Проблемно-поисковая технология в различных видах деятельности дошкольников
статья

 По данным исследования академика Д.И.Фельдштейна (РАО) современные дети обладают новым типом сознания системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. (Н.А.Горлова, д.п.н., профессор МГПУ, психолингвистическая школа А.А.Леонтьева)

 

Современным детям всё труднее анализировать, сравнивать сопоставлять и осуществлять другие познавательные действия; наблюдается снижение креативности, энергичности детей, их желания активно и целенаправленно действовать. Но при этом возрос эмоциональный дискомфорт. Повышена возбудимость.

 

Также отмечаются крайне низкие показатели в тех действиях, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов; фиксируется сниженный уровень детской любознательности и воображения.

 

Мы с вами знаем, что развивает способности не любая деятельность, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции, деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью.

 

И в этих условиях педагог ДОУ должен владеть и применять в своей практике такие технологии обучения и воспитания, которые бы способствовали преодолению всех этих негативных явлений и работали бы на развитие познавательной активности, развитие творчества дошкольников.

 

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику новый импульс?

Ответ готов: применение проблемно-поисковых технологий.

 

Главное достоинство этих технологий заключается в том, что они позволяют резко повысить творческие способности каждого (и не только ребенка, но и педагога).

Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше.

 

Константин Николаевич Вентцель призывал: «На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя, лелеять проснувшуюся жажду знаний».

 

На сегодняшний день существует большое разнообразие ППТ.

Основные из них, которые применяются в дошкольном обучении. Представлены на слайде.

 

Проблемно-поисковые образовательные технологии (ППТ)

 

1. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технология творчества направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи. «ТРИЗ», технология не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Автор Г.С. Альтшуллер 

Осуществляется педагогами ДОУ в организованных формах обучения: занятиях, проблемных ситуациях .

 

2. Технология проблемного диалога (автор Е.Л.Мельникова)

Методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог ; подводящий к теме диалог ; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Методы поиска решения учебной проблемы: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог; подводящий к знанию диалог.

«Нельзя не понимать то, что открыл лично». Е.Л.Мельникова

3. Детское экспериментирование 
Осуществляется педагогами в условиях специально организованной среды 

 

4. Проектная деятельность

(интегрированный метод) направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

(Технология проектной идеятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др. )

Является и формой организации образовательного пространства и одновременно методом развития творческого познавательного мышления 

Осуществляется педагогами ДОУ, родителями и воспитанниками как в организованных формах обучения, так и в совместной и самостоятельной деятельности.

 

5. Исследовательская деятельность

(Эвристический метод-педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия. Наблюдение. Опыты и эксперименты. Проектная деятельность. ТРИЗ-технология в форме игровых заданий) 

 

6. РТВ (развитие творческого воображения)

направлено на управление воображением с целью создания новых образов.

Осуществляется педагогами ДОУ на занятиях по развитию речи, изодеятельности, ФЭМП, ознакомлению с окружающим, экологии, в совместной деятельности 

 

7. «Мозговой штурм»

 

8. Кейс-технологии

 

Общими чертами любых проблемно-поисковых технологий являются:

  • их направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основного содержания обучения;

  • постановка обучающегося в позицию исследователя, первооткрывателя;

  • столкновение обучающихся с противоречиями между новыми и прежними представлениями и стимулирование у них чувства неудовлетворенности имеющимися представлениями, потребности разрешить противоречие;

  • рефлексивная деятельность обучающихся как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане.

 

На слайде: Проблемно-поисковая технология – это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.

 

Суть проблемного обучения заключается в том, что  создавая познавательную задачу/ситуацию педагог предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, побуждает обучающихся к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, ведет к открытию новых способов действий с предметным содержанием.

 

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.» Э.Кант

 

Каждый ребенок талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального успеха.

Как этого добиться?

«Мышление, его активность начинается с проблемы», - утверждает психолог С.Л. Рубинштейн. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности дошкольника в мыслительный процесс.

 

Необходимо научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Например, детям было предложено найти общее между деревом и цветком. Помимо стандартных ответов: «И дерево, и цветок растут в земле, их греет солнышко, поливает дождь», слышу ответ : «Цветок может расти на дереве». 

 

 

Цель и назначение применения проблемно-поисковых технологий в обучении – преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

 

На слайде : Цели технологий проблемного обучения:

  • побуждать к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску;

  • стимулировать проявление активности, инициативы, творчества;

  • развивать интуицию и мышление;

  • учить искусству решения различных научных и практических проблем;

  • обеспечивать развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений;

  • вызывать познавательный интерес к изучаемому материалу.

 

Использование проблемно-поисковых технологий является одним из эффективных инструментов получения высоких результатов образования, т.к. способствует формированию новообразований в структуре личности обучающегося.

 

На слайде: Результат применения проблемно-поисковых технологий - это новообразования в структуре личности обучающегося:

- умение проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий;

- умение переформулировать исходные условия задачи и поставить проблему, т. е. сформулировать задачу для себя;

- умение спланировать стратегию поиска решения проблемы;

- умение использовать различные проблемно- поисковые методы (опытная проверка, эксперимент);

- умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный для данной ситуации;

- способность к порождению новых идей, формулированию гипотез, самостоятельному освоению нового опыта;

- способность к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев, оснований;

- способность к самообразованию, развитие познавательной мотивации, умение оценить уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития (что я уже могу? знаю? делаю?).

 

Каковы методы и формы организации деятельности в проблемно-поисковых технологиях?

 

Формы организации деятельности могут быть различны: индивидуальные, фронтальные, групповые.

 

Наиболее распространённые методы:

 

Метод проблемного изложения: все четыре этапа проблемно-поисковой деятельности осуществляет педагог.  При проблемном изложении знаний обучающиеся самостоятельно не разрешают ни целой проблемы, ни отдельных ее этапов, не делают самостоятельных выводов и обобщений. Его цель – активизировать дошкольников, создав вначале проблемную ситуацию, а затем, показав путь научного поиска, раскрыть идею разрешения проблемы в развитии и противоречиях.

Частично-поисковый метод (эвристический) часть этапов реализует педагог, например, задание проблемной ситуации, рефлексия, а часть – обучающийся. Основными приемами учения здесь, как правило, являются слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск и решение проблемы.

Исследовательский метод: Этот метод обучения позволяет наиболее полно реализовать требование формирования творческой самостоятельности обучающихся, навыков к исследовательской деятельности. Все шаги осуществляет обучающийся,  моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

Креативный метод: все шаги осуществляет обучающийся, реально осуществляя исследования и получая объективно новый результат.

 

При использовании проблемно-поисковых методов обучения педагог использует такие приемы:

  • создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание),

  • организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации,

  • подтверждает правильность выводов,

  • выдвигает готовое проблемное задание.

Обучающиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

 

В педагогике рассматриваются виды и уровни проблемного обучения.

Такой подход связан с разной степенью развития познавательной активности учащихся и возникающих у них интеллектуальных затруднений.

 

Известный педагог, ученый, профессор Махмутов М.И. классифицирует проблемное обучение, основываясь на видах творчества. Он выделяет

три вида проблемного обучения:

- научное творчество;

- практическое творчество;

- художественное творчество.

 

Рассмотрим краткую характеристику этих видов.

 

Научное творчество связано с поиском нового правила, закона, доказательства. Этот вид творчества представляет собой теоретическое исследование.

 

Научное творчество применяется на теоретических занятиях.

 

Практическое творчество – это поиск способа применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических учебных проблем.

Практическое творчество целесообразно использовать на лабораторных и практических занятиях, занятиях кружка.

 

Художественное творчество представляет собой художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование.

 

Художественное творчество применимо как во время НОД, так и во внеурочной деятельности (в режимные моменты).

 

Виды проблемного обучения имеют четыре уровня проблемного обучения.

 

Данные уровни отражают уровень освоения новых знаний обучающимися и способов умственной деятельности, а также уровни мышления.

Иными словами, в какой ситуации и каким образом может ребенок применить имеющиеся у него знания. Самый высокий уровень достижения обучающихся – четвёртый.

 

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

 

1 уровень.

Уровень обычной активности.

 

Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы)

 

На уровне обычной активности происходит восприятие обучающимися изложенного учебного материала воспитателем, усвоение образа умственного действия в условиях проблемной ситуации и выполнение заданий воспроизводящего характера.

 

2 уровень.

Уровень полусамостоятельной активности.

 

Воспитатель ставит проблему,

направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения

(частично-поисковый метод).

 

Дети самостоятельно или под его руководством находят решение.

Дети применяют полученные знания в новой ситуации и участвуют в поиске способа решения учебной проблемы.

Обучающиеся, находящиеся на этом уровне нуждаются в помощи воспитателя и испытывают затруднения в новых познавательных ситуациях.

Знания детей недостаточны для построения всей логической цепочки решения проблемы.

 

(На этом уровне находится большинство школьников.)

3 уровень.

Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.

 

Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.

 

Ребёнок ставит проблему.

У ребёнка формируется способность самостоятельно формулировать проблему.

 

Достигнув третьего уровня, обучающиеся могут выполнять самостоятельные работы репродуктивно-поискового типа, могут самостоятельно применять усвоенные знания в новой ситуации, работать с текстом, конструировать решение задачи среднего уровня сложности.

 

4 уровень.

Уровень творческой активности.

 

Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения (исследовательский метод).

 

Обучающиеся способны выполнять самостоятельные работы, требующие логического анализа, открытия нового способа решения, творческого воображения .

 

 

Актуальной задачей педагога при проектировании зоны ближайшего развития обучающихся является перевод воспитанников на следующий, более высокий уровень самостоятельности на каждом цикле проблемно-поисковой деятельности.

 

Джон Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-то проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.

 

Структурные единицы проблемного обучения
Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются

  • проблемный вопрос,

  • задача и

  • ситуация.

Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?
 

Рассмотрим их особенности.

 

Проблемный вопрос.
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»? «отчего?» «как?»
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними?(просто вопрос)
Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?

 

Проблемная задача.
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть
условие (описание) и есть вопрос.

Например:
1. 
Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт
на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела
деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды.
Однако, переезжать они не хотят.

2. Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы. Почему?

3. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду,
Буратино всплывает. Как ему помочь?

 

И педагог должен четко это осознавать :

Когда задание/вопрос становится проблемным?

  • если имеются противоречия;

  • если требуется установить сходства и различия;

  • если требуется установить причинно-следственные связи;

  • если необходимо обосновать выбор предпочтения;

  • если требуется подтверждение закономерностей примерами из личного опыта;

  • если стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

 

Проблемные вопросы требуют рассуждений, доказательств, установления причинно-следственных связей, выдвижения гипотез, составления плана действий и т.д.: «почему?», «зачем»? «отчего?» «Что же нам делать? Как же теперь быть? Как мы можем помочь …(герою) ? Как мы можем это узнать?

 

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. Субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

 

В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:
-
неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
-познавательная деятельность;

- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

 

Постановка проблемной ситуации – это некое действо, направленное на формулирование возникшей проблемы или на формулирование проблемного вопроса,  или гипотезы.

 

Можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций.

I тип - проблемная ситуация возникает при условии, если обучающийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.

II тип - проблемные ситуации возникают при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

III тип - проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

IV тип - проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.

 

Типы проблемных ситуаций (по Е.Л.Мельниковой)
• проблемная ситуация «с удивлением»; 
• проблемная ситуация «с затруднением». 

 

 

Большой интерес вызывают методы постановки учебной проблемы (по Е.Л.Мельниковой) – Технология проблемного диалога.

 

Методы постановки учебной проблемы: 

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог

  • Подводящий к теме диалог

  • Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты

из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.) 

Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для обучающихся)

 

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих обучающихся к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

 

 

Приёмы

создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию

противоречия

Побуждение к

формулированию

проблемы

С

удивлением

 

hello_html_m6850c2b8.png

между двумя (или более) положениями

Прием 1.

Одновременно предъявить детям противоречивые факты, теории, мнения.

– Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

 

– Какой возникает вопрос?

– Какая будет

тема ?

Прием 2.

Столкнуть мнения детей вопросом или практическим заданием на новый материал.

– Вопрос был один? А сколько мнений?

или

Задание было одно? А как вы его выполнили?

– Почему так получилось? Чего мы не знаем?

между житейским представлением и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Выявить житейское представление обучающихся вопросом или практическим

заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.

– Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

С затруднением

 

hello_html_2fc7164f.gif

противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание

Прием 4.

Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

– Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Прием 5.

ребятам дается задание, не выполнимое вообще.

- Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6.

Шаг 1

педагог дает практическое задание, похожее на предыдущие; (Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания).

Шаг 2

педагог доказывает, что задание все-таки не выполнено

- Что вы хотели сделать?

Какие знания применили?

Задание выполнено?

 

Этапы организации проблемного обучения

1. Обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем усвоению учебном материале, осознание их как трудностей (осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи)

2. Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи.

3. Выдвижение гипотезы (или гипотез), поиск идеи решения.

4. Проверка решения.

5. Введение в систему знаний.

 

Решение проблемных ситуаций

 

В качестве проблемной ситуации могут быть:

  • проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

  • поиск истины (способа, приема, правила решения);

  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • противоречия практической деятельности.

 

hello_html_2bc9322a.jpg

Таким образом, применение проблемно-поисковых технологий, действительно, обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством достижения целевых ориентиров, обозначенных в ФГОС ДО, так как это

  • создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; 

  • развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; 

  • нацелена на формирование коммуникативных способностей,

  • обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

 

Оценка результатов применения технологии.

 

Результативность применения проблемного подхода в образовательном процессе можно оценить с помощью критериев:

1) наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться – смогу ли я разрешить проблему»);

2) наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно»);

3) переживание ребенком субъективного открытия («я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон»);

4) отношение к новому знанию как к личностной ценности («мне это очень нужно, мне важно научиться решать эти проблемы, эти знания мне пригодятся в жизни»);

5) овладение обобщенным способом решения проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез, проверкой их правильности, получением результата деятельности.

 

 

В деле обучения дошкольников большое значение имеет их мотивация к учению и формирование навыков учиться. Поэтому использование проблемно-поисковых технологий является одним из вариантов получения высоких результатов образования.

 

Выводы:

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

 

Преимущества проблемно-поисковых технологий:

-систематическая проблемно-поисковая деятельность повышает познавательную самостоятельность обучающихся.

-на таких НОД дети больше думают, чаще говорят, а, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь, они учатся отстаивать собственное мнение, рисковать, проявлять инициативу;

- результативные – обеспечивают высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей дошкольников, воспитание активной личности;

- здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

 

Недостатки:

для педагога подготовка к таким занятиям требует больше времени, так как к каждому занятию надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

Ограничения в применении технологии

  • только на материале, допускающем альтернативные подходы;

  • оправданно только на материале высокого уровня значимости, чтобы не акцентировать внимание на второстепенном;

  • значительные временные затраты

 

Конечная цель обучения – научить обучающегося видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности.

 

В итоге получается, что проблемное обучение, а точнее развитие и обучение с использованием проблемных задач и вопросов, раскрывает сторону преемственности между различными областями знаний, интегрируя их между собой, в результате чего происходит ненавязчивое взаимопроникновение одного в другое, усвоение детьми социального опыта.

 

В завершении также хотелось бы сказать следующее.

Мысль, вечно будоражащая мозг, заставляет этот мозг работать, руки – творить, а тело двигаться вперёд к новым достижениям и успехам! И то, что мы заложим в наших детей, определит, какое получим общество в будущем. 

 

Строки детского писателя С. Я. Маршака, написанные много лет назад,
как никогда актуальны и в наши дни.


Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?»

 

Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.

На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться.

Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее.

Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит.

Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится.
И возможно, что здесь ему надо будет помочь, чтобы не останавливалось движение вверх.

 

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л. С. Выготский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno-poiskovye.docx113.88 КБ

Предварительный просмотр:

1. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технология творчества направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи. «ТРИЗ», технология не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Автор Г.С. Альтшуллер 

Осуществляется педагогами ДОУ в организованных формах обучения: занятиях, проблемных ситуациях .

2. Технология проблемного диалога (автор Е.Л.Мельникова)

Методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог ; подводящий к теме диалог ; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Методы поиска решения учебной проблемы: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог; подводящий к знанию диалог.

«Нельзя не понимать то, что открыл лично». Е.Л.Мельникова

3. Детское экспериментирование 
Осуществляется педагогами в условиях специально организованной среды 

4. Проектная деятельность

(интегрированный метод) направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

(Технология проектной идеятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др. )

Является и формой организации образовательного пространства и одновременно методом развития творческого познавательного мышления 

Осуществляется педагогами ДОУ, родителями и воспитанниками как в организованных формах обучения, так и в совместной и самостоятельной деятельности.

5. Исследовательская деятельность

(Эвристический метод-педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия. Наблюдение. Опыты и эксперименты. Проектная деятельность. ТРИЗ-технология в форме игровых заданий) 

6. РТВ (развитие творческого воображения)

направлено на управление воображением с целью создания новых образов.

Осуществляется педагогами ДОУ на занятиях по развитию речи, изодеятельности, ФЭМП, ознакомлению с окружающим, экологии, в совместной деятельности 

7. «Мозговой штурм»

8. Кейс-технологии

Общими чертами любых проблемно-поисковых технологий являются:

  • их направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основного содержания обучения;
  • постановка обучающегося в позицию исследователя, первооткрывателя;
  • столкновение обучающихся с противоречиями между новыми и прежними представлениями и стимулирование у них чувства неудовлетворенности имеющимися представлениями, потребности разрешить противоречие;
  • рефлексивная деятельность обучающихся как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане.

На слайде: Проблемно-поисковая технология – это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.

Суть проблемного обучения заключается в том, что  создавая познавательную задачу/ситуацию педагог предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, побуждает обучающихся к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, ведет к открытию новых способов действий с предметным содержанием.

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.» Э.Кант

Каждый ребенок талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального успеха.

Как этого добиться?

«Мышление, его активность начинается с проблемы», - утверждает психолог С.Л. Рубинштейн. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности дошкольника в мыслительный процесс.

Необходимо научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Например, детям было предложено найти общее между деревом и цветком. Помимо стандартных ответов: «И дерево, и цветок растут в земле, их греет солнышко, поливает дождь», слышу ответ : «Цветок может расти на дереве». 

Цель и назначение применения проблемно-поисковых технологий в обучении – преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

На слайде : Цели технологий проблемного обучения:

  • побуждать к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску;
  • стимулировать проявление активности, инициативы, творчества;
  • развивать интуицию и мышление;
  • учить искусству решения различных научных и практических проблем;
  • обеспечивать развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений;
  • вызывать познавательный интерес к изучаемому материалу.

Использование проблемно-поисковых технологий является одним из эффективных инструментов получения высоких результатов образования, т.к. способствует формированию новообразований в структуре личности обучающегося.

На слайде: Результат применения проблемно-поисковых технологий - это новообразования в структуре личности обучающегося:

- умение проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий;

- умение переформулировать исходные условия задачи и поставить проблему, т. е. сформулировать задачу для себя;

- умение спланировать стратегию поиска решения проблемы;

- умение использовать различные проблемно- поисковые методы (опытная проверка, эксперимент);

- умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный для данной ситуации;

- способность к порождению новых идей, формулированию гипотез, самостоятельному освоению нового опыта;

- способность к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев, оснований;

- способность к самообразованию, развитие познавательной мотивации, умение оценить уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития (что я уже могу? знаю? делаю?).

Каковы методы и формы организации деятельности в проблемно-поисковых технологиях?

Формы организации деятельности могут быть различны: индивидуальные, фронтальные, групповые.

Наиболее распространённые методы:

Метод проблемного изложения: все четыре этапа проблемно-поисковой деятельности осуществляет педагог.  При проблемном изложении знаний обучающиеся самостоятельно не разрешают ни целой проблемы, ни отдельных ее этапов, не делают самостоятельных выводов и обобщений. Его цель – активизировать дошкольников, создав вначале проблемную ситуацию, а затем, показав путь научного поиска, раскрыть идею разрешения проблемы в развитии и противоречиях.

Частично-поисковый метод (эвристический) часть этапов реализует педагог, например, задание проблемной ситуации, рефлексия, а часть – обучающийся. Основными приемами учения здесь, как правило, являются слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск и решение проблемы.

Исследовательский метод: Этот метод обучения позволяет наиболее полно реализовать требование формирования творческой самостоятельности обучающихся, навыков к исследовательской деятельности. Все шаги осуществляет обучающийся,  моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

Креативный метод: все шаги осуществляет обучающийся, реально осуществляя исследования и получая объективно новый результат.

При использовании проблемно-поисковых методов обучения педагог использует такие приемы:

  • создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание),
  • организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации,
  • подтверждает правильность выводов,
  • выдвигает готовое проблемное задание.

Обучающиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

В педагогике рассматриваются виды и уровни проблемного обучения.

Такой подход связан с разной степенью развития познавательной активности учащихся и возникающих у них интеллектуальных затруднений.

Известный педагог, ученый, профессор Махмутов М.И. классифицирует проблемное обучение, основываясь на видах творчества. Он выделяет

три вида проблемного обучения:

- научное творчество;

- практическое творчество;

- художественное творчество.

Рассмотрим краткую характеристику этих видов.

Научное творчество связано с поиском нового правила, закона, доказательства. Этот вид творчества представляет собой теоретическое исследование.

Научное творчество применяется на теоретических занятиях.

Практическое творчество – это поиск способа применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических учебных проблем.

Практическое творчество целесообразно использовать на лабораторных и практических занятиях, занятиях кружка.

Художественное творчество представляет собой художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование.

Художественное творчество применимо как во время НОД, так и во внеурочной деятельности (в режимные моменты).

Виды проблемного обучения имеют четыре уровня проблемного обучения.

Данные уровни отражают уровень освоения новых знаний обучающимися и способов умственной деятельности, а также уровни мышления.

Иными словами, в какой ситуации и каким образом может ребенок применить имеющиеся у него знания. Самый высокий уровень достижения обучающихся – четвёртый.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1 уровень.

Уровень обычной активности.

Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы)

На уровне обычной активности происходит восприятие обучающимися изложенного учебного материала воспитателем, усвоение образа умственного действия в условиях проблемной ситуации и выполнение заданий воспроизводящего характера.

2 уровень.

Уровень полусамостоятельной активности.

Воспитатель ставит проблему,

направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения

(частично-поисковый метод).

Дети самостоятельно или под его руководством находят решение.

Дети применяют полученные знания в новой ситуации и участвуют в поиске способа решения учебной проблемы.

Обучающиеся, находящиеся на этом уровне нуждаются в помощи воспитателя и испытывают затруднения в новых познавательных ситуациях.

Знания детей недостаточны для построения всей логической цепочки решения проблемы.

(На этом уровне находится большинство школьников.)

3 уровень.

Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.

Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.

Ребёнок ставит проблему.

У ребёнка формируется способность самостоятельно формулировать проблему.

Достигнув третьего уровня, обучающиеся могут выполнять самостоятельные работы репродуктивно-поискового типа, могут самостоятельно применять усвоенные знания в новой ситуации, работать с текстом, конструировать решение задачи среднего уровня сложности.

4 уровень.

Уровень творческой активности.

Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения (исследовательский метод).

Обучающиеся способны выполнять самостоятельные работы, требующие логического анализа, открытия нового способа решения, творческого воображения .

Актуальной задачей педагога при проектировании зоны ближайшего развития обучающихся является перевод воспитанников на следующий, более высокий уровень самостоятельности на каждом цикле проблемно-поисковой деятельности.

Джон Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-то проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.

Структурные единицы проблемного обучения
Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются

  • проблемный вопрос,
  • задача и
  • ситуация.

Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?

Рассмотрим их особенности.

Проблемный вопрос.
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»? «отчего?» «как?»
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними?(просто вопрос)
Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?

Проблемная задача.
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть
условие (описание) и есть вопрос.

Например:
1. 
Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт
на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела
деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды.
Однако, переезжать они не хотят.

2. Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы. Почему?

3. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду,
Буратино всплывает. Как ему помочь?

И педагог должен четко это осознавать :

Когда задание/вопрос становится проблемным?

  • если имеются противоречия;
  • если требуется установить сходства и различия;
  • если требуется установить причинно-следственные связи;
  • если необходимо обосновать выбор предпочтения;
  • если требуется подтверждение закономерностей примерами из личного опыта;
  • если стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

Проблемные вопросы требуют рассуждений, доказательств, установления причинно-следственных связей, выдвижения гипотез, составления плана действий и т.д.: «почему?», «зачем»? «отчего?» «Что же нам делать? Как же теперь быть? Как мы можем помочь …(герою) ? Как мы можем это узнать?

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. Субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:
-
неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
-познавательная деятельность;

- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

Постановка проблемной ситуации – это некое действо, направленное на формулирование возникшей проблемы или на формулирование проблемного вопроса,  или гипотезы.

Можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций.

I тип - проблемная ситуация возникает при условии, если обучающийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.

II тип - проблемные ситуации возникают при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

III тип - проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

IV тип - проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.

Типы проблемных ситуаций (по Е.Л.Мельниковой)
• проблемная ситуация «с удивлением»; 
• проблемная ситуация «с затруднением». 

Большой интерес вызывают методы постановки учебной проблемы (по Е.Л.Мельниковой) – Технология проблемного диалога.

Методы постановки учебной проблемы: 

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог
  • Подводящий к теме диалог
  • Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты

из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.) 

Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для обучающихся)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих обучающихся к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Приёмы

создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию

противоречия

Побуждение к

формулированию

проблемы

С

удивлением

hello_html_m6850c2b8.png

между двумя (или более) положениями

Прием 1.

Одновременно предъявить детям противоречивые факты, теории, мнения.

– Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

– Какой возникает вопрос?

– Какая будет

тема ?

Прием 2.

Столкнуть мнения детей вопросом или практическим заданием на новый материал.

– Вопрос был один? А сколько мнений?

или

Задание было одно? А как вы его выполнили?

– Почему так получилось? Чего мы не знаем?

между житейским представлением и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Выявить житейское представление обучающихся вопросом или практическим

заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.

– Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

С затруднением

hello_html_2fc7164f.gif

противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание

Прием 4.

Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

– Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Прием 5.

ребятам дается задание, не выполнимое вообще.

- Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6.

Шаг 1

педагог дает практическое задание, похожее на предыдущие; (Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания).

Шаг 2

педагог доказывает, что задание все-таки не выполнено

- Что вы хотели сделать?

Какие знания применили?

Задание выполнено?

Этапы организации проблемного обучения

1. Обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем усвоению учебном материале, осознание их как трудностей (осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи)

2. Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи.

3. Выдвижение гипотезы (или гипотез), поиск идеи решения.

4. Проверка решения.

5. Введение в систему знаний.

Решение проблемных ситуаций

В качестве проблемной ситуации могут быть:

  • проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
  • поиск истины (способа, приема, правила решения);
  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • противоречия практической деятельности.

hello_html_2bc9322a.jpg

Таким образом, применение проблемно-поисковых технологий, действительно, обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством достижения целевых ориентиров, обозначенных в ФГОС ДО, так как это

  • создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; 
  • развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; 
  • нацелена на формирование коммуникативных способностей,
  • обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Оценка результатов применения технологии.

Результативность применения проблемного подхода в образовательном процессе можно оценить с помощью критериев:

1) наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться – смогу ли я разрешить проблему»);

2) наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно»);

3) переживание ребенком субъективного открытия («я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон»);

4) отношение к новому знанию как к личностной ценности («мне это очень нужно, мне важно научиться решать эти проблемы, эти знания мне пригодятся в жизни»);

5) овладение обобщенным способом решения проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез, проверкой их правильности, получением результата деятельности.

В деле обучения дошкольников большое значение имеет их мотивация к учению и формирование навыков учиться. Поэтому использование проблемно-поисковых технологий является одним из вариантов получения высоких результатов образования.

Выводы:

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества проблемно-поисковых технологий:

-систематическая проблемно-поисковая деятельность повышает познавательную самостоятельность обучающихся.

-на таких НОД дети больше думают, чаще говорят, а, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь, они учатся отстаивать собственное мнение, рисковать, проявлять инициативу;

- результативные – обеспечивают высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей дошкольников, воспитание активной личности;

- здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Недостатки:

для педагога подготовка к таким занятиям требует больше времени, так как к каждому занятию надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

Ограничения в применении технологии

  • только на материале, допускающем альтернативные подходы;
  • оправданно только на материале высокого уровня значимости, чтобы не акцентировать внимание на второстепенном;
  • значительные временные затраты

Конечная цель обучения – научить обучающегося видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности.

В итоге получается, что проблемное обучение, а точнее развитие и обучение с использованием проблемных задач и вопросов, раскрывает сторону преемственности между различными областями знаний, интегрируя их между собой, в результате чего происходит ненавязчивое взаимопроникновение одного в другое, усвоение детьми социального опыта.

 

В завершении также хотелось бы сказать следующее.

Мысль, вечно будоражащая мозг, заставляет этот мозг работать, руки – творить, а тело двигаться вперёд к новым достижениям и успехам! И то, что мы заложим в наших детей, определит, какое получим общество в будущем. 

Строки детского писателя С. Я. Маршака, написанные много лет назад,
как никогда актуальны и в наши дни.


Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?»

Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.

На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться.

Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее.

Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит.

Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится.
И возможно, что здесь ему надо будет помочь, чтобы не останавливалось движение вверх.

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л. С. Выготский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Значение и использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»

Деловая игра «Значение и использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника. Очень часто родители обращаются с просьбой оказать помощь их робким, стеснительным детям, которые при поступлении в школу остро ощущать неуверенност...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "...

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» Т. В. Хацкевич...

Использование здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Различные виды здоровьесберегающих технологий, которые эффективно используются в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Проблемно-поисковые технологии в различных видах деятельности дошкольника

Константин Николаевич Вентцель призывал: «На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного и...