Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья (старшая группа)

Самовилова Алла Владимировна

Статья посвящена проблеме коррекции графо - моторных навыков у детей с ОНР. В работе раскрыт вопрос о природе графо - моторных навыков. Рассмотренны особенности развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

 У дошкольников, которым поставлен диагноз ОНР, отмечается затруднение формирования графомоторного навыка. Причиной тому особенности когнитивного развития. Картина дополняется недостаточно развитой мелкой моторикой, а также слабой двигательной координацией. Плюс ко всему такие дети страдают из-за недостаточности самоконтроля и пространственно-временной ориентировки.

Всем известно, что дошкольный возраст в первую очередь характеризуется особой чувствительностью (сензитивностью), когда развитие мелкой моторики протекает в наиболее комфортных условиях. Педагог организует широкий спектр видов деятельности с применением различных тренировочных упражнений. Благодаря систематическим занятиям ребенок с нарушением речи обучается воспроизведению серии кистевых пальцевых поз, симметрическому и асимметрическому постукиванию, также совершенствуются графомоторные навыки.

М.М. Безруких стала автором определения, согласно которому графомоторный навык есть не что иное, как привычные положения и движения пишущей руки, имеющие определенную направленность, с помощью этих движений человек может изобразить не только письменные звуки, но также их соединения.

Формирование навыка возможно в том случае, когда соблюдены соответствующие условия, то есть обучающийся должен пройти подготовку к обучению данному навыку. Если провести анализ работ М. Г. Храковской, Г. А. Волосковой, М. Ю. Горбачевской и О. В. Елецкой, можно сделать вывод, что одной из важнейших предпосылок формирования графомоторного навыка заслуженно считают сохранение представлений и пространственного восприятия. Речь идет о таких представлениях, как

а) зрительно-пространственные (способность ребенка воспринимать пространство и пространственно-временные свойства — величину, форму и т.д.);

б) сомато-пространственные представления (умеет ли он ориентироваться в окружающей обстановке);

в) пространственных представлений «левого» и «правого», то есть насколько хорошо ребенок разбирается, где правое и где левое.

Необходимо отметить, что анализ методической литературы, посвященной формированию графомоторного навыка у дошкольников с  ОНР, показал, что главные направления коррекционной работы, а также специальные приемы обязательно включают в себя фундаментальные элементы: серию двигательных упражнений, зрительно-пространственные отношения, моторику, память, связанную с работой зрительного анализатора, ну и конечно же требуется наличие графомоторного компонента.

Так, формированию и развитию зрительно-пространственных отношений способствуют приемы, с помощью которых ребенок научится узнавать изображения и их контуры, сможет осуществлять зрительное слежение, движения глаз и головы будут согласованными, причем задействованы будут оба глаза (М. М. Безруких, Р. Д. Триггер, С. П. Ефимова, О. Б. Иншакова).

Развивать мелкую моторику можно при помощи «пальчиковых игр», упражнений «для пальчиков», пальчиковой гимнастики, которая сопровождается потешками (то есть речитативом), предметной деятельностью (когда ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, тренируется шнуровать ботинки, играет с мозаикой и др.).

Серийная организация движений формируется и развивается про помощи включения в деятельность таких упражнений:

1. Сжимание и разжимание кулачков.

2. Чередование пальца и кулака.

3. Чередование слов, например: «мальчик» - «зайчик» и т.д.

Что касается формирования и развития зрительной памяти, с этой целью подойдут следующие упражнения, когда воспитатель обращается к ребенку:

1. Пожалуйста, посмотри внимательно на эти игрушки, твоя задача — запомнить их, а затем ответить, какие именно игрушки тебе удалось запомнить.

2. Посмотри на предложенную мной картинку, запомни расположение предметов.

3. Внимательно посмотри на картинку, постарайся запомнить предметы, изображенные на ней. Каких предметов здесь не хватает? Какие предметы могут дополнить изображение?

Собственно графические навыки рекомендовано развивать на протяжении трех стадий:

первая – когда детей обучают рисованию фигур, которые в основном состоят из прямых линий, эти фигуры нужно аккуратно заштриховать — линии могут быть как вертикальными, так и горизонтальными;

вторая стадия – дети обучаются письму наклонных линий, а также штриховать фигуры косыми, вертикальными или волнистыми линиями;

третья – обучение рисованию круга, полуовала, овала и петелек.

Вывод. Важность коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие графомоторных навыков, не подвергается сомнению, она является одной из важнейших задач дошкольного образования.

Список литературы

1. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму: Система Д. Б. Эльконина / М. М. Безруких. - М. : Просвещение, 2002.

2. Ботвинников А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников/А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. - М. : Просвещение, 1979.

3. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. – М., 1959.

4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М. :Владос, 2003. – 183 с.

5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка – М. :Владос, 2003. – 11 с.

6. Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - № 6. - С. 36-41.

7. Лысюк С. Н. и Телкова С. Н. Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет// Начальная школа. - 2004.-№6.

8. Новикова Е. В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М. : «Гном и Д», 2003 – 40с.



Предварительный просмотр:

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

У дошкольников с нарушением речи, отмечается затруднение формирования графомоторного навыка. Причиной тому особенности когнитивного развития. Картина дополняется недостаточно развитой мелкой моторикой, а также слабой двигательной координацией. Плюс ко всему такие дети страдают из-за недостаточности самоконтроля и пространственно-временной ориентировки.

Всем известно, что дошкольный возраст в первую очередь характеризуется особой чувствительностью (сензитивностью), когда развитие мелкой моторики протекает в наиболее комфортных условиях. Педагог организует широкий спектр видов деятельности с применением различных тренировочных упражнений. Благодаря систематическим занятиям ребенок с нарушением речи обучается воспроизведению серии кистевых пальцевых поз, симметрическому и асимметрическому постукиванию, также совершенствуются графомоторные навыки.

М.М. Безруких стала автором определения, согласно которому графомоторный навык есть не что иное, как привычные положения и движения пишущей руки, имеющие определенную направленность, с помощью этих движений человек может изобразить не только письменные звуки, но также их соединения.

Формирование навыка возможно в том случае, когда соблюдены соответствующие условия, то есть обучающийся должен пройти подготовку к обучению данному навыку. Если провести анализ работ М. Г. Храковской, Г. А. Волосковой, М. Ю. Горбачевской и О. В. Елецкой, можно сделать вывод, что одной из важнейших предпосылок формирования графомоторного навыка заслуженно считают сохранение представлений и пространственного восприятия. Речь идет о таких представлениях, как

а) зрительно-пространственные (способность ребенка воспринимать пространство и пространственно-временные свойства — величину, форму и т.д.);

б) сомато-пространственные представления (умеет ли он ориентироваться в окружающей обстановке);

в) пространственных представлений «левого» и «правого», то есть насколько хорошо ребенок разбирается, где правое и где левое.

Необходимо отметить, что анализ методической литературы, посвященной формированию графомоторного навыка у дошкольников с  ОНР, показал, что главные направления коррекционной работы, а также специальные приемы обязательно включают в себя фундаментальные элементы: серию двигательных упражнений, зрительно-пространственные отношения, моторику, память, связанную с работой зрительного анализатора, ну и конечно же требуется наличие графомоторного компонента.

Так, формированию и развитию зрительно-пространственных отношений способствуют приемы, с помощью которых ребенок научится узнавать изображения и их контуры, сможет осуществлять зрительное слежение, движения глаз и головы будут согласованными, причем задействованы будут оба глаза (М. М. Безруких, Р. Д. Триггер, С. П. Ефимова, О. Б. Иншакова).

Развивать мелкую моторику можно при помощи «пальчиковых игр», упражнений «для пальчиков», пальчиковой гимнастики, которая сопровождается потешками (то есть речитативом), предметной деятельностью (когда ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, тренируется шнуровать ботинки, играет с мозаикой и др.).

Серийная организация движений формируется и развивается про помощи включения в деятельность таких упражнений:

1. Сжимание и разжимание кулачков.

2. Чередование пальца и кулака.

3. Чередование слов, например: «мальчик» - «зайчик» и т.д.

Что касается формирования и развития зрительной памяти, с этой целью подойдут следующие упражнения, когда воспитатель обращается к ребенку:

1. Пожалуйста, посмотри внимательно на эти игрушки, твоя задача — запомнить их, а затем ответить, какие именно игрушки тебе удалось запомнить.

2. Посмотри на предложенную мной картинку, запомни расположение предметов.

3. Внимательно посмотри на картинку, постарайся запомнить предметы, изображенные на ней. Каких предметов здесь не хватает? Какие предметы могут дополнить изображение?

Собственно графические навыки рекомендовано развивать на протяжении трех стадий:

первая – когда детей обучают рисованию фигур, которые в основном состоят из прямых линий, эти фигуры нужно аккуратно заштриховать — линии могут быть как вертикальными, так и горизонтальными;

вторая стадия – дети обучаются письму наклонных линий, а также штриховать фигуры косыми, вертикальными или волнистыми линиями;

третья – обучение рисованию круга, полуовала, овала и петелек.

Важность коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие графомоторных навыков, не подвергается сомнению, она является одной из важнейших задач дошкольного образования.

Список литературы

1. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму: Система Д. Б. Эльконина / М. М. Безруких. - М. : Просвещение, 2002.

2. Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - № 6. - С. 36-41.

3. Лысюк С. Н. и Телкова С. Н. Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет// Начальная школа. - 2004.-№6.

4. Новикова Е. В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М. : «Гном и Д», 2003 – 40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с воспитат...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

        Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмо...