КАРТОТЕКА ИГР НА СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
картотека
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.docx | 373.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
«Ой, лады»
Цель – воспитывать добрые отношения друг другу.
Воспитатель и малыши произносят слова и выполняют действия.
Лады-лады-ладушки,
Хлопают в ладоши.
Мы пекли оладушки,
Имитируют действие.
Маслом поливали,
Указательным пальцем водят по ладошке.
Деток угощали…
Называют имя ребенка, к которому подходят с «оладушками»,
Тане – два, Ване – два и…
(воспитатель называет свое имя) – тоже два!
Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья!
Все дружно хлопают в ладоши.
«Паровозик»
Цели: учить отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть «в паровозик»: «паровозом» будет взрослый, а «вагончиками» - дети. Воспитатель поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы – вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс – вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились, «поезд отправляется в путь».
«Передай мяч»
Цель – учить взаимодействовать со сверстниками.
Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать ипередавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя»).
Игра эмоционально поддерживается взрослым.
«Ласковое имя»
Цель – учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные
дети при помощи воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка,
стоящего в центре круга.
«Дотронься ласково»
Цель – учить детей включаться в разные формы коммуникации.
Все участники игры стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего ребенка и говорит: «Какие шелковые волосики у Саши!» затем просит Сашу дотронуться до головы своего соседа. Взрослые также участвуют в игре, и если дети затрудняются в обращении, то помогают им.
Игра предполагает несколько вариантов – можно дотрагиваться до руки, до носа. Некоторым детям трудно выполнять такиедействия – не нужно заставлять выполнять все. Взрослые активно помогают малышам включаться в разные формы коммуникации.
«Спаси птенца»
Цель – воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Детям раздают ватные комочки – это «птенчики». Педагог говорит:«Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети совзрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат,как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.
«Ласковый ребенок»
Цель – продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Дети сидят на стульях перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбнуться: «Ах, какой хороший Саша! Иди ко мне, я тебя обниму – вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает к себе еще одного ребенка и предлагает ему повторить эти действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подытоживает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребенок!» затем взрослый поочередно вызывает остальных детей, игра повторяется.
«Цветные коврики»
Цель – учить передавать эмоции в соответствии с цветом.
Для игры понадобятся игрушки, а также желтый и черный коврики (их кладут перед детьми). Воспитатель показывает игрушку (например, волка) и говорит детям: «Волк злой, сердитый, мы его поставим на черный коврик. А петушок веселый, добрый, его мы поставим на желтый коврик».
Так можно обыграть все знакомые игрушки или сказочных героев.
Затем можно усложнить игру: добавить коврики других цветов (голубой – слезы, грусть; зеленый - спокойствие); предложить детям самим проявить эмоции на коврике любого цвета: «Анечка, ты – сердитая кошка. Встань на коврик черного цвета и изобрази ее».
«Кто лучше разбудит?»
Цель – способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложится на коврик. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково.
«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
Цель – способствовать уменьшению обидчивости у детей.
Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Воспитатель начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
«Вместе играем»
Цель – учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.
Для игры понадобятся парные игрушки: шарик и желобок, паровозик и вагончик, машина и кубики.
Воспитатель расставляет детей парами и раздает им игрушки, предлагая поиграть вместе. Затем помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки.
В конце игры педагог фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик. Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали в машину кубики и возили».
«Кто пришел к нам в гости?»
Цели: способствовать развитию самоуважения детей, активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
Воспитатель отводит в сторону ребенка и договаривается с ним о том, что он будет изображать какое-нибудь животное (педагог подсказывает), которое придет в гости к детям. Ребенок изображает это животное, дети отгадывают. («Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется…»). Дети стараются догадаться, какие звери к ним пришли, и какое у них настроение.
«Листочек падает»
Цель – развивать умение сотрудничать.
Воспитатель поднимает над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого педагог просит детей «превратить свои руки в листочки бумаги». Поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Затем опускает лист, он плавно падает на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол.
Игру можно повторить несколько раз.
Воспитатель подчеркивает умение ребят действовать вместе.
«Колокольчик»
Цель – учить проявлять симпатию к сверстникам.
Воспитатель читает стихотворение и звонит в колокольчик: С колокольчиком играю – динь-динь-динь (2 раза)
С колокольчиком гуляю – динь-динь-динь (2 раза)
Позвеню и покружусь, всем ребятам покажусь.
Колокольчик голубой, кто гулять пойдет с тобой?
Выбирает любого ребенка и идет с ним по группе.
«Солнечный лучик»
Цели: развивать тактильные ощущения, учить выполнять нежные прикосновения.
Дети вытягивают ладошки. Воспитатель рассказывает стихотворение, подходит к малышам и поглаживает их ладошки:
Солнечный лучик коснулся руки
Я попрошу его: «Ты не беги, ты посиди на ладошке моей, вместе нам будет с тобой веселей».
«Подарим фрукты»
Цель – учить проявлять добрые отношения к сверстникам.
Для игры понадобятся фрукты. Дети выполняют «инструкцию» воспитателя:
Ты яблоко бери и Тане дари.
Ты грушу бери и Маше дари.
Ты банан бери и Пете дари.
«У кого какая игрушка?»
Цель – учить делиться игрушками.
Воспитатель заранее готовит игрушки: сначала их должно хватить всем детям, затем на одну меньше.
встали дети в круг, в круг,
кулачками стук-стук.
Мы идем вперед, вперед,
Ножками топ-топ.
Мы идем назад, назад,
Вот так, вот так!
Побежали, побежали
И к игрушкам прибежали.
«Флажок»
Цель – учить реагировать на свое имя и проявлять симпатию к сверстникам.
Для игры понадобится флажок.
Дети встали в кружок,
Дети становятся в круг.
Увидали флажок:
Флажок держит воспитатель.
«Кому дать, кому дать, кому флаг передать?»
Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок.
Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними.
Ваня берет флажок, поднимает его.
Вот наш Ваня идет и флажок свой несет:
«Комудать, кому дать, кому флаг передать?»
Ваня выбирает ребёнка, которому передает флажок, ь- игра повторяется.
«Праздничный салют»
Цель – учить эмоционально откликаться на содержание стихотворения.
Для игры понадобятся барабан и мелко нарезанная бумага для «салюта». Воспитатель читает стихотворение:
Грянул гром, веселый гром.
Засверкало все кругом.
Рвутся вы небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют.
Это праздничный салют.
Раз, два, три, салют радости дари!
Все вместе подбрасывают нарезанную бумагу вверх.
«Мотылек»
Цель – вызвать радость от ожидания легкого прикосновения.
Воспитатель держит в руках мотылька из картона, привязанного к палочке:
Летал мотылек, порхал мотылек.
Присел отдохнуть на душистый цветок.
Летал мотылек, порхал мотылек,
Присел подремать на прохладный пенек.
Закончив читать стихотворение, педагог кладет мотылька на ладошку ребенка.
«Наше солнце»
Цель – способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.
Взрослый рисует на листе ватмана большой круг, затем обводит ладони детей, создавая таким образом «лучики солнца». Дети раскрашивают нарисованные ладошки, взрослый им помогает. В итоге получается изображение красивого солнца, которое вывешивают в группе.
«Покажу, как я люблю»
Цель – способствовать формированию любви к окружающим.
Воспитатель говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Один из детей й «превращается в маму», другой – в ее «сыночка», и показывают, как они любят друг друга. Следующие пары – «мама и дочка», «»бабушка и внук.
«Звериное пианино»
Цель –развивать умение сотрудничать.
Дети садятся в одну линию. Они – «клавиши пианино», которые звучат голосами разных животных. Воспитатель раздает детям карточки с изображениями животных (кошки, собаки, свиньи и т.п.), голосами которых будут звучать «клавиши». Потом педагог дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. «Клавишам» нужно звучать голосами соответствующих животных.
«Радуга-дуга»
Цель – активизировать позитивное настроение.
Радуга-дуга, не давай дождя.
Дети, держась за руки, идут по кругу.
Чтоб ребяткам играть
Отбивают ритм пальцами по коврику.
И со взрослым поскакать.
Подпрыгивают на месте.
Дай нам солнышко - колоколнышко, обнимаются.
«Чижик»
Цель – формировать чувство взаимопомощи и сотрудничества.
Воспитатель предлагает каждому ребенку построить из мягких модулей свой домик. Затем приглашает всех в круг и предлагает игру «Чижик».
Чижик по небу летал,
Воспитатель и дети изображают птичек: машут «крыльями» и «летают» по кругу.
Правой ножкою кивал,
Забрасывают ногу назад, пытаясь достать ею до ягодицы.
Кив - кив, не кивай, к себе в домик улетай!
Каждый убегает в свой домик.
Игра повторяется несколько раз.
«Подари салют»
Цель – учить проявлять положительные эмоции.
Воспитатель предлагает каждому ребенку цветную бумагу – на выбор. Под спокойную музыку дети рвут бумагу на мелкие кусочки, образуя кучку. По окончании музыки педагог просит малышей выбрать, кому бы они хотели «подарить салют». Каждый ребенок подбрасывает свои кусочки бумаги над тем, кого он выбрал, кричит «ура» и хлопает в ладоши.
Важно, чтобы ребенок, который дарит, и тот, кому дарят, испытали положительные эмоции.
«Украсим дом»
Цель – учить выполнять поручения вместе.
Материал: обруч, предметы для украшения.
Воспитатель предлагает детям украсить «домик» (обруч), используя для этого ленты, нитки, монетки и т.п. воспитатель вместе с детьми участвует в процессе. Потом все любуются «домиком», педагог хвалит ребят за проделанную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие социально - эмоциональной сферы (картотека)
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом ...
Картотека игр направленная на социально-эмоциональное развитие детей.
Игра составляет ведущую роль в жизни ребенка....
Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."
В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...
Картотека консультаций для родителей по социально - эмоциональному развитию дошкольников
Картотека консультаций для родителей по социально - эмоциональному развитию дошкольников...
Картотека консультаций для родителей «Социально - эмоциональное развитие дошкольников»
информация для родителей...
Картотека игр по социально-эмоциональному развитию детей 3-4 лет
Развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми, развитие эмпатии....
Картотека игр и игровых ситуаций по социально-эмоциональному развитию дошкольников
Цель: развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательность, стремление к общению и взаимодействию....