Проблемно-поисковая технология в различных видах деятельности дошкольников
статья
По данным исследования академика Д.И.Фельдштейна (РАО) современные дети обладают новым типом сознания системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. (Н.А.Горлова, д.п.н., профессор МГПУ, психолингвистическая школа А.А.Леонтьева)
Современным детям всё труднее анализировать, сравнивать сопоставлять и осуществлять другие познавательные действия; наблюдается снижение креативности, энергичности детей, их желания активно и целенаправленно действовать. Но при этом возрос эмоциональный дискомфорт. Повышена возбудимость.
Также отмечаются крайне низкие показатели в тех действиях, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов; фиксируется сниженный уровень детской любознательности и воображения.
Мы с вами знаем, что развивает способности не любая деятельность, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции, деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью.
И в этих условиях педагог ДОУ должен владеть и применять в своей практике такие технологии обучения и воспитания, которые бы способствовали преодолению всех этих негативных явлений и работали бы на развитие познавательной активности, развитие творчества дошкольников.
Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику новый импульс?
Ответ готов: применение проблемно-поисковых технологий.
Главное достоинство этих технологий заключается в том, что они позволяют резко повысить творческие способности каждого (и не только ребенка, но и педагога).
Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше.
Константин Николаевич Вентцель призывал: «На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя, лелеять проснувшуюся жажду знаний».
На сегодняшний день существует большое разнообразие ППТ.
Основные из них, которые применяются в дошкольном обучении. Представлены на слайде.
Проблемно-поисковые образовательные технологии (ППТ)
1. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технология творчества направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи. «ТРИЗ», технология не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Автор Г.С. Альтшуллер
Осуществляется педагогами ДОУ в организованных формах обучения: занятиях, проблемных ситуациях .
2. Технология проблемного диалога (автор Е.Л.Мельникова)
Методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог ; подводящий к теме диалог ; сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Методы поиска решения учебной проблемы: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог; подводящий к знанию диалог.
«Нельзя не понимать то, что открыл лично». Е.Л.Мельникова
3. Детское экспериментирование
Осуществляется педагогами в условиях специально организованной среды
4. Проектная деятельность
(интегрированный метод) направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
(Технология проектной идеятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др. )
Является и формой организации образовательного пространства и одновременно методом развития творческого познавательного мышления
Осуществляется педагогами ДОУ, родителями и воспитанниками как в организованных формах обучения, так и в совместной и самостоятельной деятельности.
5. Исследовательская деятельность
(Эвристический метод-педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия. Наблюдение. Опыты и эксперименты. Проектная деятельность. ТРИЗ-технология в форме игровых заданий)
6. РТВ (развитие творческого воображения)
направлено на управление воображением с целью создания новых образов.
Осуществляется педагогами ДОУ на занятиях по развитию речи, изодеятельности, ФЭМП, ознакомлению с окружающим, экологии, в совместной деятельности
7. «Мозговой штурм»
8. Кейс-технологии
Общими чертами любых проблемно-поисковых технологий являются:
их направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основного содержания обучения;
постановка обучающегося в позицию исследователя, первооткрывателя;
столкновение обучающихся с противоречиями между новыми и прежними представлениями и стимулирование у них чувства неудовлетворенности имеющимися представлениями, потребности разрешить противоречие;
рефлексивная деятельность обучающихся как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане.
На слайде: Проблемно-поисковая технология – это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.
Суть проблемного обучения заключается в том, что создавая познавательную задачу/ситуацию педагог предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, побуждает обучающихся к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, ведет к открытию новых способов действий с предметным содержанием.
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.» Э.Кант
Каждый ребенок талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального успеха.
Как этого добиться?
«Мышление, его активность начинается с проблемы», - утверждает психолог С.Л. Рубинштейн. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности дошкольника в мыслительный процесс.
Необходимо научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Например, детям было предложено найти общее между деревом и цветком. Помимо стандартных ответов: «И дерево, и цветок растут в земле, их греет солнышко, поливает дождь», слышу ответ : «Цветок может расти на дереве».
Цель и назначение применения проблемно-поисковых технологий в обучении – преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
На слайде : Цели технологий проблемного обучения:
побуждать к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску;
стимулировать проявление активности, инициативы, творчества;
развивать интуицию и мышление;
учить искусству решения различных научных и практических проблем;
обеспечивать развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений;
вызывать познавательный интерес к изучаемому материалу.
Использование проблемно-поисковых технологий является одним из эффективных инструментов получения высоких результатов образования, т.к. способствует формированию новообразований в структуре личности обучающегося.
На слайде: Результат применения проблемно-поисковых технологий - это новообразования в структуре личности обучающегося:
- умение проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий;
- умение переформулировать исходные условия задачи и поставить проблему, т. е. сформулировать задачу для себя;
- умение спланировать стратегию поиска решения проблемы;
- умение использовать различные проблемно- поисковые методы (опытная проверка, эксперимент);
- умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный для данной ситуации;
- способность к порождению новых идей, формулированию гипотез, самостоятельному освоению нового опыта;
- способность к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев, оснований;
- способность к самообразованию, развитие познавательной мотивации, умение оценить уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития (что я уже могу? знаю? делаю?).
Каковы методы и формы организации деятельности в проблемно-поисковых технологиях?
Формы организации деятельности могут быть различны: индивидуальные, фронтальные, групповые.
Наиболее распространённые методы:
Метод проблемного изложения: все четыре этапа проблемно-поисковой деятельности осуществляет педагог. При проблемном изложении знаний обучающиеся самостоятельно не разрешают ни целой проблемы, ни отдельных ее этапов, не делают самостоятельных выводов и обобщений. Его цель – активизировать дошкольников, создав вначале проблемную ситуацию, а затем, показав путь научного поиска, раскрыть идею разрешения проблемы в развитии и противоречиях.
Частично-поисковый метод (эвристический) : часть этапов реализует педагог, например, задание проблемной ситуации, рефлексия, а часть – обучающийся. Основными приемами учения здесь, как правило, являются слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск и решение проблемы.
Исследовательский метод: Этот метод обучения позволяет наиболее полно реализовать требование формирования творческой самостоятельности обучающихся, навыков к исследовательской деятельности. Все шаги осуществляет обучающийся, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
Креативный метод: все шаги осуществляет обучающийся, реально осуществляя исследования и получая объективно новый результат.
При использовании проблемно-поисковых методов обучения педагог использует такие приемы:
создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание),
организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации,
подтверждает правильность выводов,
выдвигает готовое проблемное задание.
Обучающиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.
В педагогике рассматриваются виды и уровни проблемного обучения.
Такой подход связан с разной степенью развития познавательной активности учащихся и возникающих у них интеллектуальных затруднений.
Известный педагог, ученый, профессор Махмутов М.И. классифицирует проблемное обучение, основываясь на видах творчества. Он выделяет
три вида проблемного обучения:
- научное творчество;
- практическое творчество;
- художественное творчество.
Рассмотрим краткую характеристику этих видов.
Научное творчество связано с поиском нового правила, закона, доказательства. Этот вид творчества представляет собой теоретическое исследование.
Научное творчество применяется на теоретических занятиях.
Практическое творчество – это поиск способа применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических учебных проблем.
Практическое творчество целесообразно использовать на лабораторных и практических занятиях, занятиях кружка.
Художественное творчество представляет собой художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование.
Художественное творчество применимо как во время НОД, так и во внеурочной деятельности (в режимные моменты).
Виды проблемного обучения имеют четыре уровня проблемного обучения.
Данные уровни отражают уровень освоения новых знаний обучающимися и способов умственной деятельности, а также уровни мышления.
Иными словами, в какой ситуации и каким образом может ребенок применить имеющиеся у него знания. Самый высокий уровень достижения обучающихся – четвёртый.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1 уровень.
Уровень обычной активности.
Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы)
На уровне обычной активности происходит восприятие обучающимися изложенного учебного материала воспитателем, усвоение образа умственного действия в условиях проблемной ситуации и выполнение заданий воспроизводящего характера.
2 уровень.
Уровень полусамостоятельной активности.
Воспитатель ставит проблему,
направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения
(частично-поисковый метод).
Дети самостоятельно или под его руководством находят решение.
Дети применяют полученные знания в новой ситуации и участвуют в поиске способа решения учебной проблемы.
Обучающиеся, находящиеся на этом уровне нуждаются в помощи воспитателя и испытывают затруднения в новых познавательных ситуациях.
Знания детей недостаточны для построения всей логической цепочки решения проблемы.
(На этом уровне находится большинство школьников.)
3 уровень.
Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.
Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.
Ребёнок ставит проблему.
У ребёнка формируется способность самостоятельно формулировать проблему.
Достигнув третьего уровня, обучающиеся могут выполнять самостоятельные работы репродуктивно-поискового типа, могут самостоятельно применять усвоенные знания в новой ситуации, работать с текстом, конструировать решение задачи среднего уровня сложности.
4 уровень.
Уровень творческой активности.
Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения (исследовательский метод).
Обучающиеся способны выполнять самостоятельные работы, требующие логического анализа, открытия нового способа решения, творческого воображения .
Актуальной задачей педагога при проектировании зоны ближайшего развития обучающихся является перевод воспитанников на следующий, более высокий уровень самостоятельности на каждом цикле проблемно-поисковой деятельности.
Джон Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-то проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.
Структурные единицы проблемного обучения
Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются
проблемный вопрос,
задача и
ситуация.
Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?
Рассмотрим их особенности.
Проблемный вопрос.
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»? «отчего?» «как?»
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними?(просто вопрос)
Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?
Проблемная задача.
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть
условие (описание) и есть вопрос.
Например:
1. Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт
на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела
деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды.
Однако, переезжать они не хотят.
2. Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы. Почему?
3. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду,
Буратино всплывает. Как ему помочь?
И педагог должен четко это осознавать :
Когда задание/вопрос становится проблемным?
если имеются противоречия;
если требуется установить сходства и различия;
если требуется установить причинно-следственные связи;
если необходимо обосновать выбор предпочтения;
если требуется подтверждение закономерностей примерами из личного опыта;
если стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Проблемные вопросы требуют рассуждений, доказательств, установления причинно-следственных связей, выдвижения гипотез, составления плана действий и т.д.: «почему?», «зачем»? «отчего?» «Что же нам делать? Как же теперь быть? Как мы можем помочь …(герою) ? Как мы можем это узнать?
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. Субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:
-неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
-познавательная деятельность;
- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Постановка проблемной ситуации – это некое действо, направленное на формулирование возникшей проблемы или на формулирование проблемного вопроса, или гипотезы.
Можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций.
I тип - проблемная ситуация возникает при условии, если обучающийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.
II тип - проблемные ситуации возникают при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
III тип - проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
IV тип - проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.
Типы проблемных ситуаций (по Е.Л.Мельниковой):
• проблемная ситуация «с удивлением»;
• проблемная ситуация «с затруднением».
Большой интерес вызывают методы постановки учебной проблемы (по Е.Л.Мельниковой) – Технология проблемного диалога.
Методы постановки учебной проблемы:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Подводящий к теме диалог
Сообщение темы с мотивирующим приёмом:
Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты
из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.)
Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для обучающихся)
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих обучающихся к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Приёмы
создания проблемной ситуации
Побуждение к осознанию
противоречия
Побуждение к
формулированию
проблемы
С
удивлением
между двумя (или более) положениями
Прием 1.
Одновременно предъявить детям противоречивые факты, теории, мнения.
– Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?
Выбрать подходящее:
– Какой возникает вопрос?
– Какая будет
тема ?
Прием 2.
Столкнуть мнения детей вопросом или практическим заданием на новый материал.
– Вопрос был один? А сколько мнений?
или
- Задание было одно? А как вы его выполнили?
– Почему так получилось? Чего мы не знаем?
между житейским представлением и научным фактом
Прием 3.
Шаг 1. Выявить житейское представление обучающихся вопросом или практическим
заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.
– Вы сначала как думали?
А как на самом деле?
С затруднением
противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание
Прием 4.
Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
– Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Прием 5.
ребятам дается задание, не выполнимое вообще.
- Чем это задание не похоже на предыдущее?
Прием 6.
Шаг 1
педагог дает практическое задание, похожее на предыдущие; (Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания).
Шаг 2
педагог доказывает, что задание все-таки не выполнено
- Что вы хотели сделать?
Какие знания применили?
Задание выполнено?
Этапы организации проблемного обучения
1. Обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем усвоению учебном материале, осознание их как трудностей (осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи)
2. Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи.
3. Выдвижение гипотезы (или гипотез), поиск идеи решения.
4. Проверка решения.
5. Введение в систему знаний.
Решение проблемных ситуаций
В качестве проблемной ситуации могут быть:
проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
поиск истины (способа, приема, правила решения);
различные точки зрения на один и тот же вопрос;
противоречия практической деятельности.
Таким образом, применение проблемно-поисковых технологий, действительно, обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством достижения целевых ориентиров, обозначенных в ФГОС ДО, так как это
создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности;
развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
нацелена на формирование коммуникативных способностей,
обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Оценка результатов применения технологии.
Результативность применения проблемного подхода в образовательном процессе можно оценить с помощью критериев:
1) наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться – смогу ли я разрешить проблему»);
2) наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно»);
3) переживание ребенком субъективного открытия («я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон»);
4) отношение к новому знанию как к личностной ценности («мне это очень нужно, мне важно научиться решать эти проблемы, эти знания мне пригодятся в жизни»);
5) овладение обобщенным способом решения проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез, проверкой их правильности, получением результата деятельности.
В деле обучения дошкольников большое значение имеет их мотивация к учению и формирование навыков учиться. Поэтому использование проблемно-поисковых технологий является одним из вариантов получения высоких результатов образования.
Выводы:
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.
Преимущества проблемно-поисковых технологий:
-систематическая проблемно-поисковая деятельность повышает познавательную самостоятельность обучающихся.
-на таких НОД дети больше думают, чаще говорят, а, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь, они учатся отстаивать собственное мнение, рисковать, проявлять инициативу;
- результативные – обеспечивают высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей дошкольников, воспитание активной личности;
- здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Недостатки:
для педагога подготовка к таким занятиям требует больше времени, так как к каждому занятию надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.
Ограничения в применении технологии
только на материале, допускающем альтернативные подходы;
оправданно только на материале высокого уровня значимости, чтобы не акцентировать внимание на второстепенном;
значительные временные затраты
Конечная цель обучения – научить обучающегося видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности.
В итоге получается, что проблемное обучение, а точнее развитие и обучение с использованием проблемных задач и вопросов, раскрывает сторону преемственности между различными областями знаний, интегрируя их между собой, в результате чего происходит ненавязчивое взаимопроникновение одного в другое, усвоение детьми социального опыта.
В завершении также хотелось бы сказать следующее.
Мысль, вечно будоражащая мозг, заставляет этот мозг работать, руки – творить, а тело двигаться вперёд к новым достижениям и успехам! И то, что мы заложим в наших детей, определит, какое получим общество в будущем.
Строки детского писателя С. Я. Маршака, написанные много лет назад,
как никогда актуальны и в наши дни.
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?»
Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.
На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться.
Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее.
Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит.
Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится.
И возможно, что здесь ему надо будет помочь, чтобы не останавливалось движение вверх.
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л. С. Выготский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno-poiskovye.docx | 113.88 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технология творчества направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи. «ТРИЗ», технология не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Автор Г.С. Альтшуллер
Осуществляется педагогами ДОУ в организованных формах обучения: занятиях, проблемных ситуациях .
2. Технология проблемного диалога (автор Е.Л.Мельникова)
Методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог ; подводящий к теме диалог ; сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Методы поиска решения учебной проблемы: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог; подводящий к знанию диалог.
«Нельзя не понимать то, что открыл лично». Е.Л.Мельникова
3. Детское экспериментирование
Осуществляется педагогами в условиях специально организованной среды
4. Проектная деятельность
(интегрированный метод) направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
(Технология проектной идеятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др. )
Является и формой организации образовательного пространства и одновременно методом развития творческого познавательного мышления
Осуществляется педагогами ДОУ, родителями и воспитанниками как в организованных формах обучения, так и в совместной и самостоятельной деятельности.
5. Исследовательская деятельность
(Эвристический метод-педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия. Наблюдение. Опыты и эксперименты. Проектная деятельность. ТРИЗ-технология в форме игровых заданий)
6. РТВ (развитие творческого воображения)
направлено на управление воображением с целью создания новых образов.
Осуществляется педагогами ДОУ на занятиях по развитию речи, изодеятельности, ФЭМП, ознакомлению с окружающим, экологии, в совместной деятельности
7. «Мозговой штурм»
8. Кейс-технологии
Общими чертами любых проблемно-поисковых технологий являются:
- их направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основного содержания обучения;
- постановка обучающегося в позицию исследователя, первооткрывателя;
- столкновение обучающихся с противоречиями между новыми и прежними представлениями и стимулирование у них чувства неудовлетворенности имеющимися представлениями, потребности разрешить противоречие;
- рефлексивная деятельность обучающихся как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане.
На слайде: Проблемно-поисковая технология – это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.
Суть проблемного обучения заключается в том, что создавая познавательную задачу/ситуацию педагог предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, побуждает обучающихся к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, ведет к открытию новых способов действий с предметным содержанием.
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.» Э.Кант
Каждый ребенок талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального успеха.
Как этого добиться?
«Мышление, его активность начинается с проблемы», - утверждает психолог С.Л. Рубинштейн. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности дошкольника в мыслительный процесс.
Необходимо научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Например, детям было предложено найти общее между деревом и цветком. Помимо стандартных ответов: «И дерево, и цветок растут в земле, их греет солнышко, поливает дождь», слышу ответ : «Цветок может расти на дереве».
Цель и назначение применения проблемно-поисковых технологий в обучении – преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
На слайде : Цели технологий проблемного обучения:
- побуждать к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску;
- стимулировать проявление активности, инициативы, творчества;
- развивать интуицию и мышление;
- учить искусству решения различных научных и практических проблем;
- обеспечивать развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений;
- вызывать познавательный интерес к изучаемому материалу.
Использование проблемно-поисковых технологий является одним из эффективных инструментов получения высоких результатов образования, т.к. способствует формированию новообразований в структуре личности обучающегося.
На слайде: Результат применения проблемно-поисковых технологий - это новообразования в структуре личности обучающегося:
- умение проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий;
- умение переформулировать исходные условия задачи и поставить проблему, т. е. сформулировать задачу для себя;
- умение спланировать стратегию поиска решения проблемы;
- умение использовать различные проблемно- поисковые методы (опытная проверка, эксперимент);
- умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный для данной ситуации;
- способность к порождению новых идей, формулированию гипотез, самостоятельному освоению нового опыта;
- способность к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев, оснований;
- способность к самообразованию, развитие познавательной мотивации, умение оценить уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития (что я уже могу? знаю? делаю?).
Каковы методы и формы организации деятельности в проблемно-поисковых технологиях?
Формы организации деятельности могут быть различны: индивидуальные, фронтальные, групповые.
Наиболее распространённые методы:
Метод проблемного изложения: все четыре этапа проблемно-поисковой деятельности осуществляет педагог. При проблемном изложении знаний обучающиеся самостоятельно не разрешают ни целой проблемы, ни отдельных ее этапов, не делают самостоятельных выводов и обобщений. Его цель – активизировать дошкольников, создав вначале проблемную ситуацию, а затем, показав путь научного поиска, раскрыть идею разрешения проблемы в развитии и противоречиях.
Частично-поисковый метод (эвристический) : часть этапов реализует педагог, например, задание проблемной ситуации, рефлексия, а часть – обучающийся. Основными приемами учения здесь, как правило, являются слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск и решение проблемы.
Исследовательский метод: Этот метод обучения позволяет наиболее полно реализовать требование формирования творческой самостоятельности обучающихся, навыков к исследовательской деятельности. Все шаги осуществляет обучающийся, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
Креативный метод: все шаги осуществляет обучающийся, реально осуществляя исследования и получая объективно новый результат.
При использовании проблемно-поисковых методов обучения педагог использует такие приемы:
- создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание),
- организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации,
- подтверждает правильность выводов,
- выдвигает готовое проблемное задание.
Обучающиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.
В педагогике рассматриваются виды и уровни проблемного обучения.
Такой подход связан с разной степенью развития познавательной активности учащихся и возникающих у них интеллектуальных затруднений.
Известный педагог, ученый, профессор Махмутов М.И. классифицирует проблемное обучение, основываясь на видах творчества. Он выделяет
три вида проблемного обучения:
- научное творчество;
- практическое творчество;
- художественное творчество.
Рассмотрим краткую характеристику этих видов.
Научное творчество связано с поиском нового правила, закона, доказательства. Этот вид творчества представляет собой теоретическое исследование.
Научное творчество применяется на теоретических занятиях.
Практическое творчество – это поиск способа применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических учебных проблем.
Практическое творчество целесообразно использовать на лабораторных и практических занятиях, занятиях кружка.
Художественное творчество представляет собой художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование.
Художественное творчество применимо как во время НОД, так и во внеурочной деятельности (в режимные моменты).
Виды проблемного обучения имеют четыре уровня проблемного обучения.
Данные уровни отражают уровень освоения новых знаний обучающимися и способов умственной деятельности, а также уровни мышления.
Иными словами, в какой ситуации и каким образом может ребенок применить имеющиеся у него знания. Самый высокий уровень достижения обучающихся – четвёртый.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1 уровень.
Уровень обычной активности.
Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы)
На уровне обычной активности происходит восприятие обучающимися изложенного учебного материала воспитателем, усвоение образа умственного действия в условиях проблемной ситуации и выполнение заданий воспроизводящего характера.
2 уровень.
Уровень полусамостоятельной активности.
Воспитатель ставит проблему,
направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения
(частично-поисковый метод).
Дети самостоятельно или под его руководством находят решение.
Дети применяют полученные знания в новой ситуации и участвуют в поиске способа решения учебной проблемы.
Обучающиеся, находящиеся на этом уровне нуждаются в помощи воспитателя и испытывают затруднения в новых познавательных ситуациях.
Знания детей недостаточны для построения всей логической цепочки решения проблемы.
(На этом уровне находится большинство школьников.)
3 уровень.
Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.
Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.
Ребёнок ставит проблему.
У ребёнка формируется способность самостоятельно формулировать проблему.
Достигнув третьего уровня, обучающиеся могут выполнять самостоятельные работы репродуктивно-поискового типа, могут самостоятельно применять усвоенные знания в новой ситуации, работать с текстом, конструировать решение задачи среднего уровня сложности.
4 уровень.
Уровень творческой активности.
Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения (исследовательский метод).
Обучающиеся способны выполнять самостоятельные работы, требующие логического анализа, открытия нового способа решения, творческого воображения .
Актуальной задачей педагога при проектировании зоны ближайшего развития обучающихся является перевод воспитанников на следующий, более высокий уровень самостоятельности на каждом цикле проблемно-поисковой деятельности.
Джон Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-то проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.
Структурные единицы проблемного обучения
Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются
- проблемный вопрос,
- задача и
- ситуация.
Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?
Рассмотрим их особенности.
Проблемный вопрос.
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»? «отчего?» «как?»
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними?(просто вопрос)
Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?
Проблемная задача.
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть
условие (описание) и есть вопрос.
Например:
1. Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт
на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела
деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды.
Однако, переезжать они не хотят.
2. Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы. Почему?
3. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду,
Буратино всплывает. Как ему помочь?
И педагог должен четко это осознавать :
Когда задание/вопрос становится проблемным?
- если имеются противоречия;
- если требуется установить сходства и различия;
- если требуется установить причинно-следственные связи;
- если необходимо обосновать выбор предпочтения;
- если требуется подтверждение закономерностей примерами из личного опыта;
- если стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Проблемные вопросы требуют рассуждений, доказательств, установления причинно-следственных связей, выдвижения гипотез, составления плана действий и т.д.: «почему?», «зачем»? «отчего?» «Что же нам делать? Как же теперь быть? Как мы можем помочь …(герою) ? Как мы можем это узнать?
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. Субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:
-неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
-познавательная деятельность;
- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Постановка проблемной ситуации – это некое действо, направленное на формулирование возникшей проблемы или на формулирование проблемного вопроса, или гипотезы.
Можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций.
I тип - проблемная ситуация возникает при условии, если обучающийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.
II тип - проблемные ситуации возникают при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
III тип - проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
IV тип - проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.
Типы проблемных ситуаций (по Е.Л.Мельниковой):
• проблемная ситуация «с удивлением»;
• проблемная ситуация «с затруднением».
Большой интерес вызывают методы постановки учебной проблемы (по Е.Л.Мельниковой) – Технология проблемного диалога.
Методы постановки учебной проблемы:
- Побуждающий от проблемной ситуации диалог
- Подводящий к теме диалог
- Сообщение темы с мотивирующим приёмом:
Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты
из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.)
Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для обучающихся)
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих обучающихся к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Приёмы
создания проблемной ситуации
Побуждение к осознанию
противоречия
Побуждение к
формулированию
проблемы
С
удивлением
между двумя (или более) положениями
Прием 1.
Одновременно предъявить детям противоречивые факты, теории, мнения.
– Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?
Выбрать подходящее:
– Какой возникает вопрос?
– Какая будет
тема ?
Прием 2.
Столкнуть мнения детей вопросом или практическим заданием на новый материал.
– Вопрос был один? А сколько мнений?
или
- Задание было одно? А как вы его выполнили?
– Почему так получилось? Чего мы не знаем?
между житейским представлением и научным фактом
Прием 3.
Шаг 1. Выявить житейское представление обучающихся вопросом или практическим
заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.
– Вы сначала как думали?
А как на самом деле?
С затруднением
противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание
Прием 4.
Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
– Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Прием 5.
ребятам дается задание, не выполнимое вообще.
- Чем это задание не похоже на предыдущее?
Прием 6.
Шаг 1
педагог дает практическое задание, похожее на предыдущие; (Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания).
Шаг 2
педагог доказывает, что задание все-таки не выполнено
- Что вы хотели сделать?
Какие знания применили?
Задание выполнено?
Этапы организации проблемного обучения
1. Обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем усвоению учебном материале, осознание их как трудностей (осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи)
2. Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи.
3. Выдвижение гипотезы (или гипотез), поиск идеи решения.
4. Проверка решения.
5. Введение в систему знаний.
Решение проблемных ситуаций
В качестве проблемной ситуации могут быть:
- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
- поиск истины (способа, приема, правила решения);
- различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- противоречия практической деятельности.
Таким образом, применение проблемно-поисковых технологий, действительно, обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством достижения целевых ориентиров, обозначенных в ФГОС ДО, так как это
- создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности;
- развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
- нацелена на формирование коммуникативных способностей,
- обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Оценка результатов применения технологии.
Результативность применения проблемного подхода в образовательном процессе можно оценить с помощью критериев:
1) наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться – смогу ли я разрешить проблему»);
2) наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно»);
3) переживание ребенком субъективного открытия («я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон»);
4) отношение к новому знанию как к личностной ценности («мне это очень нужно, мне важно научиться решать эти проблемы, эти знания мне пригодятся в жизни»);
5) овладение обобщенным способом решения проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез, проверкой их правильности, получением результата деятельности.
В деле обучения дошкольников большое значение имеет их мотивация к учению и формирование навыков учиться. Поэтому использование проблемно-поисковых технологий является одним из вариантов получения высоких результатов образования.
Выводы:
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.
Преимущества проблемно-поисковых технологий:
-систематическая проблемно-поисковая деятельность повышает познавательную самостоятельность обучающихся.
-на таких НОД дети больше думают, чаще говорят, а, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь, они учатся отстаивать собственное мнение, рисковать, проявлять инициативу;
- результативные – обеспечивают высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей дошкольников, воспитание активной личности;
- здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Недостатки:
для педагога подготовка к таким занятиям требует больше времени, так как к каждому занятию надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.
Ограничения в применении технологии
- только на материале, допускающем альтернативные подходы;
- оправданно только на материале высокого уровня значимости, чтобы не акцентировать внимание на второстепенном;
- значительные временные затраты
Конечная цель обучения – научить обучающегося видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности.
В итоге получается, что проблемное обучение, а точнее развитие и обучение с использованием проблемных задач и вопросов, раскрывает сторону преемственности между различными областями знаний, интегрируя их между собой, в результате чего происходит ненавязчивое взаимопроникновение одного в другое, усвоение детьми социального опыта.
В завершении также хотелось бы сказать следующее.
Мысль, вечно будоражащая мозг, заставляет этот мозг работать, руки – творить, а тело двигаться вперёд к новым достижениям и успехам! И то, что мы заложим в наших детей, определит, какое получим общество в будущем.
Строки детского писателя С. Я. Маршака, написанные много лет назад,
как никогда актуальны и в наши дни.
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?»
Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.
На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться.
Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее.
Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит.
Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится.
И возможно, что здесь ему надо будет помочь, чтобы не останавливалось движение вверх.
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л. С. Выготский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад:"Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности"
...
Деловая игра «Значение и использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»
Деловая игра «Значение и использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»...
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности
Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника. Очень часто родители обращаются с просьбой оказать помощь их робким, стеснительным детям, которые при поступлении в школу остро ощущать неуверенност...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "...
Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» Т. В. Хацкевич...
Использование здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Различные виды здоровьесберегающих технологий, которые эффективно используются в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Проблемно-поисковые технологии в различных видах деятельности дошкольника
Константин Николаевич Вентцель призывал: «На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного и...