"Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума."
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Статья о психологическом благополучии и эмоциональном комфорте детей дошкольного возраста при развитии музыкальности из опыта музыкального руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 31.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума».
Подготовила музыкальный руководитель ГБОУОДО «Белогорье» № 555 Кустова Мария Викторовна
В последние годы при том, что происходит активное реформирование системы дошкольного образования, развитию эмоциональной сферы всё-таки не уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития. Однако, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство, может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Дети должны жить в мире красоты, музыки, сказки, фантазии. И нам, педагогам, необходимо создать такие условия в ДОУ, которые способствовали бы формированию начал личности, развивали индивидуальность и музыкальность детей.
В содержании выбранной нами программы «Камертон» учитывается, что без создания условий эмоционального комфорта ребёнка невозможно развитие его музыкальности.
Поэтому целью моей работы, как педагога-музыканта является развитие музыкальности детей в процессе системного музыкального образования, предусматривающего создание психологического комфорта для каждого ребёнка в едином музыкально-развивающем пространстве ДОУ, семьи и социума.
С точки зрения психологов комфорт является оптимальным психофизиологическим состоянием и в музыкально-педагогическом процессе должен выступать как необходимое средство для полноценного развития личности. Идея обеспечения комфорта является основной для развития музыкальности.
В своей работе мы поставили перед собой задачи, руководствуясь программой «Камертон». В заключении каждой ступени этой программы даются задачи развития музыкальности, воспитания нравственной сферы, психических процессов и личностных новообразований.
Но поставленные нами задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:
- приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;
- продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;
- во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.
Целью гуманно-личностного подхода является подход к личности ребёнка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые силы и возможности. Наша задача - разбудить и вызвать к жизни эти внутренние силы и использовать их для более полного развития.
Личностные отношения являются для меня, как музыканта-педагога, важнейшим фактором. А демократизация этих отношений утверждает:
- уравнивание педагога и ребёнка в правах;
- право ребёнка на ошибку;
- право ребёнка на собственную точку зрения.
Общение на музыкальном занятии это совместная творческая деятельность взрослых и детей. Нужно непросто учить и направлять учебный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам.
Как же добиться того, чтобы приобщение к музыкальной деятельности приносило детям только положительные эмоции? Мы считаем, что самое главное в любом виде музыкальной деятельности - это создание интереса, мотивации к предстоящему действию. Ведь интерес - это, прежде всего, положительная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, положительно влияет на внимание, увлечённость и любознательность.
Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, а увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний.
Например, в одном из самых интересных видов деятельности для детей, игре на детских музыкальных инструментах, вместо многократного повторения, заучивания последовательности определённых ориентиров попробовали с детьми играть по слуху. Малышам интересно подбирать отдельные звукоподражания, изображать образ. Старшие дети легко справляются с мелодиями, построенными на одном звуке, воспроизводят ритмический рисунок. Подготовительные легко ориентируются в нотах и игра доставляет им только удовольствие.
Вообще, запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано. Важно, чтобы ребёнок в любом виде музыкальной деятельности выплёскивал своё состояние, проживал своё настроение в музыке, а не выполнял «техническое» задание.
Например, в разделе слушание часто используем метод контрастных сопоставлений произведений, который способствует осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций, углубляет эмоциональную отзывчивость на музыку, развивает воображение, творчество.
Или другой вид деятельности - музыкально-ритмические движения. Для дошкольников важна передача движения в образе. Даже если это просто бег, то обязательно в сравнении. Например, бабочка и самолёт, да, в ногах одно и то же движение, но как корпусом, руками изобразить стальной корпус самолёта и легчайшие крылья бабочки? Ребёнок без труда справится с этой задачей. Занятия с применением игровых приёмов всегда интересны для детей, но совершенно незаметно для них на таких занятиях идёт кропотливая системная работа по овладению умениями, навыками.
Дети должны учиться легко. Мы отлично понимаем, что всегда лучше только заглянуть в новое, слегка к нему прикоснуться, чем вызвать неуверенность детей чрезмерно трудным заданием, потерять их внимание и интерес. Нельзя объяснять неудачи детей их немузыкальностью, скорее — нашими ошибками в выборе сложности задания для конкретной группы. Тщательно продуманная работа педагога даёт детям уверенность в себе, вызывает только положительные эмоции.
Реализация гуманно-личностного подхода потребовала от коллектива нашего ДОУ поиска новых форм организации музыкальной деятельности.
Кроме традиционных видов занятий часто используем занятия в группе, музыкальной гостиной, где мы непринуждённо беседуем, слушаем музыку, играем на инструментах, обсуждаем мероприятия.
Очень нравится детям общаться не только со своими сверстниками, но и с детьми из других групп. Одна из любимых форм организации - концерты «Дети для детей». Цель этой работы - установление эмоционального контакта, создание чувства принадлежности к группе, облегчение взаимопонимания, повышение уверенности в себе, развитие способности к сопереживанию. Музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников и развлечений также способствуют обеспечению эмоционального комфорта. Праздник не должен быть показушным мероприятием, утомительным для детей. Мы остановили свой выбор на совместных с детьми и родителями праздниках и развлечениях.
Также мы продумали единый процесс музыкального образования на занятиях и в повседневной жизни группы. С этой целью, взаимодействуя с воспитателем, мы чётко продумываем момент передачи репертуара в нерегламентированную деятельность. Разработали материал для организационной папки воспитателя. Воспитатель отвечает в группе за музыкальные традиции. Я же являюсь организатором этого процесса. Регулярно проводимые мною консультации для воспитателей помогают им лучше ориентироваться в музыкальном образовании детей. Вся совместная деятельность воспитателя с детьми по приобщению их к музыкальной деятельности осуществляется с учётом индивидуально-дифференцированного подхода. После каждого музыкального занятия воспитатель получает задание для индивидуальной работы с детьми.
Таким образом, хорошо продуманные формы организации музыкальной деятельности, оказывают неоспоримое влияние на эмоциональный комфорт детей.
И, конечно, ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребёнка есть соответствующие объекты и средства. Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной деятельности.
Музыка должна сопровождать детей повсюду, поэтому во всех группах нашего ДОУ присутствуют средства ТСО (магнитофоны, обширная фонотека).
Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления и доброкачественности. Вся музыкальная среда в группах сориентирована на пройденный программный материал, на индивидуальные возможности детей.
Весь музыкальный материал в мини-центры передаётся с музыкальных занятий. Репертуар, исполняемый детьми, записывается на аудиокассеты, отражается в организационных папках для воспитателей.
Таким образом, комфортная музыкально-образовательная среда - это внутреннее пространство ДОУ, система условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей, способствующих их оптимальной включенности в музыкально-образовательную деятельность.
Актуальность проблемы работы с родителями состоит в том, что детский сад - это первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основная проблема во взаимодействии с родителями — непонимание ими значимости музыкального образования детей. Стараемся убедить родителей в том, что эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, ощущением эмоционального комфорта.
После проводимого нами анкетирования мы выявляем определённые тенденции в предпочтениях родителей, их желание и стремление к сотрудничеству, их знания о музыкальном развитии детей. На основании этих данных продумываем формы взаимодействия.
Конечно, самой типичной формой организации остаются родительские собрания. Но и они могут быть проведены нетрадиционно. Любимая нами такая форма проведения собрания — дискуссия, круглый стол, где монолог педагога звучит реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Родителям нравится такая форма общения, и они с охотой идут на контакт.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в ДОУ, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путём проведения дней открытых дверей. Открытые просмотры занятий очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приёмы обучения и меры воспитательных воздействий.
Для организации обратной связи с родителями в группах нашего ДОУ действуют «Почтовые ящики», что особо привлекает застенчивых родителей, нежелающих публично демонстрировать свою некомпетентность.
Ещё к одной из интересных и новых форм работы можно отнести наше предложение родителям поучаствовать в пробном музыкальном абонементе «Детская филармония». Концерты проводятся в увлекательной, игровой форме, информация доводится до слушателей понятными для неискушённого человека музыкальными средствами. А после каждого посещения «филармонии» активно проходит обсуждение увиденного и услышанного, обмен впечатлениями. Причём что очень важно, в эти разговоры вступают сами родители и их дети без какого-либо толчка с нашей стороны.
Одной из главных задач педагога, в том числе и музыкального руководителя, является также - способствование созданию комфортных условий для ребёнка не только в условиях ДОУ, но и в семье.
Большинство родителей относятся с пониманием к проблеме, выражают готовность пополнить своё музыкальное образование параллельно со своими детьми.
Стараемся убедить родителей в том, насколько важно создание дома благоприятного музыкального климата. Например, на восприимчивую психику детей очень большое влияние оказывают яркие литературные образы. Поэтому рекомендуем семейные чтения сопровождать соответствующей музыкой, что помогает усилить интерес детей к музыкальному искусству.
Также, мы провели беседы в группах о музыкотерапии. Родители всегда интересуются новой информацией и по опросам, проводимым воспитателем, действительно пользуются ею.
Большое значение мы придаём организации наглядной пропаганды.
С интересом родители воспринимают выставки музыкально-дидактических игр, активно пользуются предложенной подборкой музыкально- педагогической и психологической литературы. Никогда не отказываются принять участие во всевозможных конкурсах, таких например как «Рисуем музыку», «Сделай сам музыкальный инструмент». Огромное поле для творчества захватывает родителей, и что очень важно формирует опыт общения родителей со своими детьми.
Так же очень нужной формой работы считаем заполнение фотоальбомов, куда включены фотографии с различных совместных мероприятий, праздников, любимые детьми фотографии своих родителей. С большим удовольствием ребята рассматривают снимки, обмениваются впечатлениями, рассказывают друг другу о своих близких.
Вся наша работа в области музыкального развития детей показала, что на эффективность её огромное влияние оказывает семья. Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.
Какие же выводы можно сделать из всего выше сказанного:
- Обеспечение эмоционального комфорта детей способствует развитию музыкальности, тем самым подтверждается актуальность этой проблемы в музыкально-педагогической теории и практике;
- Обеспечение эмоционального комфорта дошкольников в единой музыкально-образовательной среде ДОУ осуществимо в том случае, если субъект-субъектное взаимодействие станет ведущим средством, способствующим этому процессу.
- Развитию музыкальности способствует создание комфортной музыкально-образовательной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация развития музыкальности детей дошкольного возраста в условиях системного использования метода кинезиологии
«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творче...
«Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума».
В последние годы при том, что происходит активное реформирование системы дошкольного образования, развитию эмоциональной сферы всё-таки не уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуально...
Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения «Развитие субъектности детей дошкольного возраста как условие успешной социализации в обществе»
Современная социокультурная среда создает подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъе...
Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...
Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...
Консультация для педагогов "Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ".
Консультация для педагогов "Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ"....
консультация: "Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ"
Данная консультация предназначена для родителей детей дошкольников....