Самообразование воспитателя второй младшей группы на тему: Развитие речи детей 3-4 лет через художественную литературу.
материал (младшая группа)

Благис Ольга Сергеевна

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1».

Отчет по самообразованию воспитателя второй младшей группы на тему:

Развитие речи детей 3-4 лет через художественную литературу.

Воспитатель: Благис О.С.

Черняховск 2018-2019г.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Книга всегда была и остается основным источником формирования  правильно развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный запас, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать. Поэтому темой своей работы по самообразования я выбрала: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу».

Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Задачи:

  1. Проанализировать роль художественной литературы в речевом развитии детей.
  2. Сформировать интерес к художественной литературе.
  3. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  4. Знакомить с различными жанрами.
  5. Совершенствовать художественно – речевые навыки детей.
  6. Развивать творческие способности.

План работы.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

5.  Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.

6.  Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.

7. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.

8. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М.: Сфера, 2012. - 288 с.

9. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.

10. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу. Часть 1 (3-4 года). - М. : Баласс, 2008. - 64 с.

Работа с детьми

Октябрь

Ноябрь

Октябрь –май

Ноябрь

Январь

Март

Апрель

Знакомство с  художественной литературой на тему «Осень». Чтение стихотворений наизусть.

Знакомство детей с разными жанрами художественной литературы: потешки, попевки, загадки.

Использование художественного слова в режимных моментах.

Пальчиковые игры.

Знакомство с художественной литературой по теме «Зима».

Театрализованная деятельность по русским народным сказкам.

Знакомство с художественной литературой по теме «Весна».

Развлечение «В гостях у сказки».

Подборка литературы по теме

Картотека пальчиковых игр

Подборка художественной литературы по теме

Инсценировка  русской народной сказки «Репка», «Теремок».

Чтение стихотворений наизусть

Работа с родителями

Ноябрь

март

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3-4 лет».

самореализация

Апрель

Май

Открытый показ НОД

Отчет о проделанной работе по теме самообразования.

Открытое занятие по ХЭР «Птички в гнездышках» - использование художественной литературы во время занятия и развитие речи детей.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу.

 Развитие связной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

       Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

       Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) .

 В процессе работы над данной темой мною была изучена следующая литература:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

5.  Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.

6.  Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.

7. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.

8. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М.: Сфера, 2012. - 288 с.

9. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.

10. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу. Часть 1 (3-4 года). - М. : Баласс, 2008. - 64 с.

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе он уже никогда не полюбит художественную литературу.

До сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием слушают сказки, стихи и потешки, а также играю в пальчиковые игры и игры с словесным сопровождением. Поэтому темой самообразования я выбрала развитие речи через художественную литературу. Я считаю, что художественная литература имеет большое значение для развития речи детей.

Для работы над данной темой, мною была поставлены следующие задачи:

  1.  Проанализировать роль художественной литературы в речевом развитии детей.
  2. Сформировать интерес к художественной литературе.
  3. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  4. Знакомить с различными жанрами.
  5. Совершенствовать художественно – речевые навыки детей.
  6. Развивать творческие способности.

Для решения всех поставленных задач был подобран материал по временам года, также в группе составлены картотеки пальчиковых, дидактических игр. Книжный уголок регулярно пополнялся в течении года новыми красочными книжками. Также активно использовался уголок театрализованных игр.

Для работы с родителями использовала консультации на тему развития речи и влияния художественной литературы.

Активное использование художественной литературы в повседневной жизни детей благотворно повлияло на развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Активизация словаря детей 3-4 лет».

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов обих...

ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

План по самообразованию воспитателя второй младшей группы «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к морально-этическим нормам посредством чтения художественной литературы»

План по самообразованию воспитателя второй младшей группыЧулковой Ирины Валерьевны Тема: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к морально-этическим нормам посредством чтения...

План по самообразованию воспитателя младшей группы по теме: "Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет через нетрадиционную аппликацию нитками."

Краткий план по самообразованию на год воспитателя младшей группы по нетрадиционной технике аппликации нитками....

Детско-родительская встреча во второй младшей группе на тему «Развитие связной речи детей 3-4 лет»

Цель: раскрыть значение развития связной речи во всестороннем                 развитии речи ребёнка....