Картотека дидактических игр для развития целостного восприятия окружающего мира ( старший дошкольный возраст)
картотека (подготовительная группа)
Картотека дидактических игр для развития целостного восприятия окружающего мира (старший дошкольный возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_poznavat_razvitiyu.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Горный детский сад»
Картотека дидактических игр
для развития целостного восприятия окружающего мира
( старший дошкольный возраст)
Составила:
Франц Н.В.
Горный
«Что кому»
Дидактическая задача: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.
Игровое правило: Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.
Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки.
Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток - он нужен столяру, плотнику).
Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.
Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии.
«Не ошибись»
Дидактическая задача: Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.
Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об одном виде спорта.
Ход игры: У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры.
По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям.
«Где это можно купить?»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки.
Игровое правило: Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото
Ход игры: Детям раздают маленькие картинки, каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин)
«Так бывает или нет?»
Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега и стали кататься с нее на санках».
Дети придумываю сами небылицы.
«Узнай по описанию»
Дидактическая задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Игровое правило: Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.
Ход игры: Воспитатель рассказывает:
- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как называется» - подумала Наташа. Дети , кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать).
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.
«Какое время года?»
Дидактическая задача: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Игровое правило: Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.
Ход игры: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»
«Назови одним словом»
Дидактическая задача : Упражнять детей в классификации предметов
Игровое правило: Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Я назову слова, а вы назовите все одним словом:
- стол, стул, диван, кровать – мебель
- ложка, кастрюля, тарелка – посуда
- автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт
- малина, клубника, черника- ягоды
- роза, ромашка, василек – цветы
«Что было, если бы…?»
Дидактическая задача: Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.
Игровое правило: Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.
Ход игры: Воспитатель предлагает послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»
- Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры? (не заботилась о вещах, не ухаживала за ними).
- А теперь давайте поиграем в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали?
- А что было ба, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер)
Дети сами придумывают загадки.
«Так у нас. А как у вас?»
Дидактическая задача: Разъяснить детям, что вечернее время – это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи
Игровое правило: Рассказать, как проходит вечер в семье.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассказать детям, что бывает вечером у них дома.
Первым рассказывает воспитатель.
"Что умеет делать?"
Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Игровое правило: Ведущий называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки).
Ход игры:
В: Телевизор.
В: Что может мяч?
В: Что может светофор?
В: Что может растение?
В: Что может слон?
В: Что может дождь?
В: Что может дождь?
В: Что может краска?
В: Что может художник?
"Раньше - позже"
Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях
Игровое правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).
Ход игры
В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?
В: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу?
В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?
В: Какая часть суток сейчас?
В: А что было раньше?
В: А раньше?
В: А еще раньше?
В: Какой сегодня день недели?
В: А какой день недели был вчера?
В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…
«Где живет?»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев
Игровое правило: Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
Ход игры:
В: Где живет медведь?
В: Где живет собака?
В: Где живет ромашка?
В: Где живет гвоздь?
В: Где живут вежливые слова?
В: А что значит хороший человек?
Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы.
В: Где живет радость?
В: Где живет зло?
В: В каких словах живет буква "А"?
В: Где живет слово?
В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
В: Где живет грустная мелодия?
"Хорошо-плохо"
Дидактическая задача: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Игровое правило: Ведущим называется любой объект, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?
В: Огонь - это плохо. Почему?
В: Листопад - это хорошо?
В: Листья под ногами - плохо. Почему?
В: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем?
В: Что плохого в бодрой ритмичной музыке?
«Из чего сделано?»
Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.
Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.
Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.
Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.
«На что похоже?»
Дидактическая задача: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Игровое правило: Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него
(по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу)..
Ход игры:
В: На что похож абажур?
В: На что похожа улыбка?
В: Половник.
В: На что похож дождь?
В: А душ какой бывает?
В: На что похожа коробка цветных карандашей?
В: На что похожа кисть?
В: На что похож светофор?
В: На что похожа иголка?
В: На что похож звук "Р"?
В: На что похожа мелодия вальса?
"Найди друзей"
Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Игровое правило: Игру рекомендуется использовать после игры "Что может?". Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят (с помощью набора предметных картинок), кто или что выполняет эту же функцию.
Ход игры:
В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.
В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?
В: А самолет сам летает?
В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!
В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.
В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)
В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы оставляют следы на бумаге.
"Все в мире перепуталось"
Дидактическая задача:Расширять представлений детей об окружающем мире.
Игровое правило: Для игры используется "модель мира", которая состоит из двух частей: рукотворного и природного мира..
Воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.
Ход игры:
В: Что изображено у тебя на картинке?
В: К какому миру относится яблоко?
В: Почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели?
В: На картинке - шуба. К какому миру принадлежит?
В: Почему вы так думаете?
В: Шубу поместим в сектор с посудой?
В: Итак, шуба относится к одежде. К верхней одежде.
В: На картинке - утка. К какому миру она относится.
В: Где живет утка? Где обитает?
В: Было семечком, а стало?
В: Было головастиком, а стало?
В: Был дождь, а стал?
В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
В: Было числом 4, а стало числом( 5).
В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?
Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.
В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?
Д: Игрушек, овощей а огороде…
В: Это было раньше маленьким, а стало большим.
Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.
В: Это было раньше большим, а стало маленьким.
Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.
В: Было раньше тканью, а стало…
Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…
В: Это раньше было акварельными красками, а стало…
Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие целостного восприятия предмета у детей дошкольного возраста
Развитие целостного восприятия предмета у детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната системысоциальной защиты населения...
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) старшего дошкольного возраста. В зимнем лесу.
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) старшего дошкольного возраста. Тема: В зимнем лесу. Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой....
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подборка игр для развития фонематического восприятия поэтапно:1 этап: узнавание неречевых звуков.2 этап: различение высоты, силы и тембра голоса.3 этап: различение слов близких по звуковому составу4 э...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подборка игр для развития фонематического восприятия поэтапно:1 этап: узнавание неречевых звуков.2 этап: различение высоты, силы и тембра голоса.3 этап: различение слов близких по звуковому составу4 э...
Картотека игр для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
1 этап. Узнавание неречевых звуков.Игра «Угадай, что лежит в сундучке?»Цель: развивать навыки слухового восприятия неречевых звуков.Ход игры: педагог предлагает послушать, определить по зв...