Перспективный план
материал (старшая группа)
Перспективное планирование
«Игры с камешками МАРБЛС
в старшей группе детского сада»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekt.docx | 54.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
«Игры с камешками МАРБЛС
в старшей группе детского сада»
составила
воспитатель
Габидуллина Олеся Валерьевна
Аннотация.
Система работы с камешками МАРБЛС учитывает возрастные особенности детей 5-6 лет, лексические темы по формированию предметных представлений в старшей группе, включает интеграцию всех образовательных областей. Использование возможно в любом виде деятельности педагога: во время совместной или индивидуальной работы, во время непосредственной образовательной деятельности, при проведении интегрированного досуга, а так же, как рекомендуемая игра для родителей с детьми. Играя, ребенок лучше усваивает программный материал, удовлетворяет свои эмоциональные потребности и, в то же время, приобретает навыки, необходимые в дальнейшей жизни.
Цель: развитие сенсорного восприятия, зрительных функций, мелкой моторики, воображения, речи
Задачи.
Коррекционные
- Формировать:
- умение определять предмет по силуэтному изображению,
- умение ориентироваться на горизонтальной плоскости,
- определять местонахождение одного предмета относительно другого предмета
- Развивать:
- прослеживающую функцию глаз,
- функцию фиксации взора,
- сенсорное восприятие
- слуховое внимание
- цветовосприятие,
- поисковую функцию глаз.
- Повышать:
- остроту зрения.
- Способствовать:
- развитию внимания и памяти.
Образовательные
- Обогащать:
- активный словарь детей
- Развивать:
- связную речь,
- умение правильно называть предметы,
- коммуникативные навыки (общение со взрослым и сверстниками).
- умение различать цвета, находить цвет по образцу, словесному обозначению
- Закреплять:
- формирование понятий по лексическим темам
- названия основных цветов и их оттенков.
- названия материалов
- Формировать умение:
- анализировать,
- обследовать предмет,
- выслушивать ответы сверстников,
- обосновывать свое мнение,
- доброжелательные отношения со сверстниками, умение работать в подгруппе.
- Воспитывать:
- взаимоуважение.
- Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.
СЕНТЯБРЬ
(игры повторение, см. май средняя группа)
1. «4 сезона» (осень)
Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах
Задачи.
Коррекционные: формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы, развивать глазомер зрительное внимание.
Образовательные: формировать умение подбирать камешки по цвету и форме в соответствии с предложенными шаблонами, способствовать развитию количественного счёта,закреплять представление об изменение цветовой гаммы листьев в разные сезоны.
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс, шаблоны деревьев с отверстиями разной величины, формы в соответствии с игровым материалом (камешки), картинки «4 сезона»
Методические рекомендации.
Беседа о временах года с использованием тематических картинок.
Внесение шаблонов и камешков, выкладывание камешков по предложенной тематической картинки, рассказ детей о выполненном задании.
Предложить посчитать , сколько камешков выложили, сколько камешков квадратной и т.д. формы, сколько камешков красного и т.д. цвета
2. «Салют над городом» («Цветочная поляна»)
Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах
Задачи.
Коррекционные: формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы, развивать глазомер зрительное внимание.
Образовательные: формировать умение подбирать камешки по цвету и форме в соответствии с выбранным предметом изображения, развивать способность изображать предмет, передавая характерные особенности оригинала.
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс, настольные фланелеграфы.
Методические рекомендации.
Показать образцы, привлечь к изображению.
3. «Продолжи цепочку»
Цель: развивать логическое мышление.
Задачи.
Коррекционные: развивать зрительное внимание, глазомер, способность выделять из множества камешки заданных параметров, мелкую моторику.
Образовательные: формировать представление о форме, цвете величине, способствовать развитию количественного счёта.
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс, образцы последовательности выкладывания.
Методические рекомендации.
Внесение шаблонов и камешков, выкладывание камешков по предложенному образцу. Предложить посчитать, сколько камешков выложили, сколько камешков квадратной и т.д. формы, сколько камешков красного и т.д. цвета
ОКТЯБРЬ
«Середина осени»
1. «Золотая осень»
Цель: закрепление представлений о середине осени, развитие воображения, творческих способностей.
Задачи:
Коррекционные: развивать зрительное внимание, цветовосприятие, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.
Образовательные: конкретизировать представления о «золотой» осени, об изменениях в живой и не живой природе.
Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать усидчивость, способность доводить начатое до конца.
Материал: разноцветные трафареты листьев, камешки Марблс.
Методические рекомендации.
Детям предлагается выложить картину золотой осени на предложенной раскраске. Для усложнения, можно предложить выложить такую же картину на чистом листе. И далее, можно предложить придумать свою картину осени.
«Овощи, фрукты»
2.«Волшебные коробочки»
Цель: развитие познавательных способностей детей.
Задачи:
Коррекционные: развивать тактильные ощущения, закреплять навыки определения предметов по форме и размеру на ощупь
Образовательные: развивать элементарные математические способности, закреплять количественный и порядковый счёт.
Воспитательные: воспитывать умение сосредотачиваться, формировать умения делать выводы на основе обследования предмета.
Материал: камешки Марблс разной формы, коробочки в соответствии с формой камешков
Методические рекомендации.
Вариант 1.Ребенку предлагается разложить камешки Марблс по форме в коробочки, соответствующей формы.
Вариант 2.Ребенку предлагается разложить камешки как в первом варианте, но с закрытыми глазами (с помощью специальной повязки)
Вариант 3.В игре участвует два ребенка. Они дают задания друг другу.
«Ягоды»
3. « Кондитер».
Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Коррекционные: развивать тактильные ощущения, закреплять навыки различения цвета и формы.
Развивающие: систематизировать представления о профессиях
Воспитательные: воспитывать культуру общения, развивать эстетический вкус.
Материал: камешки Марблс, формы для выпечки, кинетический песок (соленое тесто разных цветов, пластилин).
Методические рекомендации.
Дети договариваются, кто будет кондитером. Остальные игроки- его помощники. По заданию «кондитера» дети изготавливают «кондитерские изделия», украшая их фруктами- камешками Марблс. Дети договариваются, какие фрукты у них будут обозначаться камешками той или иной формы и цвета (например: клубника- это камешки красного цвета, сливы- синего, виноград- зеленого, смородина- желтого). Затем дети организовывают игру «Магазин. Кондитерский отдел».
«Грибы»
4. « Грибная поляна»
Цель: развитие представлений о съедобных и ядовитых грибах.
Задачи:
Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.
Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о грибах, их внешнем виде, развивать логическое мышление
Воспитательные: создать хорошее настроение, побуждать детей к совместной деятельности.
Материал: камешки Марблс, игровое поле с клетками, картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов.
Методические рекомендации.
Вариант 1. Детям предлагается игра по типу «крестики –нолики». На игровом поле с клеточками дети по очереди размещают камешки-грибы, заранее условившись, что желтые камешки- это лисички, красные- подосиновики, синие и зеленые- поганки. Побеждает тот, кто первый выложит все камешки.
Вариант 2. Камешки-грибы предлагается выкладывать на игровом поле, чередуя их : съедобный-ядовитый, при этом проговаривать свои действия.
Побеждает тот, кто первый избавится от ядовитых грибов
НОЯБРЬ
«Домашние животные»
1.«Мозаика - соты»
Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.
Коррекционные. развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.
Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков
Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, основа для выкладывания, наборное полотно (пластмассовая решетка для раковины), картинка – образец по теме «Домашнее животное»
Методические рекомендации.
Предложить детям выложить изображение в соответствии с картинкой-образцом.
Вариант 1: ребенок самостоятельно выкладывает задуманное изображение, подбирает цвет, размер и форму камешков, описывает созданное изображение.
Вариант 2: ребенок выкладывает изображение по памяти, без опоры на образец.
Домашние птицы
2. «Утята» (соревнование)
Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, мелкую моторику, координацию движений, пространственную ориентировку
Образовательные: закреплять представление о цветах и их оттенках
Воспитательные: развивать зрительное внимание, ловкость
Материал: камешки Марблс различного цвета, деревянные ложки (по количеству команд), обруч, ведра (любая емкость) (по цвету камешков)
Методические рекомендации.
В обруч поместить камешки 3 цветов (одинаковое количество каждого цвета, формы и размера). Количество участников в соответствии с количеством цвета камешков (3). Каждый участник «черпает» из обруча камешек своего цвета, несет его на ложке в ведерко соответствующего цвета, используя способ передвижения - «ходьба в приседе» («уточка»). Кладет камешек в ведро, бегом возвращается к обручу и т. д.
Вариант 1: чтоб камешек оказался в ложке, можно помогать левой рукой, держа в ней счетную палочку (стеку, плоскую палочку, т.д.)
Внимание!!! «палочку - помогалочку» оставлять рядом с обручем! (чтоб избежать травм во время выполнения «ходьбы в приседе»)
Вариант 2: камешки одного цвета, но разной формы, сортировка по форме
Вариант 3: камешки разного цвета и формы, сортировка по цвету и по форме
Усложнение: увеличение количества цветов и количества участников
«Мебель»
3. «Собери по цвету» («Крепление для мебели»)
Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах
Задачи.
Коррекционные: развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз
Образовательные: закреплять представление о цветах и оттенках, форме, размере, количественный счет (в пределах 10)
Воспитательные: развивать координацию движений.
Материал: камешки Марблс различной формы, цвета, размера, пинцет, емкости с опознавательными знаками (по количеству видов камешков), обруч (поднос)
Методические рекомендации.
Поместить камешки Марблс в обруч (поднос). Предложить ребенку разложить камешки в соответствующие емкости, используя пинцет.
Вариант 1: перекладывать камешки, держа пинцет левой рукой
Вариант 2: проводить игру в форме соревнования
Вариант 3: предложить ребенку карточки с изображением определенного количества камешков разного вида (например: изображено 5 синих, круглых маленьких камешков, т.д.) Собрать при помощи пинцета камешки в соответствии с изображением на карточке.
Вариант 4:карточки с изображением определенного количества предметов, собрать камешки в соответствии с формой и цветом предмета (например: на карточке изображено 5 яблок, нужно собрать 5 круглых, зеленых (желтых, красных) камешков)
«Бытовая техника»
4.«Уравняй весы»
Цель: развитие представлений о единице измерения - вес.
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, фиксацию взора, мелкую моторику.
Образовательные: формировать представление о единице измерения предметов – весе, умение делать несложные выводы, развивать связную речь
Воспитательные: развивать познавательный интерес, внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера и формы, весы с чашами.
Методические рекомендации.
Предложить детям разложить камешки на чаши весов так, чтоб они уравнялись.
Вариант 1: сосчитать общее количество камешков на чашах весов.
Вариант 2: сосчитать количество каждого вида камешков.
Вариант 3: сравнить вес различного вида камешков, отразить результат сравнения в речи.
ДЕКАБРЬ
«Зима»
1.«Хрустальный замок изо льда»
Цель: развитие представлений об устойчивости конструкции.
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, фиксацию взора, мелкую моторику.
Образовательные: формировать представление об устойчивости предметов, конструкций, умение делать несложные выводы, развивать связную речь
Воспитательные: развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы.
Методические рекомендации.
Предложить детям построить из камешков «замок (дворец)». Проанализировать постройку, определить камешки, какой формы более устойчивые.
Вариант 1: сосчитать общее количество камешков, используемых для постройки.
Вариант 2: сосчитать количество каждого вида камешков
«Зимующие птицы»
2.«Найди клад» (корм для птиц)
Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, мелкую моторику.
Образовательные: обогащать чувственный опыт.
Воспитательные: развивать координацию движений.
Материал: камешки Марблс различной формы, емкость с песком (крупой), небольшой контейнер (ведерко)
Методические рекомендации.
Поместить камешки Марблс в емкость с песком (крупой), «закопать». Ребенку завязать глаза и предложить на ощупь переложить камешки в контейнер.
Вариант 1: перекладывать камешки определенного размера, формы
Вариант 2: в емкости (мешочке) с камешками прячется «клад» (записка, игрушка от киндер-сюрприза, буква и т.д.). Ребенку предлагается на ощупь найти «клад».
Вариант 3: проводить игру в форме соревнования
«Посуда»
3.Подвижная игра «Собери ложкой» (эстафета)
Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, мелкую моторику, фиксацию взора.
Образовательные: закреплять представление о командной работе.
Воспитательные: развивать внимание, ловкость, координацию движений.
Материал: камешки Марблс, деревянные ложки (по количеству команд), обручи (по количеству команд), миски (пластмассовые тарелки) (по цвету камешков для каждой команды)
Методические рекомендации.
Участники делятся на команды. Рядом с каждой командой поставить миски (по цвету камешков). Напротив каждой команды расположить обруч, в котором находятся камешки Марблс разного цвета (одинаковое количество в каждом обруче). Первый участник команды берет деревянную ложку, бежит к обручу, ложкой «черпает» 1 камешек и несет к миске такого цвета, как камешек в ложке. Опускает камешек в ведерко, передает ложку следующему участнику. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее разложит камешки по мискам.
Вариант 1: чтоб камешек оказался в ложке, можно помогать левой рукой, держа в ней счетную палочку (стеку, плоскую палочку, т.д.)
Вариант 2: камешки одного цвета, но разной формы, сортировка по форме
Вариант 3: камешки разного цвета и формы, сортировка по цвету и по форме
Усложнение: увеличение количества цветов.
4. «Хоккей»
Цель: формирование представлений о свойствах геометрической формы – шара.
Задачи.
Коррекционные: развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз.
Образовательные: закреплять представление о свойствах круглых предметов.
Воспитательные: развивать внимание, ловкость, координацию движений.
Материал: камешки Марблс круглой формы, кКлюшка» (счетная палочка, плоская деревянная палочка от мороженого, стека, т.д.), дорожка (полоса, ограниченная по бокам 2 параллельными шнурами (коктейльными трубочками, пластилиновыми жгутиками, т.д.), емкость для камешков – 2 шт.
Методические рекомендации.
Предложить ребенку провести камушек – шарик по дорожке, используя «клюшку». Перекатить шарики из одной емкости в другую
Вариант 1: дорожка – волнистая линия
Вариант 2: прокатывать шарик сначала правой рукой, обратно - левой
Вариант 3: не касаться камешков руками, для перекладывания использовать 2 «клюшки»
ЯНВАРЬ
«Одежда, обувь, головные уборы»
1. «Чудесный мешочек» («Пуговицы для одежды»)
Цель: формирование умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления.
Задачи.
Коррекционные: развивать сенсорные эталоны, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.
Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, мелкие игрушки (из Киндер-сюрприза, фасоль), мешочек
Методические рекомендации.
Камешки, игрушки, фасоль сложить в мешочек. Предложить 1ребёнку вытащить из мешочка любой камешек, описать его. Все игроки запоминают форму и размер камешка, и по очереди на ощупь достают из мешочка камешек такой же формы и размера.
Вариант 1: 1 игрок достает 2 камешка, остальные тоже достают по 2 камешка соответствующей формы и размера.
«Комнатные растения»
2.«Собери вторую половину»
Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию,
Образовательные: развивать зрительное внимание
Воспитательные: развивать координацию движений.
Материал: камешки Марблс различной формы, цвета и размера, изображения половины контура предмета по теме «Комнатные растения» (выложенная камешками)
Методические рекомендации.
Предложить ребенку дополнить изображение, выкладывая вторую половину контура.
3. «Дополни пейзаж» (зимний)
Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.
Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков
Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, рисунок (картинка) пейзажа.
Методические рекомендации.
Ребенок выбирает пейзаж, который ему понравится, объясняет свой выбор. Предложить ему дополнить пейзаж изображением, составленным из камешков, в соответствии с темой пейзажа. (например: морской пейзаж дополнить корабликом, рыбками, т.д.)
ФЕВРАЛЬ
«Дикие животные и их детеныши»
1. «Вокруг света»
Цель: развитие представлений о диких животных наших лесов, жарких и северных стран.
Задачи:
Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.
Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о местах обитания диких животных
Воспитательные: создать хорошее настроение, способствовать умению работать в парах и подгруппах.
Материал: камешки Марблс, разноцветные пластиковые дощечки (либо цветной картон пастельных тонов), силуэты диких животных, кубик для определения хода игры.
Методические рекомендации.
В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек. Детям предлагается разместить силуэты животных на дощечках, учитывая, что красный цвет- это жаркая страна (например, Африка), желтый цвет- пустыни, зеленый цвет- наши леса, синий цвет- северные страны.
Игроки выбирают себе дощечку, с помощью кубика определяют ведущего. Ведущий показывает силуэт дикого животного, а игрок, если в его «стране» живет это животное, называет его и размещает на своей дощечке. Кто быстрее соберёт всех животных и без ошибок назовёт их и поселит в своей «стране», тот и выигрывает. Затем игрокам ведущий дает задания:
-отметить камешками только хищных животных,
- отметить парнокопытных камешками квадратной формы, остальных- круглыми камешками.
- отметить водоплавающих животных камешками синего цвета, остальных- зеленого.
2. «Путешествие в страну диких животных »
Цель: развитие представлений о диких животных наших лесов, жарких и северных стран.
Задачи:
Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.
Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о диких животных, развивать способность различать их по внешнему виду, формировать навыки
Воспитательные: создать хорошее настроение, способствовать умению работать в парах и подгруппах.
Материал: камешки Марблс, разноцветные пластиковые силуэты диких животных, кубик для определения хода игры.
Методические рекомендации
В игре могут принимать от 2 до 4 человек.
С помощью игрового кубика определяется очередность хода игроков. На дощечках есть игровое поле с кружками, по которым будут передвигать свои фишки-камешки игроки. Если на пути встречается дикое животное, надо его назвать, определить место его обитания, рассказать, как оно приспособилось к жизни, чем питается, как размножается. Если игрок ответил правильно, оставляет камешек на изображении этого животного, а сам берет ещё такой же камешек. Далее играет следующий игрок. Кто больше оставит камешков на своем пути, тот становиться победителем.
«Семья»
3. «Веселые клеточки»
Цель: развитие познавательных способностей детей.
Задачи:
Коррекционные: развивать зрительное внимание, ориентировку на плоскости, цветовосприятие, тактильные ощущения.
закрепление понятий «право, лево».
Образовательные: развивать навыки количественного и порядкового счета, закреплять способность выделять гласные и согласные звуки, обозначать их цветом.
Воспитательные: воспитывать сдержанность, умение играть в соответствии с правилами, создать хорошее настроение.
Материал: камешки Марблс, специальные сеточки на белой и черной основе, разной формы,
Методические рекомендации:
Вариант 1.Дети играют по одному или в паре. На специальной платформе с квадратными или округлыми выпуклыми отверстиями дети из камешков Марблс выкладывают изображения (по образцам или самостоятельно придуманные)
Вариант 2.Дети выполняют задания:
- разместить камешек в правом углу платформы (в левом углу, в левом верхнем углу
- в верхней части платформы выложить заданное количество камешек, в нижней части платформы - на один меньше (на один больше, столько же).
Вариант 3.Детям предлагается определить место заданного звука в слове, дать ему характеристику, обозначить камешком соответствующего цвета.
«Военные профессии»
4. «Военная техника»
Цель: формирование представлений детей об армии, военной технике.
Задачи:
Коррекционные: развивать прослеживающую функцию глаз, ориентировку на плоскости.
Образовательные: развивать связную речь детей, обогащать представления о назначении военной техники
Воспитательные: воспитывать внимательность, усидчивость, вызвать хорошее настроение.
Материал: камешки Марблс, карточки с изображением военной техники.
Методические рекомендации:
Игра проводиться после предварительной работы по теме «Военная техника и её назначение.
Детям выдаются камешки Марблс. Каждый выбирает себе род войск: военно-воздушные силы, военно-морские войска, сухопутные войска. Ведущий показывает карточку с изображением военной техники. Тот ребенок, который выбрал этот вид техники, рассказывает, для чего она предназначена ставит на нее свой камешек. Для большей заинтересованности, в конце игры можно украсить данную технику камешками Марблс.
МАРТ
«Женские профессии»
1. « Подарок маме»
Цель: развитие представлений о первом весеннем празднике.
Задачи:
Коррекционные: развивать ориентировку на плоскости, формировать
Образовательные: закреплять названия цветов, формировать навыки различения их по форме, окраске.
Воспитательные: прививать любовь и уважение к маме, воспитывать внимание к ней и желание заботиться.
Материал: камешки Марблс, карточки с изображением цветов.
Методические рекомендации.
У ребенка есть карточки, с изображенными на них первоцветов разного цвета. Можно, например, 5 подснежников белого цвета, 3 желтых цветка мать-и-мачехи, 4 крокуса фиолетового цвета , 2 тюльпана красного цвета, один пролесок синего цвета. Ребенок собирает букет для мамы: выкладывает марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает свои действия.
Педагог задает вопросы в ходе выполнения заданий: какой цвет камешка надо взять? (синий), какой цветок ты подаришь маме? (пролесок), сколько пролесков ты подаришь маме? Выложи. Назови, каких цветов больше всего?
2 «Кулинарный поединок»
Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Коррекционные: развивать тактильные ощущения, закреплять навыки различения цвета и формы.
Образовательные: систематизировать представления о профессиях
Воспитательные: воспитывать культуру общения, развивать эстетический вкус.
Материал: камешки Марблс, формы для выпечки, кинетический песок (соленое тесто разных цветов, пластилин).
Методические рекомендации.
Дети делятся на подгруппы по 2 человека. У каждой группы есть набор формочек для выпечки и материал, из которого они будут изготавливать кондитерские изделия. Игра проводиться по типу телепередачи «Кулинарный поединок». Дети из одинаковых ингредиентов изготавливают кондитерские изделия и затем судьи оценивают их работу. Лучшей команде вручаются колпаки победителей.
3. «Художники»
Цель: развитие представлений детей о сезонных изменениях.
Задачи:
Коррекционные: развивать ориентировку на плоскости, закреплять умения компоновать оттенки основных цветов для создания сюжетной картины.
Образовательные: закреплять представления о начале весны, развивать умения выделять её признаки.
Воспитательные: развивать интерес к играм с камешками Марблс, воспитывать выдержку, усидчивость.
Материал: камешки Марблс, картинки и раскраски весенних пейзажей.
Методические рекомендации:
Вариант 1. Детям предлагается выложить картинку с изображением весеннего пейзажа по образцу.
Вариант 2. Детям выдаются раскраски, которые нужно украсить камешками Марблс, а затем рассказать, что изображено на их картинке, какие есть весенние приметы.
«Профессии на транспорте»
4. «Автомобили в гаражах»
Цель: развитие представлений детей о транспорте.
Задачи:
Коррекционные: развивать ориентировку на плоскости, развивать зрительное внимание.
Образовательные: закреплять представления о видах транспорта, развивать умения классифицировать его.
Воспитательные: развивать интерес к играм с камешками Марблс, воспитывать выдержку, усидчивость.
Материал: камешки Марблс, карточки с изображением слева разноцветных гаражей, а справа автомобилей, закрепленных на липучки.
Методические рекомендации:
Вариант 1. Детям предлагается найти гараж для автомобиля. Гаражи отличаются размером, цветом, формой.
Вариант 2. Детям предлагается словесная инструкция, по которой дети должны найти гараж для автомобиля. Например: - поставь свой автомобиль в гараж не такого цвета, не такой формы.
Условия игры можно менять, если взять карточки с изображением аэродромов и самолетов, портов и кораблей.
АПРЕЛЬ
«Перелетные птицы»
1.«Пройди лабиринт»
Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах
Задачи.
Коррекционные: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, логическое мышление
Образовательные: формировать умение проходить лабиринт
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс, поднос с песком (манная крупа), фигурка птицы маленькая, домик, т.д. (по размеру фигурки)
Методические рекомендации.
Распределить песок по всей поверхности подноса тонким слоем. В одном углу расположить фигурку, в другом – домик и «нарисовать» на песке лабиринт. Предложить ребенку выложить дорожку от фигурки до домика камешками, пройдя лабиринт.
Вариант 1: использовать камешки определенного цвета, размера и формы
Вариант 2: чередовать цвет (форму, размер) камешков
Вариант 3: использовать камешки разного цвета, но одинаковой формы
и размера (разной формы, но одинакового цвета и размера, разного размера, но одинаковой формы и цвета)
«Космос»
2.«Обезьянки» («Инопланетяне»)
Цель: профилактика плоскостопия
Задачи.
Коррекционные: развивать прослеживающую функцию глаза, мелкую моторику пальцев ног.
Образовательные: формировать представления о возможностях использования пальцев ног.
Воспитательные: развивать координацию, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера и формы, обруч, ведерко
Методические рекомендации.
Предложить детям переложить камешки из обруча в ведерко при помощи пальцев ног
«Рыбы и земноводные животные»
3. «Круглый аквариум» (экспериментирование)
Цель: формировать представление о свойствах воды
Задачи.
Коррекционные: развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз.
Образовательные: познакомить с преломлением, как свойством воды
Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, координацию движений.
Материал: камешки Марблс, стеклянная емкость цилиндрической формы (стакан), емкость для камешков, плоские палочки (от мороженого, мед.шпатели, стеки, т.д.)
Методические рекомендации.
Налить в цилиндрическую емкость воды, поместить в нее камешки. Рассмотреть через стенки емкости (через стекло), обратить внимание, что происходит искажение размера камешков. Уточнить у ребенка, какое искажение (камешки кажутся большего размера). Предложить, используя две палочки, переложить камешки из «аквариума» в приготовленную емкость.
Вариант 1: сортировать камешки из «аквариума» по цвету, размеру, форме
Вариант 2: проводить в форме соревнования (участвуют 2 ребенка)
4.«Картинки-близнецы» (по лексическим темам)
Цель: Развитие межполушарных связей
Задачи.
Коррекционные: развивать пространственное мышление, мелкую моторику, способствовать расширению поля зрительного восприятия,
Образовательные: закреплять представление об окружающем мире в соответствии с лексической темой.
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс, изображения контуров предметов (в соответствии с лексической темой)
Методические рекомендации.
Предложить детям 2 одинаковых контура предмета, предложить одновременно двумя руками выложить камешки по контуру, подбирая соответствующий цвет (банан – желтый, огурец – зелёный и т.д.)
Вариант 1: Дети играют по одному или в паре. Выкладывают изображения 2 руками (по 2 образцам или самостоятельно придуманные)
МАЙ
«Весенние цветы»
1. «Дополни пейзаж» (весенний)
Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.
Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков
Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, рисунок (картинка) пейзажа.
Методические рекомендации.
Ребенок выбирает пейзаж, который ему понравится, объясняет свой выбор. Предложить ему дополнить пейзаж изображением, составленным из камешков, в соответствии с темой пейзажа. (например: морской пейзаж дополнить корабликом, рыбками, т.д.)
2. «Веселые гонки» («Ручеек»)
Цель: закреплять представление о свойствах геометрической формы – шара.
Задачи.
Коррекционные: развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз, глазомер
Образовательные: закреплять представление о свойствах геометрической формы - шара.
Воспитательные: развивать внимание, ловкость, координацию движений.
Материал: камешки Марблс круглой формы, дорожка (полоса, ограниченная по бокам 2 параллельными шнурами (коктейльными трубочками т.д.) – по количеству игроков
Методические рекомендации.
Предложить игрокам установить камешек круглой формы (у всех игроков камешки одинакового размера) в начале дорожки (дорожки расположить на полу). По сигналу, щелчком прокатить камешек по дорожке, пока он не остановиться. Определить, чей камешек прокатился дальше.
Вариант 1: щелчок выполнять, используя большой и указательный (средний, безымянный, мизинец) палец ведущей руки
Вариант 2: тоже выполнять другой рукой
Вариант 3: тоже выполнять двумя руками одновременно, используя 2 дорожки.
* Прокатывать камешки разного размера, сравнивать расстояние, делать вывод
«Насекомые»
3. «Шустрые червячки» (гусенички)
Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.
Образовательные: развивать координацию движений, ловкость
Воспитательные: развивать внимание, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера, круглой сплющенной формы, зеленого цвета, основа для выкладывания, наборное полотно (пластмассовая решетка для раковины)
Методические рекомендации.
Наборное полотно ограничить линией «старта» и «финиша». Предложить 2 игрокам выложить из камешков гусеницу (положить в ряд 5камешков в порядке уменьшения) за линией «старта». По звуковому сигналу начать перекладывать последний камешек перед первым, пока «гусеница» не окажется на линии «финиша».
Вариант 1: увеличить количество камешков и расстояние.
Вариант 2: перекладывать пинцетом
Вариант 3: использовать левую руку
ИЮНЬ
«Лето». «Цветы»
1. «Дополни пейзаж» (летний)
Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.
Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков
Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, рисунок (картинка) пейзажа.
Методические рекомендации.
Ребенок выбирает пейзаж, который ему понравится, объясняет свой выбор. Предложить ему дополнить пейзаж изображением, составленным из камешков, в соответствии с темой пейзажа. (например: морской пейзаж дополнить корабликом, рыбками, т.д.)
2. «Цветочная поляна»
Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах
Задачи.
Коррекционные: формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы, развивать глазомер зрительное внимание.
Образовательные: формировать умение подбирать камешки по цвету и форме в соответствии с выбранным предметом изображения, развивать способность изображать предмет, передавая характерные особенности оригинала.
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс, настольные фланелеграфы.
Методические рекомендации.
Показать образцы, привлечь к изображению.
«Одежда»
3.«Чудесный мешочек» («Пуговицы для одежды»)
Цель: формирование умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления.
Задачи.
Коррекционные: развивать сенсорные эталоны, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.
Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, мелкие игрушки (из Киндер-сюрприза, фасоль), мешочек
Методические рекомендации.
Камешки, игрушки, фасоль сложить в мешочек. Предложить 1ребёнку вытащить из мешочка любой камешек, описать его. Все игроки запоминают форму и размер камешка, и по очереди на ощупь достают из мешочка камешек такой же формы и размера.
Вариант 1: 1 игрок достает 2 камешка, остальные тоже достают по 2 камешка соответствующей формы и размера.
«Детские забавы»
4.«Пройди лабиринт»
Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах
Задачи.
Коррекционные.: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, логическое мышление
Образовательные: формировать умение проходить лабиринт
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс, поднос с песком (манная крупа), фигурка человечка маленькая, мячик (лодочка, т.д. по размеру фигурки)
Методические рекомендации.
Распределить песок по всей поверхности подноса тонким слоем. В одном углу расположить фигурку, в другом – мячик и «нарисовать» на песке лабиринт. Предложить ребенку выложить дорожку от фигурки до мячика камешками, пройдя лабиринт.
Вариант 1: использовать камешки определенного цвета, размера и формы
Вариант 2: чередовать цвет (форму, размер) камешков
Вариант 3: использовать камешки разного цвета, но одинаковой формы
и размера (разной формы, но одинакового цвета и размера, разного размера, но одинаковой формы и цвета)
ИЮЛЬ
«Лето»
1. «Папа, мама, я»
Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику, глазомер
Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков
Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, листы картона (фетра, т.д.) разного цвета
Методические рекомендации.
Предложить ребенку выбрать фон для работы и с помощью камешков изобразить портрет семьи.
2. «Расскажи сказку»
Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику, глазомер
Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков
Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, листы картона (фетра, т.д.) разного цвета
Методические рекомендации.
Предложить ребенку выбрать фон и начать рассказывать простую сказку (например: «Колобок»). Каждого героя сказки изображать при помощи камешков, соблюдая последовательность действий сказки.
Вариант 1: по окончании игры, предложить другому участнику отгадать, какая это сказка и рассказать ее с опорой на получившееся изображение.
3. «Дополни пейзаж» (морской пейзаж)
Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.
Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков
Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, рисунок (картинка) пейзажа.
Методические рекомендации.
Ребенок выбирает пейзаж, который ему понравится, объясняет свой выбор. Предложить ему дополнить пейзаж изображением, составленным из камешков, в соответствии с темой пейзажа. (например: морской пейзаж дополнить корабликом, рыбками, т.д.)
«Овощи, фрукты, ягоды, грибы»
4. «Собери грибы» («Сапер»)
Цель: формирование умения сопоставлять слуховые и осязательные впечатления.
Коррекционные: развивать сенсорные эталоны, умение ориентироваться на плоскости по словесной инструкции, фиксацию взора, мелкую моторику.
Образовательные: развивать связную речь, тактильные ощущения
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, наборное полотно из 9 квадратов, повязка для глаз.
Методические рекомендации.
Наборное полотно из 9 квадратов заполнить камешками Марблс различной формы, размера, цвета (это лес). Ребенку завязать глаза и предложить «собрать грибы», описав, в каком квадрате он находится. (Например: гриб находится в первом ряду, во втором столбике). Ребенок наощупь находит нужный камешек, убирает его с наборного полотна, смотрит и описывает его форму размер, цвет
Вариант 1: предложить «собирать» 2 и т.д. гриба
Вариант 2: Камешки разложены на подносе. Предложить найти нужный камешек наощупь, прослушав описание его формы и размера.
АВГУСТ
1.«Картинки-близнецы» (по лексическим темам)
Цель: Развитие межполушарных связей
Задачи.
Коррекционные: развивать пространственное мышление, мелкую моторику, способствовать расширению поля зрительного восприятия,
Образовательные: закреплять представление об окружающем мире в соответствии с лексической темой.
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс, изображения контуров предметов (в соответствии с лексической темой)
Методические рекомендации.
Предложить детям 2 одинаковых контура предмета, предложить одновременно двумя руками выложить камешки по контуру, подбирая соответствующий цвет (банан – желтый, огурец – зелёный и т.д.)
Вариант 1: Дети играют по одному или в паре. Выкладывают изображения 2 руками (по 2 образцам или самостоятельно придуманные
«Домашние животные и птицы»
2.«Утята» (соревнование)
Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах
Задачи.
Коррекционные: развивать цветовосприятие, мелкую моторику, координацию движений, пространственную ориентировку
Образовательные: закреплять представление о цветах и их оттенках
Воспитательные: развивать зрительное внимание, ловкость
Материал: камешки Марблс различного цвета, деревянные ложки (по количеству команд), обруч, ведра (любая емкость) (по цвету камешков)
Методические рекомендации.
В обруч поместить камешки 3 цветов (одинаковое количество каждого цвета, формы и размера). Количество участников в соответствии с количеством цвета камешков (3). Каждый участник «черпает» из обруча камешек своего цвета, несет его на ложке в ведерко соответствующего цвета, используя способ передвижения - «ходьба в приседе» («уточка»). Кладет камешек в ведро, бегом возвращается к обручу и т. д.
Вариант 1: чтоб камешек оказался в ложке, можно помогать левой рукой, держа в ней счетную палочку (стеку, плоскую палочку, т.д.)
Внимание!!! «палочку - помогалочку» оставлять рядом с обручем! (чтоб избежать травм во время выполнения «ходьбы в приседе»)
Вариант 2: камешки одного цвета, но разной формы, сортировка по форме
Вариант 3: камешки разного цвета и формы, сортировка по цвету и по форме
Усложнение: увеличение количества цветов и количества участников
3 «Путешествие в страну диких животных»
Цель: развитие представлений о диких животных наших лесов, жарких и северных стран.
Задачи:
Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.
Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о диких животных, развивать способность различать их по внешнему виду, формировать навыки
Воспитательные: создать хорошее настроение, способствовать умению работать в парах и подгруппах.
Материал: камешки Марблс, разноцветные пластиковые дощечки,
силуэты диких животных, кубик для определения хода игры.
Методические рекомендации
В игре могут принимать от 2 до 4 человек.
С помощью игрового кубика определяется очередность хода игроков. На дощечках есть игровое поле с кружками, по которым будут передвигать свои фишки-камешки игроки. Если на пути встречается дикое животное, надо его назвать, определить место его обитания, рассказать, как оно приспособилось к жизни, чем питается, как размножается. Если игрок ответил правильно, оставляет камешек на изображении этого животного, а сам берет ещё такой же камешек. Далее играет следующий игрок. Кто больше оставит камешков на своем пути, тот становиться победителем.
4.«Пройди лабиринт»
Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах
Задачи.
Коррекционные.: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, логическое мышление
Образовательные: формировать умение проходить лабиринт
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.
Материал: камешки Марблс, поднос с песком (манная крупа), фигурка птицы маленькая, домик, т.д. (по размеру фигурки)
Методические рекомендации.
Распределить песок по всей поверхности подноса тонким слоем. В одном углу расположить фигурку, в другом – домик и «нарисовать» на песке лабиринт. Предложить ребенку выложить дорожку от фигурки до домика камешками, пройдя лабиринт.
Вариант 1: использовать камешки определенного цвета, размера и формы
Вариант 2: чередовать цвет (форму, размер) камешков
Вариант 3: использовать камешки разного цвета, но одинаковой формы
и размера (разной формы, но одинакового цвета и размера, разного размера, но одинаковой формы и цвета)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
Перспективные планы по подвижным играм в средней группе для детей с ТНР, перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию
Перспективные планы...
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...
Перспективный план работы по развитию речи с детьми, перспективный план работы по развитию речи с родителями
перспективные планы...
перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию
перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы. перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....
Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.
Сентябрь1. Консультативная деятельность для вновь поступающих детей. Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое? 2....