обосновывать свое мнение,
  • доброжелательные отношения со сверстниками, умение работать в подгруппе.
  1. Воспитывать:
  •  взаимоуважение.
  1. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.

СЕНТЯБРЬ

(игры повторение, см. май средняя группа)

1. «4 сезона» (осень)

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы, развивать глазомер зрительное внимание.

Образовательные: формировать умение подбирать камешки по цвету и форме в соответствии с предложенными шаблонами, способствовать развитию количественного счёта,закреплять   представление об изменение цветовой гаммы листьев в разные сезоны.

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, шаблоны деревьев с отверстиями разной величины, формы в соответствии с игровым материалом (камешки), картинки «4 сезона»

Методические рекомендации.

Беседа о временах года с использованием тематических картинок.

Внесение шаблонов и камешков, выкладывание камешков по предложенной тематической картинки, рассказ детей о выполненном задании.

Предложить посчитать , сколько камешков выложили, сколько камешков квадратной и т.д. формы, сколько камешков красного и т.д. цвета

2. «Салют над городом» («Цветочная поляна»)

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы, развивать глазомер зрительное внимание.

Образовательные: формировать умение подбирать камешки по цвету и форме в соответствии с выбранным предметом изображения, развивать способность изображать предмет, передавая характерные особенности оригинала.

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.  

Материал: камешки Марблс, настольные фланелеграфы.

Методические рекомендации.

Показать образцы, привлечь к изображению.

3. «Продолжи цепочку»

Цель: развивать логическое мышление.

Задачи.

Коррекционные: развивать зрительное внимание, глазомер, способность выделять из множества камешки заданных параметров, мелкую моторику.

Образовательные: формировать представление о форме, цвете величине, способствовать развитию количественного счёта.

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, образцы последовательности выкладывания.

Методические рекомендации.

Внесение шаблонов и камешков, выкладывание камешков по предложенному образцу. Предложить посчитать, сколько камешков выложили, сколько камешков квадратной и т.д. формы, сколько камешков красного и т.д. цвета

ОКТЯБРЬ

«Середина осени»

1. «Золотая осень»

Цель: закрепление представлений о середине осени, развитие воображения, творческих способностей.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, цветовосприятие, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.

Образовательные: конкретизировать представления о «золотой» осени, об изменениях в живой и не живой природе.

Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать усидчивость, способность доводить начатое до конца.

Материал: разноцветные трафареты листьев, камешки Марблс.

Методические рекомендации.

Детям предлагается выложить картину золотой осени на предложенной раскраске. Для усложнения, можно предложить выложить такую же картину на чистом листе. И далее, можно предложить придумать свою картину осени.

«Овощи, фрукты»

2.«Волшебные коробочки»

Цель: развитие познавательных способностей детей.

Задачи:

Коррекционные: развивать тактильные ощущения, закреплять навыки определения предметов по форме и размеру на ощупь

Образовательные: развивать элементарные математические способности, закреплять количественный и порядковый счёт.

Воспитательные: воспитывать умение сосредотачиваться, формировать умения делать выводы на основе обследования предмета.

Материал: камешки Марблс разной формы, коробочки в соответствии с формой камешков

Методические рекомендации.

Вариант 1.Ребенку предлагается разложить камешки Марблс по форме в коробочки, соответствующей формы.

Вариант 2.Ребенку предлагается разложить камешки как в первом варианте, но с закрытыми глазами (с помощью специальной повязки)

Вариант 3.В игре участвует два ребенка. Они дают задания друг другу.

«Ягоды»

3. « Кондитер».

Цель: развитие творческих способностей детей.

Задачи:

Коррекционные: развивать тактильные ощущения, закреплять навыки различения цвета и формы.

Развивающие: систематизировать представления о профессиях

Воспитательные: воспитывать культуру общения, развивать эстетический вкус.

Материал: камешки Марблс, формы для выпечки, кинетический песок (соленое тесто разных цветов, пластилин).

Методические рекомендации.

Дети договариваются, кто будет кондитером. Остальные игроки- его помощники. По заданию «кондитера» дети изготавливают «кондитерские изделия», украшая их фруктами- камешками Марблс. Дети договариваются, какие фрукты у них будут обозначаться камешками той или иной формы и цвета (например: клубника- это камешки красного цвета, сливы- синего, виноград- зеленого, смородина- желтого). Затем дети организовывают игру «Магазин. Кондитерский отдел».

«Грибы»

4. « Грибная поляна»

Цель: развитие представлений о съедобных и ядовитых грибах.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.

Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о грибах, их внешнем виде, развивать логическое мышление

Воспитательные: создать хорошее настроение, побуждать детей к совместной деятельности.

Материал: камешки Марблс, игровое поле с клетками, картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов.

Методические рекомендации.

Вариант 1. Детям предлагается игра по типу «крестики –нолики». На игровом поле с клеточками дети по очереди размещают камешки-грибы, заранее условившись, что желтые камешки- это лисички, красные- подосиновики, синие и зеленые- поганки. Побеждает тот, кто первый выложит все камешки.

Вариант 2. Камешки-грибы предлагается выкладывать на игровом поле, чередуя их : съедобный-ядовитый, при этом проговаривать свои действия.

Побеждает тот, кто первый избавится от ядовитых грибов

НОЯБРЬ

«Домашние животные»

1.«Мозаика - соты»

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные. развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, основа для выкладывания, наборное полотно (пластмассовая решетка для раковины), картинка – образец по теме «Домашнее животное»

Методические рекомендации.

Предложить детям выложить изображение в соответствии с картинкой-образцом.

Вариант 1: ребенок самостоятельно выкладывает задуманное изображение, подбирает цвет, размер и форму камешков, описывает созданное изображение.

Вариант 2: ребенок выкладывает изображение по памяти, без опоры на образец.

Домашние птицы  

2. «Утята» (соревнование)

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, мелкую моторику, координацию движений, пространственную ориентировку

Образовательные: закреплять представление о цветах и их оттенках

Воспитательные: развивать зрительное внимание, ловкость

Материал: камешки Марблс различного цвета, деревянные ложки (по количеству команд), обруч, ведра (любая емкость) (по цвету камешков)

Методические рекомендации.

В обруч поместить камешки 3 цветов (одинаковое количество каждого цвета, формы и размера). Количество участников в соответствии с количеством цвета камешков (3). Каждый участник «черпает» из обруча камешек своего цвета, несет его на ложке в ведерко соответствующего цвета, используя способ передвижения - «ходьба в приседе» («уточка»). Кладет камешек в ведро, бегом возвращается к обручу и т. д.

Вариант 1: чтоб камешек оказался в ложке, можно помогать левой рукой, держа в ней счетную палочку (стеку, плоскую палочку, т.д.)

Внимание!!! «палочку - помогалочку» оставлять рядом с обручем! (чтоб избежать травм во время выполнения «ходьбы в приседе»)

Вариант 2: камешки одного цвета, но разной формы, сортировка по форме

Вариант 3: камешки разного цвета и формы, сортировка по цвету и по форме

Усложнение: увеличение количества цветов и количества участников

«Мебель»

3. «Собери по цвету» («Крепление для мебели»)

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз

Образовательные: закреплять представление о цветах и оттенках, форме, размере, количественный счет (в пределах 10)

Воспитательные: развивать координацию движений.

Материал: камешки Марблс различной формы, цвета, размера, пинцет, емкости с опознавательными знаками (по количеству видов камешков), обруч (поднос)

Методические рекомендации.

Поместить камешки Марблс в обруч (поднос). Предложить ребенку разложить камешки в соответствующие емкости, используя пинцет.

Вариант 1: перекладывать камешки, держа пинцет левой рукой

Вариант 2: проводить игру в форме соревнования

Вариант 3: предложить ребенку карточки с изображением определенного количества камешков разного вида (например: изображено 5 синих, круглых маленьких камешков, т.д.) Собрать при помощи пинцета камешки в соответствии с изображением на карточке.

Вариант 4:карточки с изображением определенного количества предметов, собрать камешки в соответствии с формой и цветом предмета (например: на карточке изображено 5 яблок, нужно собрать 5 круглых, зеленых (желтых, красных) камешков)

«Бытовая техника»

4.«Уравняй весы»

Цель: развитие представлений о единице измерения - вес.

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: формировать представление о единице измерения предметов – весе, умение делать несложные выводы, развивать связную речь

Воспитательные: развивать познавательный интерес, внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера и формы, весы с чашами.

Методические рекомендации.

Предложить детям разложить камешки на чаши весов так, чтоб они уравнялись.

Вариант 1: сосчитать общее количество камешков на чашах весов.

Вариант 2: сосчитать количество каждого вида камешков.

Вариант 3: сравнить вес различного вида камешков, отразить результат сравнения в речи.

ДЕКАБРЬ

«Зима»

1.«Хрустальный замок изо льда»

Цель: развитие представлений об устойчивости конструкции.

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: формировать представление об устойчивости предметов, конструкций, умение делать несложные выводы, развивать связную речь

Воспитательные: развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы.

Методические рекомендации.

Предложить детям построить из камешков «замок  (дворец)». Проанализировать постройку, определить камешки, какой формы более устойчивые.

Вариант 1: сосчитать общее количество камешков, используемых для постройки.

Вариант 2: сосчитать количество каждого вида камешков

«Зимующие птицы»

2.«Найди клад» (корм для птиц)

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, мелкую моторику.

Образовательные: обогащать чувственный опыт.

Воспитательные: развивать координацию движений.

Материал: камешки Марблс различной формы, емкость с песком (крупой), небольшой контейнер (ведерко)

Методические рекомендации.

Поместить камешки Марблс в емкость с песком (крупой), «закопать». Ребенку завязать глаза и предложить на ощупь переложить камешки в контейнер.

Вариант 1: перекладывать камешки определенного размера, формы

Вариант 2: в емкости (мешочке) с камешками  прячется «клад» (записка, игрушка от киндер-сюрприза, буква и т.д.). Ребенку предлагается на ощупь найти «клад».

Вариант 3: проводить игру в форме соревнования

«Посуда»

3.Подвижная игра «Собери ложкой» (эстафета)

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, мелкую моторику, фиксацию взора.

Образовательные: закреплять представление о командной работе.

Воспитательные: развивать внимание, ловкость, координацию движений.

Материал: камешки Марблс, деревянные ложки (по количеству команд), обручи (по количеству команд), миски (пластмассовые тарелки) (по цвету камешков для каждой команды)

Методические рекомендации.

Участники делятся на команды. Рядом с каждой командой поставить миски (по цвету камешков). Напротив каждой команды расположить обруч, в котором находятся камешки Марблс разного цвета (одинаковое количество в каждом обруче). Первый участник команды берет деревянную ложку, бежит к обручу, ложкой «черпает» 1 камешек и несет к миске такого цвета, как камешек в ложке. Опускает камешек в ведерко, передает ложку следующему участнику. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее разложит камешки по мискам.

Вариант 1: чтоб камешек оказался в ложке, можно помогать левой рукой, держа в ней счетную палочку (стеку, плоскую палочку, т.д.)

Вариант 2: камешки одного цвета, но разной формы, сортировка по форме

Вариант 3: камешки разного цвета и формы, сортировка по цвету и по форме

Усложнение: увеличение количества цветов.

4. «Хоккей»

Цель: формирование представлений о свойствах геометрической формы – шара.

Задачи.

Коррекционные: развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз.

Образовательные: закреплять представление о свойствах круглых предметов.

Воспитательные: развивать внимание, ловкость, координацию движений.

Материал: камешки Марблс круглой формы, кКлюшка» (счетная палочка, плоская деревянная палочка от мороженого, стека, т.д.), дорожка (полоса, ограниченная по бокам 2 параллельными шнурами (коктейльными трубочками, пластилиновыми жгутиками, т.д.), емкость для камешков – 2 шт.

Методические рекомендации.

Предложить ребенку провести камушек – шарик по дорожке, используя «клюшку». Перекатить шарики из одной емкости в другую

Вариант 1: дорожка – волнистая линия

Вариант 2: прокатывать шарик сначала правой рукой, обратно - левой

Вариант 3: не касаться камешков руками, для перекладывания использовать 2 «клюшки»

ЯНВАРЬ

«Одежда, обувь, головные уборы»

1. «Чудесный мешочек» («Пуговицы для одежды»)

Цель: формирование умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления.

Задачи.

Коррекционные: развивать сенсорные эталоны, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, мелкие игрушки (из Киндер-сюрприза, фасоль), мешочек

Методические рекомендации.

Камешки, игрушки, фасоль сложить в мешочек. Предложить 1ребёнку вытащить из мешочка любой камешек, описать его. Все игроки запоминают форму и размер камешка, и по очереди на ощупь достают из мешочка камешек такой же формы и размера.

Вариант 1: 1 игрок достает 2 камешка, остальные тоже достают по 2 камешка соответствующей формы и размера.

«Комнатные растения»

2.«Собери вторую половину»

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию,

Образовательные: развивать зрительное внимание

Воспитательные: развивать координацию движений.

Материал: камешки Марблс различной формы, цвета и размера, изображения половины контура предмета по теме «Комнатные растения» (выложенная камешками)

Методические рекомендации.

Предложить ребенку дополнить изображение, выкладывая вторую половину контура.

3. «Дополни пейзаж» (зимний)

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, рисунок (картинка) пейзажа.

Методические рекомендации.

Ребенок выбирает пейзаж, который ему понравится, объясняет свой выбор. Предложить ему дополнить пейзаж изображением, составленным из камешков, в соответствии с темой пейзажа. (например: морской пейзаж дополнить корабликом, рыбками, т.д.)

ФЕВРАЛЬ

«Дикие животные и их детеныши»

1. «Вокруг света»

Цель: развитие представлений о диких животных наших лесов, жарких и северных стран.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.

Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о местах обитания диких животных

Воспитательные: создать хорошее настроение, способствовать умению работать в парах и подгруппах.

Материал: камешки Марблс, разноцветные пластиковые дощечки (либо цветной картон пастельных тонов), силуэты диких животных, кубик для определения хода игры.

Методические рекомендации.

В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек. Детям предлагается разместить силуэты животных на дощечках, учитывая, что красный цвет- это жаркая страна (например, Африка), желтый цвет- пустыни, зеленый цвет- наши леса, синий цвет- северные страны.

Игроки выбирают себе дощечку, с помощью кубика определяют ведущего. Ведущий показывает силуэт дикого животного, а игрок, если в его «стране» живет это животное, называет его и размещает на своей дощечке. Кто быстрее соберёт всех животных и без ошибок назовёт их и поселит в своей «стране», тот и выигрывает. Затем игрокам ведущий дает задания:

-отметить камешками только хищных животных,

- отметить парнокопытных камешками квадратной формы, остальных- круглыми камешками.

- отметить водоплавающих животных камешками синего цвета, остальных- зеленого.

2. «Путешествие в страну диких животных »

Цель: развитие представлений о диких животных наших лесов, жарких и северных стран.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.

Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о диких животных, развивать способность различать их по внешнему виду, формировать навыки

Воспитательные: создать хорошее настроение, способствовать умению работать в парах и подгруппах.

Материал: камешки Марблс, разноцветные пластиковые силуэты диких животных, кубик для определения хода игры.

Методические рекомендации

В игре могут принимать от 2 до 4 человек.

С помощью игрового кубика определяется очередность хода игроков. На дощечках есть игровое поле с кружками, по которым будут передвигать свои фишки-камешки игроки. Если на пути встречается дикое животное, надо его назвать, определить место его обитания, рассказать, как оно приспособилось к жизни, чем питается, как размножается. Если игрок ответил правильно, оставляет камешек на изображении этого животного, а сам берет ещё такой же камешек. Далее играет следующий игрок. Кто больше оставит камешков на своем пути, тот становиться победителем.

«Семья»

3. «Веселые клеточки»

Цель: развитие познавательных способностей детей.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, ориентировку на плоскости, цветовосприятие, тактильные ощущения.

закрепление понятий «право, лево».

Образовательные: развивать навыки количественного и порядкового счета, закреплять способность выделять гласные и согласные звуки, обозначать их цветом.

Воспитательные: воспитывать сдержанность, умение играть в соответствии с правилами, создать хорошее настроение.

Материал: камешки Марблс, специальные сеточки на белой и черной основе, разной формы,

Методические рекомендации:

Вариант 1.Дети играют по одному или в паре. На специальной платформе с квадратными или округлыми выпуклыми отверстиями дети из камешков Марблс выкладывают изображения (по образцам или самостоятельно придуманные)

Вариант 2.Дети выполняют задания:

- разместить камешек в правом углу платформы (в левом углу, в левом верхнем углу

- в верхней части платформы выложить заданное количество камешек, в нижней части платформы - на один меньше (на один больше, столько же).

Вариант 3.Детям предлагается определить место заданного звука в слове, дать ему характеристику, обозначить камешком соответствующего цвета.

«Военные профессии»

4. «Военная техника»

Цель: формирование представлений детей об армии, военной технике.

Задачи:

Коррекционные: развивать прослеживающую функцию глаз, ориентировку на плоскости.

Образовательные: развивать связную речь детей, обогащать представления о назначении военной техники

Воспитательные: воспитывать внимательность, усидчивость, вызвать хорошее настроение.

Материал: камешки Марблс, карточки с изображением военной техники.

Методические рекомендации:

Игра проводиться после предварительной работы по теме «Военная техника и её назначение.

Детям выдаются камешки Марблс. Каждый выбирает себе род войск: военно-воздушные силы, военно-морские войска, сухопутные войска. Ведущий показывает карточку с изображением военной техники. Тот ребенок, который выбрал этот вид техники, рассказывает, для чего она предназначена ставит на нее свой камешек. Для большей заинтересованности, в конце игры можно украсить данную технику камешками Марблс.

МАРТ

«Женские профессии»

1. « Подарок маме»

Цель: развитие представлений о первом весеннем празднике.

Задачи:

Коррекционные: развивать ориентировку на плоскости, формировать

Образовательные: закреплять названия цветов, формировать навыки различения их по форме, окраске.

Воспитательные: прививать любовь и уважение к маме, воспитывать внимание к ней и желание заботиться.

Материал: камешки Марблс, карточки с изображением цветов.

Методические рекомендации.

У ребенка есть карточки, с изображенными на них первоцветов разного цвета. Можно, например, 5 подснежников белого цвета, 3 желтых цветка мать-и-мачехи, 4 крокуса фиолетового цвета , 2 тюльпана красного цвета, один пролесок синего цвета. Ребенок собирает букет для мамы: выкладывает марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает свои действия.

Педагог задает вопросы в ходе выполнения заданий: какой цвет камешка надо взять? (синий), какой цветок ты подаришь маме? (пролесок), сколько пролесков ты подаришь маме? Выложи. Назови, каких цветов больше всего?

2 «Кулинарный поединок»

Цель: развитие творческих способностей детей.

Задачи:

Коррекционные: развивать тактильные ощущения, закреплять навыки различения цвета и формы.

Образовательные: систематизировать представления о профессиях

Воспитательные: воспитывать культуру общения, развивать эстетический вкус.

Материал: камешки Марблс, формы для выпечки, кинетический песок (соленое тесто разных цветов, пластилин).

Методические рекомендации.

Дети делятся на подгруппы по 2 человека. У каждой группы есть набор формочек для выпечки и материал, из которого они будут изготавливать кондитерские изделия. Игра проводиться по типу телепередачи «Кулинарный поединок». Дети из одинаковых ингредиентов изготавливают кондитерские изделия и затем судьи оценивают их работу. Лучшей команде вручаются колпаки победителей.

3. «Художники»

Цель: развитие представлений детей о сезонных изменениях.

Задачи:

Коррекционные: развивать ориентировку на плоскости, закреплять умения компоновать оттенки основных цветов для создания сюжетной картины.

Образовательные: закреплять представления о начале весны, развивать умения выделять её признаки.

Воспитательные: развивать интерес к играм с камешками Марблс, воспитывать выдержку, усидчивость.

Материал: камешки Марблс, картинки и раскраски весенних пейзажей.

Методические рекомендации:

Вариант 1. Детям предлагается выложить картинку с изображением весеннего пейзажа по образцу.

Вариант 2. Детям выдаются раскраски, которые нужно украсить камешками Марблс, а затем рассказать, что изображено на их картинке, какие есть весенние приметы.

«Профессии на транспорте»

4. «Автомобили в гаражах»

Цель: развитие представлений детей о транспорте.

Задачи:

Коррекционные: развивать ориентировку на плоскости, развивать зрительное внимание.

Образовательные: закреплять представления о видах транспорта, развивать умения классифицировать его.

Воспитательные: развивать интерес к играм с камешками Марблс, воспитывать выдержку, усидчивость.

Материал: камешки Марблс, карточки с изображением слева разноцветных гаражей, а справа автомобилей, закрепленных на липучки.

Методические рекомендации:

Вариант 1. Детям предлагается найти гараж для автомобиля. Гаражи отличаются размером, цветом, формой.

Вариант 2. Детям предлагается словесная инструкция, по которой дети должны найти гараж для автомобиля. Например: - поставь свой автомобиль в гараж не такого цвета, не такой формы.

Условия игры можно менять, если взять карточки с изображением аэродромов и самолетов, портов и кораблей.

АПРЕЛЬ

«Перелетные птицы»

1.«Пройди лабиринт»

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, логическое мышление

Образовательные: формировать умение проходить лабиринт

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, поднос с песком (манная крупа), фигурка птицы маленькая, домик, т.д. (по размеру фигурки)

Методические рекомендации.

Распределить песок по всей поверхности подноса тонким слоем. В одном углу расположить фигурку, в другом – домик и «нарисовать» на песке лабиринт. Предложить ребенку выложить дорожку от фигурки до домика камешками, пройдя лабиринт.

Вариант 1: использовать камешки определенного цвета, размера и формы

Вариант 2: чередовать цвет (форму, размер) камешков

Вариант 3: использовать камешки разного цвета, но одинаковой формы

и размера (разной формы, но одинакового цвета и размера, разного размера, но одинаковой формы и цвета)

«Космос»

2.«Обезьянки» («Инопланетяне»)

Цель: профилактика плоскостопия

Задачи.

Коррекционные:  развивать прослеживающую функцию глаза, мелкую моторику пальцев ног.

Образовательные: формировать представления о возможностях использования пальцев ног.

Воспитательные: развивать координацию, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера и формы, обруч, ведерко

Методические рекомендации.

Предложить детям переложить камешки из обруча в ведерко при помощи пальцев ног

«Рыбы и земноводные животные»

3. «Круглый аквариум» (экспериментирование) 

Цель: формировать представление о свойствах воды

Задачи.

Коррекционные: развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз.

Образовательные: познакомить с преломлением, как свойством воды

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, координацию движений.

Материал: камешки Марблс, стеклянная емкость цилиндрической формы (стакан), емкость для камешков, плоские палочки (от мороженого, мед.шпатели, стеки, т.д.)

Методические рекомендации.

Налить в цилиндрическую емкость воды, поместить в нее камешки. Рассмотреть через стенки емкости (через стекло), обратить внимание, что происходит искажение размера камешков. Уточнить у ребенка, какое искажение (камешки кажутся большего размера). Предложить, используя  две палочки, переложить камешки из «аквариума» в приготовленную емкость.

Вариант 1: сортировать камешки из «аквариума» по цвету, размеру, форме

Вариант 2: проводить в форме соревнования (участвуют 2 ребенка)

4.«Картинки-близнецы» (по лексическим темам)

Цель: Развитие межполушарных связей

Задачи.

Коррекционные: развивать пространственное мышление, мелкую моторику, способствовать расширению поля зрительного восприятия,

Образовательные: закреплять представление об окружающем мире в соответствии с лексической темой.

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, изображения контуров предметов (в соответствии с лексической темой)

Методические рекомендации.

Предложить детям 2 одинаковых контура предмета, предложить одновременно двумя руками выложить камешки по контуру, подбирая соответствующий цвет (банан – желтый, огурец – зелёный и т.д.)

Вариант 1: Дети играют по одному или в паре. Выкладывают изображения 2 руками (по 2 образцам или самостоятельно придуманные)

МАЙ

«Весенние цветы»

1. «Дополни пейзаж» (весенний)

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, рисунок (картинка) пейзажа.

Методические рекомендации.

Ребенок выбирает пейзаж, который ему понравится, объясняет свой выбор. Предложить ему дополнить пейзаж изображением, составленным из камешков, в соответствии с темой пейзажа. (например: морской пейзаж дополнить корабликом, рыбками, т.д.)

2. «Веселые гонки» («Ручеек»)

Цель: закреплять представление о свойствах геометрической формы – шара.

Задачи.

Коррекционные: развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз, глазомер

Образовательные: закреплять представление о свойствах геометрической формы - шара.

Воспитательные: развивать внимание, ловкость, координацию движений.

Материал: камешки Марблс круглой формы, дорожка (полоса, ограниченная по бокам 2 параллельными шнурами (коктейльными трубочками т.д.) – по количеству игроков

Методические рекомендации.

Предложить игрокам установить камешек круглой формы (у всех игроков камешки одинакового размера) в начале дорожки (дорожки расположить на полу). По сигналу, щелчком прокатить камешек по дорожке, пока он не остановиться. Определить, чей камешек прокатился дальше.

Вариант 1: щелчок выполнять, используя большой и указательный (средний, безымянный, мизинец) палец ведущей руки

Вариант 2: тоже выполнять другой рукой

Вариант 3: тоже выполнять двумя руками одновременно, используя 2 дорожки.

* Прокатывать камешки разного размера, сравнивать расстояние, делать вывод

«Насекомые»

3. «Шустрые червячки» (гусенички)

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать координацию движений, ловкость

Воспитательные: развивать внимание, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, круглой сплющенной формы, зеленого цвета, основа для выкладывания, наборное полотно (пластмассовая решетка для раковины)

Методические рекомендации.

Наборное полотно ограничить линией «старта» и «финиша». Предложить 2 игрокам выложить из камешков гусеницу (положить в ряд 5камешков в порядке уменьшения) за линией «старта». По звуковому сигналу начать перекладывать последний камешек перед первым, пока «гусеница» не окажется на линии «финиша».

Вариант 1: увеличить количество камешков и расстояние.

Вариант 2: перекладывать пинцетом

Вариант 3: использовать левую руку

ИЮНЬ

«Лето». «Цветы»

1. «Дополни пейзаж» (летний)

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, рисунок (картинка) пейзажа.

Методические рекомендации.

Ребенок выбирает пейзаж, который ему понравится, объясняет свой выбор. Предложить ему дополнить пейзаж изображением, составленным из камешков, в соответствии с темой пейзажа. (например: морской пейзаж дополнить корабликом, рыбками, т.д.)

2. «Цветочная поляна»

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы, развивать глазомер зрительное внимание.

Образовательные: формировать умение подбирать камешки по цвету и форме в соответствии с выбранным предметом изображения, развивать способность изображать предмет, передавая характерные особенности оригинала.

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.  

Материал: камешки Марблс, настольные фланелеграфы.

Методические рекомендации.

Показать образцы, привлечь к изображению.

 «Одежда»

3.«Чудесный мешочек» («Пуговицы для одежды»)

Цель: формирование умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления.

Задачи.

Коррекционные: развивать сенсорные эталоны, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, мелкие игрушки (из Киндер-сюрприза, фасоль), мешочек

Методические рекомендации.

Камешки, игрушки, фасоль сложить в мешочек. Предложить 1ребёнку вытащить из мешочка любой камешек, описать его. Все игроки запоминают форму и размер камешка, и по очереди на ощупь достают из мешочка камешек такой же формы и размера.

Вариант 1: 1 игрок достает 2 камешка, остальные тоже достают по 2 камешка соответствующей формы и размера.

«Детские забавы»

4.«Пройди лабиринт»

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные.: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, логическое мышление

Образовательные: формировать умение проходить лабиринт

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, поднос с песком (манная крупа), фигурка человечка маленькая, мячик (лодочка, т.д. по размеру фигурки)

Методические рекомендации.

Распределить песок по всей поверхности подноса тонким слоем. В одном углу расположить фигурку, в другом – мячик и «нарисовать» на песке лабиринт. Предложить ребенку выложить дорожку от фигурки до мячика камешками, пройдя лабиринт.

Вариант 1: использовать камешки определенного цвета, размера и формы

Вариант 2: чередовать цвет (форму, размер) камешков

Вариант 3: использовать камешки разного цвета, но одинаковой формы

и размера (разной формы, но одинакового цвета и размера, разного размера, но одинаковой формы и цвета)

ИЮЛЬ

«Лето»

1. «Папа, мама, я»

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику, глазомер

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, листы картона (фетра, т.д.) разного цвета

Методические рекомендации.

Предложить ребенку выбрать фон для работы и с помощью камешков изобразить портрет семьи.

2. «Расскажи сказку»

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику, глазомер

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, листы картона (фетра, т.д.) разного цвета

Методические рекомендации.

Предложить ребенку выбрать фон и начать рассказывать простую сказку (например: «Колобок»). Каждого героя сказки изображать при помощи камешков, соблюдая последовательность действий сказки.

Вариант 1: по окончании игры, предложить другому участнику отгадать, какая это сказка и рассказать ее с опорой на получившееся изображение.

3. «Дополни пейзаж» (морской пейзаж)

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, рисунок (картинка) пейзажа.

Методические рекомендации.

Ребенок выбирает пейзаж, который ему понравится, объясняет свой выбор. Предложить ему дополнить пейзаж изображением, составленным из камешков, в соответствии с темой пейзажа. (например: морской пейзаж дополнить корабликом, рыбками, т.д.)

«Овощи, фрукты, ягоды, грибы»

4. «Собери грибы» («Сапер»)

Цель: формирование умения сопоставлять слуховые и осязательные впечатления.

Коррекционные: развивать сенсорные эталоны, умение ориентироваться на плоскости по словесной инструкции, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь,  тактильные ощущения

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, наборное полотно из 9 квадратов, повязка для глаз.

Методические рекомендации.

Наборное полотно из 9 квадратов заполнить камешками Марблс различной формы, размера, цвета (это лес). Ребенку завязать глаза и предложить «собрать грибы», описав, в каком квадрате он находится.  (Например: гриб находится в первом ряду, во втором столбике). Ребенок наощупь находит нужный камешек, убирает его с наборного полотна, смотрит и описывает его форму размер, цвет

Вариант 1: предложить «собирать» 2 и т.д. гриба

Вариант 2: Камешки разложены на подносе. Предложить найти нужный камешек наощупь, прослушав описание  его формы и размера.

АВГУСТ

1.«Картинки-близнецы» (по лексическим темам)

Цель: Развитие межполушарных связей 

Задачи.

Коррекционные: развивать пространственное мышление, мелкую моторику, способствовать расширению поля зрительного восприятия,

Образовательные: закреплять представление об окружающем мире в соответствии с лексической темой.

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, изображения контуров предметов (в соответствии с лексической темой)

Методические рекомендации.

Предложить детям 2 одинаковых контура предмета, предложить одновременно двумя руками выложить камешки по контуру, подбирая соответствующий цвет (банан – желтый, огурец – зелёный и т.д.)

Вариант 1: Дети играют по одному или в паре. Выкладывают изображения 2 руками (по 2 образцам или самостоятельно придуманные

«Домашние животные и птицы»

2.«Утята» (соревнование)

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, мелкую моторику, координацию движений, пространственную ориентировку

Образовательные: закреплять представление о цветах и их оттенках

Воспитательные: развивать зрительное внимание, ловкость

Материал: камешки Марблс различного цвета, деревянные ложки (по количеству команд), обруч, ведра (любая емкость) (по цвету камешков)

Методические рекомендации.

В обруч поместить камешки 3 цветов (одинаковое количество каждого цвета, формы и размера). Количество участников в соответствии с количеством цвета камешков (3). Каждый участник «черпает» из обруча камешек своего цвета, несет его на ложке в ведерко соответствующего цвета, используя способ передвижения - «ходьба в приседе» («уточка»). Кладет камешек в ведро, бегом возвращается к обручу и т. д.

Вариант 1: чтоб камешек оказался в ложке, можно помогать левой рукой, держа в ней счетную палочку (стеку, плоскую палочку, т.д.)

Внимание!!! «палочку - помогалочку» оставлять рядом с обручем! (чтоб избежать травм во время выполнения «ходьбы в приседе»)

Вариант 2: камешки одного цвета, но разной формы, сортировка по форме

Вариант 3: камешки разного цвета и формы, сортировка по цвету и по форме

Усложнение: увеличение количества цветов и количества участников

3 «Путешествие в страну диких животных»

Цель: развитие представлений о диких животных наших лесов, жарких и северных стран.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.

Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о диких животных, развивать способность различать их по внешнему виду, формировать навыки

Воспитательные: создать хорошее настроение, способствовать умению работать в парах и подгруппах.

Материал: камешки Марблс, разноцветные пластиковые дощечки,

силуэты диких животных, кубик для определения хода игры.

Методические рекомендации

В игре могут принимать от 2 до 4 человек.

С помощью игрового кубика определяется очередность хода игроков. На дощечках есть игровое поле с кружками, по которым будут передвигать свои фишки-камешки игроки. Если на пути встречается дикое животное, надо его назвать, определить место его обитания, рассказать, как оно приспособилось к жизни, чем питается, как размножается. Если игрок ответил правильно, оставляет камешек на изображении этого животного, а сам берет ещё такой же камешек. Далее играет следующий игрок. Кто больше оставит камешков на своем пути, тот становиться победителем.

4.«Пройди лабиринт»

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные.: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, логическое мышление

Образовательные: формировать умение проходить лабиринт

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, поднос с песком (манная крупа), фигурка птицы маленькая, домик, т.д. (по размеру фигурки)

Методические рекомендации.

Распределить песок по всей поверхности подноса тонким слоем. В одном углу расположить фигурку, в другом – домик и «нарисовать» на песке лабиринт. Предложить ребенку выложить дорожку от фигурки до домика камешками, пройдя лабиринт.

Вариант 1: использовать камешки определенного цвета, размера и формы

Вариант 2: чередовать цвет (форму, размер) камешков

Вариант 3: использовать камешки разного цвета, но одинаковой формы

и размера (разной формы, но одинакового цвета и размера, разного размера, но одинаковой формы и цвета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....