Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста."
консультация (старшая группа)
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Дидактическая игра формирует у детей музыкальные способности, способствует развитию звуковысотного слуха и побуждает к самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №90»
Консультация для воспитателей
Роль музыкально-дидактических игр
в развитии музыкальных способностей
детей дошкольного возраста.
Саранск
Детство является периодом, наиболее благоприятным, сенситивным в отношении становления музыкальности. Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду. Решить данную проблему может только педагог, владеющий теоретическими знаниями в музыкальной педагогике и психологии, и имеющий практический опыт. Музыкальные способности развиваются не сразу, а по - компонентно, от простых к более сложным составляющим. Поэтому очень важно не упустить каждый из элементов.
Одним из таких элементов, который мы будем рассматривать в нашей статье, являются дидактические игры. Так как восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний и опыта, задачи, которые мы перед собой ставим, заключаются в том, чтобы научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темпе, динамике и т.д.), учить различать произведения по жанру, характеру, слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов.
Исходя из вышеизложенного, актуальным в педагогической практике в современных условиях является разработка и использование музыкально-дидактических пособий, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывая у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Вышеуказанные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию нового. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком практически неограниченные возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.
Основными целями применения музыкально-дидактических игр являются:
- формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме;
- научить разбираться в соотношении звуков по высоте;
- развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха;
- побуждение их к самостоятельным действиям.
Как и любая другая, музыкально – дидактическая игра должна включать игровые действия, которые должны помочь ребенку в интересной форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.
В процессе своей работы мной был сделан вывод о том, что применение музыкально – дидактических игр дает возможность провести занятие более полно и содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования по выполнению певческих и музыкально-ритмических движений, и даже слушанию музыки. Дидактические игры нами применяются с первой младшей группы. В основном это игры на развитие звуковысотного слуха, тембровой окраски.
С детьми более старшего возраста основным материалом становятся музыкальные игрушки, инструменты, наглядные пособия.
На занятиях мной применяется различные дидактические игры, которые направлены [2]:
1. На развитие певческих способностей, например, такие, как: «Музыкальная лесенка», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз». С помощью данных игр-распевок дети тренируют зуковысотный слух, пытаются услышать движение музыки вверх и вниз. В качестве методического материала нами используется «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Данное пособие играет немаловажную роль в развитии слуха и ритма. Иллюстрации «Музыкального букваря» мной используется в качестве демонстрационного материала. Например, прослушав песенку «Качели», ребенок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху) и показать на картинке.
В игре «Где мои детки?» дошкольники учатся определять звуки по высоте, отвечая тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке [2]. Дети с удовольствием играют в эту игру и твердо знают, что у мамы голосок ниже, чем у ее деток. Еще нами применяются детские любимые игрушки: медведя, волка, зайчика, мышку, птичку. Задание заключается в том, чтобы, прослушав музыку, найти соответствующую игрушку (в более старших группах можно попросить поставить на соответствующую ступеньку по высоте).
2. Развитие чувства ритма. Для этого я использую распевки. Обычно это знакомые детям попевки такие как, «Андрей-воробей», «Чики-чики-чикалочки» и др. Одновременно с пением, детей просят прохлопать ритм, в дальнейшем простучать на бубне или др. музыкальных инструментах. Упражнение «Веселые ладошки» также использую, в качестве развивающего ритмическое чувство: под веселую ритмичную музыку дети выхлопывают ритмический рисунок. В качестве музыкально-дидактических игр, развивающих чувство ритма использую ударные инструменты: погремушки, бубны, треугольники.
3. Активизацию внимания и памяти при помощи игры «Волшебный волчок», где играется вступление к знакомой песне, а дети пытаются ее угадать.
4. Развитие воображения и представления о характере музыки (веселая или грустная), музыкальных жанрах (пеня, танец, марш). В данном разделе используется активным образом слушание музыки. Для этого мы прослушиваем инструментальную, вокальную музыку русских и советских композиторов (особенно незаменимым здесь является «Детский альбом» П. И. Чайковского) [5]. Дети делятся своими впечатлениями, придумывают короткие истории. Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение и мог сопоставить музыкальные образы, необходимо обращаться к наглядным пособиям. Это могут быть иллюстрации картин русских художников, картинки из любимых сказок или изображения разного настроения. Для закрепления пройденного материала хорошо использовать музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Детям очень нравится угадывать знакомую мелодию, и подбирать к ней картинку. В средних группах нами используется музыкально-дидактическая игра «Волшебные танцы» на определение танцевального жанра музыки: марш, русский народный танец, полька. Здесь используются иллюстрации с различными видами танца, изучаются характерные движения. Изучая жанр марша, нами используется музыкально-тематическое занятие на данную тему: «Марш в музыке, движении, сказке»[4]. Дети стоят в кругу и выполняют упражнение «Ходить бодрым и спокойным шагом» (музыка М. Робера). Затем определяют, сколько частей в этом упражнении и как нужно идти под музыку первой части - бодрым шагом, и как нужно идти под музыку второй части - спокойным шагом. Далее обсуждаются характерные черты марша: отчетливый ритм, бодрое настроение, то, что под него удобно считать раз-два, раз-два. Прослушав, старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки», поговорить о чувствах, которые вызвала эта песня. Спросить у детей, почему именно солдаты пели задорные маршевые песни спросить, а знают ли дети песню с таким же характером? Для примера, нами используется песня «Праздничная песенка» (М. Красева, сл. Н. Саксонской). Можно попросить одного ребенка исполнить эту песенку на барабане, а другие промаршеруют. Далее послушать музыкальное произведение композитора Ивара Арсеева «Солдаты маршеруют», но, не называя названия, дети должны придумать ему название (различные варианты), затем сказать, что это походный марш. В начале пьесы музыка звучит тихо – отряд приближается издалека. В середине музыка звучит громко – солдаты проходят мимо нас. В конце пьесы музыка звучи тише и тише – отряд уходит. Затем вводится небольшое задание: вместе с музыкой сыграть на барабанах (в начале – тихо, в середине – громко, в конце - тихо).
Еще марши бывают сказочные. Композитор Михаил Иванович Глинка написал марш для злого и хитрого Черномора, другой композитор Петр Ильич Чайковский – сочинил «Марш деревянных солдатиков». Детям предлагается, взять в руки игрушечное оружие и пошагать как солдаты. На этом занятие может быть окончено.
Хотелось бы отметить и немаловажную роль музыкального руководителя при проведении музыкально-дидактических игр. На своих занятиях он должен создать атмосферу комфорта и доверия, в которой ребенок может почувствовать себя музыкантом, а также развивать способность слушать и наблюдать. Музыкальный руководитель должен уметь дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на музыкальных инструментах, а также поддерживать интерес к музыке из занятия в занятие, чтобы это стало непрерывным процессом.
Большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, от того, как они будут работать совместно, зависит успешность проведения музыкально-дидактических игр. Перед занятием мы стараемся объяснить игру воспитателю, чтобы на занятии он сделал первый показ, а дети поняли правила игры. Он должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему. Также воспитатель должен контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя при этом самостоятельный и творческий характер игры. В младших группах воспитатель не только должен организовывать игры, но и сам становиться их активным участником.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства. Своей главной задачей мы считаем развитие эмоциональной сферы ребенка. Именно она играет решающую роль в становлении его личности, развитии ее высоких психологических функций, регуляции поведения. Одна из центральных ролей при этом принадлежит искусству и, в частности, музыке. Благодаря уникальным ее особенностям, она способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность ребенка.
Литература:
- Комисарова Л. Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
- Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
- Тютюнникова Т.Э. Просто, легко. весело. - Музыкальный руководитель. - №5. - 2009. – С.4-7.
- Кулешова С. А. Марш в музыке, движении, сказке. – Музыкальный руководитель. - №4. – 2008. – С.11-12.
- Чайковский П.И. Детский альбом: полное собрание сочинений для фортепиано. Том IV. – М.: АО «Скорпион», 1994. – 133с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-125275-1350720176.jpg)
«Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума».
В последние годы при том, что происходит активное реформирование системы дошкольного образования, развитию эмоциональной сферы всё-таки не уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуально...
"Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума."
Статья о психологическом благополучии и эмоциональном комфорте детей дошкольного возраста при развитии музыкальности из опыта музыкального руководителя...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/02/picture-1169981-1570019418.jpg)
Консультация: «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора»
знакомство с инструментами и фольклором...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-494615-1412792314.jpg)
Консультация для родителей "Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/30/picture-1353932-1682841534.jpg)
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: изучение детского музыкального фольклора и его использование в повседневной жизни дошкольника. Задачи: 1. изучить литературу по теме;2. дать понятие детского музыкального фольклора;3. ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/30/picture-1353932-1682841534.jpg)
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки и прочее.Основная масса произведений устного народного творчества возни...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/19/picture-682582-1695114398.jpg)
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности дошкольного возраста»
Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста является важным компонентом развития личности ребенка. Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру пр...