Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Малая Родина - Мордовия"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект беседы "Малая Родина - Мордовия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mordoviya_-_nasha_malaya_rodina.docx | 600.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №3»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе:
Подготовила: воспитатель
Гордеева Анастасия Сергеевна
г. Саранск
Цель: формировать элементарные представления детей о родном крае; культуре, традициях родного края и мордовского народа.
Задачи:
Образовательные задачи: формировать знания о том, что Мордовия - часть большой страны - России; дать представление о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где он родился. Познакомить с историей мордовского края, с бытом и обычаями мордовского народа.
Развивающие задачи: развивать у детей интерес к культуре своего народа; развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст; формировать интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам.
Воспитательные задачи: воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, фразовые и связные высказывания. Упражнять детей в четком звукопроизношении; артикуляционная гимнастика.
Социально-коммуникативное развитие: познакомить детей с мордовской подвижной игрой «Кирькссэ», с игрой «Построй сам».
Познавательное развитие: закрепить знания детей о народности Республики Мордовия, расширять представления о достопримечательностях города Саранск.
Физическое развитие: формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения предложенное воспитателем. Развивать любовь к физическим упражнениям.
Художественно-эстетическое развитие: рассматривание достопримечательностей города, прослушивание стихотворения о городе.
Методические приемы:
Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.
Наглядный: визуализация с помощью компьютера (показ иллюстраций), рассматривание, игровой (наглядно-действенный метод).
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности), использование ТСО (технические средства обучения).
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Словарная работа: «легенда», «кирькссэ», «панары», «зыбка», «розетка».
Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, дифференцированный подход к детям.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: куклы в мордовской одежде, разрезные картинки с достопримечательностями города, шарф или платок для игры, картинки с изображением мордовских узоров; цветные карандаши, листы для рисования.
Аппаратное и программное обеспечение: экран.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель. Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень –
Всем «Привет» и «Добрый день».
Гимнастика для глаз «Носик»
Смотрит носик вправо-влево, Смотрит носик вверх и вниз. Что увидел хитрый носик? Ну, куда мы забрались? | Резко перемещают взгляд вправо и влево Резко перемещают взгляд вверх и вниз. Мягко проводят указательными пальцами по векам. |
Воспитатель. Ребята, что еще нам нужно размять перед нашим занятием?
Дети. Языки.
Проводится артикуляционная гимнастика «Качели», «Часики», «Футбол».
Воспитатель. Наше занятие мы начнем с красивых стихов, которые нам прочитают Катя и Алёна.
Катя.
Мордовия моя!
Республика родная.
Горжусь тобою я,
Красоты восхваляя.
Здесь солнце ярче светит,
Здесь небо голубее
И нет на всей планете
Земли моей роднее.
Алёна.
В войне и в мире верная,
Земля моя любимая!
Живи, цвети, Мордовия,
В святой Руси ценимая.
Воспитатель. Спасибо, девочки. Ребята, скажите, о чём эти стихотворения?
Дети: О Мордовии.
Воспитатель. Правильно. А как вы думаете, почему наша республика так называется?
Дети. Нашу Республику назвали так потому, что основным населением была - мордва.
2. Основная часть.
Воспитатель. К нам сегодня в гости пришла девочка – Татюня (воспитатель показывает куклу в мордовском платье). Она хочет рассказать вам древнюю легенду про то, как появилась Мордовия. Садитесь удобнее и слушайте внимательно.
Легенда о рождении мордовского народа
Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый и трудолюбивый. Так по легенде зародилась мордовская земля.
Воспитатель. Вот такая легенда. А кто мне скажет, как называется столица нашей республики?
Дети. Саранск.
Воспитатель. Правильно. Мордовский народ очень любит свой край и свой главный город. Он старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в городе замечательных мест: музеев, театров, стадионов, памятников и т.д. Какие достопримечательности Саранска вы знаете?
Дети. Парк им. Пушкина, стадион «Мордовия-Арена».
Воспитатель. Ребята, а хотите сами немного побыть строителями?
Дети. Да.
Воспитатель. У меня есть детали с достопримечательностями нашего города. Давайте соберем их и посмотрим, что у нас получится.
Дети делятся на несколько групп. Проводится дидактическая игра «Построй сам».
Воспитатель. Молодцы, ребята. Быстро справились. Но раньше не было столько мест, куда можно сходить, поэтому люди придумывали себе развлечения и игры сами. Наша Татюня хочет и вас научить ее любимой игре.
Проводится мордовская игра «В круге» («Кирькссэ»).
Содержание и правила игры. Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:
Отгадай, чей голосок,
Становится в кружок
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись!
После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.
Воспитатель. Ребята, Саранск не всегда был таким. Когда-то давно в этом городе не было всего этого. Давным-давно, когда еще жили наши прапрадедушки и прапрабабушки, не было никакой техники. Мордовские люди старались жить ближе к лесам и водоемам. Как вы думаете, зачем люди ходили в лес? (дети высказывают предположения). В лес ходили на охоту, там собирали, грибы, ягоды, орехи, травы; рубили дрова. В реках и озерах они ловили рыбу.
Воспитатель. Дома раньше строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из бревен. Одевались раньше только в одежду, которую изготавливали сами. Женщины шили рубахи - панары, потом их вышивали национальным узором и делали украшения.
Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. Посередине избы стояла люлька или зыбка. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки. Чтобы наша Татюня крепче уснула, давайте мы все вместе споем ей мордовскую колыбельную песенку.
Спи, спи, усни, усни,
Моя девочка, усни,
Мой ребенок, засыпай,
Спит кукушка, спи и ты.
И синица уж уснула,
Глазки закрывай,
Баю, баю, баю, бай.
Воспитатель с детьми становятся в круг, выполняя движения, поют.
Воспитатель. Вот она и уснула. Я узнала, что у нашей Татюни сегодня день рождения. Дети, давайте сделаем подарок для Татюни – нарисуем для нее красивые мордовские узоры, чтобы она всегда помнила о своей малой Родине.
Выставляются куклы в мордовской одежде.
Воспитатель. Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае – розеток, квадратов, ромбов. Каждый знак имел свое значение. Круг использовался как символ солнца, луны, колеса. Треугольник символизировал завершение. Квадрат – порядок. Наиболее часто встречающиеся у мордвы знаки - это восьмиконечная звезда или розетка (демонстрируется изображение). Посмотрите, какой этот узор яркий и красивый. Давайте наши узоры тоже сделаем такими же красивыми.
Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке во время работы, помогает детям.
Пальчиковая гимнастика «Народная игрушка»
Мы — красавицы матрешки, Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша, Загибают поочередно пальцы на
Мила - три, четыре — Маша, правой руке, начиная с большого.
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать. Разжимают кулачки 2 раза.
После работы детей воспитатель хвалит их работу, отмечает аккуратность.
Воспитатель. Ребята, я уверена, что Татюне все ваши работы очень понравятся, и их так много, что она сможет их показать и подарить своим братьям и сестрам.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель. На этом наше занятие закончено. Вам понравилось? А что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей). Спасибо вам, до свидания.
Список литературы
- Баргова Т. С., Руськина Е. С. Саранск-столица Мордовии: рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей – Саранск, 2007. – 102 с.
- Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / В. С. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272 с.
- Бурляева О. В., Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
- Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников : Старшая группа : метод. пособие для пед. дошк. образ. учреждений / Л. Г. Горькова, О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2009. – 336 с.
- Земля была б без них мертва : Предания и устные рассказы / сост. Л. В. Седова. - Саранск, 1991. – 65 с.
- Щемерова, Н. Н. Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы / Н. Н. Щемерова, Ю. К. Юдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22538/
- Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : пособие для дошк. образов. учреждений РМ / авт.- сост. Е. Н. Киркина.- Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 352с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме: «Моя родина - Краснодарский край»
Цель: Познакомить учащихся с государственной символикой края: гербом, флагом, гимном. Научить понимать смысл герба . Формировать уважительное отношение к государственным символам родного края, вызвать...
Конспект образовательной деятельности на тему "Наша Родина – Россия" в старшей группе
Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Патриотическое воспитание....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Моя малая Родина-город Красноармейск»
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников.(из опыта работы воспитателя детского сада №12 «Светлячок»Аржанухиной С.К.). Родина… Это слово выраж...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Наша Родина – Россия»
Знакомство с природой России....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Воспитание патриотов Родины»
laquo;Воспитание патриотов Родины»Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Воспитание патриотов Родины»Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к сво...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Природа Мордовии»
Природа нашего края красива и разнообразна.Попробуйте отгадать мою загадку. Летом бежит, зимой спит. Весна настала- Опять побежала. (Река.)...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Птицы Мордовии»
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Птицы Мордовии»....