Консультация для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» .
консультация (младшая группа)

Валентина Плахотнюк

«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна

г. Советск, 2019 год.

   

     Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyan.ust_.nar_._tv.konsultatsiya.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №5 «Колокольчик»  

238750 РФ, Калининградская область, город Советск, улица Карла Либкнехта, дом 8                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель первой категории: Плахотнюк Валентина Ивановна

Консультация

«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна

г. Советск, 2019 год.

   

     Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

    Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей этого дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

      В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия.

Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

 

   

Консультация

     Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. 
Применение устного народного творчества возможно лишь 
при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
         Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями 
способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
         Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) 
обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
         Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям 
приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
         В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а впоследствии осознанно, я стала активно использовать плоды народного творчества. Называю эти произведения плодами не случайно, ведь это то, 
что зародилось, складывалось и проверялось временем, проросло и вызрело, впитав знания и мудрость многих поколений.
        Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность 
приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
         
Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
         На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.
          
Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.           
          Например: 
«Был бык тупогуб, 
                              тупогубенький бычок, 
                              у быка бела губа 
                              была тупа»;

                            «Сшит колпак
                            не по - колпаковски, 
                            надо его переколпаковать,
                            кто его переколпакует, 
                           тому полколпака гороху».

Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
           Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, 
сказки, заклички, потешки, загадки. 
          В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть 
в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. 
           Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.
Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
         В своей работе я использую 
театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации. 
        
         
Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью. 
          Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с 
миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
         Вот что писал о силе слова К.Д.Ушинский: 
«Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы  объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». 
        В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат освоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который 
«не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

 

Консультация

«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей»


   Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. 
   Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. 
  Применение устного народного творчества возможно лишь 
при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
         Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями 
способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
         Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) 
обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
         Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям 
приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
        Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность 
приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
         
Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
         На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.
          
Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.           
          Например: 
«Был бык тупогуб, 
                              тупогубенький бычок, 
                              у быка бела губа 
                              была тупа»;

                            «Сшит колпак
                            не по - колпаковски, 
                            надо его переколпаковать,
                            кто его переколпакует, 
                           тому полколпака гороху». 
          
            Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор 
потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
           Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, 
сказки, заклички, потешки, загадки. 
          В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть 
в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. 
           Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.
Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
         Очень хорошо использовать 
театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации. 
        
         
Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью. 
          Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с 
миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.          
         
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, мы выполняем и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Общение со взрослыми носит положительно э...

Консультации для родителей Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей "Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошк5ольного возраста"....

Консультации для родителей Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей "Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"....