Самообразование воспитателя второй младшей группы на тему: Развитие речи детей 3-4 лет через художественную литературу.
материал (младшая группа)
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1».
Отчет по самообразованию воспитателя второй младшей группы на тему:
Развитие речи детей 3-4 лет через художественную литературу.
Воспитатель: Благис О.С.
Черняховск 2018-2019г.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.
Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильно развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный запас, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать. Поэтому темой своей работы по самообразования я выбрала: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи:
- Проанализировать роль художественной литературы в речевом развитии детей.
- Сформировать интерес к художественной литературе.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Знакомить с различными жанрами.
- Совершенствовать художественно – речевые навыки детей.
- Развивать творческие способности.
План работы.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | 1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с. 3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с. 4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70. 5. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с. 6. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112. 7. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54. 8. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М.: Сфера, 2012. - 288 с. 9. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 128 с. 10. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу. Часть 1 (3-4 года). - М. : Баласс, 2008. - 64 с. | |
Работа с детьми | Октябрь Ноябрь Октябрь –май Ноябрь Январь Март Апрель | Знакомство с художественной литературой на тему «Осень». Чтение стихотворений наизусть. Знакомство детей с разными жанрами художественной литературы: потешки, попевки, загадки. Использование художественного слова в режимных моментах. Пальчиковые игры. Знакомство с художественной литературой по теме «Зима». Театрализованная деятельность по русским народным сказкам. Знакомство с художественной литературой по теме «Весна». Развлечение «В гостях у сказки». | Подборка литературы по теме Картотека пальчиковых игр Подборка художественной литературы по теме Инсценировка русской народной сказки «Репка», «Теремок». Чтение стихотворений наизусть |
Работа с родителями | Ноябрь март | Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей» Консультация для родителей «Развитие речи детей 3-4 лет». | |
самореализация | Апрель Май | Открытый показ НОД Отчет о проделанной работе по теме самообразования. | Открытое занятие по ХЭР «Птички в гнездышках» - использование художественной литературы во время занятия и развитие речи детей. |
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу.
Развитие связной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) .
В процессе работы над данной темой мною была изучена следующая литература:
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.
4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
5. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
6. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.
7. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.
8. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М.: Сфера, 2012. - 288 с.
9. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.
10. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу. Часть 1 (3-4 года). - М. : Баласс, 2008. - 64 с.
Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.
Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе он уже никогда не полюбит художественную литературу.
До сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.
Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием слушают сказки, стихи и потешки, а также играю в пальчиковые игры и игры с словесным сопровождением. Поэтому темой самообразования я выбрала развитие речи через художественную литературу. Я считаю, что художественная литература имеет большое значение для развития речи детей.
Для работы над данной темой, мною была поставлены следующие задачи:
- Проанализировать роль художественной литературы в речевом развитии детей.
- Сформировать интерес к художественной литературе.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Знакомить с различными жанрами.
- Совершенствовать художественно – речевые навыки детей.
- Развивать творческие способности.
Для решения всех поставленных задач был подобран материал по временам года, также в группе составлены картотеки пальчиковых, дидактических игр. Книжный уголок регулярно пополнялся в течении года новыми красочными книжками. Также активно использовался уголок театрализованных игр.
Для работы с родителями использовала консультации на тему развития речи и влияния художественной литературы.
Активное использование художественной литературы в повседневной жизни детей благотворно повлияло на развитие речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Активизация словаря детей 3-4 лет».
Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов обих...
ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
План по самообразованию воспитателя второй младшей группы «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к морально-этическим нормам посредством чтения художественной литературы»
План по самообразованию воспитателя второй младшей группыЧулковой Ирины Валерьевны Тема: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к морально-этическим нормам посредством чтения...
План по самообразованию воспитателя младшей группы по теме: "Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет через нетрадиционную аппликацию нитками."
Краткий план по самообразованию на год воспитателя младшей группы по нетрадиционной технике аппликации нитками....
Детско-родительская встреча во второй младшей группе на тему «Развитие связной речи детей 3-4 лет»
Цель: раскрыть значение развития связной речи во всестороннем развитии речи ребёнка....
План по самообразованию во второй младшей группе по теме «Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора»
Планирование включает в себя работу с детьми, родителями и коллегами....