Картотека игр по социально-эмоциональному развитию детей 3-4 лет
картотека (младшая группа)

Соловьева Инна Анисимовна

Развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми, развитие эмпатии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по социально-эмоциональному  развитию детей 3-4 лет

                        «Давайте поздороваемся»

Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку. Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.

«Подарок на всех»

Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор сотрудничать                                                                                         со сверстниками. Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?»

«Ожившие игрушки»

Цель: формировать у детей культуру общения. Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки.                                                                                                А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.

 

«Опиши друга»

Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел. Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«Что изменилось?»

Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.                       Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место) но не больше                                                          двух – трех изменений.

«Назови себя»

Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

                                       «Назови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребенку предлагают бросить мяч                                                       или передать игрушку любимому сверстнику                                             (по желанию) ласково называя его по имени.

                                «Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

                         «Волшебная палочка»

Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми. Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

«Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия. Обогнуть озеро, пролезть под стол и т. д.

 

«Кузовок»

Цель: продолжать закреплять вежливые слова. Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

«Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова. Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.

                              «Коврик примирения»

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

                             «Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

                                     «Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи. Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

                          «Вот какой Дед Мороз»

Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова. Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз, как он его благодарил, как можно его ласково назвать.

                                    «Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими                            чувствами, переживаниями, строить                                                              не законченные предложения.                                                     Воспитатель говорит начало предложения,                                 дети должны закончить. « Чего мне по- настоящему хочется, так это»… « Особенно мне нравится, когда»… «Однажды меня очень напугало то,  что» ….

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь назвать признаки животных                                        по образцу взрослого, развивать внимание,                             умение описывать .Воспитатель берет себе медведя, а ребенку дает зайчика. И начинает: «У меня медведь.»   Ребенок: «А у меня заяц.» и т. д.  

                              «Вот какой папа»

Цель: развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова. Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.

«Да или нет»

Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.

Дети становятся в круг. Учитель должен называть различные ситуации, а малышам нужно, если озвучено правильное поведение — хлопать в ладоши, если неправильное — топать ногами.

«Прилетела птичка»

Цель: развивать внимание к сверстнику. Материал: игрушечная птичка. Ход: педагог показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом:

«Прилетела птичка,

Синичка-невеличка.

К Тане прилетела (сажает птичку на ручку Тане и по очереди другим детям).

На деток посмотрела,

Дальше полетела».

 

Игра «Узнай по носу»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность.

 Водящий уходит за занавес. Участники игры поочередно, чуть приоткрывая занавес, показывают ему руку, ногу, волосы, нос и т. д. Если водящий узнает товарища сразу, то получает фант. Игра повторяется несколько раз, водящие меняются.

Игра «Испорченный телефон»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.

 Все участники игры, кроме водящего и одного из ребят, закрывают глаза —«спят». Водящий показывает ребенку, не закрывшему глаза, какую-либо эмоцию. Ребенок, «разбудив» другого участника игры, передает увиденную эмоцию так, как он ее понял, без слов. Второй участник передает свою версию увиденного третьему игроку и так до последнего игрока.

 

Игра «Горячий картофель»

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.

 Картофель можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом.

 Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»

Цель. Развивать наблюдательность, память.

 Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

Игра «Представьте себе»

Цель. Развивать имитационные способности.

 -Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.)

 Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать.

 Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.

Игра «Продолжи фразу и покажи»

Цель. Развивать логику, творческие способности; развивать имитационные навыки.

 -Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки...)

 -Если вам подарят маленького котенка, что вы сделаете? (Погладим его, приласкаем).

 -Если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать «Ау!».)

 -Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не шуметь...)

 -Если плачет ваш друг, что делать? (Утешить, погладить, заглянуть в глаза...).

 

Игра «Угадай, чей голосок»

Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.

 Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот

 произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую

 шеренгу. Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют

 интонации и тембр голоса.

Игра с воображаемым объектом

Цель. Формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

воспитывать гуманное отношение к животным.

 Дети в кругу. Педагог складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках

 маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его

 погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

 Педагог передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.

 

Игра «День рождения»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.

 С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они дарят. Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шоколад, шарфик, шапка, книжка и т.п.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Развивать память, воображение детей.

 Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее: - стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.); - стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.); - сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.); - наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека на развития мышления у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения, способствующие развитию мышлению   и игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста...

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Экспериментальная и опытническая деятельность детей.

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.Экспериментальная и опытническая деятельность детей. Цель:1. помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.2. Создат...

Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.

Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.

Финансовая грамотность - это качество человека, которое формируется с малого возраста....