Семинар-тренинг для педагогов «Способы снятия психоэмоционального напряжения»
консультация по психологии
Знакомство со способами снятия эмоционального напряжения у педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_trening_dlya_pedagogov_snyatie_emotsionalnogo_napryazheniya.docx | 171.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг для педагогов
«Способы снятия психоэмоционального напряжения»
Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.
Задачи:
- создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;
- познакомить участников тренинга с приёмами саморегуляции;
- научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания».
Организация тренинга: группа педагогов от 10 до 15 человек.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.
Продолжительность – 1 час.
Психолог: «Здравствуйте Уважаемые коллеги!»
Наша жизнь скоротечна. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
Форма семинара-тренинга предполагает получение новых знаний или их актуализация и закрепление полученной информации практически.
Чтобы ответить на вопрос, есть ли у Вас скрытый стресс, я предлагаю Вам пройти небольшой, но весьма показательный тест-опросник «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.
Затем посчитайте количество баллов.
0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.
4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.
Психоэмоциональное истощение не должно достигать критических значений! Что происходит с педагогом во время длительного стресса и напряжения?
Деперсонализация педагога может выражаться в том, что педагог перестает воспринимать детей как личность. Он рассматривает все поступки других с худшей точки зрения. Это может проявляться в нежелании контактировать с людьми, стремлении унижать, игнорировать просьбы.
Сворачивание личных достижений Может проявляться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов.
Ослабление защиты организма - частое недомогание, заболевания.
Потеря трудоспособности
Существуют естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека.
Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе. Поэтому нас больше интересуют способы саморегуляции и самовоздействия, которыми мы можем воспользоваться здесь и сейчас.
Так что же такое саморегуляция? Это умение управлять своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Предлагаю начать с первого упражнения «Улыбка».
Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается».
Улыбка - это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас.
Улыбнитесь. Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что-то все же «происходит». Было бы хорошо, если бы вы описали ваши впечатления, не откладывая.
Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, например массаж активных точек. Некоторые приемы такого массажа предлагаю Вам протереть руки влажными салфетками и попробовать:
- массаж мочек ушей
- надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком
- массаж переносицы и области «третьего глаза»
Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.
Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Предлагаю вам попробовать!
Упражнение «Противострессовое дыхание»
Медленно выполнить глубокий вдох через нос (на счет 1-2-3); на пике вдоха на мгновение задержать дыхание (4-5), после чего сделать через рот выдох как можно медленнее на 6 счетов (6-7-8-9-10-11).
Повторять данное упражнение следует не более трех раз, так как в противном случае может возникнуть головокружение.
Предлагаю Вам упражнение активной релаксации «Лимон».
Необходимо опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой.
Далее попробуем выполнить упражнение «Комок»
Свое напряжение можно вложить в комканье газетного листа, который затем выбросить ведро или разорвать газету на очень мелкие кусочки.
Давайте попробуем!
А затем нужно комками из газет попасть в корзину, что помогает нам отвлечься от негативных мыслей.
Аутотренинг и ароматерапия.
Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.
Например Эфирное масло «Роза» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости, для лечения неврозов и бессонницы.
Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера»(такая поза способствует глубокому расслаблению позвоночного столба.), закрывают глаза и слушают слова Аутотренинга.
Аутотренинг
Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.
Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…
Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…
Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.
Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.
Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.
Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.
3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил!
Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.
Выводы: ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ!
НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!
Хотелось бы услышать Ваше мнение о нашей сегодняшней встрече?
Желаю вам успеха!
Хотелось бы вручить Вам пожелания на сегодняшний день «Как преодолеть стресс?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей
В статье представлены рекомендации для педагогов и родителей по снятию психоэмоционального напряжения у детей....
Памятка для педагогов " Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"
Существуют разные релаксационные игры:· игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;· игры, помогающие д...
Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста.
Психологическая безопасность сегодня рассматривается какодно из требований безопасности образовательного процесса. Маленькие дети нередко находят...
Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста
Игрыдля детей раннего возраста на основе нервно-мышечной релаксации. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой. Игры с прищепками. Игры - «усып...
Мандалатерапия как как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов
Цель: познакомить с техникой мандала – терапии, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов.Задачи: ØОзнакомить с историей возникновения манда...
Консультация педагога-психолога на тему: «Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
Консультация предназначена для воспитателей, родителей. В ней представлено подробное описание психоэмоционых напряжений, причины появления, признаки. А так же рассказывается как можно помочь ребенку с...
Презентация для семинара - тренинга "Способы снятия психоэмоционального напряжения"
Презентация для семинара-тренинга...
- Мне нравится (1)