Развитие целостного восприятия предмета у детей дошкольного возраста
статья по теме
Развитие целостного восприятия предмета у детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната системы
социальной защиты населения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение города Москвы
Детский дом-интернат для умственно отсталых детей
«Южное Бутово»
Департамента социальной защиты населения города Москвы
Статья:
Развитие целостного восприятия предмета у детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната системы
социальной защиты населения
Целевой возраст: методисты, воспитатели
детских домов-интернатов для
умственно отсталых детей
Воспитатель ГКУ ДДИ «Южное Бутово»:
Егорова Любовь Ивановна
г. Москва, 2012 г.
Ощущения и восприятие—это первая ступень познания окружающего мира и всех наших знаний о нём. Эта ступень важна на протяжении всей жизни.
Восприятие - это сложный психический процесс, который формируется на основе синтеза разных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, кинестетических. Процесс восприятия связан с вниманием, памятью, мышлением, направляется мотивацией и имеет определённую аффективно-эмоциональную окраску. Именно восприятие связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Целостное восприятие как бы подготавливает некоторые стороны причинного мышления. Когда человек детально представляет предмет с его частями, он может осознать причины нарушения целого.
У нормально развивающегося ребёнка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей с поражённой нервной системой ощущения и восприятия формируются замедленно, с большим количеством особенностей и недостатков. Недоразвитие познавательной деятельности - основной признак умственной отсталости. Нарушения касаются, прежде всего, процессов отражения окружающей действительности - ощущений и восприятий.
Для умственно-отсталых детей характерны:
Замедленность всех видов восприятия
(зрительных, слуховых, кинестетических и т.д.)
Узость, ограниченность объёма воспринимаемого материала
Недифферентность
Инактивность, тоесть пассивность восприятия;
У детей нет стремления разобраться во всех свойствах предъявленного им для восприятия предмета. Неумение всматриваться, искать и находить важные свойства предмета, избирательно рассматривать какую-либо часть предмета.
Нечёткость, искажённость воспринимаемых образов;
Отсутствие интереса к окружающим предметам и игрушкам затрудняет освоение предметных действий;
Отсутствие планомерности в обследовании предмета приводит к неполноте полученной информации;
Но при правильной коррекционной помощи у детей развиваются все важные, значимые для человека психические процессы. Это помогает детям адаптироваться в социальной среде, то есть сформировать такие личностные черты, как самостоятельность и независимость.
С детьми моей группы я работаю 4 года (с 2008 года). Изначально в группе было 10 детей в возрасте от 6-8 лет, девочки. Двое детей с глубокой умственной отсталостью и восемь с умеренной. Пять человек с диагнозом «синдром Дауна».
Все дети - с речевыми нарушениями, не говорящие, но понимающие обращённую к ним речь. Восемь детей с нарушением зрения, трое из которых - с предписанием постоянно носить очки. У всех детей нарушена координация движений, моторика рук.
При тестировании детей выяснилось - их невозможно включить в элементарную игровую ситуацию, так как попытки сконцентрировать их внимание на игрушках и игровых предметов удавалось лишь на короткое время
Действия детей отличались бесцельным манипулированием предметами, неусидчивостью, разбрасыванием и разрушением. Все попытки организовать игру оказывались безуспешными. Действия детей отличались либо импульсивностью, либо заторможенностью, нецеленаправленностью. Интерес к игрушкам практически отсутствовал, но каждый ребёнок проявлял интерес к тактильному общению со мной, тоесть каждый хотел ,чтобы его погладили и приласкали.
ТЕСТИРОВАНИЕ:
При обследовании на узнавание цвета (и выбора цвета по образу) оказалось:
узнают цвета и правильно выбирают -6 детей;
допускают ошибки- 4 детей;
не узнающих - не было;
(Детям предъявлялись цветные кружки бумаги из 7(семи) основных цветов. Дети должны были подобрать кружки нужного цвета);
При тестировании особенностей восприятия геометрической формы
○ □ ∆ оказалось:
Смогли правильно соотнести по предложенным образцам-формам соответствующие им геометрические фигуры-6 детей;
Справились, но допустили ошибки-2 детей;
Не справились-2 детей;
С упражнением на сравнение предметов по величине детям многократно повторяли хаотичные пробы. Дети неоднократно пытались бездумно втолкнуть фигуру в разные прорези независимо от размера;
При складывании круга из 2х частей с тестом смог справиться только 1 ребёнок;
Одним из самых сложных заданий оказалось составление из 2х частей изображения целого. Предварительно рассмотрев с детьми целостный образец знакомой игрушки «собачка», делила картинку на 2 части по вертикали и просила её сложить.
С заданием справились - 3детей;
При делении картинки по горизонтали-с заданием не справился никто.
Таким образом:
Анализ теста показал отсутствие у детей целостного восприятия образа, которое возможно лишь в том случае, если ребёнок овладел сенсорными эталонами - общепринятыми образцами внешних свойств предмета.
На основании проведённого мною тестирования и полученных результатов, я наметила основные задачи по коррекционной работе:
Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства;
Учить узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства;
Обучать детей действиям с предметами;
Помогать обнаруживать основные свойства предметов, их значения и особенности;
Учить детей объединять свойства предметов в целостный образ;
Развивать внимание посредством дидактических игр;
Особое место в процессе коррекционного обучения заняли «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников »,- разработанные А.А. Катаевой и Е.А. Стребелевой.
Для раздаточного материала использовала наиболее понравившиеся детям игры:
На цвет
Нанизывание на леску разноцветных пуговиц, разных по цвету и размеру;
Расставление в стаканчики разноцветных фломастеров в соответствии с образцом;
«Найди пару»- разложение цветных камушков по доминирующему цвету
На форму
«Почини коврик», сделанный из ткани с прорезями из геометрических форм;
«Геометрическое лото»
На величину
«Матрёшки»;
Тарелочки, убывающие по величине;
Доски с предметами, убывающими по величине, высоте, ширине;
Для того, чтобы у детей создался целостный образ предмета, в своей работе я использовала основные сенсомоторные методы - рассматривание предмета, ощупывание, наложение предметов друг на друга, сравнение. Эта работа проводилась как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Особенно хочу обратить ваше внимание на метод наложения предметов друг на друга. Чтобы точно наложить предмет на предмет и получить одно изображение от детей требуются: большая концентрация внимания, усидчивость, координированные движения рук и пальцев, глазомер.
Положительные результаты получались не сразу и не у всех. Для детей с синдромом Дауна, гиперактивным детям - в самом начале работы - это была трудновыполнимая задача, так как «руки не слушались», «не сиделось». Если у детей не получалось - они сердились, в раздражении бросали изображения на пол, плевались в знак протеста.
Мне приходилось проявлять терпение и настойчивость.
Сначала сама показывала способ выполнения, а затем предлагала детям повторить за мной. От удачно выполненной работы дети испытывали огромные положительные эмоции.
Хочу поделиться с вами моим способом создания коррекционного материала. Для этого я использовала толстую ламинированную плёнку, внутри которой рисовала красным фломастером контур предметов, так как красный цвет - самый различаемый и узнаваемый детьми. Формы предметов идут от простых к сложным.
Свойства плёнки - прозрачность, мягкость, прочность для многократного использования, гибкость, надёжность при сминании - позволили её использовать при наложении, достигая коррекционные цели.
На начальном этапе я работала с детьми индивидуально и только спустя большой промежуток времени, картинки с плёнкой использовались на групповых занятиях. Дети по кругу передавали картинки для выполнения работ.
«…Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение объёма знаний, умений и установлений контактов со взрослыми. Если внимание отсутствует, ребёнок не сможет ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт ребёнка со взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действовать по образу, необходимо с самого начала проводить игры и упражнения, способствующие формированию внимания…» /Е.К. Стребелева/. Развитие внимания тесно связано с развитием запоминания.
Игры, наиболее понравившиеся и запомнившиеся детям:
«Найди такой же»,— предлагала ряд изображений (3-4), на которых нарисованы разнообразные по цвету простые игрушки. Нужно было найти подобное с изображением- образцом.
«Чего не хватает»,— на 3 рисунках изображена одна и та же игрушка, но на одной недостаёт 1,2,3х деталей (у мишки нет лапки, ушка, шортиков).
Рассматривая предметы, следовала общей схеме:
Восприятия целостного облика предмета;
Выделение его главных частей и определение их свойств(форма, цвет, величина);
Определение пространственных отношений относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа);
Выделение мелких деталей и определение их величины соотношения расположения;
Повторное целостное восприятие предмета;
Плоский предмет обводили по контуру. Объёмный - обследовали двумя руками ощупывающими движениями.
В результате у детей складывалось представление о свойствах предмета.
Для развития целостного восприятия я использовала упражнения:
«Сложи картинку из 2х частей»,- предметная картинка, разрезанная вертикально, разрезанная горизонтально;
«Что изображено?»,- картинки с неполным изображением предметов. Перед детьми картинки с изображением животных и картинки с неполным изображением животных, лежащие вперемешку. Затем я предлагала детям соотнести неполное изображение с образцом;
«Дорисуй предметы»,- методичка Т.Н.Головиной;
«Что ты видишь?»,- карточки с контурным изображением предметов, наложенных друг на друга;
«Рисуем по контуру»,- листы бумаги с контурным изображением овощей и фруктов, цветные карандаши. Я предлагала детям обвести разными цветами контуры предметов;
«Разрезные картинки» (геометрической формы),- Я предлагала детям составить из частей целое;
«Пазлы»,- из всех игр это самая увлекательная игра, в которую дети играют с огромным желанием.
Развивает все психические процессы;
Развивает моторику рук и пальцев;
Развивает уверенность в себе, способность самостоятельно принимать решения;
Даёт положительные эмоции;
Даёт возможность составлять предмет, сюжетную картину из 9 до 120 пазлов;
Преимущество пазлов перед картинками состоит в том, что фигурные прорези отдельных пазлов позволяют собранной картине не рассыпаться, не расползаться, не разъезжаться. За счёт фигурной штамповки они удерживают друг друга.
Итог:
В результате тяжёлой, кропотливой работы изо дня в день из смены в смену, я и мои коллеги по работе добились следующих результатов:
Многие дети различают и показывают пословесные инструкции, сенсорные эталоны (цвет, форму, величину);
Научились собирать пазлы:
Изображение из120 пазлов- 2 детей;
Изображение из 60 пазлов- 1 ребёнок;
Изображение из 30 пазлов- 3 детей;
Изображение из 12 пазлов-1 ребёнок;
Изображение из 4 пазлов- 2 детей;
И только у 1 ребёнка отмечается в развитии регресс, всвязи с обострением психического заболевания;
Литература:
Цикото Г.В. – «Коррекционно - развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста» – М., 1991.;
Катаева А.А., Стребелева Е.А. – «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»: Кн. для учителя–М.: «БУК-МАСТЕР», 1993 г.;
Краснощекова Н.В. – «Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты». – Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельнос...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста.
Мною была разработана и написана часть образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...
Презентация для работы по развитию восприятия цвета у детей дошкольного возраста
Презентация для работы по развитию восприятия цвета с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей дошкольного возраста с ТНР.
Правильно подобранный музыкальный материал (в работе по всем видам музыкальной деятельности)позволяет решить задачи музыкального развития и коррекции детей с нарушением речи....
Особенности восприятия цвета у детей дошкольного возраста. Необходимость развития детского цветовосприятия.
Особенности восприятия цвета у детей дошкольного возраста. Необходимость развития детского цветовосприятия.Мы живем в ярком, красочном мире, наполненном сотнями цветов и оттенков. Он для нас обычен и ...
Картотека дидактических игр для развития целостного восприятия окружающего мира ( старший дошкольный возраст)
Картотека дидактических игр для развития целостного восприятия окружающего мира (старший дошкольный возраст)...