Консультация: «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора»
методическая разработка

Платонова Людмила Юрьевна

знакомство с инструментами и фольклором

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx18.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация: «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора»

                                                                                Музыкальный руководитель

                                                                                                        МБОУ Д/С №1

                                                                                                        Платонова Л.Ю.

                                         Бугуруслан 2015 г.

Цель: Приобщение участников образовательных отношений к культуре русского народа, формирования у них интереса к русскому фольклору, а также создания дополнительных условий для развития и социализации воспитанников.
Задачи: 
1. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
2. Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).
3.Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования.
4.Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Отбирая фольклорный репертуар для работы с детьми, мы опираемся на следующие принципы:
1. Художественная ценность.
2. Доступность по эмоционально-образному содержанию.
3.Доступность для воспроизведению детьми.
Народная музыка должна быть яркой, образной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его познавательно и эмоционально.
Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности:
- восприятия и исполнительства;
- игр;
- музыкально-образовательной деятельности.

    Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-другому, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образовательная программа дошкольного образования включает в себя региональный компонент. Он отражает специфику национальной культуры, позволяет приобщать детей к истории, культуре, природе родного края.
Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь в его содержании - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека.
К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушьи сигналы и т.д.).
С древнейших времён музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью.
 Народная музыка создавалась не только для слушания, она жила в действии: в игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительное жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора.
Календарный фольклор.

 В детский календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами, или же произведения, имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки,  и т.д., а также собственно детский календарный фольклор - заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. Этот раздел фольклора - одна из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года.
Потешный фольклор. 

Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников.
Игровой фольклор. Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была,  связана с определённым кругом игр.
Игры делятся  на три основные группы:
драматические, спортивные, хороводные.
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, т.е. в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.
Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель-победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты.
По характеру движения игры делятся на круговые, некруговые, хороводные и шествия.
Большое место в играх детей занимают считалки.
Если проанализировать фольклор, записанный от современных детей, можно увидеть, что всё реже встречаются игры с элементами театрализации, сюжетно связанные с древним земледелием и домашним скотом, некоторые игры упрощаются и превращаются в спортивные.
В нашем дошкольном учреждении приобщение воспитанников к детскому фольклору осуществляется через непосредственную образовательную деятельность, через праздники и развлечения.
Используемые в работе с детьми заклички, игровые напевы, колыбельные песни, построенные на многократном повторе секундовых, терцовых и квартовых интервалов, подготавливают детей к использованию более сложных по музыкальному языку мелодий, это развивает у дошкольников музыкально-слуховые представления и ладовое чувство. Также это укрепляет физическое здоровье -лёгкие и голосовой аппарат, т.к. большинство закличек, дразнилок поётся полным голосом, на грудном резонировании, как можно громче.
 Большой интерес вызывают игры, которые являются ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Многие народные игры включают в себя пение. Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придаёт ритмическую слаженность. В играх, сопровождаемых напевом, перед детьми ставятся несколько задач: ходить или бегать, следить за ходом игры, да ещё при этом петь. Вот здесь-то и вырабатываются ловкость и смекалка, артистические качества, умение общаться между собой, снимается эмоциональная зажатость, стеснение. Появляется азартное настроение, что даёт полную свободу мышцам, в т.ч. и голосовому аппарату. Звукообразование происходит естественным образом. Через эмоциональную память, голосовые, мышечные ощущения приобретается навык певческой свободы. Попевки в игре могут сопровождаться движениями, ритмическими акцентами, хлопками в ладоши, что помогает развивать детей чувства ритма.
Таким образом, можно сделать вывод, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в развитии музыкальности детей.
   

  Работу по успешной реализации задач по развитию музыкальности у дошкольников посредством фольклора было бы трудно осуществить без взаимодействия специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми. Также большое значение играет предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении. Дети знакомятся с народно-прикладным искусством, с вышивкой; с дымковской, городецкой, хохломской росписью; с народными инструментами, костюмами.

Фольклорные праздники.
Особенно ценными для музыкального развития детей являются фольклорные праздники, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные в непосредственно образовательной деятельности, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры.
Традиционно в детском саду стало проведение таких фольклорных праздников, как: "Осень", "Рождество", "Масленица", "Троица".
Праздники - это не только своеобразный итог проведённой с детьми работы по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Фольклорные праздники -возможность для детей проявить свои музыкальные и творческие способности в любом виде деятельности без лишних физических и психологических нагрузок.

 

Платонова Л.Ю. музыкальный руководитель МБОУ «Д/С №1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Доклад на городском методическом объединении: «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора». 2020 год

       Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое мы начинаем смотреть по – другому, многое открываем заново и переоцениваем. Нам приходится заново учиться...

Программа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора "Фольклор детям"

Использование программы "Фольклор - детям!" по приобщению дошкольников к русской традиционной культуре в условиях кружковой работе реализуется в рамках вариативной части образовательной прог...

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: изучение детского музыкального фольклора и его использование в повседневной жизни дошкольника. Задачи: 1. изучить литературу по теме;2. дать понятие детского музыкального фольклора;3. ...

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки и прочее.Основная масса произведений устного народного творчества возни...

Практико-ориентированная консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством техники «друдлы»

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значен...