Статья " Сенсорное развитие младших дошкольников в НОД "
статья на тему

Стаметова Марина Николаевна

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, от уровня которого зависит успешность умственного, физического и эстетическоо воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Сенсорное развитие младших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности"

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, от уровня которого в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многообразннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы целенаправленно формировать у  детей эталонные представление о цвете, форме, величине предметов, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и т.д. Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают окружающий мир целостным и постоянным.

 Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение ("маленькое" - это то, что можно схватить одной рукой, "большое" - двумя руками, "круглое" - то, что охватывается всей ладошкой, "квадратное" - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов.

Итак, основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста:

1) формирование у детей систем перцептивных действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Основные проблемы и пути их решения в сфере сенсорного развития детей раннего возраста.

Проблемы

Задачи работы

Пути решения

Отсутствие    условие для целенаправленного зрительного, слухового, тактильного восприятия предметов

Обогащать предметную среду, доступ ну к для восприятия ребёнком разнообразия предметов

Обращать внимание ребёнка на предметы и называть их свойства, доступные восприятию малыша: цвета — красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный; формы — шар, куб, кирпичик, призма, круг, квадрат; величины — большой, поменьше, маленький, самый, маленький, побольше, самый большой; расположение в пространстве — рядом, близко, далеко, впереди, позади, вверху, внизу; фактура — мягкий, твёрдый, гладкий; сила звука — громкий, тихий, высокий, низкий ;

Запаздывание в формировании элементарных сенсорных представлений

Формировать элементарные представления об основных свойствах предмета: цвете, форме, величине, расположении в пространстве

Упражнять детей в нахождении сходства предметов по одному свойству (например цвету) независимо от других свойств (например формы, величины), в выполнении поручения: «Дай такой же»

Недостаточное внимание взрослых к стимулированию   действий детей  с  сенсорными материалами

Развивать способность соотносить предметы по признакам при выборе из нескольких параметров, узнавать предметы по сочетанию свойств; выделять однородные предметы по одному или нескольким признакам

Предлагать детям материалы и предметы контрастных свойств, проговаривать их названия и называть свойства, демонстрировать способы обследования предметов и их соотнесения; поощрять интерес к действиям с сенсорными материалами

Недостаточное внимание взрослых к использованию словесных характеристик при восприятии     предметов детьми

Привлекать словесными поручениями внимание к предмету, побуждать находить его в окружающей обстановке, выделять предмете заданными свойствами

побуждать детей:

— правильно называть и определять величину предмета независимо от формы и цвета

— соотносить предметы по признаку величины при выборе из нескольких параметров

— группировать предметы по величине, выполняя задания по словесному указанию и зрительному восприятию

— различать и находить предметы по сочетанию 2—3 свойств (цвет, форма, величина)

— различать расположение предметов в пространстве относительно своего тела

Ограничение взрослыми манипулятивных действий детей

Развивать ориентировочно-познавательную деятельность: обследовательские и манипулятивные действия с предметами Управлять действиями ребёнка с предметами на основе словесных указаний при непосредственном восприятии предмета и без опоры на восприятие

Поощрять предметно-специфические действия с 5—б местными предметами; упражнять в выполнении взаимосвязанных действий: раскладывать-собирать, открывать-закрывать — по словесному заданию

Ограничение взрослыми самостоятельности детей в познавательно-обследовательской деятельности

Расширять сферу опосредованных действий с несложными предметами-орудиями

Развивать способность предвидеть изменения, происходящие с предметом в

Способствовать освоению детьми:  

-обозначений в речи;

-действий с предметами-орудиями (ложка, расчёска, чашка, палочка, сачок, совок, лопатка, молоточек, отвёртка, ключ);

результате действий с ним, устанавливать связь слова с предметом или действием, связь между явлениями

— умения выбирать и выполнять действия в соответствии с собственным опытом и по словесному заданию; использовать слова, описывающие результат действия (поел покормил, попил, достал, насыпал, налил, вылил, покатал, передвинул, отвернул, завернул, забил и т. д.)

Поощрять стремление (попытки):

— понимать и называть слова-действия, обозначать словами 2—3 простых  действия с предметами (опустил сачок, поймал рыбку, достал рыбку; насыпал в совочек, пересыпал в ведёрко)

— устанавливать связь слова с действием

Особое внимание необходимо уделять подбору сенсомоторных игр, влияющих на развитие зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, безопасных для жизни и здоровья детей.

Игровой метод является преобладающим и основным в организации образовательной деятельности. Во время игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.  

Это могут быть игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами; мозаиками и пазлами; кубиками; конструктами; строительными наборами и т. д.

Необходимо знакомить детей также с дидактическими играми и правилами этих игр;

воспитывать познавательный интерес, любознательность; упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; развивать мелкую моторику рук.

Особое внимание необходимо уделять подбору сенсомоторных объектов, влияющих на развитие зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, безопасных для жизни и здоровья детей.

Необходимо, чтобы через игру дети научились обследовать предметы, выделяя их признаки. Научились соотносить предметы по форме, цвету и величине; устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.

Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Среда развития ребенка в детском саду это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к дальнейшему обучению в школе, но самое главное — «среда обитания» младшего дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы.

Предметную среду нежно  создавать с учётом возрастных возможностей детей и интересов. Таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

     Предметы обстановки группы нужно подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. При создании предметно-развивающей среды, подобрать те игрушки и материалы, которые предназначены для детей младшего возраста. Для развития мелкой моторики рук подобрать специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки. Игрушки должны быть правильно подобранны чистых цветов, чёткой, несложной формы, разных размеров, величина дидактических пособий имеют большой эмоциональный заряд, они должны быть выполнены из разнообразных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов.

Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение.

Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что дают ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители.

Родителям необходимо предоставить методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, по созданию условий проведения дидактических игр, и дать консультацию по изготовлению дидактических игр.

Таким образом, в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, ставятся следующие задачи:

- формирование сенсорных способностей у дошкольников посредством образовательной деятельности;

- формирование у дошкольников сенсорных эталонов;

- формирование у дошкольников умений самостоятельно применять сенсорные эталоны в практической и познавательной деятельности.

Сенсорное развитие, не только является основой общего умственного развития ребенка, но и имеет, в значительной степени, прикладное значение, поскольку полноценное восприятие внешних свойств предметов необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

 Анализ литературы показывает, что в настоящее время без сенсорного воспитания восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности. Поэтому необходимо развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие младших дошкольников в познавательно-практической деятельности

Своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзыв...

Статья:"Сенсорное воспитание младших дошкольников"

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы и явления его удивительны и неповторимы. Они обладают массой свойств и признаков, о которых ребенку-дошкольнику предстоит узнать.Каждое зна...

статья "Сенсорное воспитание младших дошкольников"

В данной статье представлен опыт работы, по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста...

Статья :"Сенсорное развитие младших дошкольников"

В статье раскрывается теоретический аспект проблемы, особенности использования дидактической игры как способа сенсорного развития ребенка, представлен практический материал – авторские дидактиче...

Статья «Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников».

Наше время – это время перемен. Каждая из программ, используемых сегодня в детских садах, ставит перед собой именно эту цель – воспитать творческую личность с высоким уровнем интелле...